Паудер – заветная мечта любого более-менее прилично катающегося райдера. За ним прямо таки охотятся. Но есть такие места в России, где целина-паудер-пухляк бывает практически всегда. Неделей раньше-неделей позже, но он есть, что бы ни происходило в мире. Одно из таких мест – Шерегеш.
Шерегеш – это небольшой поселок в Сибири. Если посмотреть по карте – это практически тупик всех дорог. Дальше – только непроходимые дикие леса на сотни километров.
Климат здесь такой, что за зиму выпадает от 4 до 6 метров снега. Да еще какого снега! Снег здесь пушистый и сухой. Снегопад начинается в октябре, и к декабрю кататься можно уже везде. За ночь может выпасть больше полутора метров осадков, и тогда вся гора превращается в сплошную "no fall zone", потому что если упасть, то выбраться самостоятельно становится уже затруднительно.
Мы приехали в это (богом забытое) райское местечко поздно вечером. Сразу бросилось в глаза – дороги почти не чищены. Как мы потом выяснили из разговоров с местными, во время снегопадов дороги чистить бесполезно, поскольку к утру все равно все будет засыпано снегом. Поэтому чистят их только утром и то по минимуму. Нас такие наблюдения не могли не обрадовать, ложились спать с предвкушением завтрашнего катания. Уверен, что всем снилось одно и то же – брызги снега через голову, снег не дает дышать полной грудью, небольшие дропы и опять снег через голову… и так всю ночь!
В эту поездку у меня было две цели – как следует накататься по целине и пофотографровать катающихся в паудере райдеров. И то, и другое требует тщательной подготовки.
С катанием по целине все понятно – лыжи «пожирнее» и одежду хорошую. Остальное вроде бы есть ;) Выбор толстолыж – это отдельная история со счастливым концом. Скажу только, что выбор пал на Line Prophet 130, и я ни разу не пожалел об этом!
А вот с подготовкой к моим первым съемкам в целине пришлось повозиться. О том, что нужно фотографу в поздке, написано миллион и одна статья, и заканчиваются они всегда примерно такими фразами «…но в конечном итоге, каждый выбирает себе оборудование в соответствие с личными предпочтениями и интересами в фотографии». Поэтому я остановлюсь на этом несколько подробнее и поделюсь своим опытом.
Для фотографирования в целине нужно иметь набор аппаратуры, которая защищена от влаги. В моем случае это три объектива L-серии: 16-35, 24-70 и 70-200. Мои любимчики – это «ширик» и «телек». Шириком очень удобно снимать прыжки и трюки, а телевиком – проезды. Из «тушек» - это Canon 5D и Canon 40D. Первый – потому что полнофреймовый, а второй, поскольку быстрый и получаются динамические раскадровки.
Дополнительно ко всему этому хозяйству куча полезных мелочей: запасные батарейки, вспышка, фильтры и всякая всячина. Не забыть тонкие флисовые перчатки, чтобы руки не мерзли во время съемок.
В качестве «упаковки» для катания можно использовать различные рюкзаки. К сожалению, выбор фоторюкзаков для спорта крайне мал. Я бы даже сказал, что для зимнего спорта я видел в продаже только один более-менее удобный рюкзак - Dakine Sequence. Остальные выглядят странными. Некоторые умудряются мастерить самостоятельно специальные кофры, которые вставляют внутрь обычных катальных рюкзаков. Я пробовал возить в обычном рюкзаке кофр с камерой и объективами, но это не слишком удобно и лишает фотографа оперативности.
[page]Катание и съемки
Кататься или фотографировать? Это всегда краеугольный камень в сознании и фотографа и райдера, объекта съемок. Дело в том, что процесс съемки отнимает у райдера ценное время и поэтому, если вы хотите поснимать кого-то, необходимо заранее договориться об этом, чтобы согласовать ожидания и сделать жертву искусства осознанной и добровольной.
Основной девиз любителей целины – «No friend on powder day!». Это даже не девиз, а кредо и стиль жизни! Такой «снежный эгоизм» диктует определенный стиль и динамику поведения фотографа и даже, если хотите, построение кадра. Все надо делать быстро.
В первые дни мне не удалось поснимать вообще, потому что ни у меня, ни у райдеров «не было на это времени» ;) Мы были заняты только, тем как бы поскорее добраться наверх, чтобы спуститься по этому полуторометрому пухляку еще и еще, и еще разок.. пока не станет темно. В темноте мы, усталые, но довольные, приезжали домой и засыпали, видя один и тот же сон – брызги снега через голову… Такой цикл продолжался первые 4-5 дней, пока не произошло первое насыщение. «Вот теперь можно пофотографировать», - подумал я.
Tips and tricks
Идеальная погода для съемки – это солнечный день сразу после снегопада! Таких дней профи ждут неделями, и тут уж важно не оплошать и быть во всеоружие. Однако, можно снимать и в снегопад. Тут важно, в первую очередь, понимать, что и как фотограф хочет показать. Так что я бы сказал, что лично для меня подходит поговорка из детства «у природы нет плохой погоды»!
Я кайфую от снегопада и стараюсь передать это ощущение зрителю.
Пока мы катались, я уже успел присмотреть несколько хороших точек съемки, которые потом использовал.
Чтобы снять красивый проезд райдера, необходимо заранее присмотреть место и выбрать точку съемки. Самое хорошее, когда в конце траектории проезда райдера есть какое-то возвышение или контруклон. Тогда вы будете иметь выгодный обзор, и у вас будет больше возможностей поймать тот самый «правильный» момент. Ну, а ракурс и композиция - это чувство, и это чувство либо есть, либо его нет.
Из практических советов: нужно cтараться как можно меньше перестегивать объективы во время съемок в снегу. Дело в том, что после проезда райдера, да и самого фотографа, в воздухе висит снежная пыль, которая неизбежно окажется на матрице при снятии объектива.
Очень удобно, если фотограф может связаться с райдером по рации. В этом случае можно договориться обо всех деталях, хотя лучше сделать это заранее. ;)
При съемке дропов лучше находиться сбоку – тогда видна вся сложность прыжка и проще увидеть динамику. Также, сбоку можно сделать раскадровку. Хотя для раскадровки лучше выбрать место чуть выше дропа, чтобы вся траектория попадала в один кадр. В этом случае вам придется потратить меньше усилий на обработку. Кстати, в этом случае вам очень пригодится штатив!
[page]Трамплин
В один из дней мы построили трамплин. Мягкая целина на приземлении провоцировала нас на всякого рода трюки. Правда, родео у нас так и не получилось, но это не беда – опыт есть опыт, и чтобы что-то вышло, нужно не бояться ошибиться.
Для съемки прыжков я выбрал точку прямо под трамплином. Хотя даже мой 16 мм ширик не мог захватить такой угол. Пришлось взять лопату и вырыть себе яму глубиной по пояс, так, чтобы фотоаппарат было удобно разместить прямо у поверхности снега. Конечно, можно было бы и «скрючиться в три погибели», но долго в такой позе не просидишь, а съемка прыжков – это полтора-два часа минимум. Все должно быть удобно!
Мне кажется, что с точки зрения фотографирования прыжков нижняя точка съемки оправдана, т.к. позволяет лучше показать высоту и глубину прыжка. При съемке «в лоб» картинка получается несколько плоская. Но это мое личное мнение, которое, к тому же, может и поменяться. ;)
[page]
Для тех, кто уже загорелся идеей катания в Шерегеше, немного «справочной» информации.
Катание
Катание в Шерегеше, в основном, лесное. Лес не густой, максимальный перепад высот около 700 метров. Наличие леса обуславливают практически нулевую лавинную опасность, а из-за небольших высот акклиматизация практически отсутствует. Все это гарантирует удовольствие от катания, даже если вы приехали сюда на одну неделю.
Для любителей размяться на вельвете имеется несколько ратраченных трасс. Правда уровень мастерства местных растратчиков оставляет желать лучшего – они постоянно оставляют ступеньки на стыках, так что будьте осторожнее.
ПодъемникиВсего в Шерегеше 2 гондольных подъемника, 2 двухместных кресла без защитного кожуха и один четырехместный с защитным кожухом (в народе называемый «хлебница») и около 8 бугельных подъемников.
Где жить
В общем, есть два принципиально разных варианта проживания – в гостинице на горе и в самом поселке в 4 км от горы в съемной квартире.
Примерно половина всех квартир в Шерегеше предназначена для сдачи приезжим туристам. Все они разного уровня комфорта, удаленности от «основных» мест поселка и стоимости.
Стоимость проживания в квартире колеблется от 300 до 500 рублей в обычные дни и от 700 до 1500 за ночь в праздники с человека. Иногда это включает регулярную уборку в квартире, а иногда нет. Наличие различных «дополнительных услуг», таких как набор спутниковых каналов и работающая стиральная машина – это уже фортуна-лотерея. ;)
При выборе квартиры важно обратить внимание на ее расположение. Желательно, чтобы она была поближе к «Кукурузе» - так называется местный супермаркет, возле которого находится центральный «перевалочный пункт» Шерегеша. Именно здесь всегда можно найти такси до горы, квартиру и договориться о трансфере до аэропорта.
Стоимость гостиничных номеров достигает европейского уровня и включает в себя ряд преимуществ – не нужно ехать с горы и до горы, возможность проходить на подъемники без очереди, не нужно заморачиваться различными бытовыми проблемами (ходить в магазин, мыть посуду, готовить и т.п.). У всех гостиниц есть собственные сайты, на которых можно посмотреть более подробную информацию о предлагаемом сервисе и стоимости.
Бюджет поездки
Бюджет поездки складывается из:
- авиабилет
- трансфер из аэропорта и обратно
- проживание
- ски-пасс
- трансфер до горы и обратно
- продукты
Авиабилет
Стоимость авиабилета может отличаться в несколько раз в зависимости от того, попали вы на распродажу или нет. Если покупать билет заранее, то он может обойтись вам около 8 тысяч рубле туда-обратно. Если нет, то почти в 2-2.5 раза дороже.
Трансфер из аэропорта
Стоимость легковой машины Новокузнецк-Шерегеш около 2500 днем и 3000 ночью. Если ехать одному, то это совсем не дешево. Поэтому желательно найти себе попутчиков. Тогда вы разделите эту сумму на все участников.
Ски-пасс
За неделю катания вы вряд ли выкатаете больше 2500-3000 рублей. Стоимость одного подъема разнится в зависимости от того, на чем вы поднимаетесь. Бугель стоит 20-30 рублей за подъем. Кресло стоит 40 в будни и 60-80 в выходные. Покупать абонемент не имеет смысла. Лучше просто положить денег на электронную карту (которая, кстати, одна для всех подъемников) и периодически добавлять, если не хватает. Остаток невыкатанных денег вам потом вернут.
Трансфер до горы
В этом году машина до горы стоила 150 рублей. В зависимости от количества пассажиров, стоимость вашей поездки будет варьироваться от 40 до 150 рублей. Расчет прост.
Продукты
В поселке есть несколько продуктовых магазинов. Самый «туристический» - это Кукуруза. Цены там совсем не низкие. Но зато там можно купить всякие привычные жителю мегаполиса продукты. Имеется несколько магазинов менее популярных, в которых больше отовариваются местные жители. Они более «советские», там как правило есть очередь и классическая система продажи через прилавок и разные отделы (очереди везде свои). В общем, кто хочет экзотики – велкам. Общий бюджет питания на неделю вряд ли выйдет за 2-3 тысячи рублей.
Автор: Андрей Кудрявцев
2 гондолки, и + гондольно кресельная + одно маленькое кресло, а бугелей 9.
Карточка не савмсем одна, три разных сервера, три разных кассы. То есть нужно иметь деньги в трех системах разных. Физически на карту шории можно положить деньги каскада, и наоборот, со скайевеем не проканает, своя система карт.