Привет всем, кто за нас болел и поддерживал перед поездкой!
Мы вернулись! И даже живы и здоровы! Ну, почти…
Даже и не знаю, как назвать отчет…
Может, «Есть женщины в русских… гм, городах!»? Да, мы такие. Мы ЭТО СДЕЛАЛИ!
Могу сказать честно, что чем больше приближалось время нашего отправления в путешествие, тем больше становилось ясно, что это ужасная, но уже непоправимая авантюра! Мандраж нарастал. Может, потому, что все пугали невозможностью осуществления задуманного, может, … просто было страшно. Да еще за 10 дней до отъезда я свалилась с тяжелой ангиной. Вся подготовка – прахом, тут бы поправиться успеть… Успела. Но физическое было не в лучшей форме.
Но вот настал этот самый день (вернее, - раннее утро) – Х!
Сначала автобус до Хельсинки. Билеты взяты, близкие проводили, едем. Проблем никаких, каждый на отдельном двойном сидении – спи, не хочу, туалет большой, комфортный, лыжи в багажнике автобуса, на пути – дьютик, ну вы понимаете… ;-) В Хельсинки тоже до аэропорта без проблем, и времени достаточно, и рядом все. При паспортном контроле финики свеклу отобрали недоеденную!!! Жидкость! На котлеты никто внимания не обратил. Недопитое спиртное запихали в большие рюкзаки и сдали в багаж. То, что купили в финском аэропорту в магазинчике, нам положили в обычный мешок, и никто не придирался. Вообще, я не первый раз через Финку летаю, они там как-то спокойно к этому относятся.
Ну вот мы и в самолете. Естественно, никакую еду на борту мы не заказывали и были приятно удивлены, когда Air Berlin предложила пассажирам питье (соки, воды, чай, кофе – в неограниченном количестве) и сэндвичи. Не могли поверить такому счастью и сначала от сэндвичей отказались! Потом поняли свою ошибку!
Самолеты у Air Berlin все, как на подбор, аэробусы (ну, кроме одного фокера), летчики классные, летают так, что даже уши не закладывает! С багажом тоже все хорошо. 20 кг + 30 кг на лыжи с ботами (упакованными).
В Дюссельдорфе у нас пересадка.. Почти 10 часов. Аэропорт ночью пустой, ничего не летает. Скамейки мягкие, тепло. За наши тяжеленные рюкзаки и лыжи мы не переживали – их еще попробуй унеси! ;-) Поэтому благополучно улеглись и спали. Паспортный контроль. Имя Елена на них впечатления не произвело, зато они спросили, кто «Наташа», а потом рюкзачок взяли мой. Сначала их не устроило, что там в прозрачный кармашек засунута бутылочка с туалетной водой 50,0 мл, переложили в пластиковое прозрачное отделение. Потом повозили по рюкзаку какой-то штукой и сказали, что надо подождать. Мы спрашивали, в чем дело, - не говорят. Так поняли, что тест на наркотики. Пришли, сказали, что все в порядке, отпустили. Остался очень неприятный осадок. Почти то же самое было и на обратном пути у немцев. А французы почти такие же пофигисты, как финны.
Перелет, получение багажа – ничего особенного. Но вот только время нас поджимает (помните – 1 час 50 мин), а за багажом – далеко, потом купить билеты на метро – очередь, потом метро… О, Парижское метро – отдельная песня… Конечно, если есть время разбираться во всех тонкостях переходов, может, и ничего, но у нас его не было. Все спрашивали, носились, как оголтелые, прилетели на Лионский вокзал, нашли кассы, встали в очередь. Остается 15 минут до отправления поезда… Кредитка в автомате, конечно, не срабатывает. Понимаем, что можем опоздать, просим в очереди пропустить – пожалуйста! Французы милые! Приходит служащий, ведет нас в другую кассу, мгновенно выдает билеты по нашей распечатке, еще и успокаивая, что мы все успеем…
И ведь действительно, успели! Поезд у нас был 2х-этажный, мы на 2м этаже, сели, только тогда и расслабились. Красивые виды с зелеными полями (в Париже +15) проносятся мимо, вот уже появляются зеленые холмы, потом горы, потом на них – снежок, а потом уже снег и в долинах.
Еще всего 2 пересадки – и мы на месте! ;-) (еще 40000 ведер – и золотой ключик у нас в кармане!) Не смейтесь, по-другому здесь уже не получится, TGV до самого места не идет, потом обычный поезд и электричка до Шамони. Да, билеты на электричку не брали, т.к. кассы не работали, а для автомата не было железных денег. Картой платить не захотели. Прошел контролер, глянул на багаж, ничего не спросил. Может, решил не связываться?! К слову, все писали, что контролеров в поездах не видели… МЫ видели. ВО ВСЕХ поездах и электричках, без исключения! Может, у них «Неделя контролера» была? ;-)
Хозяин аппартов встретил нас на вокзале с машиной, отвез, все показал, объяснил, принес белье (бесплатно), ски-пассы (залог за пластик тоже не взял), сказал про «курортный сбор» 90 центов за ночь, спокойно отнесся к тому, что заплатим завтра (у него сдачи не было), невозмутимо принял залог за аппарты деньгами, выписал карты гостя и удалился.
Ну вот, наконец-то мы одни, переодеваемся - и гулять, хотя уже и вечер, а на завтра у нас грандиозные планы! По прогнозу – завтра единственный за всю неделю солнечный день (оказалось, что их будет еще 3, но мы, как и прогноз, этого не знали), а это значит, что идем в Белую Долину. Так было решено еще в Питере. В первый же солнечный день.
Гулять!
Шамони очаровал сразу по приезду. Накануне выпал снег! Специально, как по заказу! Это была просто зимняя сказка! Очаровательные домики, прикрытые белыми шапочками, подсветка мягким желтым светом, украшения рождественские, калиброванные елки в снегу и лампочках (как будто их специально подравнивают) – все это создало настроение. Заснули сразу, но спалось не очень.
Проснулись без будильника. Сразу к окну. (Мы жили в районе Chamonix sud, а это рядом с подъемником на Айгюй дю Миди и конечной остановкой ски-буса – очень удобно).
Не наврал хозяин – вид потрясающий! Вот она – вожделенная вершина, Айгюй дю Миди, во все красе, из-за нее еще не выглянуло солнце, но уже видно, что погода подходящая – на небе ни облачка! Значит, это наш день!
Конечно, немного смущало, что это ПЕРВЫЙ день, нет адаптации и к перемене климата, и к высоте – но мы же пили витамины, как советовали! И моя ангина… Но я же уже поправилась, хотя, конечно, понимала, что физ. форма оставляет желать… Но мы же все-таки не чайники! И уже большие девочки!!! И себя знаем, и кататься умеем! Ну да, лыжи у нас не правильные, но ведь все пишут, что это ПРОСТО ПРОГУЛКА! Гид вовсе не необходим (70 евро – ого!), все же спускаются, снег свежий, следы видны, посмотрим, куда все, туда и мы… Какая это была ошибка! В комплексе все это сыграло с нами злую шутку. Оказалось, что все это не так просто.
Ну что, бутерброды, вода, шлем с подшлемником, чтобы не дуло, теплая флиска - -12 и ветер, одеваемся в кроссовки, боты с собой. Лыжи и палки связываем намертво, чтобы не шевелились и удобно нести (помним про гребень!). Готовы!
Подъемник в 11.15. Две очереди, вторая практически вертикальная. Потрясающе красивые виды, очень внушительные горы, скалы, вечные льды (вот нас не было, а они были, и нас не будет, а они останутся, - впечатляет!) – синие. Много снега. Очень много! Высота 3842м. Уже через несколько минут начинает покруживаться и болеть голова, а вокруг такие виды, столько надо осмотреть. Носимся вверх и вниз, фотографирую, краем глаза наблюдаем, что по гребню ходят группы, это нас успокаивает. Значит, если и не с ними, то СЛЕДЫ уж точно будут. Все осмотрели. Ощущение, будто пьяна, слегка подташнивает, сердце колотится со страшной силой… Кол-во организованных групп поубавилось… Скорее обуваться и за ними. Вот она ошибка. Боты замерзли, втиснуться в них невозможно!!! Грею у батареи. Пока одевались, все организованные группы уехали.
Но ведь остались СЛЕДЫ! Вон они, их много! Ошибка вторая – их СЛИШКОМ много, и ведут они в разные стороны! Ошибка третья: мы неплохо катаемся, поэтому не очень внимательно отнеслись к словам, что спуск занимает 4-6 часов. Решили, что это группой, и медленно, мы-то прохлаждаться особенно не будем, съедем быстрее. Не тут-то было.
[page]Ну и вот он, легендарный спуск по гребню. Впечатляет, но не настолько, как было написано. А может, мы просто хорошо подготовились к этому этапу? Во всяком случае, по нашему обоюдному мнению, это был САМЫЙ ЛЕГКИЙ этап НАШЕГО приключения. Спустились до места одевания лыж. Смотрим на следы. Они разделяются. Вроде мы знаем, что нам как можно правее, но туда ведет только ОДИН (как лыжня) след, дальше ничего не видать – куда он девается, а внизу виден ледник с огромными трещинами. То есть этот путь совсем не кажется безопасным. Другой – чуть левее. Огромное число наезженных следов, да еще и перед нами туда поехали люди. Спросили, знаем ли мы, куда (тоже были 1й раз), и укатили. Правда, лыжи у них другие. А снегу – много! Красота вокруг неописуемая! Решаем ехать туда же. Начинаем спускаться. Сразу выясняется, что это не так просто. Лыжки вязнут в глубоком снегу, о палки не очень-то обопрешься, уходят в снег до половины, а уж если упал, да еще и лыжа отстегнулась! Барахтаешься в снегу долго в тщетных попытках вытащить то лыжу, то руку, то ногу… А потом еще проблема встегнуться – снег-то мягкий! В этой борьбе теряешь те немногие силы, которые еще есть. Болит голова, тошнит, сердцебиение…
Пытаемся ехать дальше. Пытаемся, потому что «ехать» - это сильно сказано. Дальше вертикальная стенка. Она, правда, вертикальная. Все знают, что уклоны на фото получаются недоказательно, но даже на фотке видно, что это страшно. К этому мы не были готовы. Мы же настраивались на «прогулку»! Спускались лесенкой. Снег глубокий, прыгаешь. Времени занимает очень много. И сил. К тому же они очень длинные, может, по нескольку сот метров, врать не буду. Ноги отваливаются. Таких стенок было три. Остальные были поположе, хотя тоже довольно экстремальные. Выкаты после них довольно короткие. Хотя когда как. Уже после примерно второй стеночки, вернее, где-то посередине, готова была отдать любые деньги за вертолет, только бы не двигаться дальше! Трезвое замечание подруги о том, что мы не знаем даже координат, где находимся, чтобы вертолет нас нашел, убедило в необходимости двигаться дальше. ;-) Было место с обледенелым обрывом метра 3-4 высотой, с которого надо было только прыгать. Никак по-другому преодолеть это место было нельзя. И обойти – тоже!
Конечно, вокруг красота необыкновенная. Все правда! Пока были силы – фотографировала. ;-)
Периодически нас догоняли немногочисленные и редкие группы ФРИРАЙДЕРОВ (это мы потом уже поняли, что попали не туда). Думаю, что все были с инструкторами, т.к. в каждой находился человек, который задавал нам соответствующие вопросы, с обвязками, карабинами, рациями и т.д…. Один из них долго на всех языках задавал один и тот же вопрос о наличии у нас рации и, получая каждый раз неизменно отрицательный ответ, отказывался верить в это и предлагал другой язык, потом отчаялся, расстегнул куртку, достал рацию и спросил, есть ли у нас ЭТО? Наш отрицательный ответ, видимо, поверг его такой шок, что он молча покачал головой, сказал, чтобы мы были осторожны и… уехал дальше. Бездумнось русских женщин в Белой Долине у всех вызывала одинаковую реакцию. Иногда было даже смешно смотреть на них. Об опасности мы тогда не думали. Хотелось только побыстрее спуститься. Побыстрее не получилось. Уже на последних спусках перед ледником Мер де Глас нас опять догнала очередная группа. Ура, мы не последние! Скоро начнет темнеть. И уже стало ясно, что на паровозик от Монтеверде до Шамони мы не успеем.
Один парень из этой группы контролировал наш спуск, поджидал на особо проблемных участках, пока не минуем опасности, только тогда уехал нагонять свою группу, предварительно показав нам дорогу. Был момент, когда поднялся ветер и мгновенно занес все следы. Мы просто не знали, куда ехать…
Но вот, наконец и Ледяное Море. Дорога пологая, но скорость развивается удивительно большая, а проходит между камней и ледяных трещин зигзагами и поворотами. Красиво и весело. Весело, потому что там был народ. Мы не одни. Потому что периодически все куда-нибудь смешно влетали. Бордеры не ехали. Я в одной из попыток перепрыгнуть через трещинку, в попытке объехать бордершу и обогнать Наташку одновременно (набралась большая скорость и был очень крутой поворот), перелетела через дорогу, трещину, но впилилась двумя лыжами в снег, очень смешно вылетела из них и спланировала плашмя на брюхо. Хорошо снег глубокий и мягкий! Лыжки так и стояли. Две.
Когда проезжали мимо Монтеверде, увидели последний уходящий паровозик… Значит, сейчас 16.30. Это не прибавило оптимизма. Дальше подъем с лыжами в руках 20 минут вверх по склону. Опять надо сказать, что если бы не французские товарищи… Видя мои постоянные остановки, они взяли мои лыжи и поднялись с ними. И все равно им пришлось меня ждать. Наверху издалека был виден милый домик. Я думала, что там можно немного отдохнуть, но – нет… А Наташка вообще решила, что там нас автобус ждет! Не тут-то было! Дальше спуск на лыжах по серпантину вниз в долину. Снега было много, и это было возможно. Ребята проводили нас, пока мы не прошли самый опасный участок, сказали, что спуск займет около получаса, обогнали нас и уехали. Вот мы опять одни. Красивая дорога в лесу!
Прекрасный вид на долину, в которой уже начинают загораться огоньки… Темнеет. Едем медленно (относительно), сил почти не осталось… Да и так красиво вокруг. Потом начинаются камушки. До низа доходим пешком и уже в полной темноте. На вокзальных часах 18.50…
Когда мы вошли в город, то увидели у бара наших французов. Клянусь, более радостной встречи в моей жизни не было! Они бросились к нам с приветственными криками, обнимали, поздравляли… Вся улица смотрела в недоумении. Мы чувствовали себя настоящими победителями! И уже даже не так все казалось ужасно! Но когда один из них спросил, ну как, мол, будете еще кататься, мы хором ответили: «Never! Never skiing!!!» Это вызвало понимающий дружный хохот. Вот такое получилось У НАС путешествие в Белую Долину! Советую всем перед путешествием оценить свои силы и возможности! Если бы я знала, что это будет ТАК, то не пошла бы. Подруга того же мнения. Хотя… ОНО ТОГО СТОИТ! Есть мне не хотелось весь этот день (бутеры привезли обратно) и половину следующего. Видимо, адреналина выделилось столько (он повышает уровень сахара в крови), что мозг напрочь отказывался верить, что желудок пустой! ;-)
Дальше ничего особо необычного не было. Трассы на Бреван, на наш взгляд, сложнее, чем промаркированы. Сложный рельеф. Но вполне проходимы. Еще одно осознание: карвинг – не для Альп! Нужен четкий контроль скорости, иначе разносит очень быстро, снег какой-то особенно скользкий, что ли…
Понравилось в Ле Туре. Широкие подготовленные трассы, огромные поля для фрирайда (не наш случай!). Но лысовато. Голые снежные поля! Вокруг красивые горы и долины.
[page]
Один день был со снегопадом, помучилась часа два, потом поехала на паровозике на Монтеверде, посмотреть сверху на ледник, на наш путь, сходить в ледяной грот… Шок.
Пути нет! Сплошные льды и камни и никаких следов! Я так и не поняла, как такое может быть?! Может, просто все занесло снегом, а из-за плохой погоды туда два дня никто не ездил? Грот очень красивый. Синий естественный лед, местами подсвеченный разными цветами, ледяные фигуры… Потом сходила в бассейн и сауну - расслабилась.
В два оставшихся дня думали, куда поехать. Вроде остался неохваченным регион Гран Монте, все хвалили, но что-то высоты больше не хотелось… ;-) Погода солнечная, решили в Курмайор.
И не прогадали! Вот это была настоящая реабилитация! И души, и тела. Очень красиво! Очень, очень много снега. Красивейшие пейзажи. Почти все трассы в лесу или рядом с ним. Шамони – это очень красиво, но горы, окружающие долину суровые и немного недружелюбные, что ли. А в Курмайоре они очень дружелюбные, не вызывающие опасений. Хорошо подготовленные трассы всех уровней сложности, соответствующие маркировке (т.е. знаешь, чего от них ждать). Есть трасса, маркированная «только для экспертов». Памятуя о рассказах, попадавшихся на эту удочку, не поехали, экстрима не хотелось. Катались везде, по любым. Обкатали почти все. Думаю, что если ехать на дольше, то НА ВЕСЬ Курмайор хватит 2 дней, ну если третий, то кататься по любимым.
Вкусная, более дешевая еда в ресторанчиках с террасами на солнечную сторону.
[page]
Ну вот и заключительный день. Опять раздумья. Наташка хочет опять в Ле Тур, мне повторяться не хочется. И как же Лез Уш? Там же тоже красиво. А знаменитый Кандагар? Неужто не увидим, ну хоть одним глазком? Ура, едем. Опять то, что надо. Погода была неустойчивая, ветерок периодически гонял смешную тучу туда-сюда, но в Лез Уше можно кататься в разные стороны и избежать ее капризов. В один момент ветер загнал эту тучу в долину к подножию Мон Блана, и сверху стало не видно ничего вообще. Но через полчаса все рассеялось. Катались тоже везде. Трассы подготовленные. Фрирайд – пожалуйста!
Кандагар. Посмотрели на него с подъемника. Страшно не показалось. Подъехали сверху. Ну – крутячок, но с выполаживанием, и так вся трасса. Первый раз проходили осторожно, памятуя все мои «полеты», а потом местами катались даже ходом, и покарвить со скоростью было где. Вообще она приятная. Один раз доехали до самого низа (3343м). Почему один? Где-то за 1000-800 метров до конца трассы ее пересекает дорога. Реальная дорога, с асфальтом! Да и снег внизу уже мокрый, не тот кайф. Так что Кандагар – это не страшно! Может, после Белой Долины? ;-)
Конечно, как всегда, осталось ощущение, что времени не хватило. Да и покатались не везде. Зато есть стимул вернуться.
Абсолютно не согласна с теми, кто говорит, что в Шамони ехать не стоит. Там каждый найдет, что ему по душе. Даже если не кататься каждый день, есть чем заняться. И прогулки, и экскурсии (типа Монтеверде), есть спортцентр с бассейном и саунами всякими (ходила вечером), и шопинг… Масса сувенирных лавок и ресторанчиков с разными ценами. Магазины есть, лучше сеть Casino, если готовить самим – нормально. Конечно, надо попробовать национальную савойскую еду. Мы поели раклет. Потом опять до обеда следующего дня о еде даже думать не хотелось. И вообще там очень мило! Нам понравилось!
Дорога обратно вроде была не экстремальная. Поезд до Парижа, 2 ночи и день в Париже.
Когда приехали (вечер субботы), пошли гулять. Улицы битком, местами не протолкнуться, в кафешки местами очередь! Зато на следующий день нас ждало потрясение! Воскресенье. Улицы пустынны. Закрыты ВСЕ магазины, даже крупные центральные универмаги, чего никогда не бывает, например, в Финляндии. Закрыты ¾ кафе, работают только в местах большого скопления туристов… Грустная картина.
Зато никто не мешает ходить по улицам, наслаждаться парижской атмосферой, осматривать достопримечательности. Конечно, залезли и на Эйфелеву башню, уже в сумерках. Было интересно наблюдать, как постепенно все ярче зажигается подсветка на зданиях, придавая оттенок загадочности их неповторимому облику…
Утром – бегом в аэропорт, успели ровно за полчаса до вылета (опять это парижское метро!). Аэробус до Дюссика, 5 часов в аэропорту (багаж сразу на 2 рейса сдать не удалось), сон на таких уже родных скамеечках… Отключились сразу, осознали, что ходить по Дюссику после Парижа не смогли бы все равно! Мерзкие немецкие таможенники. Замечательный магазинчик в аэропорту - 0,5 Куантро по 9,50 евро, виски другу, все запаковано намертво в прозрачный пакет. Аэробус до Хельсинки. Здесь уже все родное и все родные. И супермаркет работает до 22 час. И соотечественники ну просто кругом. Ну, живут они здесь! Автобус до Питера. Спали, как убитые, опять каждый на своем двойном сидении, проснулись внезапно уже в городе.
Бюджет: перелет - 94+71 евро, TGV – 49+37 евро, до Хельсинки – 38+38 евро, в Париже метро 10+9 евро, аппарты (очень хорошие) 368 евро со ски-пассом. Остальное – как съедите и на что погуляете!
Дорога, конечно, не очень простая, но это как настроишься!
Удачи всем!
Даты поездки: 12-19.01.2008
Автор: Елена
ПОЖАЛУЙСТА (!!!) научите, КАК конкретно получить заказанные билеты на TGV в Париже в автомате? Какие конкретно действия произвести с кредитной картой?
Для получения билетов в автомате нужна карта с микрочипом. Нужно будет ввести код который есть у вас в заказе и сунуть карту в автомат. Карты только с магнитной полосой не подойдут - по ним билет можно получить в кассе.
А что мешало оплатить билет по этой карте через интернет и распечатать его сразу на принтере?