Ха, но не зря же я ещё в ноябре подписался на три дня ратрачного фрирайда от Сноухантеров! Это ник такой у команды, которая каталку организует в долине речки Викториевки, что в получасе езды по лесной дороге от всякой подъёмниково-кафешечной инфраструктуры. В глуши. Мечта мизантропов. И, конечно, счастливых носителей архетипов романтика и искателя, отягчённо затравленных гипоксической атмосферой тесных офисов.
Сомнения всё же подтачивали-ну не выпадало осадков за последние 12 дней. Причём, не только в радиусе 100 км. Друзья отовсюду пишут, "кранчик" прикрыт на всей среднеширотной Евразии. А выездные программы ежедневно проводятся, а это 8-11 спусков в день 30 человек раскатывают! Останется ли хоть что-то неиз
Любопытство победило жабу. Разминочный марш-бросок по просыпающемуся посёлку, в горку, к месту сбора группы, в морозном тумане, взбадривает получше любого энергонапитка. Пересчёт душ, в кассу кэш, по машинам марш, да, а вот и гид ваш. Знакомиться и разглядывать снаряжение будете по дороге. А дорога в лес уходит, незамерзающие ручьи пересекает. Должно быть красиво снаружи в рассветных лучах, да стекла изнутри машины в момент индевеют от дыхания и испарений запыхавшихся тел. Вечер накануне у кого-то, видимо, выдался весьма насыщенным. Отслеживаю наш путь на телефоне в мапс.ми- отличная программка, карты с мельчайшими тропинками отрисованы. Главное, не забыть карты заране скачать. Сотовая связь начинает кончаться. Заодно включаю запись трека. Сорайдеры-соседи по басику любопытствуют. Полезно кое-кому гео- и топографией интересоваться. Предугадываю точку пересадки на ратрак- изгиб дороги, где пунктиром тропа вбок уходит. И точно. Дальше дорога вообще не прочищена, но видна. Из леса со скрипом и стрёкотом вывалился ратрак, похожий на гигантского жука-оленя в изображении кубиста-импрессиониста, крутанулся на месте под взвизги своей сирены и затих. Началась суета распихивания лыж и сноубордов по боковым и задним корзинам по периметру жука и утрамбовывание пёстро одетых тел в его кубическое брюшко. В брюшке оказалось вполне уютно и тепло. Правда, большие стёкла запотели не менее быстро, чем в басике, не дав шансов наслаждаться окрестными видами тем, кто подсуетитился запрыгнуть первым и занять места у окон. Кто влезал последним, тем достались уже не мягкие скамьи со спинками, а обклеенные газетками табуретки в проходах. О назначении газеток я предпочёл не фантазировать. Тем более, что осталось ещё одно место в кабине водителя вместе с одним из двух гидов. Неплохой мне достался бонус. За время пути до базы, состоящей из двух домов, сарая, туалета и трёх собачьих будок я налюбопытничал массу интересных сведений о местности, условиях, людях, частотах радиосвязи, снеге и прочей окружающей действительности. Получил заверения в том, что и на нашу далеко не пионерскую долю экономные гиды сохранили нераскатанные ещё маршруты. Оценив зону катания в масштабе на карте в телефоне, прикинул, что такое чудо вполне возможно. И это было далеко не последней приятной неожиданностью. Следующей было прибытие в прыгуче-лизучий контактный зоопарк, представленный тремя радостными пушистыми хасками. Такая фишка программы понравилась всем- и резидентам, и гостям, а длительность фотосессии чуть не сорвала график. В гостиной одного из двух домов, по совместительству оказавшимся баней со встроенной в парилку внушительной бочкой-купелью, без давки поместилась вся компания и оба гида.
Фраза одного из них "Сейчас мы вам всё расскажем и раздадим биперы" вызвала не совсем однозначные эмоции. Точнее, некоторое недоумение по поводу второй её части. Здесь что, так лавиноопасно? Что, вот прямо сейчас? Ах, так просто положено... (даже некоторое разочарование). Ну ладно. "Всё расскажем" заключалось в оглашении распорядка дня катания, упоминания о необходимости подчиняться распоряжениям гидов и указанием месторасположения туалета. А что ещё-то? Обед будет, на поиски потерянных в лесу (гаджетов) 10 минут, след гида не терять, не обгонять, клювом не щёлкать. Все обулись-застегнулись-облегчились? По местам, и в гору!
Ратрак ползёт вверх по лесу медленно, как будто из последних сил выбивается. Скребок впереди широкий, едва за стволы не цепляется. Порой, чтобы протиснуться, приходится останавливаться, елозить, наклонять ковш туда-сюда. Роман, Водитель ратрака, с ювелирной точностью умудряется лавировать среди густой раститительности. И вот мы выбираемся на гребень с восхитительным видом на долину и окутанные легкой дымкой окрестные горы. Деревья здесь не выше роста, кусты редки. Признаков пребывания человека, корме ратрачного следа, не видно. Зато хорошо видны камни, с которых ветрами весь снег посдувало. Благо, их немного и торчат они только на уровне старта. Ниже, как в чаше из отрогов гор, действительно ровная снежная гладь! Короткий брифинг на тему "ехать за мной, вправо не забирать -там ручей, остановка вооон в той роще, финиш на ратрачной дороге-не прмахнётесь." Готовы? Эгегей! И пёстрые куртки брызнули, петляя вниз по открытым полянам в сторону леса. Мда. Всё-таки осаживаться в заднюю стойку при разгоне вовсе не обязательно. Толщина мягкого снега-сантиметров 10. Либо снизу осевшая под солнцем плотная масса, либо здесь было уже раскатано, а сверху надуло и закрыло следы. Ну, вообще-то, бездонной глубины снега никто и не ждал. Ладно, посмотрим, что дальше. А дальше случился лес и я увидел первые кувырки. И, судя по внятным чертыханиям убравшихся под пихты, глубина погружения заставила удивиться и вспотеть при возвращении тушек в вертикаль. И лыжи поплыли! Кто знает это чувство потери твёрдой опоры и эти мягкие "качели", тот понимает! Лес редкий, проезды читаемые, уклон небольшой-но разогнаться можно, для раскатки самое то! Только разогнался-остановка, контрольная полянка, пересчёт по головам. Хорошо, все здесь, никто в лесу не ковыряется вроде. Ещё одно "вправо-влево не ходи" от гидов, и дальше в лес. Дальше распадок сужается, и, стараясь не делать широких дуг, короткой змейкой рядом со следом гида на одном дыхании проскакиваю между кустов, деревьев и каменных валунов. Ан нет, не совсем проскакиваю! Чирк! Хрысь! Это камни у края оврага, в котором ручей, царапают скользяк и канты моих лыж, а заодно и сердце! Ну что ж, понятно, мало снега. Перед выходом на ратрачный след даже снять лыжи пришлось, чтобы каменную гряду преодолеть. Так ведь на то и Фрирайд, как говорят "бывалые". И в конце добавляют, усмехаясь: "...детка".
Ратрака ждать пришлось недолго, и каталка продолжилась. Да, потом мы видели и совсем раскатанные уже места, и почти не топтанные. В группе "тормозов" не оказалось, все спускались вполне бодро. Ну, конечно, условия были тоже не самые сложные, вы помните. Но время к обеду, и предобеденный спуск гид решил нас "побаловать" спуском по маршруту, в этом сезоне даже близко не катаном. Заодно сэкономить время на возвращение, спуск шёл как раз в ту долину, где на базе нас ждали еда и весёлые хаски. Экспозиция на север, хребет остренький, склон подветренный для местной розы ветров. Снежный перенос намёл прямо-таки очень недурственный объём и глубину. "Ориентир- вон та чёрная Вершина напротив, от нас проводим линию до неё и забираем правее. Упремся внизу в ратрачный след, и по нему идём вправо навстречу ратраку. Влево не отклоняйтесь, ратрачка не под всей горой. Готовы? Здесь частый лес, будьте внимательны, смотрите на открывающего гида!" Брифинг краток. Гид стартует, остальные рассыпаются следом. Никто не хочет ехать по чужим следам. А лес густой. На остановке перекличка-пересчёт. Нет, всех не сосчитали. Ждём, кричим. Подъехал замыкающий. Никого отставших не видел. Видимо, проскочили ниже. Ну, всем же сказали, куда ехать. Внизу соберёмся! И дунули вниз. А лес и правда сказочный- как будто свежак за ночь навалил, местами почти колено на лыжах скрывал. И спуск длинный, километра полтора по навигатору по прямой. Эх, песня, а не спуск! Весь день здесь бы катать! Но вот и ратрачка. Выскакиваю на неё сразу за открывающим, за мной ещё трое. Через минуту появляются ещё и ещё. Начинаем считать. 13 и два гида. Маловато будет. Кричим, свистим, расходимся вдоль дороги. Зовём в рацию, но Рации лишь у троих в группе, кроме гидов и водителя, но включая меня. И двое с рациями уже здесь. Отозвался один, он забрал сильно вправо и тоже уже на ратрачке. С ним никого. Ок. Итого 14 из 20. Ещё 6. Шесть, Карл, шесть! А время идёт, уже 20 минут прошло, как свистим. Приехал ратрак, загрузились кто есть, проехали максимально далеко, до места разворота и окончания пробитой ратраком дороги. Никого. Ясно, едем в точку высадки искать по следам. Мыслей две: свалились левее и промахнулись мимо дороги либо кто-то лёг, остальные вокруг прыгают. Но во втором случае хоть одного бы вниз за подмогой послать наверняка б догадались. Скорее, первое. Ползём вверх, гиды докладывают базе. Ползём долго-вниз и то больше 20 минут ратрак ехал, ждали сколько! Я гидам говорю- мол, один по крайним правым следам, я с другим по крайним левым, остальные веером между нами и в пределах видимости-слышимости. У крайних и центрального Рации, связь постоянная. Сверяюсь с картой и треком в телефоне. Показываю всем для окончательного понимания. И да! У нас же биперы! Разбираемся минут 15 с переключением на режим поиска (модели четырёх разных производителей), гиды объясняют, как искать. Один бипер глючит, сам переключается на передачу. Остальные начинают вопить. Пока разобрались-нашли отключили, ещё время ушло. Скатываемся. Перекрикиваемся, рации на связи. Я с одним из гидов по крайним левым следам качу. О по характеру следа становится понятно, как дело было. Бордерский след сильно забирает влево после каждой лесной проплешинки- райдер, видать, не шибко опытен в лесных покатушках, но скорость любит, и оттормаживался траверсами на каком-то одном любимом канте, вероятнее всего на заднем. А остальные следы вокруг этого главного вьются, перекрывая его. Только какого их всех налево-то потянуло? Понимаю, глядя в мапс.ми, что ещё чуть-чуть, и на ратрачку и мы не попадём. Но тут рация радостно сообщила, что потеряшки вышли на связь- прислали смс, что вышли на неезженую дорогу и даже прислали свои координаты! У кого-то тоже жпс в телефоне работает. А вот звонок сеть не тянет уже. Ну да ладно, слава Богу! Смотрим карту-дорога внизу только одна, на дальние деревни. И ещё в километре дальше. Но дальше уклона почти нет, плоско. Перспектива топать пешком по их следам вообще не радует. Ну, раз на дороге, значит, ратраком забрать можно. И я, максимально возможно, чтобы скользить, а не топать, травершу вправо, прокладывая гиду на борде колею. И едва-едва вытягиваю на место разворота ратрака, конец его следа. Вызываем базу по рации, но тут снова выясняется, что на дороге пятеро, а недосчитались шестерых. Ещё один где-то бродит. Идём вдоль на подбор, собираем всех, кто спускался на поиски второй раз. Тщательно пересчитываемся, как на уроке в первом классе. Только что в шеренгу не строимся. Веер следов, на самом деле, растянулся, не считая следов потеряшек, метров на 200-250 по горизонтали. И когда пришёл ратрак, прыгали в него группками по 2-4 человека каждые 50 м дороги. Как же искать ещё одного? Гиды приуныли, да и остальным не весело. Ну и программа сорвана, понятно-но никто не робщет, всё готовы помогать искать. Только где, опять сверху по следам? А теперь их вообще стало не сосчитать, и петляют почище заячьих. С момента потери уже почти два часа прошло.
Ожила рация-влилуйя! Шестой сам на базу пришёл! Смотрю на карту и прифигеваю. Тоже больше километра парню в снегу выше колена по лесу топать пришлось. Едем на базу! Там за едой узнаем подробности у этого одного, пока ратрак за теми пятерыми поехал. Этот один как раз за той группой ехал. Пятеро-это одна компания, оказывается. Но что-то как-то ему наконец показалось, что не туда едет. Только поздно, ушёл ниже линии подбора. Покричал вслед, да бестолку. Начал двигаться вправо, пока совсем положняк не начался. Вспомнил, в какой стороне база и дорога к ней, лыжи на плечо и через лес. Вышел на дорогу сильно ниже базы, и по ратрачному следу доковылял до неё. Говорит, видел ещё следы охотников на лыжах, по ним направление определил. Если бы карту не посмотрел у меня в телефоне, не знаю, как долго бы блудил. Парня бедного чуть не слопали вместе с гречкой за обедом. Потроллили изрядно. Благо, спокойный был. Остальных пятерых, привезённых через полчаса. во избежании чего кормили в другом домике. Времени от светового дня осталось совсем ничего, на один спуск. Так и получилось. Разборки решили оставить на потом, сначала докататься. Этот спуск все ехали, точно в строю маршируя. Так кучно, как демо-группа альпинструкторов на показательных выступлениях. Лёгкие первые сумерки усилили эффект кучности группы. В обратный путь повезло мне попасть в тот басик, в котором потеряшки ехали. И вяло подначивали одного, ехавшего на переднем сиденьи рядом с водителем. "Так, получается, мы за тобой ехали и потому потерялись Тыж как помчался, не догнать!" А тот довольно громко и с возмущением отвечал " А чо я? Гиды ж МНЕ лично не сказали, куда ехать!" Я тут встрял -"Они ясно и громко объяснили, все всё поняли, приехали все, кроме вас. Вы не слышали?" -"А я ратрак на телефон снимал, мне конкретно никто ничего не говорил". Пять секунд молчания, гогогт, занавес.
В тот раз гид на борде шел первым пока не начался положняк... хорошо второй гид на лыжах был и вовремя определил что мы промахнулись. 300 метров по сугробам на небольшой уклончик и мы у ратрака