Нельзя войти дважды в одну и ту же реку. | |
Мао Цзе-Дун |
Вроде бы и не собирался я писать больше ничего о Шерегеше - один отчёт уже положил в коллекцию, хватит. Но за два года, прошедших с момента его написания, слишком многое изменилось - как всегда, не в лучшую сторону. Да и вообще есть о чём рассказать. И, следуя нынешней модной на ски.ру тенденции - не только и не столько о каталке.
"Никогда не возвращайся туда, где тебе однажды было хорошо." Из самых общих физических соображений, если где-то когда-то однажды было лучше среднего, то в другой раз, вероятнее всего, будет хуже - на то оно и среднее. Если не пытаться вернуться в то, чего уже нет - останется хотя бы память о нём и надежда, что вернешься когда-нибудь потом, и всё будет как прежде. А когда уже попытаешься и поймёшь, что это невозможно - остаётся только скорбь и разочарование.
Вектор развития Шерегеша повернулся радикально в другую сторону. |
Информатора на сей раз судьба послала мне в облике таксиста, с которым нам пришлось, не от хорошей жизни, несколько поколесить по окрестностям. Человек лично участвовал в строительстве ряда ключевых объектов здесь и, судя по степени его осведомлённости в деталях, которые могут быть известны только непосредственным участникам - действительно знает, о чём говорит. Да простит меня читатель за то, что я сознательно характеризую его столь туманно - не хочу показывать пальцем и давать точные ФИО, дабы невольно не причинить ему неприятностей за эту откровенность.
Волна уже не идёт дальше - лишённая энергии, она остановилась, опрокинулась и теперь только тупо месит грязь и пену внутри себя. |
Вот с этого дня вектор развития Шерегеша и повернулся радикально в другую сторону. В отсутствие стратегических капиталовложений местный мелкий бизнес занялся тем, чем он только и в состоянии заниматься - выжимать максимальную копеечку из того, что ему дадено свыше. Тут ещё одну кафешку поставить, там ларёк, здесь гостиничку... На секторе А их понатыкали уже столько, что даже легковым негде стало разворачиваться. Если за 2006-2009 гг. Шерегеш мог обоснованно гордиться аж 4 новыми подъёмниками (не считая бугельных и недостроенных), то за следующий год - разве что тремя (или больше, не считал точно) ночными клубами. За нынешний же... ну, Шория-Тур раскошелилась на гламурный ребрендинг, разрисовала все свои объекты цветочками "а-ля рюсс" под хохлому, и тем, похоже, счастлива безмерно. Плюс развесила портреты местных спортивных, что ли, звёзд - наверное, в спонсоры записалась. Не знаю, для кого как, но для меня, повторюсь, лицо ШТ - это не лик гладиатора-шоумена, истребляющего себя и соперников на потеху патрициям, а исхлёстанное ветрами, прокалённое солнцем, трудовое лицо канатчицы. (Для тех, кто сейчас представил себе канатчиков на Кавказе - объясняю: здесь вам не тут, здесь канатчикам в лапу не дают и левых очередей не строят. Не принято.)
Пожалуй, единственное реальное достижение Шерегеша с тех пор - это прямая дорога от Чугунаша, хоть, по большей части, и не асфальтированная ещё, но уже проезжая. Но это совсем уже другая история - другие деньги, руки и источники финансирования.
В ценах нынешнего сезона, применительно к Москве или Санкт-Петербургу, Шерегеш уже однозначно неконкурентоспособен по сравнению с Европой. |
Грустнее всего обстоят дела у томских. На "рыжей" сломалась, говорят, какая-то шестерёнка. Шестерёнку ту я лично в руках не держал, но судя по тому, что два десятка вагончиков так и висят, как их успели выгнать поутру из депо, до середины горы, и обратно их не затащить - информация похожа на правду. Не удивительно, особенно если посчитать, сколько миллионов австрийцев или швейцарцев перевезла эта шестерёнка ещё до того, как очутилась во глубине сибирских руд. Кто и как теперь будет точить новую, кто будет её ставить, сдавать в эксплуатацию - Доппельмайер, что ли? Если ещё чертежи найдёт, хотя бы в музее...
На Панораме кабинок стало как будто ощутимо меньше - куда они их подевали? По дачам, что ли, растащили на сортиры? Остались кресла. Без колпаков. Но самое худшее - не в подъёмниках. Они убили косую узкую геодезическую просеку, подрезавшую весь склон по диагонали. Это же было ключевое здешнее ноу-хау: катись сверху по лесу как угодно, рано или поздно всё равно гарантированно вывалишься на неё и скатишься к подъёмнику. Вместо этого из неё теперь официально сделали снегоходную трассу, даже развесили дорожные знаки и предупреждения в опасных местах. Не хватает только знаков с лыжником или бордером в красном треугольнике - "Внимание, помеха движению! Животные на дороге." Ну и по склону гусеничных следов больше, чем лыжных. Кто-нибудь может внятно объяснить, почему из всей необъятной Сибири этим железным перделкам непременно нужно гонять именно в единственном месте, оборудованном подъёмниками и пригодном для обитания лыжебордеров?
Почему из всей необъятной Сибири снегоходам непременно нужно гонять в единственном месте, пригодном для обитания лыжебордеров? |
Сектор Е ещё держится, в прошлом году даже открылся новый ресторан, огромный по отечественным меркам и даже - кто не видел своим глазами, тот не поверит - с бесплатным тёплым ватерклозетом! Ныне же он встретил нас табличкой "закрыто по техническим причинам" и однозначно узнаваемым запахом прохудившейся канализации. Так уж построили...
Утуя - несостоявшийся сектор Ё - так и осталась кормушкой для алчных местных снегокатчиков. Не скажу о них худого, они честно делают своё недешёвое дело. И, судя по всему, будут делать это ещё долго. Волна, о которой я писал два года назад, уже не идёт дальше - лишённая энергии, она остановилась, опрокинулась и теперь только тупо месит грязь и пену внутри себя. Приехали...
Вообще, много ещё интересного рассказал тот водила. Как строили первый подъёмник, парнокопытный - вертолётом. Площадка была возле зоны, оттуда забирали бетон, по полкуба за одну ходку, и заливали фундаменты опор выше 8-й. Сами опоры тоже вертолётом таскали и ставили, две уронили, конфуз немаленький вышел. Золотой этот подъёмник-то... Но в те времена денег, потраченных на царственные понтЫ, не считали: надо построить тренировочную базу для сборной СССР, дабы продемонстрировать всему миру преимущества социализма, значит - даёшь!
Пусть проходят эпохи и века, пусть меняются правители и чемпионы, пусть двигают стрелки часов вперёд и назад - а снег шерегешский останется. |
Как тонули в болоте экскаваторы на будущей трассе в сектор Е. Долго ехали, много разговаривали, всего не упомнишь...
Ну, а теперь - хватит о добром. Теперь поговорим о деньгах. В ценах нынешнего сезона, применительно к Москве или Санкт-Петербургу, Шерегеш уже однозначно неконкурентоспособен по сравнению с Европой:
- Авиабилет - 15 т.р. Пересчитаем для ясности - 375 евро. И никаких скидок мы в этом году так и не дождались, тогда как в какую-нибудь Женеву были акции и по 8000, и по 7200 руб. туда-обратно - на Свиссе, кажется.
- Трансфёр от Кузни - 60-70 евро, от Кемерово - 130-140, в среднем, считаем, 100. (Исходя из расчёта "легковое такси на двоих туда-обратно" - единственное, что сравнимо по комфорту и оргзатратам с европейским аналогом, например, со швейцарскими поездами.)
- Катание, при самых выгодных тарифах - в среднем 1000-1100 руб./день, т.е. 150-160 евро за 6-дневный скипасс, 350 евро за 13-дневный. Знакомые цифры, не правда ли?
- Подъёмы снегокатом и ратраком оставляем за скобками, это, как и Белая Долина - на любителя и ценителя.
- Еда - цены в Кукурузе уверенно стремятся к московским, а те, в свою очередь, к европейским. Хотя, надо отметить, и качество обслуживания тоже стремится к какому-нибудь Перекрёстку или Виссману, даже карточки берут.
- Про выпивку не знаю и знать не хочу ни там, ни тут. Про отели тоже.
- Про сортиры по 20 руб. и пользование отвёртками self-service по 30 руб. много говорить не буду.
- Последнее, что ещё держится - это апартаменты в посёлке: примерно в 2 раза дешевле швейцарских и французских, т.е. ровно на том рубеже, где кончается отличие "в разы" и начинается "на проценты". Причём, надо отметить, и качество апартаментов где-то в половине случаев - вполне европейское. Без шуток.
"Никогда не возвращайся туда, где тебе однажды было хорошо." |
СтОит! Пусть проходят эпохи и века, пусть меняются правители и чемпионы, пусть двигают стрелки часов вперёд и назад - а снег шерегешский останется таким, каким был. Ну, недосыпало немного в этом году - не страшно, насыплет в следующем. Ну, угрохали все деньги на Олимпиаду - ладно, переживём мы как-нибудь и это стихийное бедствие, не такое уже переживали. А хвосты в этом году в моде ещё более распушистые, чем в прошлом. И непременно с белым кончиком!
Автор: о.Валентин
Другие статьи автора на сайте:
"В деревне Гадюкино - дожди...". Тинь и Валь-д'Изер
Цахкадзор, январь 2007
Сезон 2008. О Терсколе, о Домбае, и немножко о Швейцарии
Шерегеш-3. Лови момент!
Квань
Лаакс: нешвейцарская Швейцария
Насчет того, что все Гешские конторы подались в Сочи, интересная мысль, может действительно так и есть. Но это на пару лет, потом они умные вернутся и достроят все.
А вот насчет того, что Сочи это слив, я лично усомнился, потому, что видел глаза и эмоции людей катнувших на Розе Хутор... людей видавших аляску и ньюзиланд, и естественно каждый ноябрь как бабочки на огонь отбывающих открывать сезон в Геш.
Отчет и фоты супер.