Столь ли важны цифры, когда речь идет о впечатлениях? Но путешествие к знаменитой горе Эйгер в Бернских Альпах не обойдется без точных данных. Продолжение истории про летнее путешествие по Швейцарии.
Из Венгена есть два пути к Эйгеру. Первый и самый простой – сесть на городской станции в уютный ретро-поезд и отправиться в путешествие по железной дороге "Юнгфраубан" к так называемой «Вершине Европы» – горе Юнгфрау, точнее, к обсерватории «Сфинкс», расположенной на высоте 3571 м. Именно этот маршрут выбирают 99% процентов туристов, приезжающих в Венген. Стоит недешево, и даже единый «мультипаспорт» SWISS PASS тут не работает – в любом случае, надо покупать специальный билет за 160 евро (туда-обратно). Путь из Венгена до вершины занимает примерно полтора часа.
Второй вариант, хотя и не обещает попадания на раскрученную «крышу Европы», но гораздо бюджетнее и в разы интереснее. Это подъем на канатной дороге «Венген-Маннлихен» на высоту 2343 метра и последующая многочасовая прогулка высоко в горах с пешим возвращением в Венген.
Нетрудно предположить, какой вариант выбрали мы!
Ранним утром гондола канатной дороги бесшумно подняла нас вверх, явив чудесный вид на оставленный нами городок и долину Лаутербруннен.
Если оказаться на горе Маннлихен в туманную погоду, то увидишь немногое. Плотная, как покрывало, облачность скрывает соседние горы и долины. Желто-зеленые склоны практически лишены крупной и средней растительности – ни куста, ни деревца. Воздух тут наполнен вкусом горных трав и снега. Чувствуешь, где-то рядом Большие Горы.
Мирно пасутся коровы, бороздят небо винтажные кабинки канатной дороги, похожие на бусинки красной по осени рябины.
Облачная вата играет со зрителем в игру, то открывая на мгновения, то вновь закрывая от взглядов фрагменты окружающих пейзажей.
Где-то там, за туманами, в долине лежит еще один высокогорный город-курорт – Гриндельвальд.
Прогулка продолжается по живописному траверсу, с одного из поворотов которого открывается туманный вид на цель нашего путешествия – гору Эйгер (она же Айгер) высотой 3970 м.
Наряду с расположенными по соседству горными пиками Юнгфрау (4158 м) и Менх (4107 м), Эйгер – один из символов Швейцарии.
Монументальная и будоражащая красота этой горы скрывает в себе драматичное, кровавое прошлое. За последние 80 лет здесь погибло свыше шести десятков альпинистов. Неслучайно название Эйгер произошло от слова «огр», или «людоед». Чем же Эйгер так притягивает смельчаков, и почему он так опасен?
Северная стена Эйгера, она же «Стена Смерти» – уникальный географический объект.
Это самая большая северная стена в Альпах. Перепад высот тут составляет 1800 метров, при среднем уклоне в 75 градусов. Путь по покрытым натечным льдом каменным плитам происходит через отвесные участки и ледяные поля. На стену практически не попадает солнечный свет, поэтому даже летом тут очень холодно.
Прибавьте к этому постоянные лавины и камнепады, а также быстро меняющуюся погоду, и вы поймете, почему до середины тридцатых годов прошлого века никто из альпинистов не рассматривал всерьез возможности восхождения по северной стене Эйгера.
Первыми на подъем решились немецкие альпинисты Вили Бек и Георг Лёвингер, которые 17 июля 1934 года вышли на маршрут. Увы, за два дня они смогли достичь лишь высоты в 2900 м, и после падения одного из участников вынуждены были прервать восхождение. Бедолаг спасали через панорамные окна железнодорожного тоннеля.
Чтобы лучше понимать, зачем альпинисты шли на такой риск: в те годы в предвоенной Германии взятие Северной стены означало примерно то же самое, что первый полет в космос десятилетиями позже. Первопроходцы обрели бы героическую славу. Решив, что им нечего терять, 21 августа 1935 года баварские альпинисты Карл Мерингер и Макс Зедльмайер вышли из лагеря у подножия горы и приступили к подъему. Через три мучительных дня штурма альпинисты скрылись из поля зрения телескопов многочисленных наблюдателей в охватившей гору сильной метели. Больше никто не видел спортсменов живыми.
Тела Мерингера и Зейдльмаера обнаружили с самолета только через три недели на верхней части второго ледового поля – это место после получило название «Бивуак смерти». Людоед начал свое чудовищное пиршество.
Следующая попытка восхождения была предпринята только в следующем году. Группа из десяти альпинистов из Австрии и Германии стала лагерем у подножия Эйгера. Спортсмены намеревались наконец-таки перехитрить непокорного Людоеда. Никто из них не предполагал, что все продолжится, словно в страшном сне.
Во время тренировочного подъема погибает один из альпинистов. Погода стремительно портится. В итоге на подъем решаются только две двойки в составе немцев Андреаса Хинтерштойсера и Тони Курца и австрийцев Эдди Райнера и Вилли Ангерера. В процессе сложнейшего подъема в результате камнепада Анегерер получает серьезную травму головы, но, не подав вида, продолжает подъем. Также обнаруживается, что лавиной со скалы сорвало заброску – поднятый во время тренировочных подъемов рюкзак с "кошками".
Восхождение продолжается еще два дня, после чего становится очевидно, что травма Ангерера очень серьезна – больше двигаться самостоятельно он не может, становясь непосильной ношей для товарищей. Проклиная друг друга и жестокую судьбу, спортсмены решают вернуться. Увы, у Людоеда были свои планы... Эти трагичные события легли в основу немецкого фильма Nordwand (Северная Стена) вышедшего в 2008 году.
Последующие несколько лет приносили только несчастье и смерть тем альпинистам, которые отваживались на восхождение по Северной стене.
Первое удачное восхождение было осуществлено лишь в конце июля 1938 года. Тогда вершина была покорена немецко-австрийской группой альпинистов, состоявшей из Генриха Харрера, Андерля Хекмайра, Фритца Каспарека и Людвига Верга.
Фашистская пропаганда преподнесла это как символ присоединения Австрии к Германии, которое состоялось незадолго до этого, 13 марта 1938 года. Альпинисты стали национальными героями Третьего рейха.
С годами альпинисты совершенствовали свою технику, а производители – экипировку. Счет покорителей Северной Стены пошел на десятки. При этом существенно увеличилась и скорость подъема – если первое успешное восхождение заняло несколько дней, то уже в 1974 году легендарный Райнхольд Месснер поставил рекорд скорости восхождения в 10 часов. Нынешний рекорд, установленный Даниэлем Арнольдом в 2011 году, составляет 2 часа 28 минут.
Тем не менее, и сегодня восхождение на Эйгер считается серьезным достижением.
Имена погибших альпинистов написаны на камнях, лежащих по периметру искусственного озера на перевале под Эйгером. Там же расположен небольшой музей.
Рядом находится железнодорожная станция Клайне Шайдег (высота 2061 м) – традиционное место остановки туриста по пути к вершине Юнгфрау. Здесь можно покушать в ресторане или кафе, приобрести сувениры (чуть дороже, чем внизу, в Венгене).
В Клайне-Шайдег расположены дорогие отели, те самые, с балконов которых состоятельные буржуа и журналисты наблюдали в бинокли и телескопы за альпинистами-первопроходцами.
Старинные железнодорожные составы – родом из сороковых-пятидесятых годов прошлого века. Удивительно, но они по-прежнему исправно возят туристов.
Билет на «Вершину Европы» для собаки ростом в холке более 30 см стоит половину от взрослого тарифа, т.е. примерно 80 евро. Но это не повод отказывать своему питомцу в удовольствии побродить по горам! Не исключено, впрочем, что это служебная собака противолавинной службы – для них путешествие на поезде абсолютно бесплатно.
В Клайне-Шайдег можно попасть по двум железнодорожным веткам – из Венгена и из Гриндельвальда. Чтобы ехать дальше, нужно сделать пересадку на железную дорогу «Юнгфраубан».
Традиционный двухрельсовый путь сменяется трехрельсовым – добавляется центральный зубчатый рельс. Это необходимо, ведь угол наклона путей линии «Юнгфраубан» местами достигает 25 градусов.
Железнодорожные пути забирают круто в гору. Следующая станция – «Эйгерглетчер» - расположена на высоте 2343 м.
После этого поезд въезжает в тоннель, пробитый сквозь гору Эйгер. Невероятно, но факт – этот тоннель длиной семь километров был построен более 100 лет назад! Это стало возможным только благодаря инновационным для своего времени техническим решениям – например, отбойным молоткам, работающим на электричестве. Также активно использовалась взрывчатка. Строительство тоннеля и железной дороги заняло 16 лет и было закончено в 1912 году.
В тоннеле находится станция "Эйгервэнд". Здесь из пробитых в скале панорамных окон можно выглянуть на холодную и смертельную Северную стену на высоте 2865 м.
Следующая станция – «Эйсмеер» - расположена в конце тоннеля на высоте 3160 м.
Конечная станция «Юнгфрауйох» находится под землей на высоте 3454 м, по праву считаясь самой высокогорной железнодорожной станцией в Европе. По соседству располагаются роскошные рестораны и обсерватория «Сфинкс».
С панорамной смотровой площадки открывается прекрасный вид на окрестные горы и самый большой в Европе Алетчский ледник протяженностью более 20 километров.
Впрочем, увидеть Алетчский ледник нам не случилось – во время нашей прогулки вершина Юнгфрау была скрыта облаками, наверх мы не поехали. Вместо этого мы направились пешком по тропе к леднику Эйгерглетчер, о чем ни чуточки не пожалели.
Этот маршрут знаменит своими невероятными видами. Также эта тропа является частью ежегодного марафона Юнгфрау – соревнований по горному бегу.
Самая зрелищная часть забега – когда участники бегут по острому краю хребта морены ледника Эйгера, чтобы достигнуть высшей точки дистанции - гребня Лоухерфлю (2 205 м над уровнем моря).
Путь к леднику размечен в том числе такими пирамидками – «турами».
Ледник Эйгера – одновременно внушительное и печальное зрелище. С каждым годом его размер стремительно уменьшается, и по прогнозам ученых, через 10-15 лет он полностью исчезнет. Но горы останутся стоять...
Развернувшись у начала железнодорожного тоннеля через Эйгер, мы отправились в обратный путь.
Расположенная над Клайне-Шайдег горная хижина на самом деле – экспонат, демонстрирующий устройство горного приюта. Рядом на большом камне висят веревки, карабины и крючья различных эпох, чтобы каждый желающий мог убедиться, насколько более совершенным с годами стало снаряжение для альпинизма.
Стоит повернуть голову в другую сторону – и вот она, альпийская идиллия, словно из рекламы швейцарского шоколада. Счастливые коровы пасутся в океане ярких горных цветов.
Петляя по разноцветным горным склонам, тропа вскоре вышла на место расположения знаменитой горнолыжной трассы Лауберхорн.
Добраться до финиша Лауберхорна по силам далеко не каждому спортсмену. Эта трасса является самой быстрой (до 158 км.ч.) и самой длинной (4260м) трассой скоростного спуска в мире.
Спуск занял около полутора часов. Всего за день мы «нагуляли» 18 километров.
Бернские Альпы столетия вдохновляли писателей, поэтов и художников. "Манфред" Байрона, "Хайди" Такахата Исао – эти и многие другие произведения искусства пытались описать невероятную красоту здешних мест. Но истинный масштаб понимаешь, лишь стоя у подножия горы-людоеда.
Вау! Жесть
Косяков тока многа. Шо за Тутанхамон? Автор "Хайди" Йоханна Спири
Вот еще популярный сюжет на детородную тему