Эксклюзивное интервью двукратного олимпийского чемпиона «Вечернему Новосибирску».
Всегда был уверен в том, что, чем известнее человек, тем проще с ним общаться. Это я о спортсменах, за остальных не ручаюсь. Лишний раз подтвердил то, что в спорте высоких достижений добиваются, как правило, люди прямые и открытые, двукратный олимпийский чемпион в биатлоне Сергей Чепиков, которого на днях чествовали в областной администрации.
Серебряный призер Туринской Олимпиады Чепиков не смог приехать в Новосибирск в марте, когда поздравляли наших замечательных спортсменок — Анну Богалий-Титовец и Светлану Ишмуратову. Так что Сергею и его тренеру Александру Печерскому свои подарки и порции поздравлений пришлось принимать только в конце мая.
Губернатор Виктор Толоконский собирался лично поздравить Чепикова, да неотложные дела не позволили. Но вице-губернатор Андрей Филичев засвидетельствовал, что Толоконский рад тому, что Сергей Чепиков на прошедшей Олимпиаде представлял Новосибирскую область.
— Спасибо огромное за те добрые слова, которые вы говорили о нас с Александром, — ответил Сергей, выслушав все поздравительные речи. — Ощущая такую поддержку, можно сказать только одно: будем выступать дальше и радовать вас своими успехами. Я не скрываю, что собираюсь готовиться к Олимпиаде-2010 в Ванкувере. А там — чем черт не шутит? — в 2014-м, может быть, выступлю и в Сочи, если мы получим право на проведение Игр.
Глава областного спортивного ведомства Александр Солодкин заявил, что контракт с Сергеем продлевается, и все необходимые для проживания и тренировок условия будут созданы. По окончании официальной церемонии Сергей Чепиков дал эксклюзивное интервью «Вечернему Новосибирску».
— Сергей, какой по счету была для вас Туринская Олимпиада?
— Шестой. А первая была в Калгари в 1988 году, когда мы стали чемпионами в эстафете.
— Извините за некорректный вопрос: вам в вашем возрасте не надоело соревноваться?
— Вы не первый, кто меня об этом спрашивает. Скажу, что перебарывать себя мне не приходится. Пока у меня есть интерес, есть возможности, я буду выходить на старт. Тем более что спорт так просто не отпускает. Я чувствую потребность постоянно находиться в хорошей физической форме. А соревнования повышают уровень адреналина в крови. Это трудно объяснить словами, но, поверьте, я получаю удовольствие от того, что могу биться с сильнейшими биатлонистами мира.
— Не боитесь пропустить момент, когда какие-нибудь мальчишки будут вас обыгрывать «в одну калитку»?
— Абсолютно нет. Я прекрасно знаю свои возможности, опыт за плечами немалый, дабы здраво оценивать свои силы. Если пойму, что не могу конкурировать с лидерами, сразу же уйду из спорта. Но пока я понимаю, что способен конкурировать со всеми. А что до молодежи, то они — хороший раздражитель, если можно так сказать. В России сейчас хорошее молодое поколение. Это Максим Чудов, Ваня Черезов, Николай Круглов. Подождите год-два, и эти парни будут выигрывать крупные турниры.
— Тем не менее серебряную олимпийскую эстафету вытащили на своих плечах «старики»: Чепиков и Ростовцев…
— Тут все просто. У нас больше опыта, и мы знаем, как нужно концентрироваться на самые главные гонки. Однако не стал бы говорить, что эстафету вытащили мы с Павлом. Вспомните Колю Круглова. Он замечательно прошел свой этап. А ведь соперники у него были не из слабого звена: Оле-Эйнар Бьорндален, Рафаэль Пуаре, не помню кто из немцев бежал с Колей… Так что это — наше общее серебро. Да в эстафетах по-другому и не бывает.
— Во время трансляций из Турина комментаторы говорили, что для Чепикова это последний старт в карьере. И вот вы заявляете, что готовитесь к новой Олимпиаде.
— Не знаю, что говорили по телевидению, но я никогда и никому не говорил, что собираюсь уходить из спорта. Как бы правильно сформулировать? Я обречен на занятия спортом. Пока я получаю удовольствие от того, что делаю, буду заниматься биатлоном. И счастлив этим.
— Биатлон становится все более возрастным видом спорта. Ведь все лидеры уже находятся в солидном возрасте.
— В принципе, вы правы. Но сейчас идет смена поколений. Наглядный пример — сборная Германии. У них очень длинная скамейка. Помимо опытных Фишера, Гросса есть молодые ребята — Грайс, Реш и другие. Примерно такая же картина в норвежской команде. О нашей сборной я уже говорил.
— Сергей, кто-нибудь способен сегодня помешать в распределении медалей большой тройке: Германии, России и Норвегии?
— Не забывайте, что очень сильны французы. Есть талантливые спортсмены в командах Украины и Белоруссии. Некоторый провал наблюдается в итальянском биатлоне. Последним человеком, который мог обыграть нас, был Андреас Цингерле, но он уже давно не бегает. А возвращаясь к украинцам и белорусам, отмечу, что большинство их лидеров — это те люди, которые в силу разных обстоятельств не смогли пробиться в российскую сборную. Проблема этих команд в том, что все спортсмены достаточно возрастные, и достойной смены им не видно.
— В ближайшее время кто-то может преподнести сюрприз из не перечисленных вами команд?
— Единственная команда, которая может отличиться неожиданно, это сборная Китая. У них сумасшедшая мотивация. Вы сами видели, что в последние два года китайцы приблизились к элите. Их проблема в том, что в стране нет квалифицированных специалистов в области биатлона. Но, насколько я знаю, китайская федерация уже заключила ряд контрактов с иностранными тренерами, которые будут готовить спортсменов к ближайшим стартам.
— Что больше всего запомнилось, кроме серебряной медали?
— Прежде всего, огромное количество российских болельщиков на трибунах. Поверьте, эту поддержку мы, спортсмены, ощущали. Нам это помогало. Я уже говорил, что для меня это шестая Олимпиада, но такого отношения российских болельщиков я не видел нигде, кроме Турина. А из чисто спортивных впечатлений… Такой тяжелой трассы я за свою многолетнюю жизнь в спорте нигде не видел. Сильно давило то обстоятельство, что трасса находилась на высоте 1800 метров над уровнем моря. Ощущения были не из приятных. Тем более что накануне мы выступали на этапе Кубка мира в Рупольдинге, где почти всей командой подхватили грипп. Пришлось долечиваться уже в Турине.
— Ваше мнение о скандале вокруг Ольги Пылевой.
— Мы все переживали и переживаем за Ольгу. Свою медаль она выиграла честно. Тот препарат, который оказался запрещенным, Ольге при всем желании не мог бы помочь выиграть в честной борьбе. Она чисто выиграла серебро Олимпиады, и тем обиднее, что ее лишили его. Вся эта шумиха не стоит выеденного яйца: просто произошла ошибка по недосмотру врачей, вот и все. Больше добавить мне нечего.
— Официально вы выступаете за Екатеринбург и Новосибирск. Какой город вам ближе?
— Уф, так просто и не ответишь… Родители у меня живут в Бийске, жена с детьми — в Екатеринбурге. Но сегодня прилетел в Новосибирск и сразу же, вдохнув воздух, понял, что я дома. Так что однозначно ответить на ваш вопрос не могу.
— Вас уже достали этим вопросом, и все же: почему вы на какой-то период перешли в лыжный спорт?
— Те четыре года, которые я провел в лыжах, буду помнить всю жизнь. Были и успехи, и неудачи, но нисколько не жалею, что попробовал себя в ином виде спорта. Просто был такой период, когда требовалась некоторая эмоциональная встряска, хотелось переключиться. Потом у меня был момент, когда я года три не занимался профессиональным спортом, успел даже сняться в кино. Наша студия предложила мне главную роль, и я подумал: а чего отказываться, давай попробую? Но через некоторое время понял, что не могу без большого спорта. Начал восстанавливать форму и вернулся в биатлон.
— У вас за плечами шесть олимпиад. Нужен ли вам тренер?
— Мы сейчас работаем в тандеме с Александром Печерским, и меня все устраивает. Только наивный человек может полагать, что опытным спортсменам тренер не нужен. Конечно, главные вещи я понимаю и регулирую сам. Но обязательно рядом должен быть человек, который может со стороны что-то подсказать, посоветовать.
— Рано или поздно вам придется завершить карьеру действующего спортсмена. Задумывались над тем, чем будете заниматься дальше?
— Пока я планирую выступать, поэтому не думаю о том, что будет дальше. Однако тренером точно не буду. Я имею в виду должность тренера в сборной. Поработать с начинающими спортсменами я готов. А вообще я настроен на то, чтобы решать социальные проблемы в меру своих сил. Я не говорю о масштабных проектах, но создать ребятишкам возможность заниматься спортом в своих дворах, думаю, в моих силах.
— Последний вопрос. Жена не ругает вас за постоянные сборы, тренировки, соревнования?
— Вы будете смеяться, но нет. Моя супруга Елена говорит: «Ты стал зарабатывать хорошие деньги, и мы с детьми можем съездить на курорт».
— А дети не собираются пойти по вашим стопам?
— Про Елизавету пока говорить рано, ей всего три годика. А вот сын Прохор всерьез настроен заняться футболом. В ближайшее время я поеду с ним в Москву, чтобы показать его серьезным специалистам. Прохору уже 12 лет, тот возраст, когда пора принимать решение: либо ты серьезно занимаешься спортом, либо нет.
— То есть вы находите свободное время на семью?
— Для меня нет разделений на свободное и несвободное время. Если дело касается семьи, то я готов отказаться от всего и сказать: «Я свободен!».
Комментировать