Эльбрус в конце декабря Декабрь 2024 - Декабрь 2024 Россия, Приэльбрусье
Еду на Эльбрус с 21.12.24 ... 21 Декабря 2024 - 28 Декабря 2024 Россия, Приэльбрусье
Ищу попутчиков в Архыз, Домбай,... 14 Декабря 2024 - 20 Декабря 2024 Россия, Домбай, Приэльбрусье, Архыз
+4

Школа гидов глазами курсанта

Reports Лента автора 30 Мая 2012 (19:53) Просмотров: 1314 3


Идея создания Первой Национальной Школы Гидов была очевидна, но до поры до времени только и оставалась на уровне идеи.

И все же лед тронулся.

Хроника событий
 
Президент Международного союза горных гидов (UIAGM) Бруно Пеллисье направил президенту Федерации альпинизма России Андрею Волкову официальное письмо, в котором подтвердил свой приезд в Москву для участия в Круглом столе, посвященном подготовке горных гидов, 30 октября 2009 года  в рамках Лыжного салона «Эрцог».
 
Прошло практически два года и в начале лета 2011 года Национальная Школа Гидов начала свою работу. Обучение в Школе было проведено по двум основным направлениям — альпинизм и горные лыжи.

Первыми образовательными модулями стала «Альпинистская подготовка для лыжных гидов» и «Скальная подготовка для гидов по альпинизму», которая прошла  в июне на Северном Кавказе. А в декабре в Приэльбрусье состоялись занятия для лыжных гидов в дисциплине «Лавинно-лыжный курс для лыжных гидов».

Приоритетом в обучении были приняты международные стандарты подготовки горных гидов UIAGM / IFMGA / IVBV. Преподавателями первых курсов стали высококвалифицированные гиды-инструкторы из Канады.



Школа гидов глазами курсанта

Сергей Веденин, инструктор альпинизма, координатор проекта ФАР «Школа лавинной безопасности».

Поскольку я работаю в ФАР, я знал все детали становления данной школы, ведь процесс обсуждения необходимости ее создания начался более чем за два года до практических шагов. Естественно, я принимал живое участие в рабочей переписке и обсуждении. Само собой разумеется, будучи у истоков, я также хотел попасть в число первых курсантов данной школы. 



В первый поток для обучения выбирали, во-первых, людей с опытом, в том числе работы гидом и, во вторых, с умением и желанием преподавать, так как в планах стояло — не просто подготовка квалифицированных и сертифицированных гидов, но также и создание нашей, российской школы и преподавательского состава. Поэтому искали не только будущих гидов, но и преподавателей. С опытом преподавания у меня вроде все хорошо, поскольку довольно продолжительное время я занимался обучением навыкам лавинной безопасности. Таким образом я и попал в школу.



Первые впечатления были более чем положительные, много нового и полезного.

Не в технике, в техническом плане наши ребята подготовлены не хуже, а именно в подходах к работе, отношении к профессии гида и правилам работы с клиентам, в профессионализме. Наблюдая за нашими преподавателями, осознаешь, что разница между нами и ними — не в физической подготовка, не в технике, а именно в отношении.

В любую погоду, на любом рельефе уверенно, планомерно, вежливо — то есть очень профессионально. В этом нам всем есть куда расти.
  
Каждый, кто прошел эти этапы школы, почерпнул нечто свое, индивидуальное.

Для меня особо ценно было получить новую, современную методу преподавания. Ранее для нас эти методики были труднодоступны, поскольку получить их было возможно лишь за рубежом, в соответствующих учебных заведениях, а попасть туда было очень тяжело и удавалось единицам.

Помимо меня в школе были люди, весьма известные а нашей среде. Список всем известен, опыт  всех участников также, у многих по 15-20 лет работы гидами. Что самое интересное, это стало сюрпризом для наших  преподавателей. Как правило, они обучают молодежь более раннюю, средний возраст 25-28 лет. В школу приходят курсанты, которые только собираются работать гидами. Наш случай уникальный — «за парту» сели те, кто давно и много работает.



Во время выбора преподавателей мы долго дискутировали — кого выбрать. Выбор стоял между канадской и французской школой. В конечном варианте выбрали канадскую модель. Основная причина в том, что у канадской школы гораздо более высокие требования к лыжной и лавинной подготовке, что актуально для России. Во французской школе это альпинизм, скалолазание.

У нас было два преподавателя на скальном модуле, Кис Рид — президент ACMG, горный гид IFMGA и Марк Пише — технический директор ACMG, горный гид IFMGA, на лавинном модуле к ним добавился Марк Клайсен — преподаватель CAA, горный гид IFMGA. На скиальпинистском модуле четвертым стал Стефан (Австрия).



Что нас ожидало? Чтобы закончить школу с сертификатом полного гида, предстояло закончить 11 модулей. Из них два модуля и экзамены на аспиранта гида и после стажировки на гида.

Сразу скажу, что все это не бесплатно и стоит денег. Один модуль стоит 12-15 тысяч рублей, плюс дорога, проживание и т. д., так что это совсем не дешево. Есть еще одно неудобство — обучение совпадает по срокам с рабочим сезоном и это тоже дополнительные траты, вернее, невозможность заработка.  
 
И, как следствие, запланированный в Шамони (Франция) Курс альпинизма в июне 2012 года не состоялся в том числе и по причине занятости многих курсантов. Кроме того, немногие, но все же были — те, кто выбыл из школы по тем или иным причинам.

После скального модуля отсеялось два человека, и после первого модуля по скиальпинизму многие получили рекомендации — больше тренироваться и работать над собой и наращивать опыт. В канадской школе лыжный модуль для гидов это скиальпинизм, в том числе предусматривающий длительные  походы в автономном режиме. А такого опыта у многих не хватает. Кроме того, это весьма суровая школа.

Как пример —  двойной модуль в Австрии. Каждый божий день с 6 утра — погода, лавинный прогноз, планирование выхода, выход в горы, отчет о лавинах, погода, лекции, подготовка к выходу. С 6 утра до 22-23, и так каждый день — после 12 таких дней подряд сил остается только на учебу, в перерывах все просто лежат или пытаются поспать. Плюс погода нас не баловала — постоянные снегопады и шторма, но и в эти дни продолжали работать на выходах. Где-то так…



Но я уверен, что это того стоит. Другая культура и другая идеология горовосхождения. Не обязательно быть спортсменом, чтобы ходить в горы — гиды могут сделать это доступным практически для каждого человека.
Лично для меня школа — это уверенность, что я все делаю правильно, плюс общение в профессиональном коллективе, это тоже дорого стоит. В будущем это не гарантия работы, а скорее новые возможности.
 
Мы не планируем полностью копировать канадскую школу. У нас есть свои особенности и своя индивидуальность. Основная идея — впитать все лучшее и на этой основе сделать свою, российскую школу подготовки горных гидов.



Редакция благодарит Сергея Веденина за предоставленную информацию.

Фотографии — Сергея Веденина и ребят из компании Action Studio, которые пропутешествовали с курсантами по Австрии.  
 
+4
  • 18
  • 7
  • 5
0  
Mr.XX    31 Мая 2012 (13:33)   #
Этой зимой Кирилл Анисимов рассказывал о курсах. В частности о лавинных. Посмотрел материалы. Послушал. Просто поразил уровень подачи материала и профессионализм.
...До этого момента считал, что немного разбираюсь в теме.. icon_biggrin.gif
0  
Dmi2000    31 Мая 2012 (15:44)   #
Вопрос к автору, что касается опыта. У вас эта деятельность (альпинизм) является средством заработка, частью работы или хобби? и как у иностранцев - опыт набирают в процессе работы или тоже хобби?
  • 1
  • 1
0  
danilovmy    3 Июня 2012 (23:20)   #
Выбор стоял между канадской и французской школой. А австрийская школа не рассматривалась?