Часть 1. Терскол
В Терсколе мы катались с прошлого века, иногда по 2 заезда в сезон, и всю его, скажем так, эволюцию за последние 10 лет наблюдали собственными глазами. Эволюцию, подчеркну, совсем не в лучшую сторону. Все последние приезды давали нам хорошую прививку от дальнейших попыток кататься здесь: безудержно растущие очереди, растущие цены, растущие толпы народу и от года к году ухудшающиеся (и ухудшаемые!) трассы. В прошлый раз её хватило на 3 года. Но в нынешнем году, начитавшись радужных сообщений о наконец-то построенной (и, типа, даже работающей) новой гондольной канатке, мы вдруг поняли, что в глубине души робко зашевелилась надежда: а вдруг всё действительно не так плохо, как мы знаем?
Жильё. Мы предпочитаем останавливаться в отдельном жилом помещении, выражаясь культурно - "в апартаментах". Средняя ставка в нынешнем сезоне - 500 руб/рылосутки. Проблема в том, что нас двое и нам нужна однокомнатная квартира, а их в Терсколе физически крайне мало. Раньше нам обычно удавалось договориться с хозяйкой крохотной двушки в одной из 2-этажек. Квартирка метров 35, нежилая (сдаётся только внаём), не знавшая ремонта с советских времён, одна комната проходная, свет, тепло и вода, как везде здесь - без гарантии... в общем, жить можно. Но сейчас хозяйку обуяла жадность, в эту квартирку она селит по 5-6 чел., и о сумме менее чем за 4 чел. (2000 руб/сутки) не хочет даже разговаривать.
Но всё это мелочи, мышиная житейская суета. Самое главное - горы. Боже, что они сделали с горами! |
Трансфер. Машина от Минвод до Терскола стоит 2000-2500 руб. Умножаем на два (туда и обратно) и делим на 2 чел., получаем ту же цифру. В принципе, есть вариант собрать большую толпу и взять газель по 500 руб/чел., но мы говорим о поездке ровно вдвоём.
Такси от Терскола до Азау или Чегета - 100 руб/машина. Обычно удаётся без труда найти попутчиков, и тогда это обходится в 25-30 руб/чел. В одну сторону (из Азау в Терскол, или из Терскола на Чегет) экономный лыжник может без труда доехать своим ходом, кроме случаев крайней усталости, лени, непогоды или лавинной угрозы, так что платить обычно нужно только за дорогу вверх.
Терскол. За последние годы в посёлке хаотично наросло изрядное число мелких частных гостиничек, кафе и т.п. Ещё больше их на поляне Азау. Повсюду надписи на иностранном языке (да ещё с потешными ошибками), как будто уже не в России находишься. На Чегете эти частные лавочки тоже застроили едва ли не всю поляну, словно забыв, откуда она взялась, и уже поползли по лесу вверх вдоль речки, под Доллар и Погремушку. Эх, давненько не было на них Большой Лавины...
Катание, день первый. На горе, действительно, крутится новая французская канатка. Посыпаю голову пеплом - я ещё несколько лет назад, когда шли первые разговоры о ней (даже не о ней, а о предыдущем варианте, который вроде бы собирались строить австрийцы, даже и опоры как-то завезли), говорил, что вся эта точная механика в нашей отечественной реальности не жилец.
Канатка автоматизирована на современный лад, но "у вас здесь в России" (©Э.Паль) у каждого работника всегда есть свои секреты, как заработать себе на жизнь. |
Канатка автоматизирована на современный лад, но "у вас здесь в России" (©Э.Паль) у каждого работника всегда есть свои секреты, как заработать себе на жизнь. Например, абонементов в кассе с утра нет - "их подвозят позже". (Что значит "подвозят"? Насколько мне известно, они все печатаются кассовым аппаратом на стандартных бланках непосредственно в момент продажи... ну, или должны печататься...) Хочешь - не хочешь, а приходится подниматься 1-2 раза по разовым билетам, и только потом покупать абонемент. Технологию бесконтактных ски-пассов, которые можно не вынимать из кармана, здесь тоже ещё не освоили. Билет надо запихивать в щель считывателя, что не очень удобно, когда руки заняты лыжами, палками и перчатками. Но возле турникета всегда стоит контролёр, который с готовностью выхватывает билет из рук зазевавшегося гражданина или гражданки и, ловко перекрутив пальцами, суёт в считыватель, как мне показалось, собственный абонемент на неограниченное число поездок (выглядят они в точности одинаково, за исключением печати мелким шрифтом). Благодарный клиент бежит на посадку, а о дальнейшей судьбе непогашенных разовых билетов можно только догадываться.
Но всё это мелочи, мышиная житейская суета. Самое главное - горы. Боже, что они сделали с горами! Когда-то здесь был интереснейший спуск по узким крутым кулуарам, образованным за века естественным образом - как бежит с горы ручей, как падают с неё камни. Входя в них, впадаешь в состояние текущей воды, или летящего камня - и ты уже часть этой горы, и она - часть тебя. Но теперь всё выровнено, разглажено бульдозером, и вместо этого имеем средненькую, совершенно безыдейную трассу - каких понастроены тысячи по всей Европе. Нет, конечно, под ней чувствуется и заботливо выровненное ложе, и убранные крупные камни, и целенаправленно накатанная с осени снежно-ледовая подушка... Но какой смысл ехать сюда ради того, что есть везде? Гадко... Как будто сломали добротный, с любовью построенный старинный дом и соорудили на его месте очередную типовую панельную коробку.
На второй очереди, на спуске с Мира, трассу улучшили противоположным образом: соорудили узкий кривой жёлоб с закрытыми поворотами. Подъезжая к нему, гадаешь, что тебя ждёт за углом: то ли распластавшийся чайник, то ли отдыхающие доскеры... как раз то, чего не хватает для остроты ощущений в этой жизни.
Давно нет и изюминки второй очереди - козьей тропы на подходе сверху к Старому Кругозору, былого камня преткновения для сноубордистов. Здесь можно было абсолютно точно видеть, кто действительно умеет кататься, а кто только учится. Теперь на её месте - широкая тракторная дорога с выровненным профилем, как везде. Да, конечно, требования безопасности обязывают...
Увы, вот такая она, наша горнолыжная Родина - Терскол. Зреет мысль о совершении акта измены ей... |
Кстати, о туалетах. Если вам претит отправлять естественную надобность на свежем воздухе, или влом пробираться "в сторонку" по сугробам, или вы, хуже всего - дама и по этой причине нуждаетесь в определённой минимальной степени комфорта, то не забудьте сделать это на Азау прежде, чем встанете в очередь на первый вагон. Если же вы поднялись на Кругозор - то будьте готовы к тому, что следующий сортир на 2 очка ждёт вас только за второй очередью вагона, на Мире. А она, естественно, после строительства новой первой очереди стала самым узким местом. Очередь на Мир в течение бОльшей части дня - часа на 2-2,5. Желающие кататься, а не стоять в очередях, могут воспользоваться услугами ратраков, курсирующих между Кругозором и Миром, за 500 руб/рыло. Или за 1000 - сразу до Приюта Одиннадцати. К вечеру, прорвавшись через уже полуторачасовую очередь, поднимаемся на ратраке до Приюта - 400 руб/рыло, поскольку желающих уже существенно меньше.
Итог дня: 1050 руб/чел, суммарный спуск 7000 м. Неплохо для начала. То и другое почти как в цивилизованном мире. Ну, чуть подороже, ну, чуть поменьше...
Катание, день второй. Приезжаем на гору в начале девятого. Француженка ещё не работает, на старый вагон очередь от кассы. Для тех, кто не знаком с местностью - это часа на полтора, если повезёт и не будет слишком много блатных из "левой" очереди. Естественно, очередь быстро растёт, но докуда именно - нам уже не видно. К чести руководства канатной дороги, оно проявило заботу о пассажирах и соорудило крытую галерею над всей очередью от входа (наверху лестницы) до касс.
На втором вагоне ситуация аналогичная. Добравшись до Мира, решаем не растрачивать драгоценную высоту и ещё раз уезжаем на Приют. Спускаясь обратно к Кругозору, видим, что француженка уже работает. Скорее вниз, брать абонемент! Но окошко кассы захлопывается перед самым нашим носом: проработав в этот день минут 50, канатка закрывается. Хорошо, что именно перед нашим: быстро оценив обстановку, успеваем перебежать на старый верный вагон прежде, чем очередь на нём вырастает до обычного размера. Благодаря этому успеваем подняться в этот день ещё пару раз на Мир.
Итог дня: 950 руб/чел., 4000 м спуска.
Катание, день третий. В то же время, в начале девятого, очередь уже длиннее раза в полтора - до касс и далее обратно вдоль стенки примерно до уровня входа, до лесенки, ведущей снизу от автостоянки. Француженка опять с утра не работает. Безнадёжно. Встаём на лыжню и с отвращением катимся вниз, утюжить Чегет. За все годы, проведённые здесь, мы так и не смогли заставить себя полюбить этот примитивный бугор, гладкий, как мозг прапорщика с единственной извилиной от фуражки. Но на нём, по крайней мере, очереди небольшие...
Поднимается метель. Чегет встречает мокрым снегом, ветром и изрядно убитой трассой. Всё вместе складывается в изрядную мерзость. С трудом выкатав купленную пачку билетиков, около12 часов возвращаемся в Азау.
Уезжаем с тревогой и горечью, понимая, что никогда уже сюда не вернёмся. |
Итог дня: 4000 м.
Что будет завтра? Из француженки народ выковыривают до половины седьмого, так что на неё надежды уже никакой. (Даже если её вдруг запустят - разве мы похожи на идиотов, чтобы теперь в неё садиться?) Если погода улучшится, то на горе будет тьма народу, а если ещё чуть-чуть ухудшится - народу будет немного, но выключится вторая очередь, и на всех останется один несчастный первый вагон. Не хочется думать о том, что будет в субботу-воскресенье... Увы, вот такая она, наша горнолыжная Родина - Терскол. Зреет мысль о совершении акта измены ей в форме бегства из неё за границу, в Домбай. Знаем, знаем, что катание там хуже и цены выше... Но все без исключения источники информации докладывают, что там новые канатки работают бесперебойно и очереди изжиты окончательно и бесповоротно, как пережиток социализма. Раз уж тут всё так плохо, то как раз самое время потратить оставшиеся несколько дней, чтобы убедиться в этом лично. По крайней мере, будем достоверно знать, стоит ли туда когда-либо ехать по полной программе. Поехали, в выходные всё равно толкового катания не будет...
Катание, день четвёртый. Приезжаем в Азау в начале восьмого, очередь от начала лестницы - минут на сорок всего-то. Вагон ещё не работает, касса открывается после восьми, так что свои полтора часа мы в любом случае отстаиваем. Снег валит стеной весь вечер, ночь и утро. В разрывах снегопада где-то наверху болтаются на ветру пустые кабины французской канатки... Что и требовалось доказать, увы. Теперь, наверное, где-нибудь к лету выпишут из Франции французов, французы приедут, починят... Вторая очередь не работает, но народу сегодня немного, в основном приятного и доброжелательного - сегодня на гору вышли только те, кто действительно приехал кататься, а не "отдыхать на курорте". Очередь движется быстрее обычного - те, кто в обычные дни создаёт "левую" очередь, сегодня сидят дома. Благодаря этому успеваем подняться и скатиться с Кругозора 7 раз - 4500 м.
День пятый. Снег продолжает валить стеной третьи сутки подряд, как в документально точной повести Санина. Азау закрыта, Чегет закрыт, дорога наверх закрыта - лавинщики обстреливают склоны. После удачных выстрелов со склонов подолгу доносится грохот, но ничего не видно - видимость только до ближайших домов. Раньше часу дня ничего не откроется в любом случае. А завтра суббота, и здесь перспектив уже точно никаких. По сегодняшней ситуации выходит, что лучше плохо ехать в Домбай, чем хорошо сидеть в своём сарае.
Как ни готовились мы к этому расставанию, оно пришло неожиданно. Уезжаем с тревогой и горечью, понимая, что никогда уже сюда не вернёмся.
"Я прощаюсь со страной, где[page]
Прожил жизнь - не разберу, чью.
И в последний раз пока здесь,
Этот воздух, как вино, пью.
А на мне, земля, вины нет -
Я не худший у тебя сын.
Если клином на тебе свет,
Пусть я сам пойму, что свет - клин..."Е.Клячкин, 1973
Часть 2. Домбай
Мы сильно ошибались, когда полагали, что хуже, чем стало сейчас в Терсколе, быть уже не может... Может!!! И чтобы в этом убедиться, достаточно один раз приехать в Домбай.
Трансфер. Стандартная стоимость машины от Минвод до Домбая в нынешнем сезоне - 3000-3500 руб. Остальное аналогично описанному выше.
Дорога на Домбай встречает нас людьми в форме, похожей на форму сотрудников ГИБДД, и на машине, похожей на принадлежащую к упомянутому ведомству. На пустынной дороге эта машина и еще одна потёртая штатская "Вольво", с пассажирами в той же форме внутри, с номером из серии "три Анны" и с наклейкой "продаётся" на заднем стекле, берут нашу машину в "клещи". Водителя уводят в "Вольво", минут через 10 он возвращается без следов былой улыбки и без 2000 руб. - практически всей суммы, которую он должен был заработать за сегодняшний 900-километровый рейс. Поначалу, говорит, требовали 3000... ни за что, естественно. Делим убыток по-братски и едем дальше.
Домбай. Хлещет проливной дождь. В отличие от Терскола, этот посёлок стоит всего-то на 1500 м, и весь снег, идущий выше 2000, сюда доходит преимущественно в жидком виде. Самый ходовой товар в местных магазинах - одноразовые китайские плащи-презервативы. ГорноЛЫЖНЫЙ, называется, курорт... Судя по повсеместному отсутствию крылечек и ступенек перед входами, здесь и до глобального потепления снег никогда не водился в изобилии.
Мы сильно ошибались, когда полагали, что хуже, чем стало сейчас в Терсколе, быть уже не может... Может!!! |
Жильё. Однокомнатные квартиры, как и в Терсколе, здесь в большом дефиците. После бесплодных переговоров с тётками на местной "бирже" приходится согласиться на комнату в 2-комнатном коттедже. Хвала аллаху, соседи - вполне нормальная и вменяемая молодая пара (лет 35), приехавшие сюда, как и мы, кататься и только кататься. Не бухАют, не курят, и даже музыку громкую не слушают, что по нынешним временам большая редкость.
Коттедж - типичная современная поделка на скорую руку, с тонкими стенками и дешёвеньким пластиковым сайдингом. Но всё новое, чистое, внутри тепло. Комнаты метров по 10. Немного тесновато, но с нашим богатым жизненным опытом - палатки, плацкартные вагоны и 12-метровая комната в коммуналке, наше первое семейное гнёздышко - расположились вполне комфортно. Не предусмотрена только сушка мокрого барахла после катания или того же проклятого дождя. От потных шмоток, разложенных в небольшой кубатуре, немного пованивает, но на это обращаешь внимание только в первый момент, когда входишь с улицы. Вода холодная и горячая, тёплый туалет, газ. Горячая вода на отопление и на мытьё идёт от электрического нагревателя, и если в посёлке вырубается свет - что бывает, и не очень редко, на срок от нескольких часов до нескольких дней - то она исчезает тоже. Ну, нам-то не привыкать, просто в очередной раз убедились, что пуховый спальничек на горнолыжном курорте никогда не бывает лишним, а вот соседи наши к утру немного замёрзают.
Опять мы, как последние лохи, повелись на болтовню о новых канатках и навеки побеждённых очередях. |
Катание, день первый. Опять мы, как последние лохи, повелись на болтовню о новых канатках и навеки побеждённых очередях. Или это нам опять "просто не повезло"?
Говорят, что неделю назад они действительно работали - и гондольная нижняя очередь Doppelmayer, и 6-кресельная верхняя, и "югославка" наверху. Не знаю, может быть, так оно и было. Но сегодня факт налицо: 6-креселка стоит уже неделю и, по непроверенным слухам, вряд ли заработает в обозримой исторической перспективе. Югославка вчера работала около часа. Сегодня вообще всё парализовано после вчерашнего снегопада. В районе 10 утра кое-как запускается только старый вагон и 1-4 очереди старых креселок. Гондольная стоит без признаков жизни. Для тех, кто не знаком с местностью, нужно пояснить: вагон, доппельмайер и первые 3 очереди креселки здесь исполняют ту же функцию, что и таксисты в Терсколе, т.е. подвозят лыжников от места проживания к нижней точке зоны катания (2270 м). Собственно для катания этот отрезок малопригоден ввиду крутизны, лесистости и малоснежия. Цена билета в два конца - 200 руб., неизбежные ежедневные накладные расходы.
Старая маятниковая канатка имеет родовую травму, доставшуюся со времён ещё недоразвитого социализма: перрон нижней станции построен немного кривовато, поэтому при подходе и отходе от неё проводник сгоняет всех пассажиров на одну сторону, чтобы обеспечить правильное положение вагона. За четыре десятка лет они так и не удосужились переделать перрон...
Какое здесь катание? А никакое... |
Покуда 4-я очередь - единственная работающая в зоне катания, канатчики торопятся не упустить своего счастья, и подъёмник крутится на максимальной скорости. Задница, неловко подставленная налетающему креслу, немедленно вознаграждается могучим пинком - но это ерунда, мало ли синяков и шишек привозишь к вечеру с трассы? Хуже то, что, как минимум, на каждом третьем кресле кто-то не успевает нормально сесть, или соскочить, или что-то теряет в спешке. В результате подъёмник постоянно останавливается, и пропускная способность оказывается явно меньше, чем могла бы быть, крутись он помедленнее, но постоянно.
Единственный предмет, который будет здесь совершенно лишним - это лыжи, особенно на ногах |
Ещё на этих креслах есть такая маленькая деталь - страховочная цепочка. Хотя она играет здесь чисто символическую роль, наверху не забудьте _аккуратно_ отстегнуть её и повесить _между_ сиденьями. Если просто отпустить её, она имеет шанс провалиться между ваших ног и затем между реек сидения, и заклинить там. Это означает, что когда вы встанете с кресла, подъёмник будет всеми своими киловаттами тянуть вас... ну, вы поняли, за что.
Наверху - полный п... п... праздник жизни, в общем. Ларьки, палатки, кафешки, лотки со всякой дребеденью, зазывные крики продавщиц, фотографирование с шимпанзе в горнолыжном комбинезоне, белым верблюдом или чёрным яком - на выбор, тошнотворный смрад от горелого мяса, хычынов на прогорклом масле и прочих творений местной кухни, бензиновый угар и рёв снегоходов... Единственный предмет, который будет здесь совершенно лишним - это лыжи, особенно на ногах: ларьки и лоточницы вокруг креселки стоят так плотно, что выехать с неё на лыжах просто некуда.
К третьему часу дня добравшись, наконец, до трассы, хочется немедленно рвануть вниз... но в глубине черепной кости мелко свербит мыслишка, что ехать-то - пара поворотов. |
Внизу попадаем в тот рукав очереди, который для уже съехавших. На слиянии двух мощных людских потоков возникает нехилая турбулентность и уплотнение потока. Где-то внизу сантиметрах в 30 над снегом возвышаются занесенные поручни - толстые стальные трубы. Если колышущаяся толпа неудачно прижмёт вас к ним, получите весьма чувствительный удар по надкостнице в середине голени - хуже, чем сноубордом. Но упасть вам, скорее всего, не дадут, а следовательно, и не затопчут насмерть. Если же прижмут удачно - вы сломаете ногу и избавитесь от мучительного стояния в очередях, как минимум, на ближайший месяц.
Наконец, во второй половине дня включается 5-я креселка, и полуторачасовая очередь немедленно перемещается на неё. Стоять не скучно, поскольку в пределах слышимости всегда найдётся какой-нибудь пьяный клоун, непрерывно орущий что-то, по его мнению, очень остроумное. Сбоку постоянно подваливают какие-то особенно спешащие личности - у одного товарищ впереди занял место, у другого подруга или молодой человек там стоит, у третьего ребёнок наверху потерялся... в общем, очень торопится человек, пропустите, пожалуйста... а остальные здесь что, кукурузу сторожить приехали? Но нахалов уже не особенно и гонят - все устали, всем всё надоело. Некоторые особо наглые время от времени получают в репу, но большинство - проходит...
Кстати, уже в нескольких местах заметил на снегу характерные красные пятна вразбрызг... Что это - трасса такая травматичная? Или мордобой здесь так популярен?
...европейские здесь только цены |
Сколько ни говорили бы, что-де Домбай - это самый европоподобный из российских курортов, свидетельствую, что европейские здесь только цены. Трасс в европейском понимании здесь нет в принципе, за исключением пары коротких "лягушатников" возле верхних бугелей. На всей остальной части горы планомерной подготовкой трасс никто никогда не занимается, в отличие даже от Терскола. А свободно катающихся лыжников и доскеров здесь явно мало, чтобы укатать остальную часть горы естественным образом, как это раньше происходило на Эльбрусе. В результате склон бОльшую часть времени находится в наименее комфортном для катания состоянии - в виде разрытой целины, распаханной на отдельные сугробы, неоднократно подтаявшие (склон имеет южную экспозицию) и подмороженные.
"А лыжи?" - спросите вы. Да на кой тут чорт лыжи! |
Итог дня: около 6 часов на горе и под ней, ~1600 м спуска, 700 руб/чел. На прощание - 40-минутная очередь на спуск.
Что ещё сказать про Домбай? Праздных отдыхающих по выходным здесь гораздо больше, чем на Эльбрусе. При этом на Эльбрус "шапки" приезжают посмотреть на горы, как правило, из санаториев, организованными группами под надзором экскурсовода. Здешняя же публика состоит из множества мелких компашек, приезжающих в частном порядке из близлежащих городков покушать шашлычка, попить алкоголя и послушать музыку. На лыжах эта публика не катается и только попусту грузит собой подъёмники вверх и вниз. Но её доля и, соответственно, вклад в экономику курорта весьма значительны. Именно под неё заточен весь праздник жизни наверху, именно для неё внизу стоят наготове вездесущие (точнее, вездес#ущие) лошади - эти передвижные фабрики по производству навоза ныне повсеместно, в любой стране мира, полагаются обязательной составляющей курортного обслуживания. Мало вам лошадей - к вашим услугам напрокат стальные кони о четырёх колёсах. "А лыжи?" - спросите вы. Да на кой тут чорт лыжи!
Да, забыл сказать: тут ещё и горы вокруг есть. Высокие. Красивые. Исторические. Колыбель, можно сказать, советского альпинизма (а также временное прибежище германского). Если только вам удастся их разглядеть за этим смердящим шанхаем. Мне, скажу честно, удалось не очень.
Вот написал про горы, хотел добавить - "Визбором воспетые". Но попробовал вспомнить, как именно, и оказалось, что все его песни о Домбае, Алибеке, Теберде относятся к раннему периоду его творчества, к 50-м и началу 60-х. Т.е. ровно до того времени, когда здесь были построены первые подъёмники. А написанное о Кавказе позже - только о Терсколе, немного о Цее. Симптоматично. "Чтобы увидеть звёзды, с каждым годом приходится всё дальше уезжать от дома..."
Да, тут ещё и горы вокруг есть. Высокие. Красивые. Исторические. Если только вам удастся их разглядеть |
День третий. Вышли пораньше, и к 8.30 уже встали в очередь на вагон. Встали удачно - всего-то часа на полтора. Вскоре после нас очередь выросла до прежнего 2,5-часового размера.
Внизу накрапывает мелкий дождик. На уровне 4 очереди в ущелье висит густая бурая туча, из которой сыплются полужидкие осадки, оставляя на снегу корку из тончайшего жёлтого песка. Этот же песок оседает и на нас, и через полчаса мы уже выглядим так, как будто не на лыжах катались, а толкали уазик, застрявший по брюхо на среднерусском просёлке. О происхождении этой субстанции в голову приходят разные мысли. А новостей-то по ящику мы с утра и не смотрели... смахивает на то, что с вечера америкосы шарахнули, как они давно уже собираются, ядерным оружием по Ирану - так, по мелочи, тактическим... вот к нам сейчас песочек и донесло южными ветрами... Но внизу хозяйка коттеджа успокаивает нас - "да что вы, это у нас каждый год такое бывает..."
Работают 4, 5 очереди и Югославка, но народ наверх почему-то не ломится. Почему - мы понимаем, немного отъехав от низа 5 очереди: ветерок дует такой, что удержать лыжи на ногах стоит изрядного труда. Непонятно, как это сооружение вообще работает. Умели же строить надёжные канатки 40 лет назад! Наверху ветер сбивает с ног, такого мы не видели ни на Мире, ни на верхушке Чегета. Плюс позёмка высотой в человеческий рост. И здесь, и на Чегете проектировщики курорта сделали одну и ту же стратегическую ошибку: на этих невысоких локальных пупырях, торчащих посередине глубоких ущелий, не может не быть сильных ветров дней этак 350 в году. Остальное - уже детали.
Минут 20 выжидаем в затишье за каким-то сарайчиком, прежде чем, улучшив момент, проскочить верхнюю, самую ветреную часть бугра. Канатка встаёт минут на 10, затем, поймав "окно", ненадолго запускается снова. За несколько попыток дотащив таким образом доверху тех, кто уже болтается в креслах на полдороге, она выключается окончательно, следом за ней - югославка. Всё катание на сегодняшний день, как и позавчера - это горбатые 300 метров 4-й очереди, плюс лягушатники. Скажем дружно: нафиг нужно...
Итог дня: спуск 700 м, расход 400 руб/чел.
День четвёртый. С утра весь посёлок снова без света. (А откуда ему быть, если силовой кабель, как минимум, от Теберды просто валяется на земле вдоль дороги?) На горах со всех сторон висят всё те же бурые тучи, белые склоны стали рыжими от песка. К середине дня свет ненадолго включается, но зато даже внизу поднимается нехилый ветерок. Снова день по нулям. Как же бесконечно тянутся эти четыре дня! Дольше, чем двухмесячные командировки в какой-нибудь населённый пункт Далёкий в нашей прошлой жизни. Домой, скорее бы домой...
[page]Эпилог. Швейцария
Для сравнения: Швейцария, этот же сезон. Где именно - не скажу, я за свою жизнь и так уже раздал слишком много ценной информации за бесплатно и слишком много народу навёл на разные достойные места (не только и не столько горнолыжные) - и результат неизменно заставлял меня пожалеть об этом. Скажу только, что горы в этом месте и по характеру, и по высоте, и по перепадам в зоне катания очень похожи на Терскол, а по ценам оно находится где-то в районе верхней трети европейского прайс-листа. Назовём это место просто пунктом S. Любопытно сравнить расходы по отдельным статьям и конечный результат:
1. Авиабилеты. Если говорить о базовых тарифах и бронировать билеты заблаговременно, то в целом порядок цен туда и сюда вполне сопоставим. Для особо дотошных читателей - сайты авиакомпаний и "Сирены" всегда к вашим услугам, и информация, представленная на них, как правило, соответствует действительности.
2. Виза, страховка, загранпаспорт. Тут отечественные курорты, безусловно, вне всякой конкуренции. Дело не в деньгах - 80 монет с рыла, а в отношении. Европейцы параноидально боятся и ненавидят нас, россиян, и делают всё возможное, чтобы не дать нам ни шагу ступить западнее Бреста (а ещё бы лучше - Конотопа). Но это совсем уже другая история... Внутри России мы, слава богу, пока избавлены от этого. Хотя... трудно сказать, чтобы блокпосты в минводском аэропорту, на границе Кабардино-Балкарии и дважды - на границе Карачаево-Черкессии были сильно дружелюбнее европейских границ...
3. Трансфёр. Швейцарский transfer ticket, дающий право проехать от аэропорта до любого курорта и обратно (стоит ли говорить, что общественный транспорт работает как швейцарские часы), стоит на наши деньги 2900 руб/рыло.
4. Жильё. Однокомнатные апартаменты в Швейцарии стабильно стоят 750 CHF за 2 недели, т.е. ~1200 руб/сутки. (Если, конечно, озаботиться их поиском не в последних числах декабря на новогодние празники.) Это полноценная городская квартира, площадью 30-33 кв.м., в 4-5этажном домике с лифтом и всеми прочими удобствами, с балконом, исправной мебелью, бытовой техникой и проч. Естественно, с бесперебойным отоплением, электричеством и т.п. Как правило, ещё и с хорошим видом из окна - например, на Маттерхорн, если дело происходит в Церматте.
5. Подъёмники и катание. Количество и качество трасс в S. и в Терсколе, в общем, соизмеримо. Ски-пасс на две недели стоит немногим больше 500 CHF, т.е. примерно 950 руб/день. При этом дневная доза спуска в S. составляла, для нас лично, около 11 000 метров: очередей там, понимаете ли, действительно нет...
6. Еда. Куда бы мы ни ехали, закупаемся в обычных магазинах, готовим дома - никакой ресторан не в состоянии позаботиться о нашем желудке эффективнее, чем мы сами о себе, любимых. В Европе наш обычный бюджет - 320 евро за 2 недели на двоих (около 10000 руб.). На Кавказе проели около 5000 руб. за 10 дней.
Чтобы подвести итог, остаётся посчитать итоговую стоимость 1 метра спуска там и там, с учётом всех накладных расходов, в расчёте на одинаковое число дней:
Терскол - 75 коп./м
Домбай - 1 р. 25 коп./м
Пункт S. - 27 коп./м
(все расчёты - в ценах сезона 2007-2008 г., при условии поездки 2 чел. на 2 недели).
Увы, моя зарплата более не позволяет мне кататься на Кавказе. Дорого. Слишком дорого-с...
Фото: Вид на Главный Кавказский Хребет с Приюта Одиннадцати.
Другие статьи автора на сайте:
Цахкадзор, январь 2007