Говорят, лучший отдых – смена обстановки и новые впечатления. Конечно, в горнолыжных поездках самое главное – это катание. А вот в нашей НГ-вылазке время выбора окончательного места отдыха приходилось уже на тот период, когда вероятность проблем со снегом была уже велика, а динамика курсов валют направлялась резко вверх. В результате оптимизации возможностей в удовлетворении потребности отличного отдыха, взгляд направился в сторону знаменитого французского курорта Шамони. По совокупности факторов именно это место казалось балансом между разнообразием впечатлений, возможным катанием и финансами на НГ-каникулы.
Шамони, где уже бывала не раз, я очень люблю. Атмосферный, живописный и очень приятный городок делает каждый отдых незабываемым и уникальным, несмотря на основной недостаток в виде небольшого разрозненного горнолыжного региона. Каждый визит сюда – новое открытие уже хорошо известного места. Прогулки по курорту, изучение зон катания, спуски в непогоду уже пройдены, а теперь пришло время и погода для ознакомления с дополнительными возможностями отдыха.
Стандартные достоинства и недостатки как самого Шамони, так и катания уже множественно расписаны в литературе и интернете, поэтому поделюсь тем, что ещё не набило оскомину.
Дополнительными плюсами курорта в эту поездку было:
- возможность бронирования жилья (как отелей, так и апартаментов) на 8 дней, а не стандартно «неделя»;
- возможность в вариации количества дней катания. Засчёт короткого трансфера из Женевы день приезда/день отъезда можно было провести как на курорте, так и в Женеве;
- возможность бронирования друзьями апартаментов на 3 дня;
- возможность относительно недорогого размещения;
- наличие в регионе Ski-pass Mont Blanc Unlimited.
Не будь его, отдых был бы безнадежно испорчен. А ведь мы его ещё даже не полностью использовали!
При нормальных погодных условиях хватило бы обычного Chamonix Le Pass, который включает только близлежащие зоны (Les Grands Montets, Le Tour, Brevent-Flegere). Этой зимой оптимальным было максимально расширить возможную область катания и использовать дополнительные преимущества Ski-pass Mont Blanc Unlimited.
Дополнительные возможности:
Катание: Les Houches area (50 км трасс в ещё одном регионе недалеко от Шамони, где проходит знаменитая кубковая трасса Candagar, а также возможна совсем другая погода из-за более низкого расположения. А ещё я его люблю больше всех зон катания при Шамони), Courmayeur area (Италия, 100 км трасс, совсем другая ориентация склонов и открытое пространство), Verbier 4 Vallées area (Швейцария, 410 км трасс, моя призовая игра), Evasion Mont-Blanc (St Gervais or Megève (223 км трасс, отдельного транспорта до зоны катания нет).
Транспорт: подъёмник Aiguille du Midi, Tramway du Mont-Blanc, Montenvers Mer de Glace train, проезд на автобусе CHAMONIX - COURMAYEUR 15€ туда/обратно (49 без ski Pass), проезд на автобусе CHAMONIX - Verbier 23€ туда/обратно, проезд на авто через тоннель MONT-BLANC - 13,50 € в одну сторону.
Из идеальной погоды – море солнца, море снега, слегка обновлённого в ночное время, лёгкий минус в течение всего дня, и склоны без бугров и безо льда – нам досталось много осадков в виде дождя вечерами и пять потрясающих солнечных дней в середине катания, а ещё – склоны без бугров. Из неидеального – туман и низкая видимость в начале и завершении отдыха, а также жёсткие склоны и множественные ледяные проплешины в начале отдыха. Но с каждым днём выпавшие накануне осадки улучшали состояние склонов, и на финишном этапе привели к катанию по слегка запорошенным трассам.
Однако, судя по рассказам отдыхающих на других курортах, снежные условия у нас были, кажется, лучше, чем на многих французских курортах. Из трасс работало где-то две трети, некоторые открытые трассы сопровождались табличками «Внимание, тонкий слой снега». Хуже всего обстановка была в Le Tour, знаменитом своими ветрами. Однако все спуски вниз, кроме чёрных трасс зоны Brevent-Flégère, были открыты, несмотря на небольшую высоту (до 1000 м). А в целом, снеговая обстановка была такая, что полноценно покататься удалось почти все дни по нарастающей по качеству трасс, в большей или меньшей степени проехались по всем зонам, Brevent-Flegere вообще был великолепен, а в Les Houches неожиданно досталось немного внетрассового катания.
О зонах катании в Шамони написано немало, так что мнение о них в нынешних погодных условиях, пожалуй, оставлю при себе.
Всё началось в зоне Brevent, когда в завершении дня с отличной солнечной погодой мы забрались наверх на смотровую площадку. А красота какая вокруг! Эх, а ведь сколько катались – всё не было времени остановиться, полюбоваться. Кажется, именно этого не хватает в неидеальных снежных условиях для полного счастья. Да и погода – в предыдущие визиты такого обзора не было. Надо пользоваться моментом.
Собственно, этот случай и направил нас на путь – что надо сделать в течение дня, чтоб день по эмоциям дотянул до идеального. Кататься до упора возможным не представлялось – после трёх часов большая часть региона погружалась в тень, трассы становились излишне жёсткими, а видимость резко падала. А наверху всё было хорошо. Значит, нам наверх.
Следующий катальный день завершился посещением смотровых площадок на Aiguille du Midi. У нас в ski-pass включено, а без него – 56 евро.
Канатная дорога стартует непосредственно из Шамони и двумя очередями поднимает на высоту 3777 м. А дальше ещё несколько пешеходных лестниц вверх – и вы на самой верхней смотровой площадке любуетесь во все стороны на окружающие вершины. А можно наверх не подниматься и пройтись по самой станции, где есть ещё несколько выходов.
Высота 3800, ветер, холодно, совсем другой климат по сравнению с подножием, немного кружится голова, немного страшно идти, но окружающий пейзаж стоит того. Множественные шапки вершин, и все ниже нас, а линия горизонта – опять-таки вершины. Где-то более причудливые, где-то уникальные. Несколько выходов на разных уровнях и в разные стороны – и везде разные панорамы. И почему мне раньше не удалось здесь побывать?
Все проблемы меркнут перед величием гор, всё внизу, мелкое и неважное.
Отсюда же берёт начало один из самых знаменитых спусков – по Белой Долине.
Каждый день в 8 и 9 утра от станции отходит автобус в направлении итальянского Курмайора. Билеты можно купить заранее, а можно и перед рейсом прям тут же, в будке по продаже автобусных билетов. Автобус в Курмайоре подвозит прямо к подъёмнику (Обратно он уезжает с автобусной станции немного в другом месте).
В хорошую погоду, как у нас, мы добрались меньше, чем за час. Уже после выезда из тоннеля MONT-BLANC становится ясно – снеговая обстановка заметно отличается в худшую сторону от Шамони. Тут настоящая весна, причем поздняя. А снег виден только в далекой перспективе, где-то очень высоко.
Подъём в зону катания оптимизма не прибавил. Большинство спусков расположено на открытом пространстве, поэтому часть закрыта, часть, особенно в тени, очень жёсткие, только солнечные – вполне ничего. Катания на день хватило, благо к жёстким трассам приучены, а канты наточены. Самой лучшей оказалась милая голубая трасса, на которой были отличные снежные условия благодаря работе пушек, а также огромное число обучающихся групп. К сожалению, к концу дня и этот спуск пришел в негодность из-за растаявшей нижней части.
Ещё отличным местом оказался спуск сверху на возврате со смотровой площадки. Тут уж работал принцип высоты.
Обзорную площадку, по традиции, пропустить не смогли. Здесь немного другие виды, чем в Шамони. А Монблан – он совсем рядом.
В общем, день можно точно поставить в плюсы поездки.
А уж призовая игра в виде магазина жидкой продукции недалеко от автобусной остановки и с ценами в полтора-два раза ниже, чем в Шамони, однозначно скрасила обратную дорогу.
По четвергам в 8 утра из Шамони, собирая желающих на основных остановках по городу, отходит автобус в сторону швейцарского Вербье. Поездка осуществляется при наборе заранее минимум 30 человек.
В хорошую погоду, как у нас, мы добирались чуть больше часа, хотя анонс идёт на пару часов дороги. Выгружают в нижней станции 4-х долин – Le Chable, где и ждёт потом автобус.
Маршрут, чтоб кататься по-максимуму на солнечной стороне, знаком наизусть. Но здесь этого не требуется. Такое впечатление, что мы попали в другой мир. Ощущение катания по трассам после вчерашнего обильного снегопада не покидало весь день. Даже несмотря на слова аборигенов, что снегопада дня четыре как не было. Верится с трудом, поскольку, в отличии от Шамони, и тем более Курмайора, снег везде, почти всё открыто, спуск вниз отличный, ледяных и земляных проплешин нет, излишне жёстких или обшкрябанных трасс нет. Всё как в лучшие погодные времена.
Собственно, по традиции, пришли мысли об идеальном отдыхе в отдельно взятом месте.
А в целом, это был именно тот день, когда говорят, что если он есть хоть один за катание, то отдых удался.
О ценнике писать не буду, даже не рекомендую интересоваться. (На память, во франках +45% от того, что было 3 года назад).
Неоптимальная утренняя погода (дождь), несмотря на солнечный послеобеденный прогноз, сподвигла нас на культурную программу. Сомнения в необходимости швейцарской виньетки по дороге в ближайшую экскурсионную точку Martigny повернули нашего водителя в сторону Annecy. Это был правильный выбор.
По мере приближения к «французской Венеции» погода улучшалась, достигнув пика непосредственно в городе. Ещё один бонус – визит пришёлся на первое воскресенье января – день бесплатной работы музеев.
В городе, заполненном солнцем, царила атмосфера праздника, гулял народ, то ли по случаю хорошей погоды, то ли по случаю завершения рождественских каникул. Мы выполнили программу по полной. Зарядились задорным настроением толпы, прогулялись по городу, осмотрели самый уникальный его памятник – Островной дворец, осчастливили ребёнка игрушкой от клоуна, посетили Старый замок, где работает несколько различных выставок (на платной основе делать там почти нечего, а бесплатно – для расширения кругозора – вполне возможно) и устроили фотосессию на набережной.
День прошёл великолепно, в нашей традиции постоянной смены впечатлений.
Справочно. Плата за проезд по платным дорогам – чуть меньше 9 евро в одну сторону, ещё 5 евро – оплата парковки.
По статистике моих визитов в этот регион, соотечественников меньше не стало. Вернее, в Шамони и Вербье они остались в значительном количестве наравне с прошлыми годами, а в Курмайоре их количество заметно возросло.
Иностранцы относятся ровно. Итальянцы могут вставить фразу типа: «Россия – друг, главное, чтоб газ не перекрыли». Французы более галантны: «У вас кризис, теперь всё дорого, давайте мы угостим вас глинтвейном.»
Существенное отличие – соотечественники резко переместились из кафе и ресторанов в продовольственные магазины с последующей самостоятельной готовкой. Сюда же переместился раздел отдыха, именуемый «поход за сувенирами».
Конечно, с учётом возросшего курса валют, питание в местах общепита кажется неимоверно дорогим. Но как-то приходится приспосабливаться, соблюдая баланс между традиционным «питаться надо» и «а всё-таки Франция, Савойя, местная кухня, specialite». Кстати, ресторанов с меню на русском полно.
Хорошим вариантом будет «ужин дня». Встречали от 16 евро по меню дня (закуска, горячее, десерт) или 19 евро – ограниченный выбор по меню. Примечательно, что у нас «меню дня» оказалось более вкусным, чем еда просто по меню.
Справочно:
Некоторые ценники на наиболее востребованные блюда в ресторанах города:
Зелёный салат – 5,5 евро
Луковый суп – 7,5 евро
Сырная тарелка – 8 евро
Пицца от 8,5 евро (Маргарита) до 11,5 евро
Фондю от 14,5 евро
Мидии – 13-15 евро кастрюлька
Говядина на гриле – 14,5 евро
Стейк – 18 евро
Некоторые ценники на наиболее востребованные блюда в кафе на горе:
Кофе – 2 евро
Горячий шоколад – 3,6 евро
Глинтвейн – 5 евро
Фанта – 4,7 евро
Пиво (Heineken) – 77 евро (0,5)
Суп дня – 7,2 евро
Сэндвич – 4,5 - 8,2 евро.
Пиво Guinness – 6,5 евро
Пиво светлое – от 2,2 евро
Тартифле – от 14 евро
Глинтвейн после катания на улице – 2,5 евро
Кстати, за всю поездку самым тяжёлым психологическим моментом в плане денег оказалась съеденная за 22 евро не самая вкусная утка…. А через пару дней полуфабрикатами мы утки взяли 4 порции за 3 евро. И было вкуснее намного.
Проживание:
Аппартаменты 7 дней – 440 евро – просторные 4-х местные (с 2-х ярусной кроватью);
Аппартаменты 7 дней – 490 евро – 4-5 местные без 2-х ярусных кроватей
Аппартаменты 3 дня – 172 евро – 4-5 местные без 2-х ярусных кроватей
Отель ** 3 мин. до автобусной остановки – 8 дней, 980 Евро на двоих; завтрак – по желанию 9,5 евро с человека; ужин – от 16 евро (предложение дня в одном из ресторанов).
Отель ** – 840 евро на двоих в неделю (проживание).
Трансфер из Женевы туда-обратно – 50 евро
Отель в Женеве – 82 евро на двоих в сутки (с завтраком).
Скипасс:
Chamonix Le Pass – 6 дней - 241 евро;
Mont Blanc Unlimited – 6 дней – 285 евро
Mont Blanc Unlimited – 7 дней – 317,5 евро
Спецпредложения покупки по интернету
Mont Blanc Unlimited – 6 дней – 262 евро
Mont Blanc Unlimited – 7 дней – 285 евро
Наш отдых удался на славу. Кому-то на других курортах не хватило снега. А нам здесь не хватило времени на очень многое: просто отдохнуть, полежать в шезлонге, познакомиться с регионом Межев и покататься на Tramway du Mont-Blanc и Montenvers Mer de Glace train, посетить смотровую площадку на Grands Montets и любимый ресторан Caleсhe… Этот перечень может быть долгим. А значит, есть повод вернуться, и, кажется, не раз.
Тем более что катание на лыжах здесь будет в любую погоду, и, в зависимости от неё, оно может быть или нормальным, или отличным. И уж точно разнообразным.
В общем, если не на следующий новый год, то через пару лет точно вернусь.
И призовая игра – заключительный день в Женеве. Температура воздуха +16. Форма одежды – летняя. Прогулка навевает легкую тоску на предмет необходимости возвращения в зиму из лета.