Перед тем, как рассказать вам об одном из самых простых и универсальных приемов катания, а именно – управлении лыж с помощью плуга, считаю своим долгом немного вернуться назад и более детально остановиться на базовом элементе горнолыжной техники – "обычной стойке".
Пашем плугом
Поскольку естественный наклон ваших ботинок и так обеспечивает
относительно правильную позицию, вам может показаться, что этого
достаточно. Но это не совсем так. Я хочу, чтобы вы утрировали свою
стойку. Сильнее согните колени и надавите голенью на ботинок.
Согнитесь в поясе и округлите плечи так, чтобы грудь была
"проваленной". Вытяните руки вперед, при этом локти должны смотреть
не в стороны, а вниз. Опустите слегка голову, но смотрите ВСЕГДА
ВПЕРЕД, а не под ноги. Если ваши плечи, колени и носки стоп
находятся на одной оси, значит стойка правильная.
Я вполне допускаю, что стоя на лыжах в таком положении, вы будете чувствовать себя глупо, но уверяю вас, что на склоне эта стойка сослужит вам неоценимую службу. Дело в том, что на снегу начинающий и неопытный лыжник подспудно пытается избавиться от пока еще неестественной для него позиции и принять более натуральную – распрямленную. А этого делать никак нельзя, поскольку одно-единственное "открывание" плечей ведет за собой следующую цепочку малоприятных последствий. Отклоняется торс, опускаются руки, вы разгибаетесь в тазобедренном суставе и вам, соответственно, уже значительно тяжелее удержать колени в согнутом состоянии и сохранить давление на ботинок. Как только вы ослабили давление на ботинок, вы теряете полный контроль над лыжами. Лыжи этого не любят и почувствовав свободу, обязательно взбрыкнут из-под вас.
Эта цепочка может начать рваться с любого элемента, так что пока обычная стойка не станет для вас естественной, почаще проверяйте себя: колени – согнуты, плечи – округлены, руки - вперед. Если в одном из звеньев непорядок, и вы чувствуете, что часто теряете равновесие, вот вам два приема, которые вы должны отработать до автоматизма. Запомните два ключевых слова: "руки" и "голень". Говоря себе эти два заклинания, вы тем самым развиваете в своем сознании образ, который в реальности означает "вытянуть руки вперед" и "подавить сильнее на ботинок". Скорректировав эти два фактора, вы сможете быстро восстановить равновесие в стойке и гармонию в ваших с лыжами взаимоотношениях.
Плуг
Я считаю, что это самый универсальный и часто используемый маневр
на горных лыжах. Он применяется всегда и везде, и начинающим
"чайником" и маститым "профи" его можно использовать как на пологом
склоне, так и на крутом. "Плугу" можно учиться даже раньше чем
обычному прямому спуску, поскольку это идеальное средство для
контролирования скорости и торможения.
Итак, встаньте в обычную стойку, опустив носки лыж вниз по склону и упершись спереди на палки. Теперь, разведите пошире пятки лыж, задавите вперед ботинки и убирайте палки. Поехали. В зависимости от того, с какой силой вы давите на ботинки и, соответственно, на внутренние канты лыж, вы можете регулировать свою скорость. Есть еще одна закономерность – чем шире вы развели пятки, тем больший угол образуется между лыжами и тем меньше скорость. Почувствовав себя достаточно уверенно после таких упражнений, попробуйте "поиграть" плугом, то есть несколько раз за спуск меняйте давление на лыжи и угол лыж. Отработав эти навыки, вы почувствуете, что можете контролировать скорость.
Косой спуск (траверс)
Косой спуск еще называют траверсом. Он полезен как подготовительное
упражнение к повороту или если вам попросту нужно пересечь склон от
одного края к другому.
Примите обычную стойку, поставив лыжи поперек склона. Сделайте небольшую разножку, выдвинув верхнюю по склону лыжу на полстопы вперед. Попутно замечу, что такая позиция должна стать для вас сама собой разумеющейся, поскольку она необходима при исполнении поворотов, любого рода юзов, траверсов и даже прямых спусков.
Ваша нижняя лыжа стоит на внутреннем канте, а верхняя – на наружном. В горных лыжах почти всегда "рабочим" является именно внутренний кант лыжи. Чем больше на него давление – тем сильнее его сцепление со снегом и тем четче лыжа делает поворот.
Оттолкнитесь палками и начните движение поперек склона. Скорость можно контролировать, усиливая или уменьшая давление на нижнюю лыжу. Если склон некрутой и мягкий, то для удержания нужного усилия на лыжу вам вполне будет достаточно давления, оказываемого посредством вашей нормальной стойки. На жестком же или ледяном и крутом склоне этого усилия вам не хватит. Поэтому сильнее задавите нижнее колено к склону; если и это не поможет и вы все равно соскальзываете вниз по склону, то приподнимите верхнюю ногу. Это обеспечит переход дополнительного веса на нижнюю лыжу.
Используя все эти приемы, вы сможете контролировать скорость, а также угол вашего движения по отношению к направлению склона. Чем больше вы давите на внутренний кант нижней лыжи, тем ближе вы к перпендикулярному вектору; чем больше вы "отпускаете" лыжи, тем быстрее едете и тем ближе к вектору спада склона.
Поупражняйтесь в траверсах, пересекая склоны от одного края к другому. В конце траверса попытайтесь остановиться, очень сильно надавив на внутренний кант нижней лыжи и использовав палки для упора. Остановившись, развернитесь в другую сторону – так, чтобы склон снова был перед вами.
Таким образом, сделайте несколько траверсов, стараясь менять давление на кант, угол и скорость вашего спуска, пока не доберетесь до низа. Сделайте несколько таких спусков, пока не почувствуете себя "виртуозом траверса".
Из плуга в траверс
Вообще-то я питаю большую страсть к разбиванию сложного и
непрерывного учебного процесса на простые этапы-составляющие. Мне
это напоминает игру в "puzzle"-мозаику, где из простеньких деталек
выстраивается общая картина, иногда – целое произведение искусства.
Так и при обучении горнолыжной технике: начинающим гораздо легче
(с эмоциональной точки зрения) выучить отдельные элементы,
рассмотреть их со всех сторон и потом собрать в единое целое.
Два составных элемента вы уже знаете и достигли определенного совершенства в этом. Это плуг и траверс. Теперь пришло время собрать эти элементарные детали в общую картину – целый поворот.
Вы едете в плуге по левому (например) краю склона. Начинайте сильнее задавливать левую лыжу, переложив на нее большую часть веса тела. Вы увидите, что ваша траектория начала меняться, и лыжа сама начала выписывать дугу. Как только лыжа станет перпендикулярно линии склона, приставьте правую лыжу к левой и пересеките таким образом склон в траверсе. В конце склона остановитесь и посмотрите на тот путь на снегу, который вы проделали. Должно напоминать один большой поворот. Поздравляю вас с самым первым самостоятельным поворотом!
Теперь развернитесь на месте и проделайте то же самое, но уже в другую сторону. Последовательность движений: плуг – давление на правую лыжу – левый траверс.
На что стоит обратить особое внимание? В этом упражнении самое главное – чтобы вы сразу научились чувствовать, каким образом реагируют ваши лыжи в зависимости от импульсов, переданных через ботинок. Замечайте с самого начала, на какой участок лыжи попадает наибольшее давление и как она ведет себя при этом. Конкретно в этом упражнении я хочу, чтобы вы почувствовали, как меняется давление на лыжу при переходе из плуга в траверс. Сделайте 3-4 спуска, чтобы ваши навыки стали автоматическими, прежде чем мы перейдем к более укороченному варианту этого упражнения.
Поворот в плуге
В принципе, задача стоит практически такая же, с той лишь разницей,
что вам не придется делать лишнего траверса.
Итак, все повторяется. Проехав несколько метров в плуге, вы переносите вес вашего тела на одну, скажем левую, лыжу. И далее – лыжа, на которой проходится поворот, будет называться "наружной". Та лыжа, которая "в центре" поворота, то есть с которой снимается давление во время маневра, является "внутренней".
При перенесении веса на одну лыжу вы сообщаете ей некоторый импульс, благодаря которому лыжа начинает реализовывать свои динамические способности и "вкладывается" в поворот. Как только вы пересекли воображаемую линию спада склона, проделайте идентичный маневр в другую сторону. Теперь вы переносите вес на правую ногу, заставляя лыжу поворачивать влево.
Прошу вас не забывать, что при этом ваша стойка должна отличаться от "обычной" лишь достаточно широкой постановкой стоп (на уровне плеч). Все остальное: колени, несколько подогнутые при плуге внутрь, а при повороте – в сторону склона, плечи, стопы – все должно находиться на одной оси, не отклоняясь ни вперед, ни назад. Пренебрегая этим моим советом, вы рискуете потерять равновесие и упасть. И еще: обратите внимание, на какой участок лыжи вы давите, чтобы заставить ее поворачивать. В повороте из плуга на первой стадии давление должно приходиться на первую четверть лыжи, а далее – равномерно распределяться и на центр, и на остальные три четверти.
По мере того, как вы напрактикуетесь до изнеможения, вам уже наверняка станет скучно просто поворачивать в плуге, да и скорости захочется прибавить. Это означает, что вы достигли начального уровня безопасного и самостоятельного катания – первой степени профессионализма по моей классификационной шкале. И если вам хочется большей скорости, что ж, хозяин – барин.
Прямой спуск с остановкой в плугеВы более или менее научились контролировать скорость и даже поворачивать. Теперь перед вами открывается широчайший плацдарм действий, поскольку вы стали гораздо более мобильны, чем раньше. Вы уже можете выйти на более требовательный и сложный склон, если вам не терпится, но я бы порекомендовала не покидать ваше учебное пристанище, пока вы не освоите еще несколько приемов.
Очередное упражнение – прямой спуск с остановкой в плуге - придаст вам уверенности в себе в ситуациях разного рода. Не нужно быть гением, чтобы догадаться, что прямой спуск является самым быстрым способом передвижения по склону. В этом маневре канты лыж участия не принимают, что и делает его таким простым и таким стремительным. Но чтобы восстановить спокойствие и уверенность, которые свойственны замедленному движению и состоянию неподвижности вообще, вам потребуется приложить двойные усилия. Упражнение "прямой спуск с остановкой в плуге" не требует дополнительных объяснений.
После всех героических усилий по разучиванию плуга вы можете считать себя его асами, а с прямым спуском проблем не возникнет!
Наберите скорость с помощью прямого спуска, опустив носки лыж вниз по склону. Проехав метров пять прямо, притормозите плугом, разведя пятки лыж и придавив их внутренние канты. Снова "отпустите" лыжи и снова притормозите. Подобным образом сделайте несколько спусков, раз от раза увеличивая "быстрые" отрезки.
Как только вы "накатаете" уверенность, вы почувствуете, насколько должна увеличиваться интенсивность торможения в зависимости от скорости спуска. Ваш инстинкт самосохранения сам подскажет вам ту предельную скорость, после которой уже необходимо тормозить.
Узелки на память
- Теряете равновесие: руки – вперед, ботинок – надавить!
- В зависимости от того, как вы давите на ботинки и, соответственно, на внутренние канты лыж, вы регулируете свою скорость в плуге.
- Плуг + траверс = один большой поворот.
- В повороте из плуга на первой стадии давление должно приходиться на первую четверть лыжи, а далее – равномерно распределяться и на центр, и на остальные три четверти.
Полную версию книги Елизаветы Кожевниковой "Горные лыжи с самого начала" можно приобрести в издательстве "Орбита-М". Телефон: 207-2174.
Автор: Елизавета Кожевникова Источник: Журнал "Лыжный спорт" |