Приветствую, уважаемые читатели! На этот раз постараюсь максимально развернуто рассказать о своем первом опыте поездки в Шерегеш, как это было и с какими сложностями можно столкнуться.
Мы любим шутить, что любой российский курорт со временем становится Домбаем. Но Шерегеш в этом году был на уровне, а в чем-то и переплюнул.
Начну с подготовки
Как всегда, бронирование я делал раннее. Ну а как иначе, если едешь компанией и с ребенком, которому нужна ГЛ школа на целый день? Сам я на подвиги катания целый день с ребенком не способен, доверяю эту функцию профессионалам. Да и в группе детям веселее.
В августе-сентябре 2023 большинство мест размещения в Шерегеше еще не сформировали прайсы. Очень было похоже, что с учетом ежегодного роста цен на 20-30%, боялись прогадать. При этом авиакомпании уже начали продавать билеты на рейсы с более-менее адекватными ценниками. В этом году никаких распродаж из Москвы не было. Купленные в сентябре билеты по 24-25 тыс дешевле не стали. То, что мы покупали за 25, через месяц девушка, решившаяся присоединиться к нашей компании, купила за 35к, а перед поездкой наши билеты уже были 50+. Летели мы Аэрофлотом, перелет дневной и туда и обратно, что доставляет немало комфорта по сравнению с ночными рейсами S7.
Подготавливаясь к горнолыжке еще год назад, в сезоне 22\23 я уже хотел поехать и посмотреть Шерегеш. Но так как это планировался семейный отдых с ребенком, а в горнолыжную школу Белка (legendski.ru) летом 2022 года я дозвониться не мог, пришлось бронировать Поляну, ибо делать бронь Поляны ноябре, когда одупляться сотрудники школ в Геше после летней спячки- это терять десятки тысяч рублей на нераннем бронировании гостиниц и школы. Идиотизм ситуации заключается в том, что ты не можешь заранее в Шерегеше сделать брони всего и спокойно ждать поездки. Теперь ситуация такая, что сначала надо купить билеты, через месяц-другой заморочиться по жилью (покупая билеты, ты не в курсе про условия раннего заезда\позднего выезда, что очень актуально для Геша), а потом, когда проснутся школы, надо там сделать брони. Так вот, когда в сезоне 22\23 я это понял, написал в школу Белка в конце марта 2023, пока был еще сезон, и узнал все детали, мне дали ценник и сказали написать в ноябре, ближе к сезону. Когда 20 ноября я зашел на их сайт, там красовалась табличка, что скидки по раннему бронированию до 1 ноября, а цена школы увеличилась.
Находясь в полном недоумении и ощущении кидалова, я позвонил в школу, а мне ответили, что в этом году школа принимала заявки летом. В марте же сотрудник об этом не знал. А я пролетаю с ранним бронированием и теперь бронь по новым тарифам, которые на 500 рублей в день дороже. По мне так, это не просто не красиво, это свинство.
Далее про расчет цены школы. Ценник на момент брони нехилый такой, 7300 в день, из которых 4 часа катания в группе (с 10 до 12 и с 15 до 17)) и 3 часа на обед и отдых в игровой. С грустью вспомнил Райдерс в поляне, где катались 5-6 часов за тот же тариф.
В итоге, благодаря моей наглости и требовательности, мне сделали цену прошлого года. И прислали договор. Где 100% предоплата, а отмена занятий, если уведомляешь менее, чем за 7 дней - 50% удерживаются от стоимости занятия. ГК не читали, слепили на коленке юридически ничтожную бумагу и клиентам дают. Вот я прям прочувствовал уровень, что меня ждет еще за 3 месяца до поездки.
Спрашиваю администратора, нужен ли скипасс на ребенка. Администратор говорит, что нужен, если рост в ботинках и шлеме более 125см. Сайт egegesh.ru пишет, что детям до 8 лет на подъемниках фирмы Каскад бесплатно.
Я захожу на официальный сайт подъемников Каскад, на котором катается ГЛ школа, там просто написано 125 см без всяких ботинок и шлема, что соответствует их пункту 2.2.2 правил, которые являются офертой. Для нас это принципиально, у нас рост 120, а в ботинках и шлеме уже выходим за 125. А если еще лыжи надеть, то 130+ получится. В общем, школа сама не может адекватно объяснить требования канатных дорог, на которых катает своих учеников. А это, между прочим, это может стоить лишние тысяч 10 за неделю. Нормально так?
И, в добавок, напишу, что у подъемников Каскад нет контактного номера телефона, чтобы позвонить и узнать, замеры они делают в шлеме или без и нужно ли будет качать свои права перед охранником, который точно слова "оферта" не знает, а будет просить купить скипасс на ребенка, у которого рост менее 125см без шлема. В итоге, после написания обращения через группу ВК, мне ответили, что ростомеры стоят "уже с учетои ГЛ ботинок и шлема". С таким настроением поехали. Как оказалось, все мои предположения оправдвлись, что с оплатой скипасса ребенку будет бардак.
И, раз уж я заговорил о школе Белка, то сразу продолжу
Когда приехали 2 дня утром были сильные морозы и программу катания изменили, вместо катания 2 часа утром, потом 3 часовой перерыв и 2 часа вечером катались по другой программе, где 2 часа с обедом в игровой, а потом 2 часа катания вечером. Так вот, так как ценник школы к февралю 2024 вырос на 30% (!!!) относительно прошлого года, по которому мне бронировали, то при пересчете школа мне хотела вернуть разницу между ценой короткой программы по текущим ценам и предоплаченной программой на весь день. Выходило это при таком пересчете 700рублей в день разницы. За 2 часа катания и 1 час игровой. После моего сообщения, что я напишу об этом везде, где найду в интернете возможность настрочить отзыв, мне все-таки вернули разницу в ценах прошлого года без дальнейших приперательств. Молодцы. Но сами до этого, к сожалению, не дошли, сначала сделали попытку ободрать клиента по максимуму.
Еще одним приколом школы Белка – это доплата за скипасс инструктору. Т.е. после каждого дня вечером инструктор выставляет счет, сколько он накатал и делит это пропорционально количеству учеников. Вот только в этот счет еще включают бесплатные подъемы ребенка, которые оказываются не всегда бесплатными. На вопрос «какого хрена» инструктор платит за детей с ростом менее 125см мне администратор пояснила, что некоторые канатчики докапываются до роста в шлеме, лыжах и ботинках в 130см (у нас 120, но когда все нацепляешь, то реально около 130) и инструктор не спорит с канатчиками, не его это работа спорить, не хотят они отношения портить с Каскадом. Когда я проходил с ребенком, мне ни разу ни один канатчик не говорил, что ребенок выше, я бы точно начал говниться и тыкать в пункт правил. А инструктор просто платит, потом выставляет это родителю.
Короче, это как-то так работает, через одно место и сделать с этим в принципе ничего нельзя. Не нравится – не приезжай. В общем, дополнительно к цене школы еще надо +1000р в день накидывать примерно.
Дополнительным приколом школы Белка является ее местоположение. Школа находится у нижней станции канатки Геш Флай, которая не работает уже второй сезон. Поэтому, если сдаете ребенка в школу, платите за такси до школы, а потом за такси от школы до подъемника. Это где-то дополнительно +300-400 рублей. И также обратно. Единственным вариантом без такси – 10 минутная прогулка по дороге без тротуара к низу подъемника Скайвей. Но он утром не всегда работает. А вот обратно, если скатиться к нему, уже можно завершать день и пешком приходить к школе. Детей возят на микроавтобусе на склон и обратно, а вот для родителей там место не всегда находится, хотя, пару раз нас подвозили.
Мы, поэтому, сдавали ребенка несколько раз уже на склоне и там же забирали, что б не платить лишний раз за такси. Но, по умолчанию, закладывайте еще рублей 700-800 ежедневно на это.
И, чтобы добить вас, озвучу ценник дневной программы на 1 ребенка в группе в этом году с 19 февраля – 8800рублей! С учетом подъемников инструктора и такси, выложите за катание вашего чада примерно 10500р в день.
Инструкторы прекрасные, мне понравилось. Группы тоже были по 2-4 человека. Но 10,5к в день для ребенка, которому положен бесплатный скипасс... Поляна курит в сторонке, там в школе Райдерс дешевле, при этом катания не 4, а 6 часов в день, если берешь ребенку кэмп на 5 дней.
Далее перейдем к работе подъемников
Как я уже обмолвился, мы попали на морозную неделю. Первые 2 дня утром у горы был вообще дубак -30 -35, теплело к обеду.
И, как оказалось, в Сибири из-за морозов не может работать большинство подъемников. Люди готовы кататься, закидывали теплойды в ботинки и перчатки, одевались потеплее, но вот подъемники оказались к этому не готовы.
В первый наш день пребывания вместе с людьми на 2 часа завис подъемник Панорама на 2 часа. Как там народ дуба не дал на креслах, не знаю.
Во второй день нашего пребывания завис подъемник Скайвей (Рыжий). И там же зависли 5 наших друзей. Его дотолкали за 2 часа на дизеле до верха, но день катания был испорчен. А чтобы вернуть деньги за скипасс, им пришлось на следующий день провести час в бухгалтерии. Отличное времяпрепровождение вместо катания, не находите?
Также во второй день поломались турникеты с едиными скипассами на Панораме и Скайвее. Да, там для разных типов скипассов разные калитки! И если ты этого не знаешь, то ты стоишь очередь, а потом видишь, что один из турникетов пустой и тебе надо всех протолкать в бок и подойти к пустому турникету. Удобно! Но это не везде) Просто это надо знать.
Ну так вот, мы должны были подняться на Скайвее, но нам сказали, что по единым туда не пускают. Я позвонил в администрацию, где мне сказали, что это не их турникет, а турникет компании Каскад, когда починят, тогда и будут пропускать. А охранникам дали распоряжение не пропускать. С-сервис! При этом, чтобы купить скипасс их сектора надо отстоять очередь в 30 минут. Супер сервис!
Решили не стоять, ниже бугель есть, на нем можно подняться и попасть на другие подъемники. Подходим, карточка не пикает. Ответ - бугель не входит в единый скипасс. А что б не стоять в очереди, можно дать взятку 100р с человека канатчику, тогда пропускает. Не напоминает Кавказ 15-летней давности?
Решили съехать к подъемнику Панорама. Съехали, не работает единый скипасс. Я высказываю канатчику, он зовет старшего смены. После 3-минутного разговора с тыканием в лицо чека, что я купил тут на 5 дней проходы на всех подъемниках, а их подъемник входит в зону работы единого скипасса, он безуспешно попытался дозвониться своему начальству, после чего с барского плеча впустил меня с женой через служебную калитку. Сервис! Надо заплатить, потом поунижаться, тогда можно пользоваться тем, за что заплатил. Больше на Панораму мы за катание не спускались.
На 4-й день включили подъемник «сектор Е». Надо сразу сказать, он находится в стороне, если он не работает, в остальные зоны катания от него не попасть. Мы съехали "по самой длинной трассе Шерегеша", которая во второй своей половине лютый плоскач, постояли 5 минут в очереди и тут подъемник останавливают, перед нами ставят железный забор в воротах и… все...
Ни объявлений, ни извинений. Просто как в морду плюнули. Каждый, кто стоял в очереди, подходил к канатчику, тот с сухим видом констатировал, что подъемник скорее всего сегодня работать больше не будет, автоматика его отключила. Уезжайте из сектора обратно на такси. Которое стоит по 700-1000р за машину. Ну, блин, сервис же! Не нравится - не приезжай.
Перед тем как уехать от подъемника Е, мы решили прокатиться в том секторе еще на одном подъемнике – Асыр, он работал. Его заявили как новый подъемник Шерегеша в этом году. Ну как вам сказать «новый». Откуда-то притащили старое драное медленное кресло без колпака с перепадом метров в 250, обернули его туристической пенкой, зажали стяжками – и вот «новый подъемник». Трассы под ним – это традиционный краснополянский серпантин-желоб, по центру выскобленный до льда. Смысла в таком катании никакого. Как мне объяснил один местный товарищ, эту зону для фрирайда сделали. Но у нас свежего снега не было, поэтому оценить я не смог.
Ну и, в принципе, первые 4 дня работало 30-40% подъемников. Уж не знаю, из-за морозов ли, либо по каким-то другим причинам, но ветров не было, кататься, если хорошо одетый и тейпы на носу, можно было без проблем. У нас ребенок катался в 7 лет утром при -30 и ничего. Единственное, если разгоняешься и у тебя открытые участки кожи на лице, прям холодом обжигает. Но баф\балаклава+тейпы отлично спасают.
Продолжу рассказывать про подъемники. Почти все они, кроме сектора Б, древние. Какие-то сильно старше меня. Отдельный треш – это выкаты с них. Зачастую выкаты из дерева, даже немного не покрытого снегом, бывает выходишь на доски, бывает просто на голый лед.
У нас из компании одна девушка при выходе с подъемника Запад зацепилась за кресло рюкзаком. Ее тащило всю посадочную площадку, сотрудники не останавливали кресло. Ее жизнь спас страховочный трос, установленный уже перед обрывом, когда кресло едет обратно вниз, там обрыв метров 10. Когда она своим телом сорвала этот страховочный трос, подъемник принудительно остановился. Не Гудаури, но все-таки, канатчики свою работу не делают...
Теперь про очереди
На 6-й день нашего пребывания, а это было 23 февраля, их практически не было, так как работало все. Когда работало не все, они были на большинстве ключевых подъемников. Не какие то гигантские, но 20 минут простоять при 300 метров перепада - это много. Но главное – это не очереди, а их организация. Ни одной накопительной сетки! Ни одного забора, который бы отделил очередь от трассы. Где-то очереди под углом, что люди просто в них падают и скатываются друг другу на лыжи. Культура просто ниже плинтуса, прут все со всех сторон. Причем исправить это стоит 0 рублей, просто сетки натяни.
Также, что немало удивило, это огромные очереди в кассы. Мы купили единый скипасс сразу на 5 дней морозным утром первого дня, когда никого не было и поражались, что творится в кассах, по пол часа люди стоят. Кассы все уличные. Есть система пополнения карты через интеренет, но один раз карту каждого оператора подъемника надо в кассе то купить. Вот, походу, все и стоят. А может не знают. А может быть корова... Хрен его знает, но очереди гиганские.
Порадовало, что на г. Зеленая много дублирующих друг друга подъемников, поэтому, если все они работают, можно, зная логистику, не стоять в очередях совсем. Но это только из сектора А. Например, на подъемник Фристайл (Сатана) очередей не было в принципе ни разу. Просто он не входит в зону катания Каскада, а находится в секторе А. Им и спасались, чтобы не стоять.
Трассы
Скажу так, трасс много, они разные. Когда на 6-й день большинство трасс отратрачили и все подъемники запустили, мне стало очень нравится кататься в Геше. Вот прям клево стало, было б такое все 6 дней... Но какого хрена 5 дней ратрака не видели на г. Зеленая? Ратрачили только учебку и трассу рядом с бугелем. И сектор Б. Что, ратраки из-за мороза замерзли на определенных трассах?
Так выглядели все трассы до ратрака с г. Зеленая. Не Чегет, но удовольствие может получить, пожалуй, только могульщик:
Вот с верха подъемника Мустаг, который включили только на 6-й день полноценно, там ратрак прошел:
Как результат – трассовое катание все было на синих трассах, либо по бугрятнику сверху. Так как снега свежего неделю не сыпало, внетрассы был свинорой, а на трассах бугрятник. Если я, при моем уровне, еще могу пытаться получать где-то удовольствие, то для некоторых спуск – это было испытание. Один парень из нашей компании на 4-й день убрался на этих буграх и получил сложный перелом ключицы со смещением.
А еще в Шерегеше жмотятся на сетки не только у подъемников, но и во всех местах. Навигация - одна из худших, что я видел в принципе в мире. Вспомнил Чегет и Домбай.
Вместо того, чтобы сделать нормальные указатели по трассам, стоит вот такая штука.
Особо издевательски в -30 выглядит QR код, когда руки на морозе замерзают за 30 секунд:
Очень часто невозможно отличить, где край трассы (Гы, ну бугры же и там и там, может и не надо). Никаких тебе сеток и знаков на пересечении с призывами «помедленнее». Просто дичь в своей красе. И конец трассы – это, как правило, упор в очередь. А иногда очередь стоит, перекрыв транзитную трассу (например, у подъемника Хлебница). Приходится останавливаться, чтобы протолкаться через толпу и дальше поехать.
Но хочу также в защиту Шерегеша сказать, что почти все трассы широкие и достаточно безлюдные. Если бы все они ратрачились, то трассовое катание было бы огонь, даже лучше, чем Архыз, так как трасс вдвое больше. С Поляной сравнивать не хочу, перепады не те. Но имеем то, что имеем. Сектор Б прям радовал одним единственным в Шерегеше современным подъемником Восток с колпаками и подогревом и идеальной широкой синей трассой под ним. Новичкам там супер, когда очередей нет.
Вот, лучшая трасса Шерегеша до того, как отратрачили верх:
Внетрассы
Так как температура всю неделю была в диапазоне от -20 до -30, то снег просто не ехал. Свежего снега не было. В первые пару дней я еще заезжал в неразбитые леса, но какого-то удовольствия там не получал. Углы откровенно маленькие, валить из-за кондиций снега не получалось.
А где не плоскач, было как то так:
Под Мустагом было все задуто в бетон.
В последний день катания съездили на Крест. Заброска на снегоходе стоит по 2тыс с человека, в мороз предлагали по 1,5, все зависит от спроса.
Пофотографировались, красиво, но кроме как для фоток туда ехать не за чем, выкат плоский, не интересный.
Жилье
Жили мы в гостевом доме коттеджвшерегеше.рф.
Могу рекомендовать данное место для всех, кому не сильно важна шумоизоляция. Вполне приличный домик на 3 спальни, одним душем и двумя туалетами. Из недостатков, помимо отсутствующей шумоизоляции еще нехватка розеток, надо брать удлинители и тройники. В остальном все вполне прилично. По цене 90тыс за неделю, дом на 8 человек, если нет желающих спать на диване на кухне.
Такси
Вот тут хочется поставить жирнющий минус Шерегешу. Цены просто неадекватные.
Такси Гранд от нашего коттеджа заявляли фикс прайс 650 рублей за машину. Это дороже, чем от поселка, хотя езды до подъемника 2-2.5 км до сектора А или Б, что меньше, чем от поселка.
В итоге пользовались Яндексом, но на нем тарифы прыгали от 350 до 1200 рублей за машину в зависимости от спроса. Почти всегда удавалось ездить примерно за 500рублей за машину, но иногда приходилось ждать, пока ценник упадет, иногда приходилось ждать машину минут 15. Повторю, речь идет о 2км пробеге до горы. Тут Шерегеш просто уделал Поляну, я в этом году ездил из Эсто-Садка до РХ или Альпики по 300-350р.
А еще, пару раз я не ставил галку "лыжи\сноуборд". Однажды приехал за 600р водитель и стал по-хамски возмущаться, почему это он должен нашу снарягу бесплатно везти (когда стоит галка, еще +60р плюсом). Ну я то не сдержался, дал ему полтинник и объяснил, не охренели ли вы тут 2 км за такую сумму, еще и возмущаться. Ответ был логичен "а че вы сюда приехали, если вам что то не нравится". Хорошо, что хоть детское кресло не требовали, хотя, будучи готовыми ко всему, мы взяли с собой бустер.
Трансфер
Здесь все отлично. Я с форума взял телефончик трансфера, если кому надо, пишите в личку, поделюсь. Цена за микроавтобус на 8 человек 14тыс в один конец. Как часы, машины хорошие, водители вежливые. Получилось 3,5 тыс с человека от аэропорта Новокузнецка и обратно.
Питание
Тут тоже проблем никаких. В поселке Пятерочки, Магниты, там все есть.
По количеству кабаков Шерегеш, наверное, уделывает Поляну. Их реально огромное количество на разный кошелек, очень много клевых и дорогих, бары, рестораны с любой кухней, крафтовые пивняки – ну просто все, что угодно. Несите только деньги.
Наверху горы Зеленой порадовал бар, где можно посидеть на качельках и закинуться настойками. Не порадовало только, что в один из дней настойки взяли и подорожали на 25%. На вопрос «какого хрена» ответ – «потеплело, теперь высокий сезон».
Резюмирую
В целом осталось очень противоречивое впечатление. Неработающие подъемники – это погодный фактор, все понимаю. А вот нератраченные трассы, дерьмовая организация очередей, перекладывание проблем на клиентов из-за неработающих турникетов, цены, которые ну никак не соответствуют сервису – это проблемы курорта. При этом, если бы все работало, как 23 февраля, уверен, мы бы смогли простить многие косяки и впечатление было бы совсем другое.
Однозначный вывод для себя я еще не сделал. Это, наконец то, был для меня новый ГЛК достаточного размера, чтобы мы было там интересно. А этого у меня не было с Австрии в 2020г, поэтому мне, скорее, зашло, чем не зашло. Плюс я понимаю, что, зная подводные камни, второй раз во многом будет проще.
Когда поднимались один раз на подъемнике, я вслух сказал жене, куда же при таких российских горнолыжках ехать в следующем году, может ну его и в Тайланд? Рядом на кресле пара засмеялась и сказала, что у них такие же мысли :)
Ну а если про катание, то хочется в Альпы...
То что канатку не остановили когда рюкзаком зацепилась , это конкретный прокол канатчиков . А вообще рюкзак надо снимать перед посадкой , лично у меня это уже на рефлексе .
К примеру на Горном воздухе на Сахалине канатку даже останавливают если ты не снял рюкзак при посадке . У меня знакомый по этому поводу сильно возмущался . Показал ему первое попавшееся видео :
https://youtu.be/3yfry9-4EbI?si=43LY599R4Qr4g-1F