О каталке в Шамони написано немало отчетов, я внесу свои пять копеек…
Как все начиналось. После прошлогодней каталки на Чегете, закончившейся взрывом канатки на Эле и расстрелянной маршрутки, мы решили на время закрыть для себя Кавказ. Гид Серега предложил пофрирайдить в Шамони, тем более что там он не впервой и местные склоны знает неплохо. Итак, из прошлогодней группы в пять человек нас — трое решительно настроенных на фрирайд. Дабы было не скучно, решили позвать друзей. Ну, еще и дешевле, когда большое шале снимаешь. Далеко не все были мега-катальщиками, но трассы никто не отменял. Друзья подписались, позвали своих друзей, те своих друзей. Итог — два забронированных шале, одно на 18 человек, другое на 12 человек, между ними 300 метров по прямой или километр по дороге. 30 катальщиков, фрирайд-группа в 8 человек. Много. Хорошо, что все бордеры и все катаются неплохо.
Билеты купили еще в сентябре-октябре, все летели разными авиакомпаниями, группами уезжали на заказанных трансфертах. Кто-то опоздал, чей-то багаж потеряли. Тридцать человек — кошмар. Хаос! Всё действие, происходящее в течение этой недели, мы обозвали одним словом — «энтропия».
Жилье
Коттеджи классные, джакузи на улице, сауна, камин, огромные холлы, прекрасная кухня. Только французы — гады редкостные, не сказали, что в стоимость жилья включается еще налог. В итоге переплата евро в 50-60 на человека. Полотенец всем не хватало. Остальное нормально.
Цены
Цены в Шамони — жесть. Я только из Финляндии вернулся, где тоже цены не маленькие, но французы зажрались.
За коттедж (неделя) вышло 340 евро. Коттедж хороший, ничего не скажешь, но, скажем, в Зельдене за 10 дней я отдал 330 евро. Изначально мы рассчитывали что-то около 250 евро, но потом подабавляли белье, клининг, налоги, дрова и всякую хрень.
Ски-пасс unlimited (на все регионы катания в рамках досигаемости ski-bus) 260 евро за 6 дней. Тоже немало.
Цены в кабаках — в основном запредельные. То есть, если приезжаешь в первый раз, то очень дорого. Если знаешь, куда идти, то просто дорого, но не запредельно. Проблема в том, что каждый день катаешься в новом регионе, а где там поесть, ты не знаешь. В первый день зашли в кафе на склоне — горячее от 20 евро, средняя цена 25-35 евро за второе блюдо. Пивка я заказал, увидел счет — глаза из орбит вылезли. 12 евро за 0,5! Но это по незнанию. Когда катали с гидом – он говорил, где поесть нормально. Да, еще: стейки французы делать не умеют!
Канатные дороги
Французы — козлы. Крупнейший регион катания, где половина подъемников — древние маятники, в них надо стоять, как в вагоне метро. Еще и очереди, по крайней мере, на Гран-Монте почти всегда. Это бесит, учитывая, сколько ски-пасс стоит. Кресла без ветрозащиты. В общем, троечку могу за такой сервис поставить.
Погода
С погодой (именно то, что на небе) нам не очень повезло. В основном облачно, иногда с прояснениями. Видимость периодически ограничена. Солнце я застал только один раз, когда поехали в Курмайор (Италия). Но про Курмайор напишу отдельно.
Снег
Вот этого добра нам хватило! Более того, лучших условий для фрирайда просто не придумать. В ночь перед нашим приездом выпал метр снега. Это в долине, на горе явно больше. Ветра нет, не задувает, застругов нет. Температура немного ниже нуля, внизу снег тяжеловат, выше 1500 м. – нормуль, выше 2000 м. – отличный. Постоянная облачность не давала снегу таять и корка не образовывалась. Ночами шел снег, засыпал то, что раскатывали накануне. Вообщем, pauder-day каждый день! Супер!
Ски-басы
Мы жили на окраине Шамони и это была проблема. Ходят не часто, мы были постоянно привязаны к расписанию. Вечером вообще уехать сложно. Ски-бас в Курмайор — отдельная песня. Надо прийти к 8 утра на вокзал со ски-пассом, чтобы уехать на 9-часовом автобусе в Курмайор по билетику, который получаешь в кассе. Почему нельзя сделать 2 или 3 автобуса – для меня загадка. В итоге тем, кто пришел к 8.30, не хватило билетов.
Трассы
Козлы французы не считают, что если ты платишь 260 евро за ски-пасс, трассы надо ратрачить до вельвета. Ратраки, безусловно, ходят, но состояние многих трасс напоминает Эльбрус. Для тех, кто не был на Эле, скажу, что это зубодробилка.
Фрирайд
Это было феерично. Площади катания настолько обширные, что отъехав на 300-500 метров от трассы, утром ты находишь абсолютно нетронутые поля. Именно поля, а не жалкие кусочки. К обеду все, что в досягаемости взгляда, разбивается, вот тогда и нужен гид. Много снимал на GoPro, может быть смонтирую, когда будет свободная неделька. Объемы видео гигантские, поснимать было что, покататься было где.
Курмайор (это другой мир)
В отличие от козлов французов, итальянцы больше похожи на нормальных европейцев (австрийцев, немцев). Трассы в Курмайоре — вельвет. И почему-то он не разбивается, может быть, лягушатники технологию не соблюдают. С погодой повезло, яркое солнце. Но снег только с теневой стороны, на солнце корочка. Да и верха сдуты до камней, снег хороший в калуарах. Совершив небольшой бэккантри выход, мы зацепили фееричное поле под обалденным углом. На нем не было ни одного следа, поймали настоящий бордерский оргазм.
Резюме
Шамони — место, куда можно съездить покататься по фрирайду. За трассами туда ехать не рекомендую. Лучше в Австрию. Все очень дорого, французы — уроды, сервис не самый хороший. Мне понравилось, потому что фрирайд удался. Но денег там было оставлено немало. Вывод для себя я сделал: в ближайшее время туда не поеду, но внетрассовая каталка там имеет место быть. Есть еще Индия, Иран – это на ближайшую перспективу. А дальше посмотрим.
Текст и фото: Александр