1. Шерегеш — это долгие годы рабочий горный поселок на юге Кузбасса, здесь добывали руду и о существовании слова курорт даже и не подозревали. Но в 1981 году у горы Зеленая был построен горнолыжный комплекс, тогда лишь с целью проведения Спартакиады народов РСФСР, слово курорт в те времена здесь все еще не знали. Познакомились с ним и начали строить теперь уже самый популярный горнолыжный курорт в 90-х. Строили, конечно, на базе комплекса 80-х годов, менять, конечно, ничего не стали. Лишь дали курортной зоне название «Сектор А».
Сегодня Шерегеш ежегодно принимает миллион туристов, даже обгоняя по популярности Сочи, многие пафосно называют Шерегеш «Сибирской Щвейцарией», курортом европейского уровня и закрывают глаза на бардак, который тут действительно творится. Например, бугельный подъемник, которому уже 60 лет! Поставили его в 81 году во время подготовки спартакиады, а до этого почти тридцать лет он служил курортам других стран и сюда поступил уже в б/у состоянии. То есть еще 35 лет назад этот подъемник был уже в статусе б/у!
«Made in Сzechoslovakia» — импортный, современный, крутотень! Правда, круто это было в восемьдесят первом, сегодня это крайне печальное зрелище.
2. Ну и какая разница, работает да и ладно? Когда-то этому придет конец, обслуживать такой подъемник достаточно проблематично, никаких деталей в случае необходимости на него не найти, и если что-он просто встанет. Таким же образом встанут и другие подъемники, они чуть новее, но проблемы схожие. Встанет и курорт, если ничего не предпринимать это лишь дело времени. И на чем тогда поднимать этот миллион туристов?
А еще дорогу для бугеля проблематично ровнять и чистить, потому что возможно это лишь техникой тех же лет, которая уже также еле дышит.
3. Дети поднимаются на чехословацком бугеле. Интересно, знают ли они о такой стране?
4. Вот еще один музейный экспонат, который продолжает возить туристов, этому чуть больше тридцати лет. Ржавчину закрасили да сойдет.
5. Все это нужно было демонтировать лет двадцать назад.
6. Все, конечно, не так плохо. Есть и несколько новых подъемников, и на них не останавливаются. Но снова не обходится без серьезных но. Посмотрите на эту опору будущего подъемника(строительство заморозили после предупреждений органов). Судя по всему, подъемник должен был проходить практически через гостиницу. Вроде бы мелочь, вроде бы все решилось и строительство опасного объекта прекратилось, но осадочек-то остался, причем массивный такой осадочек в виде здоровенной железной штуковины, которую никто не собирается демонтировать.
7. Вот еще один новый подъемник, его даже построили, он проработал несколько лет, только потом что-то пошло не так и поняли, что строить тут было нельзя. Закрыли. А что мешает изначально все согласовывать? Зачем теперь по всему курорту эти груды металлолома и турникеты в сугробах?
8. А что с гостиницами? С ними все очень плохо. Нет, в них есть шикарные номера, здесь даже несколько раз жил Медведев. Проблема в том, что большинство гостиниц обычный хаотичный самострой. Никуда нет нормальных подъездов, нормальных дорог, одни сплошные узкие лабиринты. Строится все по принципу «где ухватил местечко, там и моё». О какой-то единой красивой застройке здесь вообще никто никогда не слышал, иначе бы таких шикарных отелей с окнами в бетонную стену здесь не появилось.
9. На каждом углу кто-то бесконечно пытается воткнуть очередной отель, иногда деньги заканчиваются и «инвесторы» затею бросают, оставляя после себя такое наследство.
10. Естественно, между всем эти безобразием невозможно передвигаться. Мало того, что дорожки узенькие, так еще и никакой навигации нет. А если же на машине и получится найти нужный отель, то поставить машину там будет негде. Свои стоянки есть лишь у нескольких больших гостиниц. В будний февральский день здесь машины здесь проезжают, а вот какой коллапс творится в новогодние праздники, когда в Шерегеше одновременно находятся десятки тысяч туристов?
11. Справа — единственная дорога к одной из гостиниц. Сперва ее нужно найти, а потом еще и как-то по ней проехать. Снега в этом году много, что огромный плюс для горнолыжного курорта! Да и расчищают его достаточно оперативно с дорог. Но было бы еще круче, если бы эти самые дороги тут были, именно дороги, а не какие-то непонятные узкие лабиринты без единого указателя.
12.
13. Проблема с передвижениями тут не только у автомобилистов, но и у пешеходов. «Куда идти?», «Как обойти», «А эта тропинка куда?» — с такими вопросами сталкиваются туристы. Отсюда появляются народные тропы.
14. Часто такие тропы становятся вполне официальными и даже и для удобства туристов ставят такие лестницы. Да, это знаменитый горнолыжный курорт.
15. Вернемся к теме самостроя и сервиса. В Шерегеше нет сетевых фастфудов, вроде Макдака или KFC, но есть целая сеть каких-то сомнительных ларьков «У Виталика». Есть большие сомнения насчет наличия у этого самого Виталика хоть одного разрешение на строительство своих «ресторанов». Есть сомнения и по поводу безалкогольности глинтвейна Виталика...
16. Еще Виталик.
17. Больше Виталика! Много лет все считали Йети символом Шерегеша. Все глубоко ошибались, настоящий символ Шерегеша — Виталик!
18. Это вообще что: современный модный курорт, или стоянка дальнобойщиков на трассе возле Читы?
19. Но больше тут и поесть негде. Не забываем, это современный курорт, особенно современно местные рестораторы подходят к оформлению столиков и скамеек на территории своих ресторанов.
20. Курортный общепит.
21. Каждый пытается ухватить кусок земли и влепить туда свой ларек со своим моднейшим дизайном. Выглядит все это ужасно. Настоящий колхоз. Шерегеш нужно срочно спасать и сносить все эти жуткие ларьки.
22. Ну да ладно, опустим вопросы про общепит, которого нет. Но вот от темы строительства отойти никак не получится. На фото зона выката, то есть, это такой финиш спуска. И внезапно прямо посреди трассы кафе с говорящим названием Финиш! Откуда оно тут вообще взялось? Едет человек с горы, надеясь попасть к подъемнику, чтобы снова подняться на гору — ведь он приехал сюда именно кататься с горы и подниматься на нее снова и т.д., но человек не может попасть к подъемнику, спуск резко сужается и теперь нужно ориентироваться, а куда ехать-то вообще, или просто врезаться в огромную кафешку.
23. Кто вообще додумался оттяпать огромный кусок земли прямо посреди горнолыжного спуска? И самое главное, как это вообще получилось и почему этот дом тут до сих пор стоит?
24. Кстати, владельцы вообще не стесняются своей наглости и продлили спуск прямо в свои столики. Отличный путь для самоубийц!
25. А это уже продолжение зоны выката после сужения. Сумеете найти подъемник? Чтобы попасть на него, надо резко завернуть вправо и по узенькой «улочке» проехать до турникетов, то есть нужно тупо объехать вокруг двухэтажного кафе, которое построено тут непонятно на каких основаниях. А можно было просто съехать с горы и сразу же попасть на подъемник, но нет, в Шерегеше любят издеваться над туристами.
26. Почему туристы обязаны на лыжах и сноубордах ехать в этот коридор и какими-то абсурдными путями добираться до подъемника? Почему им запретили подниматься на гору и скатываться с нее как людям, без лишних заморочек? Почему интересы барыг важнее интересов туристов?
27. Продолжая тему барыг, посмотрим на снегоходчиков. Они катают людей за деньги по горам. Понятное дело всё это неофициально, но ладно бы только это. Они ездят по спускам вместе с лыжниками! То есть эти идиоты реально гоняют на огромной скорости среди катающихся людей! А надо понимать, что на горе на лыжах очень много непрофессионалов, которые и без рева мотора за спиной еле стоят на лыжах. В общем, угодить под снегоход в Шерегеше — легче простого.
28. Насколько нужно обнаглеть, чтобы вот так спокойно гонять?
29. Пересекая зоны подъема, проезжаю мимо знаков «Проезд на снегоходах запрещен». Почему их никто не отстреливает?
30. Можно закрыть глаза на любой самострой, но закрывать глаза на преступников, которые угрожают жизням тысяч людей... Это как вообще?
31. Прогуляемся еще немного по курортной зоне «Сектора А»?
32. Бабушки торгуют сувенирами. К бабушкам придраться трудно, да и не нужно. А вот отодвинуть их немного в сторону от крыш с сосулями было бы неплохо. Вроде бы мелочь, но такие мелочи важны, из них все складывается.
33.
34. Мясо северного оленя в магазине Пивточка...
35. А это прямо посередине горы. Что это? Чье это? Откуда это? Одни вопросы и ни одного ответа...
36. А это уже на самой вершине горы Зеленой. Это кафе, если что.
37. А что делать, если вы поднялись на вершину и захотели в туалет? Захотеть в туалет — желание нормальное и естественное, а вот исполнить это желание цивилизованно не выйдет. Единственные туалеты на вершине выглядят так:
38. Но какая красота вокруг! Как все можно было так все загубить вокруг и что теперь с этим всем делать?
Выход один: надо срочно собрать совещание, коллегию и все остальное, что можно собрать. Снести все уродливые и незаконные постройки, оставить только официальные и красивые. Разработать единую и красивую концепцию застройки и развития курорта и строго ее придерживаться. За отклонение и уродование Шерегеша — расстреливать. Сделать это нужно сейчас, потом уже будет поздно.
39. Шерегеш должен быть красивым во всем. Шерегеш должен стать той самой «Сибирской Щвейцарией» и даже круче!
Фотографии и текст Евгения Золотухина