День 1. 09.01.2011
Прибытие в Турин: 6-10
Отправление в Шамони: 7-30
Прибытие в Шамони: 9-30
Ранний самолет позволял надеяться на катание в первый же день. Трансфер подтвердил эти надежды – вместо ожидавшегося автобуса ПАК предоставил удобные и быстрые микроавтобусы Volkswagen. По прибытии обнаружились 2 проблемы: номера заняты, и заселение ожидается только в 17 часов. Кроме того, подвела погода: в поселке дождь, в горах туман. Чтобы не терять времени даром, решили съездить в Анси. Удобных поездов не было, автобусы в Анси вроде бы не ходят. Поэтому – такси. На 5 человек вышло 300 евро – туда-обратно + ожидание в Анси. В итоге, экскурсия заняла около 5 часов: 2 часа на дорогу, около 3 часов – в городе.
Анси оправдал ожидания – симпатичный французский городок, с своей изюминкой – центр города стоит в воде. Как Венеция. Этот самый центр можно обойти за пару часов – посетить рынок, на котором торгуют сыром и вином, пофотографировать бесчисленные арки и закоулки, внезапно приводящие к реке. Да, в Анси есть и озеро – весьма и весьма красивое. Короче говоря, день прошел не зря.
День 2. Гран-Монте
С погодой беда, опять туман и снег с дождем. Все-таки решились поехать покататься. Первые 3 спуска прошли наощупь, в тумане. Решили переждать некоторое время в кафе на склоне, после чего сообразить: или кататься дальше, или ехать домой. Вывод первый: есть пиццу во Франции, даже на границе с Италией, особенно в горном self-service restaurant – значит, просто набивать желудок. Как минимум, без удовольствия. Вывод второй: если с утра тучи, это еще не значит, что непогода на весь день. За время нашего обеда туман исчез, вышло солнце, трассы засверкали свежим снегом. Гран-Монте – хорошие трассы, хорошие подъемники. Но – по трассам давно не ходил ратрак, или мы просто попали после снегопада, но «черные» склоны были доступны только фрирайдерам на широких лыжах. Карвы просто зарывались в сугробы при попытке навалиться на носок на крутом склоне. На «красных» трассах – все супер, все отлично.
День 3. Агюй дю Миди, Бревен + Флежер
Почувствуй себя пальтошником. Утренняя программа – подняться на Агюй дю Миди, сфотографировать Монблан, полазить и посмотреть. В целом, интересно и познавательно, очень красивые виды с вершины на Альпы. Если позволяет время – смысл есть в этой экскурсии.
Бревен + Флежер – ближайшая к самому поселку Шамони зона катания. Неплохие трассы, хорошее состояние – ратраки там ходят. Однако опять подвела погода – к середине дня стало невозможно что-то увидеть на трассе, поэтому и этот катальный день у нас не получился полным.
День 4. Лез Уш, Трамвай дю Мон-Блан, поезд Ла-Файет – Шамони
Мм… Катание для гурманов. Отличные, идеальные, потрясающие трассы. Знаменитый «Кандагар», на котором проходит Кубок мира по горным лыжам среди мужчин, отмеченный на карте почему-то черным цветом – отличная трасса для всех. Пустые канатки (3 очереди для того, чтобы пройти весь Кандагар, от начала до конца), еще более пустая трасса – можно смело становиться на параллельные лыжи и валить вперед. Для любителей «поработать» есть несколько кусков покруче, где можно продемонстрировать технику. Параллельно Кандагару идет еще пара трасс – ничуть не хуже. Просто отличные. Короче, даже из-за одного Лез-Уша можно смело ехать в Шамони и брать Mont-Blanc Unlimited Ski-Pass.
Касательно Лез-Уша стоит отметить такой момент, как транспорт. Из Шамони в Лез-Уш идет всего 2 маршрута ски-басов – причем, не очень часто. Поэтому, если вы планируете кататься в Лез-Уш, тщательно рассчитайте время, когда вам надо позавтракать-собраться-прийти на остановку. В случае опоздания вам придется ждать автобус еще полчаса. Или час. Кроме того, желательно заранее уточнить, где конкретно останавливается нужный вам автобус – в нашем случае, остановка Montenver в направлении Лез-Уш оказалась несуществующей и долгожданный автобус проехал мимо. В направлении Place du Mont-Blanc.
Лез-Уш – Шамони. Решили использовать MBU по-максимуму и вернуться в Шамони на Tramway du Mont-Blanc и дальше на поезде. Советую заранее уточнять расписание трамвая, поскольку ходит он 1 раз в час. Нам очень повезло, мы прибыли на станцию за 15 минут до прибытия поезда – ждали недолго, но вместе с тем успели снять прибытие этого чуда техники. По дороге случился забавный эпизод – на рельсы с горы свалилось дерево, и маленький паровозик не мог продолжить путь. Только сплоченные действия машинистов и пассажиров поезда позволили продолжить путь – вынужденная остановка отняла минут 15. Дальше, из Ла-Файет, поехали на обычном поезде, коих вполне достаточно курсирует по маршруту Ла-Файет – Шамони – Мартиньи.
Правда, и здесь мы совершили небольшой просчет: по карте гостя, которую мы накануне утром получили на ресепшн в отеле, можно бесплатно ездить на поезде и автобусе по долине Шамони, от Сервоз до Валорсин. Поскольку Ла-Файет расположен несколько дальше, мы вынуждены были оплатить проезд. Но вместо того, чтоб оплатить проезд до Сервоз, а оттуда ехать бесплатно, мы заплатили по 5 евро за проезд по маршруту Ла-Файет – Шамони. Короче, имейте в виду. Несмотря на такие мелочи, день явно удался. Лез-Уш – отличная зона катания, трамвай – интересное приключение.
День 5. Курмайор
Наблюдение первое: рекомендуется заранее бронировать автобус в Курмайор, особенно в средний и высокий сезоны — первые автобусы туда и последние обратно загружены полностью. Можно, конечно, подойти к отправке автобуса на остановку — возможно, кто-то решил не ехать в последний момент и освободил места. Почти всегда так и бывает — но если у вас небольшая узбекская семья из 17 человек, этот вариант не для вас.
Короче, мы записались на 8-45 (первый автобус) и 17-00 (соответственно, последний) в понедельник на четверг. Минут 40 — и мы на станции канатки в Курмайоре. Очень повезло с погодой, очень повезло с сезоном — весь день светило солнце и НЕ БЫЛО ЛЮДЕЙ! Это был уже второй день подряд, когда мы перманентно пребывали в состоянии когнитивного диссонанса: если в Лез-Уш еще как-то можно было объяснить пустоту и тишину (не самая идеальная погода, кто-то, может, забоялся легендарного «Кандагара»...), то здесь вообще непонятно: идеально отратраченные склоны, работающие современные канатки — и пустые трассы.
Может, мы чего-то не понимаем? Короче говоря, откатались в тот день на славу — наверное, одно из самых приятных воспоминаний из всех поездок в горы.
Вечером, уже после катания, небольшой кросс с лыжами наперевес и с лыжными ботинками на плече (советую брать цивильную обувь, чтобы хоть некоторое время спокойно полазить по итальянской стороне) к остановке автобуса — так как автобус забирает не от канатки, а от автостанции. Кстати, на площади, откуда отправляются автобусы, есть несколько толковых магазинов — сувенирных и не очень. Именно там я купил литр граппы с плавающими внутри ягодами, пол-литра «абсента» за 10 евро и непонятную жидкость зеленого цвета — эта страсть к разноцветным жидкостям пошла еще от Австрии, с Gletcher Ice подозрительно голубого цвета (будете в Австрии — купите, доставляет. Особенно радует цвет при смешивании с яблочно-кизиловым соком...). Обратно — опять тоннель под Монбланом и наша деревня Шамони. Над которой подозрительно всегда висит туман...
День 6. Разгрузочный, экскурсионный. Mer de Glace
Планировался как день поездки в Женеву, но в конце концов отказались от этой затеи. Ски-пасс у нас закончился вчера, поэтому решили съездить на паровозике на Mer de Glace. Паровоз уже ничем не удивил — ибо трамвай в Лез-Уш и этот паровозик это одно и то же. Впечатлил ледник.
Действительно настоящее море льда. Представляю, как это выглядит, когда льда раза в 3 больше и он поднимается до самой станции паровоза. Увидели героев, не побоявшихся бесснежной Белой Долины и спускавшихся по льду и камням на кантах и попах. Ледяная пещера — весьма интересное зрелище, есть смысл туда спуститься и побродить.Еще один аттракцион ждет на обратном пути — 350 ступенек вверх, до станции паровоза. Причем удивительно — лыжники в лыжных ботинках, с рюкзаками и лыжами поднимаются быстрее, чем отдыхающие экскурсионщики. Вот такой парадокс.
День 7. Отъезд
Самолет должен был вылетать в 9 50, но — о чудо! - задержка рейса до 12 30, а потом и до 13 30. Сдав багаж, на последние евро садимся в автобус и едем в центр Турина — от аэропорта 40 минут. 2 часов вполне хватило, чтобы увидеть Карлов мост (который чехи потом скопировали), Биг-бэн (который англичане потом скопировали), Триумфальную арку и Елисейские поля (ну, вы поняли...), позавтракать в кафе с «Захером» и кофе «ристретто» (очень, очень короткий эспрессо — берется чашка, больше напоминающая рюмку и на треть наполняется коф... нет, не кофе... скорее кофе, который отжали, избавив от воды чуть менее, чем полностью. Концентрат такой...).
В заключение — несколько слов о месте проживания. Ginnabelle Residence – удобное расположение напротив центрального вокзала Шамони и вокзала Montenver Mer-de-Glace, недалеко, в 3 минутах ходьбы — Petit Casino, магазин. Super U, супермаркет, который больше и лучше, тоже в пешей досягаемости, до него идти минут 5-7. Прямо рядом с резиденцией — офис Europcar и, по такому случаю, автошкола и полиция.. За углом — бар, в котором по вечерам играют рок-н-ролл, за другим углом — остановка автобуса. Можно дойти и до одной из центральных остановок, через которую проходят практически все маршруты ски-басов — Place du Mont-Blanc, это тоже около 5 минут. Рядом же — небольшая зона катания Planards, для тех, кто уже никуда не хочет ехать, а хочет пару раз скатиться где-нибудь рядом с домом.
Это был наш первый опыт проживания в резиденции, поэтому нас весьма удивило, что на кухне есть не только ложки-вилки-кружки-тарелки, но и внушительное количество кастрюль, сковорода, штопор и куча всяких мисочек. Тостер, кофе-машину (очень примитивную) и микроволновку за весь срок проживания мы так ни разу и не испльзовали. Как, впрочем, и дома у нас нет этих девайсов. Из плюсов — большой балкон, 2 изолированных спальни (апартамент рассчитан на 4-6 человек), достаточно жизненного пространства для двоих. Втроем будет нормально, вчетвером — уже тесновато. Вшестером, мне кажется, будет уже впритык. Потому что гостиная моментально превратиться в спальню, и из общих помещений останется только кухонный уголок, пространство вокруг обеденного стола и прихожая. Зато количество ящичков, полочек, тумбочек вполне сопоставимо с заявленым «тоннажем» апартамента. Следует также заметить, что апартаменты уже порядком «уставшие». Не для самой взыскательной публики. Взыскательных — в Куршевель.
На 1 этаже — релакс-центр: 4 кабинки для хаммам (две — на 2-3 человек, две — на 4-6 человек), 2 сауны (тоже не блещут размерами), тренажерный зал с 4-5 тренажерами (беговые дорожки, велосипеды в основном) и бассейн с сильно хлорированной водой. Хаммам и сауна оставили хорошее впечатление, если не приходить в самый пик — даже не тесно. Короче, релакс-центр добавляет вистов резиденции.
Много написано, но хотелось бы еще отметить кухню. Мяса не хватало, честно говоря. Согласен, что можно было бы и найти заведение, где хорошо готовят свинину, но вспоминается опыт Зельдена, где в каждом кафе на горе можно было слопать отличный, огромный шницель, да под пиво, да с салатом.
Вывод такой из поездки: в первую очередь еще надо посетить Италию (в Австрии, Франции катались, а в Италии пока нет — 1 день в Курмайоре не в счет. Хотя очень понравилось) — наверное, Валь-Гардену, потому что самолет летит в Верону; во Франции покататься в 3 Долинах (потому что хвалят) и в Парадиски (потому что название хорошее); съездить в Майерхофен — потому что все ездят и потому что Харакири (над Кандагаром уже поставили галочку — мол, проверено на себе); Съездить в Червинию — потому что с Эльбруса катался, с Монблана катался, а вот с Маттерхорна пока нет. Тем более, из Червинии сделать пробную вылазку в Швейцарские Альпы. В Церматт. А, и еще. В начале отчетного года (то есть когда закончился Шенгенский мультик) ездить в профилактическую поездку во Францию (в 3 долины и Парадиски же) — за визой.
Автор: Владимир Д.
Даты поездки: 9.01.2011 - 15.01.2011