Ничто не вечно, кроме вечно изменяющейся, вечно движущейся материи и законов ее движения и изменения. | |
Фридрих Энгельс. Диалектика природы. |
Чем больше я езжу в Шерегеш, тем меньше он мне не нравится. Сугробы в два человеческих роста. Кривоватые, но крепко сложенные пятиэтажки из грубого кирпича. Уютные двухэтажки дохрущевского образца, с высокими потолками, толстыми стенами, маленькими окошками и скребущимися по ночам мышками. Вид с Мустага - посёлок, рудник, белые вершины Абаканского хребта вдали, какие-то дымящие трубы, да ровный прямоугольник зоны, ныне запрятанной между дорогих отелей... что ж, и тот, и другой казённый дом с радостью примет любого гостя.
Петляет между горами дорога, и параллельно ей вьётся одноколейная железка... "А я еду, а я еду за туманом..." - именно по ней 45 лет назад ехал сюда на шабашку автор этой песни, ровесницы пятиэтажек. Не за одним туманом, конечно, ехал - "а я еду, а я еду за деньгами - за туманом едут только дураки", как немедленно поправили его коллеги. Да, ценности в этом мире чаще измеряются деньгами, чем туманами. Но проходят годы - и остаётся всё-таки туман.
Много ли в России мест, где за последние 3 года построено 4 полноценных новых подъёмника? |
Действительно, много ли в России мест, где за последние 3 года построено 4 полноценных новых подъёмника (не считая бугелей)? Причём из этих четырёх - два с половиной гондольных и один кресельный с колпаками. Боюсь обмануться, но хочется верить: их владельцы понимают, что закрытые кабинки несравненно более соответствуют местному климату, нежели пижонские кресла тёплых австрийских курортов. Только они могут обеспечить здесь комфортное катание - а, следовательно, и наличие достаточного числа клиентов - в любое время зимы. К тому же едва ли стоит объяснять, что на площадке с естественным преобладанием доскеров (всех уровней мастерства) кабинки гораздо более уместны, нежели кресла.
А ведь когда мы впервые попали сюда пять лет назад, здесь была всего одна простенькая двухместная креселка самарского производства, да несколько бугелей. Единственная трасса о двух рукавах, а вокруг - дикий край, снежные поля да негустой лес. Катись в любую сторону, только подумай, как будешь оттуда выбираться. Цены были смешными на всё - на катание, на жильё, а в особенности на кедровые орехи россыпью и шишками... Рейсовый автобус до горы стоил 4 рубля, коммерческий с "Медвежонка" - кажется, целых 7. А может, меньше. "Кукуруза" была не центром вселенной, а простым продуктовым ларьком на окраине посёлка, около которого ещё только начинали тусоваться местные бабушки и таксисты. Креселка крутилась быстрее, чем подъезжали клиенты, и только по выходным на ней выстраивалась небольшая очередь. Из сотовых брал только пчелайн, зато GPRS работал отлично - сота была явно недогружена. По дороге резво прыгал ПАЗик, и угрюмо карабкались грузовики, но легковые её как-то побаивались, что ли...
Ратрак был тогда один или два, борона к нему валялась где-то за сараями. Сразу после закрытия подъёмников - а иногда и незадолго до, часа в 4 - он выходил на гору и начинал ровнять ножом бугры. За гусеницами оставались вывороченные комья влажного апрельского снега, быстро твердеющие под ясным вечерним небом... но это всё в прошлом, сейчас здесь уже так не делают.
Что больше всего запомнилось из той поездки - это музыкальные вкусы местного населения. Такого чудовищно примитивного бреда, какой крутили на горе, у нас не слушают даже газелисты. Зато громко и повсеместно, благо покрыть динамиками единственную трассу было не слишком сложно. "Муси-пуси, я уся чешуся" - пожалуй, наиболее внятное из того, что приходилось слушать целыми днями. Однажды в кафе мы попросили продавщицу сделать музыку немного потише, чтобы возможно было разговаривать с рядом стоящим человеком. "ВЫ ЧТО, - возмущённо проорала она в ответ, - В ТИШИНЕ ОТДЫХАТЬ БУДЕТЕ???!!!"
Три года назад появилась вторая креселка, и между ними немедленно началось соревнование - чьи динамики громче. Бурно строились отели у подножия первой. Автобус стоил 5 рублей. На дороге лежал новый асфальт, и по выходным под горой негде было поставить машину - сплошь стояли серьёзные тачки с кемеровскими, томскими, новосибирскими номерами, а на подъёмниках выстраивались очереди. Но по будням на горе было свободно, как и прежде. По окрестностям шальные доскеры гоняли медведя - наверное, того самого, шкура которого ныне уныло висит на базаре у подъёмника.
[page]Но хватит воспоминаний. Перейдём к фактам. Географически Шерегеш расположен на одной из наиболее высоких возвышенностей Горной Шории. Из этого горного узла в разные стороны растекаются сразу несколько крупных рек: Бол.Унзас на северо-восток, Бол.Таз на север, Мундыбаш на запад, а чуть поодаль - Кондома на запад; с востока весь регион окаймляет Мрасс-су.
Закрытые кабинки несравненно более соответствуют местному климату. |
Главное, что есть в Шерегеше - это снег. Уникальный шерегешский снег, пушистый, сухой и упругий, способный оставаться мягким даже после того, как по нему несколько раз проедет ратрак. И его много. Как-то в первый приезд мы попытались, интереса ради, докопаться до земли на вершине Зелёной, но, соорудив в снегу окоп в полный профиль, бросили это занятие. Или вот картина, виденная лично в 2006 году: чемпионат России, идут с трассы все наши выдающиеся спортсмены - только что с Олимпиады в Турине - и грязно ругаются: "Снег тут какой-то неправильный... Слишком натуральный!" Произносится это таким тоном, каким в анекдотах закоренелый гомосексуалист отзывается о лицах традиционной ориентации. Да, господа, любителям искусственно мороженой воды и дроблёной ледяной крошки - путь в Европу, или, на худой конец, в красногорскую трубу. А этот снег надо не один день укатывать лыжами, скрести чайничьими досками, топить на весеннем солнце и морозить звёздными ночами, чтобы сделать из него то же, что и везде. А там, глядишь, и следующий снегопад подвалит...
Область катания - это небольшой горный массив, вытянутый с севера на юг. В нём выделяются три основные вершины: самая высокая северо-восточная Мустаг (1470 м), западная Крест (название неофициальное, возникло несколько лет назад, когда на ней собственноручно Шаманом Гумировичем был водружён многометровый крест) и южная Зелёная - центр всей зоны... ээ... зоны катания.
Собственно Шерегеш - это рудничный посёлок, расположенный километрах в пяти юго-восточнее горы. Рейсовый автобус стоит 7 рублей. Деловой и туристский центр посёлка - уже упоминавшийся магазин "Кукуруза". Основной жилой фонд - пятиэтажки. Кто бывал, скажем, в Терсколе, тот знает, сколько народу можно населить в одну-единственную пятиэтажку - больше, чем во все гостиницы, вместе взятые. А здесь их целые улицы. Но на горе места хватает всем, и на подъёмниках, как ни странно - тоже.
На вершину г.Зелёной с востока ведёт парнокопытная креселка компании "Шория-Тур" и несколько бугелей. Это "сектор А" - наиболее старая и развитая часть курорта. Дорогие отельчики, кафешки, прокаты, ночные клубы и прочие постройки налеплены внизу друг на друге так плотно, что с трудом можно найти подход к подъёмнику. Шум, гам, торжище, еда и питиё, реклама на всех доступных поверхностях, толпы народу с лыжами, досками, пивом или просто с пустыми руками, слоняющегося во всех направлениях - короче, типичный курорт (горнолыжный или иной - не суть важно) в последней и наихудшей, уже перезрелой стадии своего развития. На базаре навалом всякой фигни, но орехи едва удалось сыскать всего у одной тётки - и дороже, чем в московском супермаркете.
Уникальный шерегешский снег, пушистый, сухой и упругий, способен оставаться мягким даже после того, как по нему несколько раз проедет ратрак. |
Отношения между этими двумя медведями в одной берлоге всегда трудно было назвать дружескими, но сейчас они выражаются в самой буквальной форме: "да я даже с###ь рядом с ним не сяду". В туалет на "Каскаде" вас не пустят без каскадовской карточки. Если у вас есть шория-туровская - можете положить на неё отдельные деньги в каскадовской кассе (технически обе системы совместимые) и ездить на каскадовских подъёмниках, но в сортир - ни шагу! Ни за какие деньги! Если очень приспичило - сходите в кассу, возьмите карточку за 115 руб. (15 руб. на счёт + 100 руб. залог), справьте нужду на 15 руб., сдайте карточку в кассу, получите 100 руб. назад. Порядок такой.
Далее, на Мустаг и на Крест, подъёмники пока только в планах. Может, оно и к лучшему... Свободнокатающийся доскер недопьёт пива, но отдаст последние деньги снегокатчикам с Зеленой за то, чтобы попасть сюда. А когда они кончатся совсем - пойдёт пешком, но пойдёт. С Мустага можно вытянуть траверсом обратно к подъёмникам, либо катиться прямо вниз, на восток - но остаток дня придётся выбираться оттуда на снегоступах. С Креста можно скатиться на запад, в ложбину между ним и соседней вершикой г.Утуя, а обратно вернуться на заранее договоренном снегокате. Но маршрут спуска и подъёма по безлесному распадку ручья подозрительно напоминает место, по которому регулярно сходят лавины.
Левее (южнее) сектора А - два новых подъёмника, которые держат томские. Sky Way, а по-русски - "рыжая", по цвету бэушных вагончиков из первого поколения доппельмайеров (к тому же несколько изменившемуся за много лет лежания под южносибирским солнцем), идёт на вершину традиционным путём параллельно шория-туровскому. Вполне современная "Панорама" заходит на Зелёную с юго-востока и чередует 6-местные кресла с 8-местными кабинками (говоря точнее - примерно 1 кабинка на 3 кресла). На них собственные карточки, технически отличные от шория-туровских и каскадовских. Цены различаются в будни и в выходные. Вообще томские подъёмники заявляют о себе как о самых дешёвых - ну, если и преувеличивают, то не сильно... чего нельзя сказать о туалете на "рыжей": в будни - 10 руб, а в выходные - все 20! Ужас, даже в Москве таких цен нет!
За исключением этого туалета, томский сектор пребывает сейчас почти в идеальной фазе для того, чтобы кататься здесь. Кататься, а не "отдыхать на курорте". Если у центральной части всё хорошее уже в прошлом, то для томских подъёмников это - настоящее. Пара кафешек, бесплатная стоянка, просторный выкат - что ещё надо от них лыжебордеру для счастья? Хорошее недорогое кафе - внизу на "рыжей": тихое, быстрое и деловитое, как рабочая столовая, и в нём есть своё достопримечательное место. Бесплатное (пока).
Трассы в центре восточного склона в целом похожи друг на друга: довольно крутой спуск прямо "в лоб", затем длинный выкат. Не самый интересный вариант, потому что крутяк короткий (и трудноватый для новичков), а выкат длинный, нудный и людный. Более пологая, равномерная и содержательная трасса на "хлебнице", уже получившая название "доллар": два глобальных поворота в форме буквы S, перечёркнутые посередине двойным пунктиром подъёмника. Но подъёмник - смесь совкового хамства, европейского снобизма прошлого века и российского бездумного обезьяничанья. Ничем другим, кроме идеи-фикс отвадить отсюда доскеров, невозможно объяснить абсурдное требование ездить на кресле максимально неудобным способом - с РОВНО ОДНОЙ пристёгнутой ногой. (Да-да, я знаю, что везде в европах так - см. выше.) Ютиться всю дорогу на одном боку, борясь с выкручивающей ногу доской, а затем прыгать на эту ногу, затёкшую и деревянную, чтобы быстро и ловко откатиться в сторону без штатного крепления к своему спортивному снаряду... увольте-с... нет, я не настолько хреновый доскер, чтобы этого не сделать, но уж лучше я демонстративно грохнусь врастяжку под ноги следующему креслу - пусть канатчики понервничают, пусть остановят машину, пусть лыжники недоуменно пожмут плечами: "и за что вас здесь так не любят?" (В отличие от европейцев 20-летней давности, наши современники и соотечественники почти не испытывают классовой ненависти к одноногим, тем более - здесь, где доскеров преобладающее большинство.) В любом случае - на каскадовские подъёмники я больше не ездец. Не люблю, когда мне искуственно и целенаправленно создают проблемы на пустом месте. Тем более, за мои же деньги: это самый дорогой из всех здешних подъёмников, и одновременно самый короткий.
Посему вычеркнем из списка эту "хлебницу" (когда будет желание - лучше уж отправиться на Мустаг на снегокате) и переберёмся в противоположную сторону, на юг. Здесь массив Зелёной-Мустага-Креста переходит в пологий гребень, а молодые томские подъёмники несравненно более дружественны к доскерам. Спуск "в лоб" вдоль подъёмников не сильно отличается от сектора А - ну и не надо. От верха "Панорамы" катимся по гребню на юг, и вскоре налево одна за другой широкой дугой уходят две несложные трассы. Более-менее равномерный уклон на всём протяжении, удобный старт, удобный финиш, многочисленные варианты по лесным просекам и просто по лесу. Хорошее место для всех, кто не зациклен на езде по прямой.
[page]Разобравшись со вчерашним днём на восточном склоне и с сегодняшним на юго-восточном, переваливаем через гребень на западный склон г.Зелёной, в завтрашний день Шерегеша - сектор Е. Это уютная солнечная котловинка, защищённая с трёх сторон от холодных ветров и открытая на юго-запад. В ней веером стекаются несколько ручьёв, давая начало р.Мундыбаш. Подъёмник пока один, но какой! Стандартная ляйтнеровская механика и новенькие французские кабинки Diamond на 8 персон - наверное, лучшие из всего транспорта, какой когда-либо подавался под мою задницу. Высокие, в них можно заходить не нагибаясь, и что ещё важнее - удобно вносить те четыре доски, которые никаким способом уже не помещаются в наружные корзины. Пока кабинка бесшумно скользит между верхушками ёлок, попутчики пугают друг друга страшилками о том, какой ужас здесь творился на Новый Год - очереди по 15-20 минут. Подъёмник выходит на южное плечо г.Зелёной, сходясь с томскими, немного поодаль от старой креселки сектора А.
Трасс в секторе Е, считая по-крупному, две (плюс, естественно, непрерывное множество свободных вариантов). Одна весьма живописная через котловину, на запад от подъёмника. Выкат в конце длинноват, но по-своему содержателен, и его трудно назвать большим недостатком. Другая незайтеливо спускается строго по южному гребню, сохраняя умеренный и практически постоянный уклон, и только в самом конце сваливается с него направо к подъёмнику.
Возле подъёмника пока стоят только несколько ларьков с едой и питьём, да громадное недостроенное здание. Но судя по заложенным фундаментам и вывешенным планам развития, здесь замышляется что-то воистину грандиозное... Владеет подъёмником "Шория-Тур". Именно сюда, на передний край, сегодня выдвинулась старая шория-туровская гвардия, такая, как канатчица Инна - некогда лицо компании, запечатлённое на многих её рекламных плакатах для всех времён года.
Перейдя по мостику на правый берег р.Мундыбаш, можно заглянуть уже в послезавтрашний день - на склоны горы Утуя, замыкающей котловину с западной стороны. Здесь наколотыми руками шерегешских зеков уже проложены трассы и просеки под будущие подъёмники. Следуя русскому алфавиту, эта часть должна получить название "сектор Ё". Пока на вершину горы можно подняться на ратраке или снегоходе. Здесь весьма живописно, между ёлок возвышаются скальные останцы наподобие красноярских "столбов", от которых открывается хороший вид на окрестности. Не хочется думать, что здесь будет, когда этот сектор достигнет того же уровня развития, что и нынешний сектор А. Но, с другой стороны - в буквальном смысле, с другой стороны Утуи и Креста - ещё простирается "зелёное море тайги" со следующими вершинками. И когда здесь станет совсем гадко и людно от курортников, лыжебордеры просто уйдут дальше на шаг или на два.
Итак, вот мы и пришли к тому, с чего началось это повествование. Нет в жизни ничего вечно плохого или вечно хорошего - есть только вечный переход от второго к первому, равно как и сама жизнь - всего только переходный процесс между рождением и смертью. И кому, как не лыжебордеру, основное занятие которого, по сути, есть процесс падения, понимать это! Самоедская машина горнолыжной индустрии движется вперёд железной поступью, и нет другого выхода, кроме как катиться по переднему фронту этой волны. Вот она, истинная no-fall zone - а остановившиеся и отставшие обречены тонуть в мутном болоте густой человеческой жизнедеятельности на перезрелом курорте.
Повествование моё будет неполным, если не положить в эту ложку мёда бочку дёгтя. Даже две. Можно было бы и три, но, по крайней мере, от одной напасти - любви к ОЧЕНЬ громкой музыке - Шерегеш, похоже, понемногу излечивается. Остаются две беды - дай им бог почаще встречаться друг с другом, на благо всех остальных присутствующих.
И когда здесь станет совсем гадко и людно от курортников, лыжебордеры просто уйдут дальше на шаг или на два. |
Сибирская порода лыжебордеров отличается густым зимним мехом, в особенности, великолепным пушистым хвостом. Преобладают хвосты серого и полосатого окраса, встречаются также рыжие и чёрные с белым кончиком. Длинный хвост служит балансиром при прыжках, им же обёртываются во время езды в холодном открытом кресле. Местная лыжебордерская популяция включает в себя два чётко выраженных подвида: у одних особей хвост растёт из штанов, в то время как у других - из-под каски. Чем обусловлено такое различие - над этой загадкой природы ещё предстоит поломать голову нашим естествоиспытателям. Подробнее... |
Другая напасть, наоборот, с годами только усугубляется. Это снегокаты. Насколько они естественны и необходимы на переднем крае, там, где нет другого средства передвижения, кроме лыж, ног и этих машин, настолько же они неуместны и преступны в глубоком тылу, в сложившейся зоне катания. Они лихо рассекают по трассам, особенно томского сектора, пугают новичков, раздражают опытных лыжебордеров, понимающих, чем это рано или поздно закончится, корёжат трассу и мерзко смердят. Могут встретить вас в узости, могут занять самую удобную сторону трассы и загнать вас без скорости в яму, из которой придётся выбираться пешком, могут неожиданно выпрыгнуть из кустов почти в любом месте. Ничего не поделаешь, закон дороги - у кого больше железа, тот и прав. Причём если наверху извозом занимаются преимущественно местные профессионалы - этакое такси для тех, кому влом пройти три сотни метров от одного подъёмника до другого - то на остальной части старых секторов в седле сидят обычно, насколько можно понять, просто отдыхающие обыватели обоего пола, взявшие эту мощную машину напрокат, может быть, в первый раз в жизни.
Конечно, нельзя запретить гражданину, сидящему за рулём снегоката, пользоваться принадлежащей ему (постоянно или временно) собственностью. Я не знаю, как решается эта проблема в демократических странах Европы, но ведь как-то решается же... Здесь же очевидно полное отсутствие какой-либо власти, способной и желающей её решать в принципе. И вполне очевидно, что появится она не раньше, чем после пары-тройки реальных трупов, желательно - детских (так оно доходчивее будет). Пока же лыжебордерам остаётся только защищаться самостоятельно, в меру своих сил. Пожалуй, в следующий приезд нужно будет взять с собой бухту стального тросика и перетянуть трассы на уровне шеи снегокатчика.
В остальном же сухой осадок вполне удовлетворительный. Шерегеш - наверное, единственное место в России, где производительность подъёмников и пропускная способность трасс растут опережающими темпами по сравнению с ёмкостью жилого сектора и с ростом клиентской базы в целом. Именно благодаря этому он сумел за последние 3 года почти избавиться от очередей даже в выходные. Более того, есть подозрение, что потенциал местного рынка горнолыжных услуг уже близок к исчерпанию: все (или почти все), кто хотел встать на лыжи/доску, уже встал и катается, а остальных не сдвинуть с дивана никакими силами. А клиенты из Москвы, Санкт-Петербурга и других отдалённых регионов, хочется верить, всё-таки вряд ли понаедут сюда в непомерном количестве, ввиду наличия множества альтернатив. Поэтому можно надеяться, что длина очередей, концентрация народу на трассах и т.п. существенно не увеличатся и в обозримом будущем. Естественно, при сохранении существующих тенденций развития курорта.
Дневная доза спуска здесь составляет примерно 80% от того, что набирается, при прочих равных условиях, в Альпах. Разницу вполне можно отнести на счёт меньшей крутизны трасс; расстояние же по горизонтали или вдоль склона, а также чистое время езды, получается примерно одинаковым. При этом стоимость поездки из европейской части России составляет сейчас примерно 70% от аналогичной в Швейцарию/Францию/Италию. Так что по соотношению цена/качество Шерегеш оказывается не на худшей позиции. Это при стандартных ценах по всем основным статьям расходов, в первую очередь на авиабилеты.
Если же принять во внимание сезонные скидки, акции, правильно случившиеся командировки и прочее, то при таком раскладе ехать в Шерегеш, безусловно, стоит. Но это уже дело случая, халява не может быть постоянной и выпадает только тем, кто её настойчиво ищет в нужном месте и в нужное время. Поэтому - ещё раз: лови момент!
Фото*:
2004 Шерегеш
2006 Шерегеш
2009 Шерегеш
* Cогласно правилам сайта, доступны только для зарегистрированных пользователей.
Автор: о.Валентин
Другие статьи автора на сайте
"В деревне Гадюкино - дожди...". Тинь и Валь-д'Изер
Цахкадзор, январь 2007
Сезон 2008. О Терсколе, о Домбае, и немножко о Швейцарии