Сертификацию горнолыжных инструкторов предлагают сделать обязательной
Закрепить понятие «горнолыжный инструктор» в законодательстве и сделать для них обязательным прохождение сертификации предлагает зампред Комитета Госдумы по физической культуре, спорту, туризму и делам молодежи, председатель подкомитета по туризму Сергей Кривоносов. Он рассказал, что подготовил проект поправок в Закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», которые собирается внести на рассмотрение палаты осенью.
Возможно, говорит депутат, что в дальнейшем сертифицирование коснётся инструкторов по всем экстремальным видам спорта, в том числе и летним:водным лыжам, сёрфингу, скейтбордингу и вейкбордингу.
«В России сейчас отсутствуют механизмы, которые бы регулировали деятельность инструкторов, — пояснил депутат. — Катанию на горных лыжах или сноуборде нередко обучают люди, не обладающие специальными умениями и навыками. Многие из них никак не связаны с владельцами горнолыжных трасс, на которых предлагают свои услуги, не обладают должными знаниями по безопасности поведения на склонах или пренебрегают ими».
По мнению Кривоносова, в результате такого бесконтрольного оказания услуг российские горнолыжные курорты несут значительные репутационные риски, должным образом не обеспечивается безопасность отдыхающих на горнолыжных склонах.
«Посетители горнолыжных трасс получают травмы, создаются опасные ситуации на склонах, нарушаются правила поведения, установленные на курорте. При этом ответственность за возникновение таких ситуаций и травм приходится нести, как правило, владельцу трассы», — продолжил законодатель .
Согласно готовящемуся к внесению в Госдуму законопроекту, горнолыжным инструктором будет считаться «профессионально подготовленное лицо, осуществляющее деятельность по обучению туристов и иных лиц катанию на горных лыжах и (или) сноуборде, обеспечивающее их безопасность при пользовании горнолыжными трассами».
Ещё одна новелла состоит в том, что организации и частные лица, которые предоставляют услуги по обучению туристов и иных лиц катанию на горных лыжах или сноуборде на горнолыжных трассах, смогут работать на них только после заключении договора с владельцем трассы. В нём должны определяться права, обязанности и ответственность сторон при оказании услуг.
Проект закона дорабатывается с учётом позиции Правительства и профессиональных сообществ и будет внесен на рассмотрение Государственной Думы в осеннюю сессию.
Кривоносов также считает, что должны появиться аттестованные центры подготовки инструкторов: «На наш взгляд, программы подготовки инструкторов, обучения туристов, требования к аттестации центров подготовки должны утверждаться федеральным министерством. Мы предполагаем, что в их число войдут специализированные экзамены — правила безопасности на горнолыжных склонах, методика обучения и так далее».
В дальнейшем можно будет говорить о лицензировании не только инструкторов в горнолыжном, но и других экстремальных видах спорта. «Туристы должны получать за свои деньги услуги инструкторов на качественном уровне, под «качеством» я имею в виду, в первую очередь, — здоровье и безопасность туристов. При работе с законопроектом обязательно учтём мнения федераций экстремальных видов спорта, в целом, такая законодательной инициатива возможна», — резюмировал Сергей Кривоносов.
Порой борьба с нелегальными инструкторами на курортах принимает странные обороты. Москвичку Екатерину Стариченко приняли за «чёрного» инструктора, когда она обучала катанию на лыжах своего ребёнка на одной из трасс Красной Поляны.
«Примерно через час катания на экране турникета высветилась надпись: «билет в стоп-листе». Я с недоумением обратилась к канатчику, тот сказал, что мне нужно обратится в инфоцентр. Прихожу туда с уверенностью, что это ошибка и мне сейчас всё вернут на место. Администратор сказала, что мой ски-пасс заблокировали по причине подозрения в чёрном инструкторстве. Получается, что если вы тренер команды, индивидуальный тренер, методист школы другого курорта, катаетесь с друзьями, близкими и показываете упражнения, помогаете с исправлением ошибок в технике, но при этом одеты не в форму инструкторской школы, то потенциально рассматриваетесь как таксист, забирающий клиентуру у школы», — написала Екатерина на своей странице в Facebook.
В России до сих пор нет ни чётких методик работы горнолыжных инструкторов, ни принципов их аттестации, считает основатель проекта о горных лыжах Yourski.ru Роман Костров.
«Белый» или «чёрный» инструктор, сейчас определяется только по тому, на каком основании строятся отношения с курортом, на котором он работает. Если у инструктора есть клиентура, которую он может привести на курорт, то надо не с ним бороться, а за него бороться», — говорит Костров. По его мнению, покупка сертификатов приведёт лишь к повышению цен на услуги и появлению ещё большего числа «чёрных» инструкторов.
«Никакой договор с владельцем трассы не повысит безопасность, с ней связана компетентность инструктора. Мы можем получить малоквалифицированных людей на трассах, но с бумажкой. — продолжил эксперт. — Я думаю, что намного эффективнее начать с методик. Со времён Советского Союза в этом плане почти ничего не предпринимается. Инструкторов учат только частные коммерческие организации, а Федерация горных лыж окончательно деградировала».
У горнолыжных центров сейчас нет инструментов для борьбы с инструкторами, которые работают неофициально, признаёт президент Национальной лиги инструкторов Ольга Даргужас:
«Если посмотреть на проблему со стороны владельца горнолыжного курорта, то он вкладывает деньги в подготовку склонов и многое другое, отчисляет налоги, держит штат сотрудников. Каким бы профессионалом не был инструктор, он должен жить по правилам, а не забирать хлеб у горнолыжного курорта, который обеспечивает всю инфраструктуру. Если с катающимся происходит несчастный случай, «чёрные» инструкторы зачастую покидают трассу в неизвестном направлении, а разбираться приходится уже курорту».
Спортивные инструкторы готовятся по определённым международным профстандартам, напомнила Даргужас. «Если говорить о лицензировании, тут же встаёт вопрос, кто его будет проводить. Есть подозрение, что это будет очередная контора, которая займётся сбором денег с инструкторов и курортов, — опасается она. — Надо понять, кто будет давать заключение о профпригодности».
Ольга Даргужас согласна с тем, что необходимы поправки, которые позволят горнолыжным курортам более чётко регламентировать трудоустройство инструкторов и бороться с теми, кто собирает деньги только свой карман, не имея никаких договорных отношений, при этом пользуясь всей инфраструктурой.
«Сообществу инструкторов, готовящим их организациям, горнолыжным курортам необходимо подключиться и создать работающий закон», — заключила она.
- 1
Может надо уже "права на управление г\л" выдавать? Тогда сразу всех охватим, вот бабло то польется....
Все это напоминает дебатируемую историю с курортным сбором...
Пора внедрять в горнолыжку практику наших дорог!
Права/сертификат инструктору, права клиенту, ежегодный техосмотр снаряги силами ГИБДД, тьфу, силами сертифицированных сервисов.
На горе знаки "Остановка запрещена", в противном случае эвакуация на штрафстоянку.
Мир сначала содрогнется от наших инициатив, а потом начнет перенимать передовой опыт....
Вообще-то идея сертификации инструкторов - правильная, применяется во всех цивилизованных и полуцивилизованных странах. Только посыл там - обеспечение качества и безопасности оказываемых услуг, а не монополизация низкокачественных услуг "хозяевами" курорта.
Откуда ноги растут - несколько месяцев назад тут обсуждалось, с подачи участника обсуждения нового закона. Газпромовские управленцы надули в уши Медведеву про засилье "черных инструкторов"
Минуточку - а кто говорит, что сертификация сама по себе неправильная? А сейчас она какая? На любом коммерческом пупыре есть "ихние сертифицированные" инструктора, ну и славно, пусть остаются себе...
Минуточку - а кто говорит, что сертификация сама по себе неправильная? А сейчас она какая? На любом коммерческом пупыре есть "ихние сертифицированные" инструктора, ну и славно, пусть остаются себе...
Сейчас нет ВООБЩЕ никакой сертификации. Многочисленные школы раздают СВОИ инструкторские корки разве что не по заказу из Интернета.
Нуууу, вполне такое СРО получается.
Если будет традиционно "хотели как лучше, а получилось как всегда", то вполне СРО. Просто я ни в одной стране мира, кроме России, не видел плохо катающихся инструкторов. Говорят, Андорра только немножко из России импортировала. А на наших бескрайних просторах их без счета.
Может стОит перенять зарубежный опыт? Болгарский инструктор, очень хороший, рассказывал мне, что ЕЖЕГОДНО проходит квалификацию международной комиссии, по технике катания, методике и знанию языков.
Он никак не мог поверить, что люди, возившие по болгарской горке свои группы - российские сертифицированные инструкторы.
Каждый "уважающий" себя чиновник в своей деятельности видит во главе угла "функцию регулировщика" всего и вся.....А, также в проявлении мелких и в принципе второстепенных инициатив, которые не наказуемы. О реальной востребовательности, необходимости и последствиях всерьез не помышляет. А, в руках лоббистов- чиновник "оружие главного калибра."
- 1
Предлагаю сделать обязательную сертификацию депутатов. Чтобы глупостями не занимались, а работали.
Прав был Нестор Иванович. Анархия мать порядка
- 25
- 4
- 4
Если будет традиционно "хотели как лучше, а получилось как всегда", то вполне СРО. Просто я ни в одной стране мира, кроме России, не видел плохо катающихся инструкторов. Говорят, Андорра только немножко из России импортировала. А на наших бескрайних просторах их без счета.
Может стОит перенять зарубежный опыт? Болгарский инструктор, очень хороший, рассказывал мне, что ЕЖЕГОДНО проходит квалификацию международной комиссии, по технике катания, методике и знанию языков.
Он никак не мог поверить, что люди, возившие по болгарской горке свои группы - российские сертифицированные инструкторы.
У меня первая поездка в горы была в Болгарию, и я там каталась в группе у инструктора, который нам инструкции давал, постоянно заглядывая в методичку ) И еще где-то читала рассказ австрийского инструктора, который с нуля учился кататься на инструкторских курсах и работать потом пошел.
- 2
У меня первая поездка в горы была в Болгарию, и я там каталась в группе у инструктора, который нам инструкции давал, постоянно заглядывая в методичку ) И еще где-то читала рассказ австрийского инструктора, который с нуля учился кататься на инструкторских курсах и работать потом пошел.
Так вона чо, вот где таланты губют. А вождь с заклонными мельницами воюет
У меня первая поездка в горы была в Болгарию, и я там каталась в группе у инструктора, который нам инструкции давал, постоянно заглядывая в методичку ) И еще где-то читала рассказ австрийского инструктора, который с нуля учился кататься на инструкторских курсах и работать потом пошел.
Болгарский инструктор вполне мог сверять с русским текстом методички, чтобы не сбить людей с толку. Про австрийского инструктора - на ски. ру?
Тот инструктор, про которого я написал, мою дочку за 1 (ОДИН) час научил резаному повороту после многолетнего закатанного скОканья.,
- 25
- 4
- 4
Так вона чо, вот где таланты губют. А вождь с заклонными мельницами воюет
По что вождя в бан упекли?
- 25
- 4
- 4
Болгарский инструктор вполне мог сверять с русским текстом методички, чтобы не сбить людей с толку. Про австрийского инструктора - на ски. ру?
Тот инструктор, про которого я написал, мою дочку за 1 (ОДИН) час научил резаному повороту после многолетнего закатанного скОканья.,
Не, про австрийского инструктора где-то на англоязычных форумах читала, на эпикски наверное. Он сам про себя писал. Я тогда подумала - надо ж, и у австрийцев такое бывает...
кроме того есть ещё ВАГИ, очередное колесо изобретаем?
- 1
- 1
- 1
- 1
Инструктор будет отвечать за безопасность? Это действительно "новелла"
- 1
- 1
вообще фраза "сертификация инструкторов "икстримального спорту" в отношении обучальщиков толстожопых росиянцев и их жен плугу - это просто Хармс какой-тоУ них очень быстрая автосертификация.
Ну что могу сказать,,, Очередной отъём денег у населения, уже не знают, на кого наступить.
По теме: Понятие" инструктор по горным лыжам" уже существует. Сертификация инструкторов тоже есть по 4 школам, где, насколько я точно знаю, техника безопасности на склонах на 1 месте.
И зачем нам ещё аттестованные центры подготовки инструкторов, которые предлагает Кривоносов, если они уже существуют?
Согласна с Романом Костровым: " Если у инструктора есть клиентура, которую он может привести на курорт, надо не с ним бороться, а за него бороться"
Поддерживаю Ольгу Даргужас:"Кто будет давать заключение о профпригодности?"
На мой взгляд, должны появиться не новые центры аттестации инструкторов, а лыжный патруль,контролирующий технику катания и безопасности туристов на ГЛК. При отсутствии контроля скорости и нарушения правил безопасности туристам рекомендуется ( не навязывается) пройти курс обучения в школах при горнолыжном курорте, при отказе-блокировка скипасса .
Если вы не умеете водить авто, то вам не дают права, ведь правда? А если вы не владеете лыжами, почему вы имеете право ими управлять? Это опасно для вас и окружающих. Сдайте тест, экзамены, и получите это право, если нарушаете и подвергаете опасности других .
По-моему, об этом надо думать в Госдуме. Во всех цивилизованных странах приветствуются клубные инструкторы, привозящие своих клиентов на различные международные горнолыжные курорты, при этом им предоставляются скидки на скипассы. О безопасности надо думать, безусловно, но правильно, логично и без ущерба для инструкторов, курортов и туристов.
На мой взгляд, должны появиться не новые центры аттестации инструкторов, а лыжный патруль,контролирующий технику катания и безопасности туристов на ГЛК. При низком уровне катания и нарушения правил безопасности туристам рекомендуется пройти курс обучения в школах при горнолыжном курорте, при отказе-блокировка скипасса .
Вот это золотая жила! Точно в Думе прокатит. Только все туристы уедут в те страны, где такого навязанного обучения нет.
Надо это еще распроcтранить на велосипеды, ролики, самокаты, и т.п. ... можно и на плохую технику бега замахнуться ....
Вот это золотая жила! Точно в Думе прокатит. Только все туристы уедут в те страны, где такого навязанного обучения нет.
Надо это еще распроcтранить на велосипеды, ролики, самокаты, и т.п. ... можно и на плохую технику бега замахнуться ....
Да нет, Миша, я не навязываю обучения, просто не допускать, тех, чья техника безопасности нарушена. Ты же не едешь на авто, если прав нет. А про велосипеды, знаешь, сбили меня, подрезали, нарушив технику безопасности. И кто теперь защитит? Госдума? Пусть едут в др. страны, где нет навязанного обучения. А ты что предлагаешь?
Вот это золотая жила! Точно в Думе прокатит. Только все туристы уедут в те страны, где такого навязанного обучения нет.
Так пусть они туда и уезжают, и иностранцы за них отвечают. Я думаю о нашей стране.
Да нет, Миша, я не навязываю обучения, просто не допускать, тех, чья техника безопасности нарушена. Ты же не едешь на авто, если прав нет. А про велосипеды, знаешь, сбили меня, подрезали, нарушив технику безопасности. И кто теперь защитит? Госдума? Пусть едут в др. страны, где нет навязанного обучения. А ты что предлагаешь?
Предлагаю вообще запретить велосипед как средство ОЧЕНЬ повышенной опасности для окружающих
Так, к слову: понятия "подрезать" нет в ПДД РФ. Есть понятие нарушения правил движения по рядам.
Фанатизм как и радикализм в любой области бытия до хорошего не доводит, как правило в итоге имеем негативный результат. А, нормального взвешенного решения этого вопроса реально пока никто не выдвинул. Только популизм и лишний пиар. Грамотное решение этого вопроса несет системный характер проблематики эксплуатации горнолыжных курортов в целом и общей культуры поведения в частности. Велосипед изобретать не надо, просто стоит грамотно проанализировать и перенести международный опыт в нашу действительность , с некой поправкой на местный менталитет. Не вижу реально заинтересованных профессионалов , кто способен это сделать, да и позволят -ли пиарщики.
Так и будет. И остануться наши инструкторы без работы, патрули тоже ....
Никогда, при правильной организации.
Предлагаю вообще запретить велосипед как средство ОЧЕНЬ повышенной опасности для окружающих
Нет, не правильный ответ. Средством повышенной опасности можно эффективно управлять при соблюдении правил безопасности.
Никогда, при правильной организации.
Нет, не правильный ответ. Средством повышенной опасности можно эффективно управлять при соблюдении правил безопасности.
1. Неправильный пишется вместе.
2. Правила безопасности бывают на рабочем месте, а на дороге, велотрассе и т.п. - Правила Дорожного Движения. (Или Правила соревнований, если это спорт)
Фанатизм как и радикализм в любой области бытия до хорошего не доводит, как правило в итоге имеем негативный результат. А, нормального взвешенного решения этого вопроса реально пока никто не выдвинул. Только популизм и лишний пиар. Грамотное решение этого вопроса несет системный характер проблематики эксплуатации горнолыжных курортов в целом и общей культуры поведения в частности. Велосипед изобретать не надо, просто стоит грамотно проанализировать и перенести международный опыт в нашу действительность , с некой поправкой на местный менталитет. Не вижу реально заинтересованных профессионалов , кто способен это сделать, да и позволят -ли пиарщики.
Сделайте сложное- простым, а скучное-интересным. И вам цены не будет.
1. Неправильный пишется вместе.
2. Правила безопасности бывают на рабочем месте, а на дороге, велотрассе и т.п. - Правила Дорожного Движения. (Или Правила соревнований, если это спорт)
Зануда, не цепляйтесь. Я не грамотная.
На мой взгляд, должны появиться не новые центры аттестации инструкторов, а лыжный патруль,контролирующий технику катания и безопасности туристов на ГЛК. При отсутствии контроля скорости и нарушения правил безопасности, туристам рекомендуется ( не навязывается), пройти курс обучения в школах при горнолыжном курорте, при отказе-блокировка скипасса .
Если вы не умеете водить авто, то вам не дают права, ведь правда? А если вы не владеете лыжами, почему вы имеете право ими управлять? Это опасно для вас и окружающих.
Я вот не понимаю тех, кто минусы ставит. То есть, если вас сбил человек, не владеющий лыжами/ бордом, вы получили травму, молчать будите?
Ключевое слово "рекомендуется", а не "навязывается" и только для тех, кто нарушает правила поведения на склоне и не может контролировать скорость.
Лыжный патруль должен выявлять именно "летающих ломов", а не начинающих, которые может и допускают ошибки в технике, но при этом контролируют свою скорость и соблюдают правила поведения на склоне. Поэтому лыжный патруль можно назвать контролирующим органом.
Даже Всевышний не смог решить данную диллему.
Тогда не спорьте.
Молчите и не спорьте дальше. Или говорите и дискутируйте, что гораздо лучше.
Если вы нарушили ПДД, вас остановят, пришлют письмо, наложат штраф, правда? А с лыжами так нельзя? На клиента надо ответственность возложить, а не на иструктора.
Молчите и не спорьте дальше. Или говорите и дискутируйте, что гораздо лучше.
Если вы нарушили ПДД, вас остановят, пришлют письмо, наложат штраф, правда? А с лыжами так нельзя? На клиента надо ответственность возложить, а не на иструктора.
Так Уголовный и Административный кодексы никто не отменял. И разбор должен проходить по ним. В этом плане столкновение на склоне ничем не отличается от драки или подножки.
А какая связь между чуваком кого-то сбившего и тотальной сертификацией инструкторОв?
Сертификация инструкторов здесь ни при чём, я о том, что что лыжный патруль должен контролировать тех, кто катается на склонах не имея уровня технической подготовки и знаний о технике безопасности.
Молчите и не спорьте дальше. Или говорите и дискутируйте, что гораздо лучше.
Если вы нарушили ПДД, вас остановят, пришлют письмо, наложат штраф, правда? А с лыжами так нельзя? На клиента надо ответственность возложить, а не на иструктора.
Дык все существует. Есть горнолыжные страховки , гражданские судебные иски.
Так Уголовный и Административный кодексы никто не отменял. И разбор должен проходить по ним. В этом плане столкновение на склоне ничем не отличается от драки или подножки.
ДОЛЖЕН, но по факту не происходит, к сожалению.
Мне вот "подножку" на велике подставили, но по адм. отвественности вину не признали, свидетелей нет. По уголовной в суд могу подать по инвалидности, но поди докажи, деньги заплати, вернуться ли???
Сертификация инструкторов здесь ни при чём, я о том, что что лыжный патруль должен контролировать тех, кто катается на склонах не имея уровня технической подготовки и знаний о технике безопасности.
Бред. Я один раз "соприкоснулся" (почти врезались) с тренером Итальянской команды. Оба ехали на GS, быстро. Поверь - уровень и знания достаточные. Не надо путать массовое развлечение со спортом времен СССР.
ДОЛЖЕН, но по факту не происходит, к сожалению.
Мне вот "подножку" на велике подставили, но по адм. отвественности вину не признали, свидетелей нет. По уголовной в суд могу подать по инвалидности, но поди докажи, деньги заплати, вернуться ли???
Т.е. по закону сами решать вопросы не готовы, а придумать законы для других - это вперед?
Сбили - бери свидетелей, вызывай полицию. Суди виновника. Статьи давно есть в зависимости от тяжести повреждений.
Статьи есть, закона нет. Врачи все говорят, что степень тяжести тяжелая при инвалидности, по суд мед экспертизе-средней тяжести, а значит на уголовную не тянет., бери адвоката от 100 т.р
Статьи есть, закона нет. Врачи все говорят, что степень тяжести тяжелая при инвалидности, по суд мед экспертизе-средней тяжести, а значит на уголовную не тянет., бери адвоката от 100 т.р
А тут - не статьи, ни закона, зато лыжный патруль с непонятными полномочиями и критериями оценки. Совковый менталитет - вместо создания условий понаставить надзирателей.
Т.е. по закону сами решать вопросы не готовы, а придумать законы для других - это вперед?
Да, я не могу сама решать вопросы и не придумываю ничего просто предлагаю, как возможный вариант, ориентируясь на общественное мнение.
Сертификация инструкторов здесь ни при чём, я о том, что что лыжный патруль должен контролировать тех, кто катается на склонах не имея уровня технической подготовки и знаний о технике безопасности.
Лыжные патрули в цивилизованных странах пресекают, причем иногда довольно эффективно, нарушения правил, принятых на данном курорте. Техническая подготовка катальщиков их никоим образом не волнует. В основном "пресекают" тех, кто катается технически очень хорошо, но с потенциальным риском для окружающих, либо в зонах, закрытых для катания.
Почему-то предложений по созданию патрулей в госдуре нет. Есть попытки лоббировать монополизацию обучения.
Не уж то соцопрос провели, ну так делитесь, делитесь........
Ну и что вы все накинулись на меня, предложите своё что-нибудь.
Сбивали, неоднократно. Не выдержал только один раз - согнул лыжную палку (советскую, тяжелую) об сбившего. Но молча.
А почему молча?
А Вы лично прошли курсы обучения езды на велосипеде у сертифицированного инструктора? Вероятно нет. Видимо в этом и состоит причина Ваших бед.
Я не призываю никого проходить курсы у сертифицированных инструкторов, я прошу соблюдать правила техники безопасности. А причину моих бед прошу не комментировать.
А зачем еще и слова какие-то говорить, если и так человеку будет понятно?
"В начале было слово..."
А тут - не статьи, ни закона, зато лыжный патруль с непонятными полномочиями и критериями оценки. Совковый менталитет - вместо создания условий понаставить надзирателей.
Вот пример:
шрус покупал от GKN на машину - глянул внимательно а там часть гранаты незакалена по дорожке для шара
- обменял на другой... могу бы поставить и проездил бы думаю недолго.
- виноваты ( понесли некоторые убытки) я, производитель возможно, магазин но никак не ростест который денег получил судя по стикеру на коробке.
Если на эту тему переложить то инструктор должен "сдать бабло" а потом срубать его с учеников.
В таком случае стоимость часа занятий .. возрастет, а ученик "недозакалит" одну дорожку и проездит... и возможно недолго, так как где то превратиться в летающего лома.
Виноват будет он сам,тот в кого он влетел, инструктор но ... никогда не "сертификационный орган"
Ну и где тут "создание условий"?
Вы других цитат из Писания не помните?
Мне ближе :
«Добрым словом и револьвером можно добиться большего, чем одним добрым словом» - Аль Капоне
Вы хотите застрелить меня револьвером??? Стреляйте)))
Поняла, -1 уже стреляете. За что, не спрашиваю, вероятно за не понимание.
Патруль...взятки), потом стрелки/камеры на каждой опоре, письма счастья, превысил, опасно маневрировал.
Через пару лет всем вошьют в опу чип...
Покупаешь не скипас, а устройство машинного доения.
Товарищ, стой, повысь удой!)
Не можешь себе представить патруль, не берущий взятки? И умеющий догнать почти любого лыжника/бордера при любом состоянии склона? Я вот тоже представить себе такое в нашей стране не могу. А так - видеть доводилось. И как они умеют оказывать помощь тоже видел.