Сочи открывает зимний сезон. Только за новогодние каникулы здесь ждут более 250 тысяч гостей. В этом году для горнолыжников и сноубордистов в олимпийской столице подготовлена самая большая зона катания в стране. О том, что ждет райдеров, о безопасности, фрирайде и крокусах рассказал заместитель генерального директора по эксплуатации курорта «Роза Хутор» Сергей Чернов.
- Курорт «Роза Хутор» сегодня самый лучший и крупный в нашей стране. Что предложите гостям в новом зимнем сезоне?
- Сегодня курорт обладает самой большой в России зоной катания, которая более 100 километров. Новинкой предстоящего сезона станут две трассы, расположенные на Южном склоне. Это синяя трасса для среднего уровня катания «Календула» и красная для уверенных райдеров - «Черника». Их общая протяженность составит три километра, а это означает, что теперь на курорте будет доступно 105 километров трасс. Кроме того, на «Роза Хутор» появятся два новых подъемника – их общее количество достигнет 32. Они будут ленточного типа. Один из них, протяженностью 156 метров, расположен на Южном склоне на высоте 1950 метров над уровнем моря. Он оснащен специальной галереей, которая защищает от снега и ветра. Другой подъемник - на Финишной зоне. Здесь впервые организован учебный склон, предназначенный для занятий с детьми. Он пологий, поэтому идеально подходит для начинающих горнолыжников и сноубордистов.
- Трассы курорта «Роза Хутор» носят очень необычные названия…
- Так и есть. Мы очень бережно относимся к богатому культурному и природному наследию региона. Например, у нас есть трассы «Примула» и «Примавера», есть подъемники «Эдельвейс» и «ВерОника». Все это названия растений, которые произрастают на территории нашего курорта.
- Какие сегодня трассы существуют на «Роза Хутор» и как готовилась инфраструктура к новому сезону?
- Сегодня на нашем курорте есть трассы всех уровней сложности – самые легкие зеленые, синие и красные для тех, кто уверенно стоит на лыжах, черные для профессионалов. Всего их 52, все они сертифицированы специальными организациями. Также открыты два сноупарка. Один - на высоте 1550 метров над уровнем моря, который предназначен как для новичков, так и для уверенно катающихся, и профессиональный Стешпарк, где фигуры сделаны в грунте с использованием деревьев и естественного ландшафта. Для катания в нем надо быть более подготовленным райдером. При этом мы очень внимательно следим за пожеланиями гостей и каждый год совершенствуем инфраструктуру. К новому сезону были расширены трасса «Явор» от верхней станции подъемника «Тундра» до нижней станции канатной дороги «Крокус», трасса «Горизонт» на отметке 1650 метров над уровнем моря, трасса «Тритон» выше 1900 метров над уровнем моря. В районе пересадки канатных дорог «Волчья скала», «Заповедный лес» и «Кавказский экспресс» за счет демонтажа тоннеля образована просторная открытая площадка. Таким образом транспортное соединение между тремя канатными дорогами теперь будет более комфортным.
- Такие преобразования позволят решить вопрос с очередями, которые бывают в пиковые дни?
- Расширяя существующие трассы мы делаем их более доступными для людей разного уровня катания, тем самым разгружая самые востребованные места. Например, в прошлом году мы ввели в эксплуатацию новый подъемник «ВерОника» на Южном склоне. Прежде всего мы заботились о комфорте и безопасности наших гостей. До этого в этой популярной зоне работала только одна канатная дорога «Эдельвейс». Как человек, занимающийся эксплуатацией курорта, смело скажу, что всегда лучше иметь два подъемника, чем один, чтобы в случае изменения ситуации было несколько вариантов быстро поднять всех гостей на хребет. Сегодня мы четко видим, что новым подъемником уже пользуется более одной трети гостей. Таким образом, новая канатная дорога обеспечила и безопасность, и комфорт, повысила интерес и доступность катания на Южном склоне.
- Если заговорили о безопасности, то что посоветуете горнолыжникам и сноубордистам?
- Прежде всего не забывать, что катание на горных лыжах – это не столько отдых в привычном для нас понимании, а в определенной степени любительский спорт. Мы катаемся на специальном, сложном оборудовании, рядом находятся другие участники, спуск часто проходит на достаточно большой скорости. Поэтому к безопасности нужно относиться очень серьезно. Для себя катание на горных лыжах сравниваю с ездой на автомобиле. Также как существуют правила дорожного движения, есть 10 правил FIS – Международной федерации лыжного спорта. Для нас это правила поведения на трассах. Они довольно просты, например, «Уважай окружающих» или «Контролируй скорость». Такие правила объясняют, как следует начинать движение, как осуществлять спуск, чтобы не травмировать себя и окружающих. Все правила размещены на сайте, в кабинках канатных дорог и других информационных носителях. Например, по правилам, детям до 12 лет нельзя кататься без шлема, по статистике именно шлем является одним из главных средств защиты. Поэтому в наших прокатах можно бесплатно получить шлемы для детей размера ХS. Во время катания на трассах работает патруль, который наблюдает за соблюдением правил курорта, предупреждает возможные нарушения. Если кто-то катается агрессивно, то сотрудники патруля обязательно проведут воспитательную беседу. Как ни странно, но человеческое слово оказывается очень действенным. Хочу заметить, что в стране постепенно растет культура катания. Сейчас гораздо меньше неадекватных людей на склонах. Многие стали более осознанно и ответственно относиться к катанию, например, все больше гостей делают первые шаги на лыжах и сноубордах под наблюдением инструктора. И это верно. Как мы знаем, переучиваться значительно сложнее, чем учиться с самого начала правильно. Именно инструктор научит правильной и безопасной технике катания.
- Как вы относитесь к фрирайду?
- Фрирайд, то есть катание вне трасс, существует и это данность. К осознанному фрирайду отношусь положительно. На «Роза Хутор» есть несколько зон, которые с одной стороны не обрабатываются снегоуплотнительными машинами, а с другой, находятся в нашей зоне ответственности и на контроле. Эти склоны открывают, проверяют и маркируют спасатели, мы их мониторим постоянно. Например, это трассы Крейзи Хутор и Юрьев Хутор. Фрирайд – это, прежде всего, осознанность и ответственность за себя и за группу, в которой ты катаешься, готовность прийти на помощь другому. Если ты катаешься вне трасс, в одиночку, не знаешь маршрут – это просто преступление, как в отношении себя лично, так и окружающих. Бывает, что такие горе-фрирайдеры выходят на склон, который заканчивается отвесной стеной, и просто «вываливаются» на трассу или «вылетают» на нее из леса, по которой едут горнолыжники и сноубордисты. Такого допускать нельзя!
- Одна из самых больших опасностей во фрирайде – лавины…
- У нас на курорте работает собственная Противолавинная служба, которая постоянно мониторит снего-лавинную и метеорологическую обстановку, исходя из проведенной оценки дает рекомендации, какие зоны катания открыть, а в какие ограничить доступ, производит предупредительные принудительные спуски лавин и выполняют иные задачи в целях обеспечения безопасности. Также мы ведем просветительскую работу в этом направлении. Уже три года на курорте действует специальный тренировочный лавинно-спасательный полигон, где проходят бесплатные занятия для всех желающих. Их проводят сотрудники противолавинной службы и спасатели курорта. Желающие могут узнать не только об оборудовании, которое необходимо иметь с собой всем, кто занимается фрирайдом – щуп, лопата, лавинный рюкзак, бипер, но и научиться «искать» людей под снегом, как в индивидуальном порядке, так и в составе группы. Для этого на полигоне закапывают специальные датчики, которые необходимо найти, а затем откапать. Руководители занятий рассказывают и показывают как это делать правильно и, главное, как не оказаться в подобной ситуации.
- В прошлом году в Сочи начали говорить о введении горнолыжного кодекса. Зачем он нужен?
- Сегодня взаимоотношения между курортами, лыжниками и государством, по сути дела, никак не определены на законодательном уровне - нет специальных нормативно-правовых актов, регулирующих данные отношения. Когда мы едем на автомобиле есть правила дорожного движения, которые регулируют все взаимоотношения между участниками дорожного движения. На горнолыжном склоне если произойдет какой-то несчастный случай, то разбирательства будут идти в рамках действующих нормативно-правовых актов (гражданский кодекс, административный и уголовный кодекс и др.). Например, сегодня при возникновении каких-либо ситуаций на трассах, практически вся ответственность лежит на курортах. При этом все мы понимаем, что курорты должны и обеспечивают безопасные условия, но при этом каждый катающийся, должен сам четко оценивать свои силы и возможности. Он должен уметь пользоваться подъемниками, выбирать трассы по собственному уровню. Для решения таких вопросов нужны специализированные правила. Поэтому курорты Сочи создали специальную рабочую группу и совместно с местными органами исполнительной власти приступили к разработке проекта этого документа. Уже есть первый наработки, сегодня они находится на рассмотрении властей города и края.
- Сколько тонкостей, оказывается. А как вообще работает курорт «Роза Хутор»?
- Курорт – это настоящий город, в котором постоянно взаимодействуют все службы. Подготовка к новому дню катания происходит ночью. Пока все спят трудятся оснежители, растракисты, специалисты канатных дорог – слесари и механики, противолавинная служба – метеорологи и синоптики, инженеры, которые оценивают погодные условия. Всего в «службе горы» трудятся более 500 специалистов. Я считаю, что это лучшая команда в своих специальностях в России. Для производства снега на «Роза Хутор» используются более 400 пушек оснежения. Трассы укладывают 25 ратраков. Это по-настоящему космические машины, которые совмещают в себе и механику, и гидравлику, и электронику. На курорте созданы и успешно работают Регламенты взаимодействия служб при различных условиях - от ежедневного открытия/закрытия, до нестандартных ситуаций. Если говорить об ежедневном открытии курорта, то процесс выглядит в целом так: рано утром на склоны выходят лавинщики, которые оценивают состояние снежного покрова и дают заключение об открытии тех или иных зон для работы служб. Служба трасс расставляет знаки навигации, вешки, их у нас более 6000 штук, большое количество сетей безопасности и иных средств навигации. Одновременно с этим по трассам проезжают спасатели, они оценивают состояние полотна, погодные условия, их приемлемость для катания гостей (ветер, видимость и пр.). Ответственный руководитель управления канатных дорог докладывает о готовности к работе с гостями. Вся информация консолидируется у оперативного дежурного по курорту и после ее анализа принимается решение об открытии катания и возможных ограничений. Днем проходит постоянный мониторинг трасс, погодных условий. И так круглосуточно все 140 дней зимнего сезона. Это большая, сложная, но интересная работа большого слаженного коллектива единомышленников, подчас ее не видно, но она есть, и если гости приезжают к нам из года в год, значит мы делаем ее хорошо.