Зачастую, даже основатели стартапов нечетко себе представляют будущее их детищ. За первыми презентациями идей Uber или Facebook совершенно не проглядываются революции целых отраслей бизнеса. В первом случае - это таксомоторный парк и приложение для вызова такси, во втором - соцсеть для студентов колледжей.
Стартап - это прежде всего урок. Неудачный стартап — урок для основателя, удачный — урок для тех, кто критиковал и остался на берегу.
На второй день нового года мы с Кириллом Кочергиным, сооснователем Getski.me, завтракаем в «Триконях». Попутно сквозь шум кофемашин и прочие ресторанные лязги, я пытаюсь записать подкаст, а Кирилл терпеливо старается объяснить, почему его новый стартап Sharing.ski должен взлететь.
Поначалу я подумал, что это отличная идея – забирать у лыжебордеров накопившийся за многие сезоны катальный стаф и сдавать его в аренду другим лыжебордерам.
Казалось бы, чем не революция?
Круговорот лыж и досок в природе, при котором они по-настоящему ушатываются, а не отправляются на помойку в расцвете сил просто потому, что хозяин нашел себе другую «любимую жену».
Я даже представил себе прекрасный новый мир, где на антресолях и в гаражах совершенно пусто. Все велосипеды, байдарки, лыжи, сноуборды, коньки, самокаты и так далее, изначально являются коллективной собственностью. Это значит, что китайские конвейеры тормозят свою бешеную производительность, как следствие — меньше парниковых газов, потепление превращается в похолодание, и долбанутая Грета Тунберг наконец-то возвращается в школу или в майнкрафт... в общем, куда там дети нынче ходят.
Но Кирилл сразу прервал полет моей фантазии:
… есть люди, часто катающиеся в Поляне, у них есть хорошее, актуальное оборудование, и мы готовы его принять и сдавать в аренду отдавая владельцу 50% от заработанного. То есть, мы предоставляем услуги субаренды горнолыжного оборудования высшего уровня. У владельца, естественно, приоритетное право бронирования. По существу, для тех кто катает в Поляну под снег или на викенды — это формат хранения стафа. |
||
Жесткое приземление. Оказывается, sharing.ski - это только Красная Поляна и только «высшего уровня». Пытаюсь представить себе, как только что купленные новенькие Bent Chetler’ы отдаю в Sharing.ski. |
||
Понимаете, у нас в Getski.me сейчас более двух тысяч единиц прокатного оборудования, и нет нужды в обычных лыжах и досках. В принципе, даже возраст оборудования не так важен, как его качество и бренд. Чистый винтаж, как в Музее Друзей, пожалуй, не возьмем, просто спроса не будет, но и тут могут быть исключения. |
||
— А давно этот проект стартовал? Есть какие-то успехи, результаты? | ||
Сезон только начался, мы анонсировали Sharing.ski пару недель назад, в середине декабря. Еще рано что-либо анализировать. |
||
— Расширение чего, куда? | ||
Лично я глубоко верю в то, что скоро мы все придём к совместному потреблению, по сути вернемся к коммунистической теме. Многие вещи, которые ты используешь раз в три года, или даже пару раз в жизни — могут и должны быть арендованы. В принципе в Европе с лыжами уже так: все покупают ботинки, а лыжи берут в прокат на месте. Красная Поляна — это лучшая площадка для тестовых проектов. Сейчас мы сдаем в прокат лыжи и доски. Недавно начали сдавать лавинные рюкзаки, щупы и биперы, а в перспективе будем сдавать все, что угодно: от аэрогрилей до удочек. Мы, как компания, можем позволить себе эксперименты, у нас отличная система учета, качественная работа с каналами продвижения. Getski.me, на самом деле, очень технологичный бизнес. Нам довольно легко расширяться и пробовать различные модели. Мы отлично отработали этот ковидный летний сезон, сдавая в аренду велосипеды и прочее летнее оборудование. |
||
— Да, я в курсе легенды, что даже если чего-то в данный момент нет в Getski, то к вечеру они это точно добудут). Кирилл, а вот такой, довольно болезненный вопрос, а что будет происходить если оборудование, пардон, попортят на горе? Не всегда же тут бездонный и всепрощающий паудер? |
||
Весь сервис и ремонт оборудования осуществляется за наш счет. При заключении договора, мы оцениваем состояние оборудования и его текущую стоимость. Есть прогрессивная шкала амортизации, а также расписаны форс-мажорные случаи. Все издержки на ремонт оплачивает конечный арендатор, с которым также заключается договор. Ну и, как я уже говорил как-то, горнолыжники это качественная и честная аудитория, с ними очень приятно работать. |
***
Дома еще раз слушаю запись, там гогот соседнего столика с веселыми горнолыжницами, шипение капучинатора, почти новогодний звон бокалов… Подкаст не вытянуть, надо бы все стереть … Но оставляю, а вдруг sharing.ski таки взлетит и запись станет частью легенды?
Бывал на многих курортах как России, так и зарубежья, в т.ч. в КП. Очень ясно представляю себе отношение арендаторов к прокатным лыжам, даже топ-уровня. Их гробят не потому, что хотят угробить, а потому, что иначе просто не умеют. А карман позволяет это делать. Вплоне верю, что Рунич отдал на убиение, приносящее минимальный доход, одну-две невостребованных пары из 10-20. Я тоже готов отдать в шеринг вполне приличную пару, которая мног лет стоит без дела, а н вторичном рынке почти ничего не стОит. Я выше ужЕ писал, что это эффктивный метод избавиться от хороших, но ненужных лыж. Если взлетит, в чем очень сомневаюсь. А свое, любимое и прикатанное:
Я тщетно силился понять,
Как ты смогла себя отдать
На растерзание вандалам.
И. Тальков.