Это один из самых ярких фрирайдеров последнего десятилетия. За десятилетнюю карьеру во фрирайде он завоевал десять подиумов на FWT и четыре победы, дважды становился Чемпионом мира, однажды вице-чемпионом и трижды завоевывал бронзу, три победы в Verbier Xtreme и дважды серебряный подиум.
Ему всего тридцать лет. У лыжников, как правило, это пик карьеры, сплав максимума физических возможностей, опыта и амбиций. Что же случилось с героем целинных полей?
Типичное дитя Шамони, он вырос в тени Монблана. А это равносильно родиться с золотой ложкой во рту — твой жизненный путь связан навсегда с лыжами, в какой области ты бы не делал карьеру. Это генетический код у шамойньяров. Однако с географией не все так просто. Орелье настаивает, что в Аржентьере (зона катания Гран-Монте) все по-другому. Природа другая, жизнь другая, люди другие.
—Мои предки по линии отца все из коренных местных савоярских родов — Дюкро, Шарле, Дювассу, а мать моя парижанка. В то время у нас такие были нравы, что брать в жены девушку не из местных было не принято.
Его отец после свадьбы покинул Аржентьер, чтобы косые взгляды соседей не травмировали психику молодой жены. Но и в Шамони переезжать не стал, а поселился в Ла-Жу. Это место на границе Аржентьера и Шамони. Тут теплее, суше и больше солнца, чем в Шамони.
Стиль катания Орелье отчасти напоминает культового героя фрирайда Шейна Макконки: прямые линии спусков, длинные прыжки, большая скорость прохождения трассы. Когда смотришь его проезды, возникает ощущение, что это след молнии на небе — мгновенно, почти прямо, и чувство восторга на послевкусие. Потрясающее чувство выбора правильной линии спуска привил ему его отец — горный гид, который с младых ногтей водил его по самым сложным трассам.
— Лыжи, так или иначе, были моей жизнью последние двадцать лет. Я был рэйсером, прыгал с трамплина, теперь я фрирайдер. Я вырос в лыжной семье, мой отец был горным гидом, мама — лыжным инструктором. Это огромная часть моей жизни. Будут новые проекты, так что да, я бы сказал, катание на лыжах это мой «дом».
Надо сказать, что Орелье дважды становился чемпионом Франции по прыжкам с трамплина. И уже в двадцать лет участвовал в Чемпионате мира.
Интересный факт: Орелье в поисках новых ощущений, свободы и диких пространств увлекся сноубордом и достиг приличного уровня в катании и трюках — он стал дублером главного героя в фильме «Snowboarder».
Но он не перелистывает страницу фрирайда в своей биографии. Возможно, мы его увидим на Verbier Xtreme, он не до конца выяснил отношения с культовой горой Bec De Rosses, вернее сказать, стеной с уклоном в 50 градусов. Возникает впечатление, что он решил дать другим увлечениям больше места в своей жизни.
С 2008 года неожиданно для многих начинает карьеру яхтенного шкипера. Авантюра чистой воды! Шкипер-фрирайдер звучит аналогично летчик-подводник. Здесь его успехи пока невелики — приходит к финишу во втором-третьем десятке, изредка «врываясь» в десятку.
Он сам признается, что между этими увлечениями мало общего. Но его страсть к морю так же сильна, как и влечение в горы.
— Лыжный опыт помог мне в яхтинге. Ведь я привык находиться в горах, а это всегда риск. Нахождение в открытом море предполагает не меньше опасностей и психологически это похожие ситуации, так что мне уже не страшно выходить в море в одиночку. Опыт путешествий в горах помогает мне в море, я чувствую себя уверенней.
Яхтенный спорт не настолько зрелищный для болельщиков, как фрирайд. Но, видимо, в нем есть что-то для спортсменов, что заставляет их бороться со штормами, быть долгое время в одиночестве, чувствовать себя песчинкой в океане.
А началось все с приглашения друзей потусить на одной из регат в качестве «приглашенной звезды». Но для Орелье недели хватило, чтобы основательно подсесть на яхтинг. Может, старт этому увлечению дал эпизод, когда во время этой трансатлантической гонки шкипер смог в одиночку поставить сломанную мачту? Это такой же вызов стихии, как и спуск по крутому целинному склону.
— Когда я вижу такие примеры преодоления человеком стихии, чувствую желание такому примеру последовать.
Осталось только научиться.
— У нас в Бретани есть город Лориан. Это для яхтсменов мира как Шамони для альпинистов. Там всему и научился управляться с яхтой.
И как же объединить в одной упряжке «коня и трепетную лань»?
— Возьму с собой на борт лыжи и отправлюсь в свою личную фрирайд-кругосветку. Буду причаливать ко всем интересным островам и континентам и кататься на лыжах — от Антарктиды до Камчатки.
ФОТО: Мечта в действии. Лофотенский архипелаг. Норвегия
Это мечта. А что в недалеком будущем? В 2013 году регата через Атлантику вдвоем, в 2014-м — одиночная регата Route Du Rhum, 2015 год — кругосветное плавание, снова в паре со шкипером, в 2016 году — одиночная кругосветка Vendée Globe — мало того, что она сольная, но и без сопровождения, капитан рассчитывает только на свои силы, удачу и молитву.Очень много о человеке говорит его жилище. И тут у Орелье свой стиль.
— Дом, в котором я родился, был построен в XVIII веке. Это старый савойский дом-ферма. Я, когда женился, построил себе свой дом рядом. Сначала сам его нарисовал на бумаге, все рассчитал, послал чертеж строительной компании, которая по моим чертежам напилила брус, стропила, панели, крышу и все доставила вертолетом, а я его сам за лето собрал. Как детский конструктор, только большой…
Программа минимум для настоящего мужчины: построить дом и родить сына.
Орелье в составе команды Argon получает «Золотой пик» в соревнованиях Nissan Outdoor Games. Это проходящий в Шамони эвент-контест на горную тематику. Лучшие бейсеры, парапланеристы, лыжники, сноубордисты и альпинисты мира в команде с лучшими фотографами и видеооператорами трудятся в течение недели над созданиями шедевров. Задача «моделей» — выполнение захватывающих трюков и отточенная техника.
Видео «The devil's ride»
Спонсоры. Это очень важный момент в карьере любого спортсмена. Именно они дают возможность реализовать свои амбиции, сконцентрироваться на достижении побед, да и если прозой — не дают умереть с голода).
Главный спонсор — Nissan. Он поддерживает Орелье не только как фрирайдера, но и оказывает помощь в яхтинге.
Лыжный спонсор Dynastar (с 2003 года). У фирмы есть даже персональная модель — Dynastar Legend Pro Rider 105 Aurélien. Кстати, интересная подробность для любителей «жирных» лыж — талия всего… 105 мм. Зато девиз у лыжи — «Top to Bottom», в моем вольном переводе «Мочить сверху донизу по любому снегу». Спонсируется совместно с брендом ботинок LANGE.
Шлем POC Synapsis Pro Aurelien Ducroz 11-12 — от французского спонсора POC.
И вообще у Орелье со спонсорами все хорошо.
А жизнь Орелье продолжается… Но есть константы, которые не меняются.
— Моя жена и мой сын. Моя семья. Это — единственно важная вещь. Остальное — это удовольствие, которое, безусловно, значимо, но никогда не сравнится с семьей. Они одни.
Удачи в горах и на море!
Александр Курбангалеев