Ведь Монблан из самолета видно здорово...
(февраль 2013)
Почему Шамони... Честно говоря, ехать в Альпы мне было абсолютно всё равно куда. Французы привлекли тем, что, пожалуй, единственные, которых можно было раскрутить на длинный шенген. И тут я не прогадал. Дали годовой мульт. Неплохо, учитывая, что это моя первая французская виза. Шамони — культовое место, с богатой историей, ведь именно здесь проходили первые зимние олимпийские игры. Расположен в провинции Верхняя Савойя. Великолепная природа. Город раскинулся в узкой долине реки l'Arve, на высоте порядка одного километра, у подножия Монблана. В честь первых покорителей самой высокой вершины Альп установлены памятники и названы городские улицы. Множество магазинов, ресторанчиков, развитая система общественного транспорта — всё это создает определенный комфорт для туристов. До соседнего итальянского курорта Courmayeur (Курмайор) ехать на автобусе менее получаса через туннель под Монбланом, а до швейцарских «4-х Долин» дорога займет чуть более часа. В общем, предложение, от которого трудно отказаться...
Гостиница, Hotel Alpina, находится в центре, с отличными видами на город, речку, Монблан... Рядом две остановки, где ходят ски-басы ко всем зонам катания. Минут десять пешком до ж/д и автовокзала. На фронтдеске надо не забыть взять карту гостя, по которой весь общественный транспорт в долине становится абсолютно бесплатным. На первом этаже торговая галерея с продуктовым супермаркетом. На верхнем расположен панорамный ресторан. За завтраком, когда у тебя на глазах поджаривается порция омлета с сыром и шампиньонами, а горы ещё погружены в легкий полумрак, солнце начинает подсвечивать лишь самую верхушку Монблана. А к ужину вечерний Шамони купается в огнях.
А как насчет покататься? Заявленная протяженность трасс в Шамони составляет более 400 километров (склоны). Но осетра надо раза в два урезать. Более того, зона катания не общая, а разбита на несколько автономных зон, разбросанных по всей долине, каждая из которых отличается по сложности, высоте, рельефу. С одной стороны это, конечно, неудобно, поскольку добираться до разных зон приходится на автобусах. Дорога из одного конца в другой может растянуться до одного часа. Но с другой стороны, это придает и некоторое разнообразие.
Например, зона Les Houches (Лез Уш), самая низкая, не превышает 2000 м. Но в то же время является самой красивой, красные и синие трассы проходят через лес. В пасмурную погоду здесь можно наиболее комфортно кататься под облаками. Из центра на автобусе ехать порядка 20 минут.
Остальные трассы считаются высокогорными, расположены на высоте более 2000 м. Ближайшая к центру города объединенная зона Brevent-Flegere (Бреван-Флежер). До канатки на Brevent можно дойти и пешком, но в гору. Или проехать пару остановок на автобусе. Трассы тут не самые длинные, но южные и солнечные. На базовую станцию Plan Praz, расположенную на высоте 2 километра, кабинки поднимают вдоль отвесного склона очень быстро, так, что уши закладывает. Даже утром, когда город ещё во власти ночного холода, в хорошую погоду здесь можно загорать, а владельцы горных ресторанчиков накрывают поляны на открытых террасах. Потрясающая каталка с видом на Монблан по красно-синим трассам.
Можно подняться ещё, на верхнюю точку Le Brevent 2525 м, и убедиться что вся долина Шамони ещё находится в тени Монблана. Здесь уже гуляет приличный ветерок и не так комфортно, как внизу. Укрыться можно в кафе с панорамным видом. Отсюда ведут только черные трассы, но хорошо подготовленные.
Зона Le Tour (Ле Тур) оказалась самой дальней. У границы со Швейцарией. От гостиницы ехать пришлось около получаса. Запомнилась неплохим видом на Монблан и широкими пологими синими трассами. Для разминки или позагорать съездить можно.
Ещё одна зона — Гран Монте. Это царство пухляка и офписта. Уже ранним утром туда идут переполненные автобусы, в которых едут суровые ребята с широкими длиннющими лыжами. Я со своими карвами туда соваться не стал.
Чтобы ни в чем себе не отказывать, нужно брать ски-пас Mont Blanc Unlimited (MBU). Цена, например, за 6 дней подряд составит 266 евро. Он дает право пользоваться абсолютно всеми подъемниками на курорте, включая самый высокий — Aiguille du Midi (3842 м). А также позволяет совершить уникальное ски-сафари, покатавшись в итальянском Курмайоре и 4-х Долинах, но об этом в отдельном отчете, а пока о французах.
Итак, Aiguille du Midi. Помимо захватывающих видов на Альпы и Монблан, отсюда берет начало самый грандиозный маршрут — легендарная Белая Долина (Vallee Blanche), 20 километров по леднику. Многие вообще только ради этого сюда и приезжают. Высота достаточно серьезная и без акклиматизации лучше не рисковать. Тут намного холодней, чем внизу и гуляет приличный ветер.
Желающих много, на входе большая толпа. Первая очередь канатной дороги поднимает до станции Plan de l'Aiguille на высоту 2317 м. Здесь можно осмотреться и перевести дух. Далее опять едем в переполненной кабине, на самый верх.
Ходить «Белую Долину» самостоятельно крайне не рекомендуется. Нужно брать гида или записываться в группы, человек по 6. Стоимость такой услуги от 60 евро. Это внетрассовый спуск, по целине и леднику, в общем, самый что ни на есть пухляк. Ледник каждый год движется, трещины под снегом меняются, а проводники типа знают, как их безопасно объехать... Более того, маршрутов по Белой Долине множество и в зависимости от вашего уровня подготовки гид может предложить различные варианты. Короче, первым делом я отправился в офис этих самых гидов. Но там ждал облом. Милая француженка пояснила, что в горах сейчас глубина снега составляет около метра и они берут только экспертов на целинных лыжах. Я не мог похвастаться ни тем, ни другим и получил от ворот поворот (а снег и правду валил через день). Что ж... Перешел улицу и зашел в офис по туризму. Там меня с радостью приняли. Как раз через пару дней набиралась группа. Записался, сдал деньги... Но и здесь радоваться было рано. Всю ночь накануне и утром валил снег, громадные белые шапки на крышах подросли ещё немного. Я грустно взглянул на свои карвы, созвонился с представителем турфирмы, который подтвердил мои опасения. Проводник отказался в такую погоду вести группу. Пришлось срочно менять планы. Деньги, кстати, вернули полностью.
Но в хорошую погоду можно подняться и без лыж, чтобы осмотреть красоты Альп. Обычно такой вид, сверху вниз, открывается только из самолета. Одеваться нужно теплее и взять очки от солнца. Вот он Монблан, во всем величии. Кажется, можно дотянуться рукой, а вокруг бесконечное море острых шпилей и ледников, где гуляет только ветер. Если приглядеться, можно заметить опоры канатки на итальянских склонах Монте Бианко, а дальше начинается область Valle d'Aosta — крыша Европы. Вся долина Шамони как на ладони. Видны все области катания. Прямо напротив залитые солнцем склоны Бревана-Флежера, слева хорошо видны лесные трассы Лез Уша, а с противоположной стороны долины — открытая белая зона Ле Тур.
«Белая долина» — это своего рода местный бренд, окутанный массой легенд и слухов. Вот, например, что удалось найти на различных форумах. Это не трасса в общем понимании, а скорее туристический маршрут. Там нет вешек и указателей. Без опытного проводника туда лучше не соваться. Как ни странно, но самая сложная часть пути преодолевается совсем не на лыжах, а по узкому крутому ледяному хребту от подъемника до собственно начала спуска. Это настоящий аттракцион для туристов. По обе стороны узкой тропинки натянуты веревки ограждения. Лыжи рекомендуется прицепить к рюкзаку, и обеими руками держаться за веревку. Гиды связывают всю группу страховочными тросами и могут даже выдавать кошки. Местные говорят, что по весне лыжи и все остальное, что падает, находят километрах в двух ниже по склону. В общем, нагоняют страху и даже бытует мнение, что чуть ли не специально поливают эту тропинку водой, чтобы не остаться без работы...
В хорошую погоду приятно прогуляться днем по центру Шамони. Тепло, яркое солнце, ослепительный снег на крышах, ручьи под ногами, а горы вокруг уходят за облака. По дороге попадаются небольшие магазинчики. Различить их можно по запаху. Вот, дышите глубже, сырная лавка. А это волшебный аромат шоколадного бутика. А вот щас проходим булочную. А также супермаркеты, сувениры, спорт, одежда...
Можно фоткать с балкона.
Ночной Шамони.
Ну, и немного про дорогу. Чартерный рейс а\к «Глобус» (С7) в местный небольшой аэропорт Шамбери запоминается виртуозной посадкой в горах. Красивая дорога до Шамони занимает порядка двух часов. Хорошо виден Монблан на подлете.