Отписывался в форум, решил дополнить еще инфой, которую пока помню, и выложить в блог...
Вчера вернулся с Шерегеша, был неделю с 12 по 19 декабря.
Дорога и жилье
Билеты Пенза-Москва-Новокузнецк и обратно, брались за месяц до вылета, 27тыр. ,из них 25 тыр -самолеты и 2тыр билет купе поезда Москва-Пенза (т.к. S7 запросили семь тыщь за час лета, и меня задушила жаба)
Самые дешевые билеты Москва-Новокузнецк у Нордавиа, от 5500р., но не каждый день. у них как и у redwings самая куцая норма на ручную кладь (40*30*20см, но 30л рюкзак пропустили), можно купить отдельно провоз чехла и напихать в него все, проверяют только вес; и полетный перекус не включен в стоимость (можно купить отдельно в самолете, меня это более чем устроило).
Трансфер с аэропорта Новокузнецка +7-923-5293773 (пишите ему в whatsup, это диспетчер, бронирует места в микроавтобусах, рейсы привязаны к времени прилета), микроавтобус с прицепом, 1500р. Ему сложно заехать в каждый курмыш, но, в принципе, можно договориться чтоб остановил на какой-нибудь широкой улице поближе к гостинице. Обратно в Новокузнецк забирает с горы от Малки, и с поселка от Марии Ра. Чехол и сумку рекомендую обмотать стрейч-пленкой, если не хотите их потом стирать (в прицеп под тент чутка забрасывает снег/взвесь с дороги). Если вы едете компанией 3-4 человека, то лучше забронировать такси целиком.
Жилье бронировал за месяц до выезда, в отеле на горе, 25330р за 7 дней, двухместный номер, с завтраком и ужином (полностью хватало).
Такси. В поселок ездил один раз, купить воды, мандаринов и кефира. Днем такси 150р (с снарягой 200р), вечером 200р (с снарягой 250), ночью от 250р. Приложение Такси Гранд тупит, поэтому вызывал по телефону +7-913-3101111, +7-913-4261111, +7-960-9191111
Катал в основном сектора А и Б, один день на Е, потом мамкин фрирайд около сектора Е и Фристайла, и пару дней на ратраках.
Трассовое катание
Первые три дня на трассах попадались камешки (новую доску исполосовал так, как предыдущую за три года, печалько, но не критично, главное что канты целы).
Потом два дня был снегопад, трассы накрыло хорошо, сейчас случайных камней не поймать, конечно изредка попадаются выскобленные места, но их издалека видно.
Подьемники начинают работу в 9:30 и заканчивают 16:45.
Некторые цены на разовые подьемы: Олимпия-экспресс 270р, Учебный 200р, Хлебница - 220р, Восток - 270р, Фристайл - 150р, бугельные 70-90р, Сектор Е- 280р
Наиболее выгодно на мой взгляд брать на 4часа подъемники Каскад - 1500р, если вы любите трассовое катание; или на 4часа Фристайла - 600р, если сильный ветер и высокие подъемники стоят (но при этом будьте готовы постоять в очереди минут 15). Рекламируют новый подьемник "Восток" как более устойчивый к ветру (там закрытые сиденья, с подогревом), но на деле при сильном ветре иногда его тоже отключают вместе с остальными.
Если вы любите ненапряжное катание по синим трассам, то лучше уходить через Булочку на подъемники Запад и Восток, там всегда меньше народа, и очереди движутся быстрее. Между нижними станциями Запада и Востока есть учебный склон и траволатор.
Если хотите склоны покруче, то вам все подъемники что поднимают на Лоб: Олимпия-экспресс, Фристайл, Синий двухкресельный слева.
Сектор Е (именно трасса) лично мне не особо понравился - местами плоские выкаты, узкие места на трассе, но многим там нравится. Брал там четыре подъема, скатнул один раз по трассе и два по лесу (интререснее), а на другой день там был пожар, так деньги на скипассе и остались.
Питание на горе: брал чай и кусок торта, 350-400р. (не особо хотелось, просто за компанию). На входе в сектор Е, справа от парковки есть место где делают пиццу в печи, говорят очень вкусно, я сам не пробовал.
Ремонт: заливка коцки на скользяке - 400-500р.
Фрирайд с ратраков
Насколько я знаю, есть две конторы с своими ратраками blackcat и yetti freeride (от этих продают несколько контор, типа Вентура, Блекхантер и т.п., но в итоге повезут вас йетти). Цена у всех одинакова, 9000р., но лучше все же заказывать у тех кто непосредственно возит (на сайтах могут быть указаны устарелые цены, всегда уточняйте по телефону).
Расскажу про фрирайд от yetti freeride. Сбор в полвосьмого у ГК Белка, сбор расписок за то что вы не будете иметь претензий в случае травмы, увечья или летального исхода, краткий инструктаж по группам (группы до 18-20 человек, столько влезает в ратрак), раздача биперов, час везут на урало- или камазо-автобусах до их базы (долина реки Викторьевка), потом пересаживают на ратраки. Ратрак поднимает ваc на гору, спускаетесь примерно 1000-1500м до дороги-ратрачки, где он вас подбирает и снова везет на гору. У каждой группы два гида, открывающий и закрывающий. Катают в основном по склонам у реки Викторьевки, с г.Пухтун (на сайте yetti есть карта), при каждом подьеме просто смещают точку высадки на 50-100 метров в сторону. В полдень везут на базу на обед: тарелка горячего супа/щей и чай (больше и не надо, а то катать будет тяжело). Потом снова скатки до 16:00. После чего везут обратно сперва на базу (сдаете биперы), а после 17:00 выезжают обратно к ГК Белка, куда приезжаете в начале седьмого часа.
За 9000р обещают от 6 до 16 спусков, у меня в один день было 7, в другой 6, у знакомых было 8. Учитывая что ратрак начнет подьем в лучшем случае часов в десять, а в в шестнадцать он уже поедет обратно, минус полтора часа на обед, чистого времени катания будет около четырех-пяти часов. Из него большая часть времени - это езда на ратраке, погрузка/разгрузка. Поэтому насчет 16 спусков- я думаю это *** маркетинг, это либо короткие спуски, либо какая-то группа профессионалов. Даже у знакомых ребят, в хорошо катающих группах было не более 10-12 спусков.
*** Неприятности будут поджидать вас на каждом шагу. В первый день после первого же подьема сломался ратрак, полупехом вернулись на базу, два часа ждали пока починят. Потом парень разбил колено, его на ратраке отвозили на базу. На второй день, минут сорок ждали пару человек, которым неправильно сообщили время сбора. Но хрен кто вам вернет деньги, или сделает скидку. Shit Happens - это их девиз. Поэтому расслабьтесь и постарайтесь получить удовольствие.
Плюс в том что группы стараются комплектовать по скиллам, поэтому вы можете купить билет не имея абсолютно никакого опыта и попросить записать вас в группу начинающих, но в этом же и минус, потому что возможно вам попадутся такие же попутчики и по двадцать минут вы будете ждать их у ратрака. Во второй день, были участники, которые навалялись в снегу с первого раза и поняли что фрирайд это не для них, и просто сидели в ратраке до обеда, а потом уехали. В соседней команде были те, кто сделал за день 2-3 спуска, остальное время отдыхал.
В первый день мне достался камазо-автобус, внутри которого воняло дизельным выхлопом не меньше чем снаружи, и за час туда и час обратно я просто угорел (и не я один), голова болела до следующего утра. В ратраке кстати, тоже воняет, поменьше, но заметно, т.к. будка сразу за выхлопной трубой. На другой день мне повезло сесть в синий Урал - там ничем не пахло и даже спинки кресел откидывались. А в ратраке я забил место у двери, там тоже пахло поменьше, хотя не было упора для ног, приходилось держаться руками всю дорогу.
Обязательно берите защиту на колени (полностью, от колен и до бот). Во второй же спуск в моей группе парень разбил колено о бревно, так что не мог не то что ехать, но и с большим трудом шел, гид и его друг вытащили его к ратрачке, и увезли в город; на другой день аналогичный случай случился в другой группе, парня тоже под руки занесли в машину. Ну про шлем и шорты я не говорю, это само собой разумеется. Желательна защита спины, но я понадеялся на рюкзак. На базе с этого года дежурят два спасателя (и вроде у них даже есть свой маленький ратрак), поэтому цена поднялась. Но насколько я понял, за этими легкораненными они не выезжали, на базу их эвакуировали организаторы, видимо чтоб не светить в отчетах спасателей эти несчастные случаи.
В 90% случаев виноваты сами пострадавшие, ибо большинство несутся сломя голову, как будто заплатили за ратрак почкой, сегодня последний день зимы и снега больше никогда не увидят, правила FIS если и знали, то оставили вместе с мозгами дома (один олень меня сшиб, обгоняя сверху, и как я увидел потом- покоцал мне топшит, говнюк). Но даже если вы осторожны, травмы не исключены. Я сам катаю в наколенниках, но "повезло" словить удар об камень ровно в незащищенный участок между краем бота и наколенником, повезло что просто ушиб и рассек кожу до крови.
Купите еще рацию, можно самую дешевую baofeng (стоит от 1500р.) , чтобы держать связь с гидом, т.к. сотовой связи там нет. И свисток, если у вас его нет на рюкзаке. Потому что можно ненароком сместиться в сторону на 50м, стоять за поворотом дороги от группы, и никого не видеть.
Возьмите сухие носки (потому что к концу дня ноги были насквозь мокрые, т.к. снег налипает а потом в ратраке, домике и автобусе тает), ну и сухую флиску, потому что ехать в холодном салоне целый час в мокрой одежде и обуви не очень приятно и чревато простудой, а потом вам еще добираться до гостиницы.
Фрирайд с снегоходов
Стоимость одной заброски 1,5т.р, стоимость часа работы снегохода - 4-5т.р.. Как мне рассказал гид, они на две пары наняли одного снегоходчика, и пока одна пара скатывала, снежик поднимал вторую. По деньгам получилось выгоднее чем на ратраке.
Вообще резюме по фрирайду с техники такое: если вы хорошо катаете фрирайд, то можно катать с ратрака, только просите записать в группу к опытным; если вы новичок, то лучше соберите 2-4х друзей и договоритесь с снегоходчиками на разовые забросы - во-первых это быстрее и ближе, во-вторых вы не будете торопиться и сможете спокойно накатывать опыт, ну и для вас это будет выгоднее по деньгам.
Если вы новичок то не лезьте в большой powderday - в пухлом, неслежавшемся снегу катать намного сложнее; лучше идите на следующий день, когда он немного слежится. В первый день, когда свежего снега было сантиметров 20, это было настолько мегаофигенно, что я бегом записался на следующий, но назавтра пухлого выпало наверное с полметра или больше и катать стало тяжело: хреновая видимость из-за метели, рельеф не читается, фрирайдная доска тонет в пуху и ты по колено в нем пытаешься ей управлять а ветрище норовит тебя толкнуть и опрокинуть, а вставать в свежем глубоком пухляке ох как тяжело...
Фрирайд с подьемников
Обычно поднимаются на гору Зеленую, и спускаются по лесам около подьемников Фристайл или SkyWay, до трассы №8 (дорога снегоходчиков), по которой возвращаются к подьемнику Фристайл SkyWay или Олимпии.
Либо с вершины немного проезжают по левой трассе сектора Е, а потом сворачивают с трассы налево. Потом вы скорее всего спуститесь до дороги, на которой можно за 5-10 минут поймать машину, которая отвезет вас к подьемнику сектора Е за 300р. (если вас человек 5-6); можно сторговаться подешевле, если вас меньше.
Еще вариант - скитуры с горы Мустаг. Т.к. эта тема больше для лыжников, ничего рассказать не могу.
Как показал опыт - травмы во фрирайде это явление частое, и нужно иметь проработанные варианты эвакуации. Если есть компания 4-5-6 чел покатать с подьемников, то в принципе можно нанять на полдня гида, 3т.р с человека. Он поможет не заехать в трудные места, ну и вообще с ним спокойнее. Такая услуга есть у BlackHunter, да и думаю у других тоже можно поспрашивать.
На секторе А и Б есть спасатели, и на секторе Е тоже (говорят их спасатели получше). На скипассах есть их телефоны.
Апре-ски
На горе множество баров, пабов, ректоранов. Но насчет увеселительных программ и алкашки ничего рассказать не могу, т.к. ездил тупо катать. не вижу смысла ходить в шерегеше в бары, бани или купели, т.к. дома за те же деньги получу гораздо больший сервис. А пиво и веники везде одинаковые.
Бонус
В качестве бонуса прилагаю огромную карту гор, подъемников и трасс, можно распечатать на А2, "заламинировать" скотчем и возить с собой. По ней легко можно понять как с одного подьемника или трассы перейти на другой. Можно просто отмечать трассы, где вы скатились.
К сожалению *** загрузчик сайта упорно сжимает ее до размера отурытки. Поэтому даю ссылкой https://vk.com/doc529736069_624031469?hash=dbed5b5abbca24ed9a
В слове *** обнаружена орфографическая ошибка