Для чего мы это все начали?
Чтобы рассказать вам, дорогие читатели, о том, что научиться кататься на горных лыжах просто и легко.
В качестве основы для наших материалов мы выбрали главы из книги двухкратной серебряной призерки Олимпиады по фристайлу Елизаветы Кожевниковой - человека, с одной стороны, более чем знаменитого и уважаемого, а с другой стороны, думающего и осознающего свой жизненный опыт. Кроме того, Елизавета обладает еще даром коротко и просто излагать на бумаге сложные приемы горнолыжной техники.
Начало начал
Готовясь к
написанию этих глав, я любопытства ради
попыталась выяснить, что на этот предмет уже
написано в прошлом и в настоящем. Надо сказать,
что проанализировав всю эту информацию, я пришла
к выводу, что во многих экспертных изданиях по
горным лыжам четко прослеживается следующая
тенденция: все они напоминают скорее учебники по
теоретической физике, нежели по практическим
горным лыжам. Обычно такие труды отличает
глобальный размах и объемность. Но ведь
невозможно объять необъятное. Глупо надеяться,
что абсолютный новичок, находясь на склоне в 35°
крутизной, станет вспоминать, как бы ему
добраться до подножья, используя две страницы
текста подобного учебника. Мне стыдно
признаться, но даже я, будучи экспертом в горных
лыжах, чувствовала себя полной идиоткой,
стараясь представить, что имеют в виду авторы, и
как это все соотносится с реальными техническими
приемами. В этом смысле мне очень импонирует
точка зрения "махровых" практиков, например
Жана-Клода Килли - трехкратного олимпийского
чемпиона по горным лыжам. Эта точка зрения
основывается на следующем. Современная
горнолыжная техника - это башенка, состоящая из
отдельных кирпичиков. Кирпичики - простейшие
элементы, без которых освоить полную картину
слаженных движений невозможно. Высота башни
будет зависеть от количества времени и усилий,
потраченных вами на ее постройку. Ведь и Херманн
Майер не родился сразу "Херманном Майером"
(в горнолыжном смысле). Любая альпийская
"звезда" начинала с азов, с самого подножия -
"плуга", "юза" и прямых спусков по
пологим склонам. Просто в результате каждый
получает эффект, прямо пропорциональный силе
желания совершенствоваться и учиться, а также
затраченным на это стараниям.
Я хочу сказать несколько слов перед тем, как
начну с вами делиться всякими премудростями.
Кататься следует с удовольствием и много, не
тратя понапрасну время на комплексы по поводу
своего несовершенства. Объем катания все сделает
за вас (если, конечно, этот объем накапливается с
головой).
ПЕРВЫЕ ШАГИ - часть
первая
В качестве
своеобразных титров перед увлекательным кино
под названием "Обучение горным лыжам"
предлагаю вам небольшой набор упражнений,
которые необходимо выполнять каждый раз перед
катанием. Общее название этим упражнениям -
"растяжка", тратится на нее всего пятнадцать
минут, а эффект очень и очень большой.
"Растяжка" включает в себя следующие
составляющие.
ПЕРВЫЕ ШАГИ - часть
вторая
Тем, кто
крепко и уверенно стоит на лыжах, я желаю всего
хорошего и отправляю их к следующей главе, где
подробно описывается техника катания по буграм.
Я же, как опытный товарищ, возьму за ручку всех
новичков и поведу их на учебный пологий склон, на
первую в их жизни тренировку.
Итак, угадайте, чему мы с вами перво-наперво
будем учиться? Прыжкам со скал через трещины?
Катанию в глубокой целине? Вышиванию крестиком?
Вот и не угадали! - первое, чему вам придется
научиться - падать на склоне. Страшно?! Еще как! Но
помните, что страх - это ваша естественная
реакция. Что нужно знать, чтобы падать правильно?
Ни в коем случае не расслабляться во время
падения! И как можно быстрее остановить ваше
неконтролируемое движение по склону вниз. Как
только вы почувствовали, что потеряли равновесие
настолько, что устоять на ногах невозможно,
постарайтесь сразу же напрячься и представить
себя "жесткой палочкой". Вы можете падать
назад, вперед, вбок - все это не страшно, коль
скоро вы не будете катиться кубарем вниз по
склону, собирая снег в свои карманы и перчатки.
Итак, вы таки упали. Уточню - упали правильно, и
быстро прекратили всякого рода вращения и
поступательное движение вниз. Теперь вам
требуется подняться, вы же не собираетесь
пролежать на склоне остаток дня! Скажу сразу, что
попытки подняться из положения "вниз
головой" обречены на долгие и продолжительные
мучения. Подняться всегда будет проще, если вы из
любого неудобного положения, в которое попали в
результате падения, примете более естественное -
ногами вниз по склону. Далее, используя одну или обе палки,
вы без труда примете вертикальную стойку. Если
ваши ноги в результате падения заплелись
"узлом", "развяжите" их сначала, а уж
потом вставайте. Проще всего это сделать из
бокового положения. Поэтому как бы вы не лежали
на склоне, прежде чем встать, примите позицию
сидя на бедре (фото 9). Я вам могу посоветовать
попрактиковаться в падениях, но это то же самое,
как если рекомендовать поупражняться в падениях
на скользкой дорожке. Будьте уверены, количество
само перейдет в качество!
Прежде чем выходить на настоящий склон, я
посоветую вам поупражняться в передвижении по
равнине. Поездите коньком, отталкиваясь двумя
палками так же, как это делают равнинные лыжники.
Постарайтесь как следует прочувствовать, как
ведет себя ваш инвентарь. Прочувствуйте, как
передается импульс от ботинка к лыже. На что
стоит обратить особое внимание? Где бы вы ни
находились, на плоском месте или на крутом
склоне, вам значительно проще будет сохранить
равновесие и управлять вашими "умными"
лыжами, если вы будете сохранять адекватную
стойку.
ПЕРВЫЕ ШАГИ - часть
третья
Правильная
стойка - это когда плечи, колени и стопы
находятся на одной вертикальной оси. Особое
внимание рукам! Вы всегда должны видеть свои
кисти и предплечья! |
Следующий
"наисложнейший" маневр, который вы должны
освоить - "подъем вверх по склону
"лесенкой" (фото 12). Совершать этот маневр
проще, поднимаясь с небольшим продвижением
вперед и с особым упором на нижнюю палку. Причем,
руку держите не как обычно, а опирайтесь на нее
сверху (фото 13). Если для вас это передвижение не
составило труда, то на очереди очень простой
прием, который легко и плавно доставит вас вниз. |
Это так
называемый "юз".
Оставайтесь в том же положении, как при подъеме
"лесенкой", то есть когда лыжи
перпендикулярны линии спада склона и
"загружены" по всей длине. Чтобы они поехали
юзом вниз слегка наклоните оба колена в долину
(фото 14). В тот момент, когда вы снимаете лыжи с
острого канта и ставите их на скользящую
поверхность, вы начинаете движение юзом,
проскальзывая боком по склону. Хотите ехать
быстрее - помогайте себе верхней палкой! Если
хотите замедлить движение или остановиться -
наклоните оба колена к склону (фото 15).
Попрактикуйтесь в "юзе" вниз и подъемах
"лесенкой" наверх. |
Ну вот и все на
первый раз! Я думаю, что на выполнение и усвоение
всех этих манипуляций у вас уйдет не менее двух
часов. Чтобы процесс акклиматизации проходил для
вас как можно более мягко, я советую не кататься в
первый день более двух часов. Для начала этого
вполне достаточно, но если жажда деятельности и
движения вас не покидает, то после обеда вы
можете отправиться на небольшую пробежку или
прогулку быстрым шагом.
Скольжение
На широком пологом склоне с хорошим выкатом
начните прямой спуск. Двигайтесь в средней
стойке, то открытой (широкое ведение лыж), то
закрытой (узкое ведение). Постепенно
увеличивайте длину спуска.
Разнообразьте положение ваших лыж на снегу:
плоское, потом с закантовкой на наружные канты
(левый и правый), затем - на внутренние. Обратите
внимание, как разъезжаются и съезжаются ваши
ноги. Делайте прямые спуски, отклоняя тело от
средней стойки то вперед, то назад; глубоко
присядьте, затем совсем распрямитесь.
Все перечисленные движения и отклонения должны
дать вам повод для анализа: к чему они понуждают
ваши лыжи и как это сказывается на вашем
равновесии и сохранении выбранного направления.
При этом надо четко сознавать, что средняя стойка
- над серединой лыж, с равномерной опорой на канты
- самая безопасная, надежная и наилучшим образом
экономит ваши силы.
Теперь параллельно поставленные лыжи, раздвигая
пятки, постепенно переводите до положения плуга -
ощутите тормозящий эффект этого приема.
Делайте коньковые шаги в стороны (переступания
по дуге).
Упражняйтесь в переносе давления с одной лыжи на
другую. Начав прямое скольжение, сначала
распределите тяжесть тела равномерно на обе
лыжи, а затем, приподнимая одну, сильней
загружайте другую. Попробуйте "шагать" вниз
по склону, пружинистыми движениями перенося
давление с лыжи на лыжу.
Преодолевайте неровности. Переходите к прямым
спускам по слегка неровной поверхности: наезжая
на бугор или перегиб склона, подожмите ноги,
чтобы не позволить себя приподнять, а потом,
распрямляя ноги и наклоняя тело вперед, активно
спуститесь в углубление.
От прямого скольжения переходите к скольжению по
дуге. Плоско поставленные лыжи по ходу спуска
плавно переводите на левые, затем на правые
канты. Привыкайте к скольжению по дуге,
прочувствуйте эффект автоматического
отклонения лыж в сторону.
Теперь отклонитесь от линии склона знакомыми вам
движениями переступания. Достигнув косого
положения на склоне, перестаньте переступать,
надежно обопритесь на канты лыж и выдвигайте
верхнюю (к горе) лыжу несколько вперед
. Ваши карвы заскользят на кантах по более крутой
дуге. Все больше отклоняйте колени к склону, в
направлении верхней лыжи. Одновременно ваше
туловище, для сохранения равновесия, будет
сгибаться в сторону нижней лыжи. При этом ваша
дуга будет становиться все более крутой, а лыжи -
сильнее опираться на канты. Все время следите за
стойкой над серединой лыж!
Учитесь падать. При растущей скорости во время
косой езды попробуйте упасть. Падайте вбок-назад
в сторону верхней лыжи. Упав, распрямляйте ноги и
тормозите телом, руками, кантами лыж. Не бойтесь и
не ленитесь тренироваться в падениях. Этот навык
не раз выручит вас в реальных экстремальных
ситуациях.
Варьируйте эти упражнения.
Повороты в открытом
(широком) плуге
Для многих начинающих смена направления
движения проще решается путем последовательного
принятия положений плуга (упора), с последующим
ведением параллельных лыж на кантах. (рис. ...). При
этом на карвах, в отличие от "классики",
торможение и боковое соскальзывание в повороте
плугом или при помощи плуга) не имеют решающего
значения. На этих лыжах контроль за скоростью
достигается в основном за счет быстрого
пересечения линии склона и достижения такого
положения лыж, которое обеспечивает достаточное
торможение. (Предполагается, что читающие знают:
максимальная скорость развивается при движении
вниз, вдоль линии склона, минимальная поперек
склона).
Итак, начинайте повороты по дуге в положении
открытого плуга: носки лыж на расстоянии две-три
ладони, задники раздвинуты несколько больше.
Поочередно меняя загрузку, усиливайте давление
на кант очередной внешней лыжи и совершайте
короткое скольжение по дуге, не отклоняясь
далеко от линии падения склона.
Усиливайте давление и закантовку за счет
прогибания внешнего по отношению к повороту
колена внутрь дуги и сильнее отклоняйтесь от
линии падения склона. Следите за плавным
переходом из поворота в поворот за счет
своевременной перекантовки и загрузки
внутренней (будущей внешней лыжи). Тело почти
стабильно, работают только ноги!
Теперь во второй половине дуги переводите лыжи в
параллельное положение: как только
почувствовали опору на внешнюю лыжу,
приставляйте к ней внутреннюю и выдвигайте на
полботинка вперед. Переходя к очередному
широкому плугу (или упору одной верхней лыжей),
можете слегка оттолкнуться от нижней (опорной)
для лучшего переноса давления на новую опорную.
При скольжении по дуге на параллельных лыжах не
забывайте отклонять колени и корпус внутрь дуги
поворота.
Обратите внимание, что на карвах не требуется
большой угол выставления лыж в плуг или упор.
Положение широкого (открытого) плуга:
- вызывает минимальное напряжение мускулатуры,
- избавляет от лишних движений в ногах и бедрах
при перекантовке лыж,
- обеспечивает легкий переход к параллельному
положению лыж,
- способствует скольжению по дуге
преимущественно на внешней лыже.
Предельно сокращайте фазу плуга или упора.
Не исключено, что после двух-трех ритмичных
поворотов вы перестанете испытывать потребность
в положении плуга и станете переходить из
поворота в поворот на параллельных лыжах.
Повороты на
параллельных лыжах
Итак, мы выяснили, что благодаря постановке на
канты и давлению на них, карвы могут совершать
поворот практически сами. Вы это уже делали на
параллельных лыжах без помощи плуга и убедились,
что на карвах эту задачу решать намного легче,
чем на классических лыжах. Для этого вы должны
уверенно владеть следующими приемами:
- уметь перекантовывать лыжи с одного канта на
другой,
- переносить давление (загрузку) с одной лыжи на
другую,
- менять положение тела на внутреннее по
отношению к новым дугам поворота.
Итак, ваши карвы прекрасно скользят на кантах по
дуге, соответствующей заложенному в них радиусу.
Но условия склона и снега часто диктуют
необходимость совершать не только резаные дуги
строго определенных размеров, но прибегать к
другим видам скольжения, например, к частичному
боковому соскальзыванию. Поэтому, осваивая
поворот на параллельных лыжах и используя при
этом явные преимущества карвов, необходимо
учиться приспосабливать свои лыжи к конкретным
ситуациям, исходя прежде всего из надежности и
безопасности спуска..
Надо пояснить, что разные части тела лыжника на
карвах выполняют строго определенные задачи.
Ноги с помощью стоп, щиколоток, голеней и бедер
управляют кантованием и положением лыж - тем
самым вхождением в поворот и скольжением по дуге.
Тело лыжника, благодаря своей большей массе,
находится в относительно спокойном состоянии.
Оно приводится в движение лишь для того, чтобы
регулировать загрузку лыж в боковом (левая или
правая лыжа) и продольном (передняя, средняя,
задняя стойка) направлении.
Руки, "удлиненные" лыжными палками, помогают
сохранять боковое равновесие как в фазе входа в
поворот, так и на дуге поворота.
От каких-либо движений таза, в особенности
вращательных, следует полностью отказаться.
А теперь - к практике. Повторите косые спуски и
повороты к склону на параллельных лыжах. Если
получается, значит вы уже владеете конечной
частью полного поворота.
Скользите в стойке косого спуска, активно
загружая нижнюю лыжу. Доводите ваши спуски почти
до прямых. Обратите внимание: чем больше угол
кантования лыж (сильнее закантовка), тем круче
дуга, по которой скользят ваши карвы.
Сравните скольжение по дуге к склону в разных
стойках: узкой и широкой (открытой), высокой
(распрямленной) и низкой. Мы уже говорили о том,
что низкая стойка в карвинге (суставы ног и таза
согнуты) и широкая постановка лыж позволяют
легче совершать боковые движения для лучшей
закантовки лыж без сильного отклонения всего
тела. Такая стойка, кроме того, увеличивает
площадь опоры и общее равновесие лыжника.
Совершая повороты к склону из прямого спуска,
попытайтесь слегка заехать за линию склона и
"вернуться" обратно по привычной дуге. При
каждом спуске старайтесь доводить дугу на
сколько возможно вверх по склону, вплоть до
остановки лыж. Развернитесь и повторите в другую
сторону. Варьируйте скорость за счет крутизны и
длины поворотов.
Параллельные повороты вдоль линии склона.
Сначала без лыж, а потом с лыжами, проделайте
такое упражнение: отклоняя голени ног в стороны
постарайтесь закантовать ваши лыжи (ботинки);
затем попробуйте сделать то же, стоя на одной
ноге; опираясь на палки и без помощи палок.
Теперь поезжайте вдоль самой пологой линии
склона, отклоняя голени (и колени) то влево, то
вправо. Ваши лыжи будут сами совершать легкие
дуги, вы же должны преследовать одну цель:
последовательно ставить с помощью ног лыжи на
противоположные канты. Обратите особое внимание
на спокойное, ровное положение вашего тела.
Делайте такие спуски с палками и без палок. В
последнем случае руки держите перед корпусом
(будто несете перед собой поднос!).
Постепенно увеличивайте отклонение лыж от линии
склона (вы это уже хорошо освоили, делая повороты
к склону). Делайте перекантовку и перезагрузку
лыж в новый поворот плавно и не спеша. Постепенно
- более решительно и быстро. Следите за тем, чтобы
корпус не отклонялся назад, а в фазе ведения дуги
его верхняя часть подавалась вперед - в сторону
внешней лыжи. Это обеспечит вам хорошую
закантовку и более крутую дугу.
Параллельный поворот
от склона
А вот как выглядит схема движений в полном
повороте на параллельных лыжах от склона
Наберите скорость в косом спуске; положение лыж -
открытая (широкая) стойка, лыжи строго
параллельны, тело над центром лыж. Перенесите
опору на будущую внешнюю (верхнюю) лыжу.
Сразу же отклоните колени и голени при помощи
бедер в сторону нижней лыжи. Благодаря этому
будущая внешняя лыжа оказывается на внутреннем
канте (перекантовка), а внутренняя (нижняя) -
постепенно разгружается и тоже
перекантовывается.
Одновременно с перекантовкой все туловище
смещается внутрь дуги поворота, а его верхняя
часть ориентируется в сторону внешней лыжи. Укол
нижней палкой внутрь дуги поддержит смену
загрузки лыж и положения тела на дуге.
Дальнейшее движение по дуге осуществляется
благодаря талиеобразной конфигурации лыж.
Необходимо следить за средней стойкой и
загрузкой внешней лыжи (туловище слегка прогнуто
внутрь поворота, верхняя часть туловища
"смотрит" в сторону внешней лыжи).
В конце дуги смена загрузки лыж повторится и
начнется фаза входа в новый поворот: лыжи
перекантовываются и скользят по новой дуге.
Таким образом, основной поворот на параллельных
карвах можно выразить короткой формулой:
- Сначала усиление давления через смену загрузки
лыж и их закантовку, затем - дать возможность
лыжам самим менять направление движения.
Для сравнения посмотрим, как формулируется
поворот на классических лыжах:
- Сначала ослабление давления и введение лыж в
поворот с помощью разгрузки (разгибание,
приподнимание туловища), затем увеличение
загрузки (медленное приседание) с одновременным
активным вращением внешней лыжи с помощью бедра.
Второй части этой формулы в карвинге, как вы уже
знаете, попросту не существует. Вертикальные же
движения туловища вверх-вниз, как регулятор
давления, все же остаются. Они являются, пожалуй,
единственным связующим звеном между этими двумя
формулами движения. Чем динамичнее будет
осуществляться в карвинге движение вверх-вниз,
тем больше езда на карвах будет приближаться к
езде на классических лыжах, облегчая боковое
соскальзывание
КАТАНИЕ ПО БУГРАМ - часть
первая
Катание по
буграм, судя по всему, национальный российский
горнолыжный вид спорта. Увы, изрытые буграми
трассы в нашем отечестве встречаются гораздо
чаще, чем ухоженные и заглаженные. Поэтому
катание по буграм - не экстремальное развлечение,
а жизненная необходимость. Езда по рельефному
склону требует от горнолыжника прежде всего
ощущения независимой работы верхней и нижней
частей тела и понимания того, что на буграх
сначала необходимо научиться ездить медленно.
Это - необходимое условие как для специалистов в
могуле (направление во фристайле), так и для
горнолыжников самого широкого профиля.
Надо быть честным до конца и признаться, что
бугристые склоны - не самая привлекательная
поверхность для горнолыжника-профессионала.
Катание по таким склонам не было и моим любимым
занятием и, будучи активной горнолыжницей, я
преодолевала такие участки безнадежным
"юзом", скрывая за ним свою техническую
несостоятельность по этой части. Но когда жизнь
повернулась так, что я вынуждена была
профессионально заниматься фристайлом, меня
обуял ужас при виде моей первой в жизни могульной
трассы. Помучившись на буграх сезон, я
мало-помалу стала понимать, что к чему. Поскольку
к тому моменту я уже была опытной горнолыжницей и
обладала неплохой координацией, то первое, что
мне пришлось уяснить, был следующее:
На буграх гораздо тяжелее ехать медленно, чем
быстро. Посему, прежде чем лезть на большие
реальные бугры, найдите себе относительно
плоский участок склона с относительно
небольшими буграми и потренируйтесь на нем.
Для того, чтобы научиться движению
абсорбации ("ЛС": от латинского absorbeo -
поглощать) бугров, сделайте прямой спуск,
активно присаживаясь на макушках бугров и
распрямляясь в яме между ними. Правда, просто?!
Теперь обратите внимание на одну деталь:
скатываясь с бугра и распрямляясь, опускайте
носки лыж в яму. Это возможно только тогда, когда
есть акцентированное голеностопное движение,
провоцирующее опускание носков лыж. Для чего это
нужно? Для того, чтобы погасить избыточную
скорость, сохранить центральную стойку и
контроль над лыжами. Скатываясь с задней части
бугра (той, которая не видна сверху), разгибаясь, и
опуская носки лыж навстречу фронтальной части
(той, которая видна сверху) горнолыжник наезжает
на нее и существенно гасит скорость. Почему?
Потому что фронтальная часть обычно либо
совершенно плоская, либо имеет контруклон. Не
нужно бояться, что таким образом вы
"воткнетесь" во встречный бугор (фото 16)!
Закругленные носки лыж и инерция вытащат вас на
макушку, которую нужно обработать глубоким
приседанием. Дальше - все по плану: разгибаемся -
носки лыж вниз - выезд на макушку - глубокое
приседание (фото 17, 18, 19).
Сделайте несколько таких прямых спусков на
своем "учебном" полигоне. Главное -
сохранить фронтальную стойку и отработать
мягкие абсорбирующие движения "вверх-вниз",
почувствовать, как гасится скорость посредством
лыж.
КАТАНИЕ ПО БУГРАМ - часть
вторая
|
Следующим
шагом будет то же упражнение, но с добавлением
укола палкой, который носит основополагающее
значение, так как работа рук организует движения
всей нижней части тела. Укол в нужный момент и
нужной части бугра - 90% успеха! Поэтому в вашей
голове должна стоять единственная ассоциация:
чем дальше я вытягиваю руку для укола - тем лучше.
Точка укола локально располагается на задней
поверхности бугра, сразу за его макушкой (фото 20).
Конечно, фактически это будет не укол, а только
его обозначение, постановка палки на поверхность
без излишнего "колющего" акцента, но такой
маневр повлечет за собой целую цепочку движений,
которая позволит легко преодолеть самый крутой
бугор. Итак, сделайте еще несколько прямых
спусков, обрабатывая бугры и пытаясь в
распрямленном положении вытянуть вперед руку
для укола. На самой верхушке бугра, когда вы
находитесь в самой низкой стойке, предыдущий
уход уже закончен и рука находится четко перед
вами. В точке "на вершине бугра" вы начинаете
вытягивать вперед другую руку для укола. Это
помогает вам сместить центр тяжести вперед и
опустить носки в яму между буграми. Дальше опять
все по плану: разгибаемся - укол - носки лыж вниз -
выезд на макушку - глубокое приседание -
распрямление - укол - приседание и т.д.
Теперь дело осталось за малым - решить: где и
когда поворачивать?
Как это ни странно звучит, но попытки
изобразить резаный поворот на бугристом склоне -
самоубийственны. Поэтому, по сути, существует два
способа поворота на буграх. Первый - поворот с
соскальзыванием по скату бугра на лыжах,
развернутых перпендикулярно склону, с
перекантовкой на фронтальной (той, которая видна
сверху) части бугра. Это наиболее оптимальный и
безопасный метод контролирования скорости, и при
некоторой практике вы будете чувствовать себя
более чем комфортно.
КАТАНИЕ ПО БУГРАМ - часть
третья
Итак, как же
теперь выглядит механизм прохождения бугра?
Выезд на макушку бугра - укол палкой - разгибаемся
- носки лыж вниз - поворот - выезд на макушку -
глубокое приседание - укол палкой - разгибаемся -
носки лыж вниз - поворот - выезд на макушку (фото 21,
22, 23, 24, 25)...
Второй способ поворота на буграх - тот, который
используют профессионалы-могулисты. По сути, это
прямая езда с некоторыми вкраплениями
поворотообразных движений. Основывается она, в
основном, на огромной амплитуде абсорбирования
бугров коленями и бедрами, а также - на
использовании динамики лыж в качестве гасителя
скорости.
В конце нашего урока давайте вместе еще раз
"по косточкам" разберем весь простой набор
движений при езде по буграм. Представьте себе,
что вы двигаетесь по горнолыжному склону и
решили проехать не по самой ровной его части: вы в
высокой стойке кантуете лыжи на скате бугра,
внешняя нога (та, что ближе к долине), например -
правая Одновременно что делаете? Правильно -
вытягиваете вперед правую руку для укола. Как
только носки лыж касаются фронтальной
поверхности бугра (той, что видна сверху), вы
усиливаете давление на лыжи, ставя их
практически поперек склона. В этот момент
"отмечаете" укол палкой и, начав глубокую
обработку бугра, проезжаете через его макушку.
Здесь давление на лыжи примерно одинаковое.
После этого вы вытягиваете левую руку для
очередного укола (как можно дальше), опускаете
носки в следующую яму и, задавливая левую лыжу,
распрямляетесь. Вы наверняка все сделали
правильно и теперь не составит никакого труда
совершить последнюю фазу поворота: лыжи
упираются боком в бугор и вы при этом делаете
энергичное абсорбирующее движение, повернувшись
лицом вниз по склону. Все! Теперь вы умеете это!
Единственное, на что придется вносить
корректировку, - это на большой уклон склона и
жесткость снега. Первое возможно смягчить
большей амплитудой абсорбирующих движений,
второе - путем усиления кантования.
А теперь - "узелки на память"
(1) Езда по буграм
сопряженными поворотами невозможна ваз ярко
выраженной фронтальной стайки. Все отклонения
назад чреваты падениями. Иными словами, вы всегда
должны чувствовать голенью язык ботинка.
(2) Фронтальную стойку помогает сохранить
опережающий укол палкой в заднюю поверхность
бугра.
(3) Для более мягкой и эффективной обработки бугра
используйте механическую мягкость лыж. Для этого
опускайте усилием носки лыж в яму между буграми.
(4) Чем жестче склон, тем сильнее кантуйтесь и, не
забывая о контрвращениях туловища, энергичней
абсорбируйте бугры.
(5) Смотрите вперед! Направьте свой взгляд на
следующий бугор, а еще того лучше, смотрите через
два-три бугра.
Полную версию книги Елизаветы Кожевниковой «Горные лыжи с самого начала» можно приобрести в издательстве «Орбита - М».
Телефон: 207-2174.