Обилие отчетов на тему «как я провел лето» в блогосфере SKI.RU показывает, что пора поговорить о чем-то приятном. Снег, солнце, синее небо — вот вечные темы, если не считать, конечно, занудных описаний спусков и подъемов. Надеюсь, что небольшое количество фотографий немного скрасят экскурсоводное «посмотрите направо, посмотрите налево»...
Круговой маршрут в итальянских Доломитах под названием Селла Ронда я ездил не один раз, — как по часовой, так и против часовой стрелки. Возможно кто-то еще не в курсе — «зеленый» маршрут (то есть отмеченный этим цветом на картах и табличках указателей), закрученный против часовой, легче и проще, чем «оранжевый», хотя, положа руку на сердце, не очень-то они и отличаются. Общая длина маршрута — порядка 40 км, но лишь немногим больше половины его придется проехать на лыжах, остальное — только на подъемниках.
Честно говоря, сам я расцениваю Ронду лишь как путь, связующий то ли три, то ли четыре долины — Валь Гардену, Альта Бадию и Валь ди Фассу (ага, значит три все-таки), пусть и очень красивый. Но на посещении Селла Ронды в марте этого года настояла супруга — побывав в Доломитах летом, она жаждала красот и приключений также и в зимне-весенний период.
Поскольку время (речь о второй половине марта) как бы позволяло оторваться от идеально ровных, широких и длинных трасс нашего «домашнего» региона Кронплатц, я таки согласился.
Из долины Пустерия (Пустерталь) до самого популярного района Dolomiti Superski, теоретически можно добраться своим ходом. Для этого нужно перевалить через макушку Кронплатца, спуститься в городок Сан Виджилио, подняться из него на горку Пиц де Плаес и по единственной «черной» трассе спуститься в поселок Пикулин — к остановке бесплатного лыжного автобуса.
Накануне нашего круиза, буквально ночью, в Доломитах прошел снегопад. В Пустертале его последствия ощущались не сильно — внизу снег практически весь растаял, дороги почистили, солнышко светило, туман рассеялся — чего бы и не поехать? Поехали.
После поворота на Сан Виджилио дорога стала покрываться ледяной корочкой, а поднявшись в долину Бадия, я уже искал хотя бы небольшие проталинки на асфальте, чтобы зацепиться за него резиной (M+S).
Все участники движения крались по дороге «на цыпочках» и были предельно вежливы. Короче, добрались мы до Корвары и стали подниматься в кабине подъемника Боэ (Boe). По дороге я все думал, как же мне убить двух зайцев: покататься самому и не слишком напрягать Людмилу? Постепенно в голове сформировался маршрут — «оранжевый», с «зависанием» в самых, с моей точки зрения, красивых и значимых точках. Короче, поехали.
От верхней станции канатки Боэ едем дальше вверх — на архаичном двухкресельнике Vallon, на высоту 2550 метров. Канатка вытягивает к вертикальным бастионам Piz Boe — пика Боэ, по имени которого и названа гондола из Корвары.
Отсюда в обратном направлении ведет «условно черная» трасса, проехаться по которой не так уж и много желающих — по сравнению с основным маршрутом вокруг массива Селла. Полюбоваться видами не дает сильный ветер и, черт возьми, тут холодно! По мягкой вельветовой гребенке спускаемся на 500 метров по вертикали и выезжаем на трассу «основного» маршрута в сторону Пассо Камполоньо. Солнечная сторона, свежий снег и толпы народа мгновенно превращают довольно интересную по рельефу
«красную» трассу в вязкий бугрятник.
Слышу, как за спиной ругается супруга — бугры она не любит и ездить по ним уметь не хочет. В качестве компенсации предлагаю ей метнуться в сторону — поднимаемся на Cherz (2100 метров), пологую светлую поляну на самом краю плато Альта Бадии. Видимо, ратраки ходили тут только вечером, потому что на жестком покрытии лежит сантиметров 10 свежего снега. Приятно…
Возвращаемся на «оранжевый маршрут» — очередь на подъемник Bec de Roces и спуск по убитой трассе с толпой народу в сторону Араббы показали нам, что в этой жизни не все так просто. Зато виды на Порта Весково, гору над Араббой и белоснежную вершину Мармолады (3342 метров) за ней, безусловно, впечатляют.
Спускаемся в Араббу и попадаем в толпу желающих подняться на Порта Весково (2478 метров) и тех, кто стремиться уехать на Мармоладу. Обходим очередь на мощный маятник и пробираемся к кабинам гондольного подъемника — основная масса народа выходит на промежуточной станции Pescoi и дальше ехать в не слишком новых и удобных кабинах уже свободно. Зато на верхнем пятачке Порта Весково — аншлаг. Народ катит по узкой верхней полке и тормозит перед широким крутяком. Здесь почти всегда темно, холодно и бугристо.
Отсюда — если уходить влево — продолжение «оранжевого маршрута» в сторону перевала Pordoi. Но не покататься по трассам, которые уходят в направлении Араббы, было бы неправильно. К тому же приятным сюрпризом стал для меня новый кресельный подъемник, построенный немного выше и в стороне от старой двухкреселки Portados. Кстати, до сих пор его почему-то нет в схеме Араббы на сайте dolomitisuperski.com.
Спустившись по красной трассе в Pont de Vauz, по пути переругавшись с каким-то туристом из Германии (задел его палку, на что он заявил, что меня надо расстрелять, в результате чего немец был по-русски послан по прямому адресу) и поднявшись на Пассо Пордой, понял, что идея заехать на саму вершину Sass Pordoi (2950 метров) не состоятельна по причине штормового ветра наверху.
Поэтому решили просто перекусить в ресторане напротив — Sasso Bece на Бельведере, над «домашней» зоной катания тех, кто живет в поселке Канацеи в Валь ди Фассе. Кстати, в этом ресторане забавная система заказа — вначале еду и напитки нужно выбрать по меню, затем пойти оплатить в кассе бара, потом показать чек официанту и только потом получить заказ.
Но на деле ничего сложного, есть даже «специальные» официанты, пытающиеся говорить по-русски.
Преодолев половину Селла Ронды, через окошко любуемся массивом Саслонг — нам как раз в ту сторону. Продолжение про вторую половину катания по кругу, трассу Саслонг и бугры на Dantercepies следует далее...