Насмотревшись трансляций чемпионата мира по горным лыжам, который проходил в Шладминге в феврале 2013 года, мы решили, что «и нам туда надо».
Внимательно изучили отзывы о регионе катания… Информативных отзывов, надо признать, было катастрофически мало. Но телевизионная картинка произвела неизгладимое впечатление, так что решили рискнуть. Благо, в Шладминге имеется железнодорожная станция, и добираться на поезде из Вены, где решено было встретить Новый 2015 год, оказалось удобно.
Сказано – сделано, в итоге 3 января 2015 года мы прибыли в Шладминг. Зима 2015 года выдалась малоснежной и тёплой (как, впрочем, и год назад), поэтому дождь вечером после прибытия нас не слишком удивил (но всё же подрасстроил, ведь одного взгляда на склоны было достаточно, чтобы понять: снег здесь – и без дождя – на вес золота, а прямо сейчас дотаивают его остатки).
Трасса FIS-Abfahrt, на которой здесь в феврале 2013 года блистали Аксель Лунд Свиндаль и Тед Лигети – закрыта: сначала – банально из-за недостатка снега, а позже – потому что установился, наконец, морозец, включили пушки, и трассу перекрыли чтобы подготовить склон к стартующей через несколько дней “The Night Race”.
Пришлось довольствоваться женской Streicherabfahrt, тоже неплохо. Перед глазами, правда, то и дело всплывали ужасные кадры того, как Линдси Вонн на этой трассе, во время самого первого старта, получила серьёзные травмы.
На фото – нижний, едва ли не самый крутой, участок этих трасс, из окна наших апартаментов:
А это – он же, но уже сверху (жёлтый домик в верхнем левом углу – наши апартаменты):
Ещё раз подчеркну: фото сделано на красной трассе, чёрная была закрыта. К слову, других вариантов спуска в Шладминг на лыжах – просто нет, это нужно учитывать новичкам.
Конечно, мы понимали, что рискуем, когда выбирали курорт с низко расположенной зоной катания (745-2015 м) для 2-недельного отпуска в начале января. «Для подстраховки» на случай плохой погоды был выбран курорт с возможностью круглогодичного катания на леднике Dachstein – высота катания до 2700 м. В теории это казалось классной идеей, – ну и что, что на автобусе ехать целый час до ледника, зато какие виды! Но действительность жестока: с 7 января злые австрийцы закрыли все подъемники на леднике на профилактический ремонт, аж до 30 января. Нет, всё понятно: безопасность – превыше всего, и, если подъемникам требуется профилактический ремонт в течение года, то, наверное, лучше делать это в «низкий сезон», т.е. в январе. И работы, скорее всего, должны начаться по давно утверждённому графику, и т.д. Но закрыть единственную зону, где в оные дни можно сносно кататься… Это было жестоко.
Поездка на ледник Дахштайн
Мы всё же успели: как только, утром 6 января, я увидела по «местному» телеканалу объявление о закрытии ледника с завтрашнего дня, мы сразу двинулись туда. (Параллельно с этим транслировалось объявление, что из-за ветра в регионе закрыты многие подъёмники, поэтому лыжи было решено не брать). Автобус поднялся в горную деревушку Ramsau, и вот она, наконец, – настоящая зима:
В этот момент мы обзавидовались любителям равнинных лыж, тренировавшимся здесь и имевшим возможность наслаждаться настоящим «скрипучим» морозцем на живописнейшем горном плато в Рамзау.
Вид на окружающий горный массив впечатляет:
Имеется и смотровая площадка, чтобы с комфортом предаться созерцанию:
Собственно, сам пик Dachstein:
Катание на леднике скорее подойдёт, в качестве экзотики, для лета, а если зимой – то только совсем уж от безысходности. Вот, в доказательство, схема трасс и подъемников:
Сначала из-за сильного ветра все подъемники (кстати, здесь – одни бугели) были закрыты, но позже их открыли.
Вот как выглядит здесь катание:
Местная достопримечательность – Ледяной дворец. В этот день, в связи с частичным закрытием подъемников или по каким-то другим причинам, плату за вход не брали.
Внутри – коридоры, залы, скульптуры изо льда в меняющей цвет подсветке. Ничего высокохудожественного, но довольно мило:
За деньги – с детьми имеет смысл зайти, самим, за €10 – не уверена.
Шладминг
В первые три дня в основной зоне катания региона – «Качели – 4 горы» – трассы были расквашены до непотребного состояния, когда сугробы нарываются не то, что к обеду, – а уже к 10 часам. В добавление к «плюсовой» температуре в первые дни нашего отдыха в Шладминге начались сильные ветра и, соответственно, массовое закрытие подъёмников. Например, на Планае на практически единственный открытый подъёмник очередь была вот такой:
Впрочем, склоны в этот день тоже были в отвратительном состоянии:
Засекли время в очереди – 30 минут. Раньше, когда я читала о чём-то подобном, казалось, что это – преувеличение, связанное с тем, что время ожидания в очереди субъективно для человека (который, к тому же, жаждет кататься) тянется очень медленно. Теперь проверила по часам: 30 минут!!! Причём, такую очередь не 1 раз утром нужно отстоять, а ПОСЛЕ КАЖДОГО СПУСКА! Такое не снилось даже петербуржцам в Коробицыно и москвичам в Сорочанах!
Спустившись пару раз по разбитым в хлам трассам, решаем прекратить это издевательство над собой, и идём гулять по городу.
Городок Шладминг… Что можно сказать о нём? Объективной быть, после такого начала отпуска, уже не получится, но всё же постараюсь изложить факты. Для города, – показалось, здесь недостаточно развита инфраструктура, а для курорта – здесь слишком много машин и слишком мало того, что принято называть «курортной атмосферой». Приехав сюда 3 января, сразу после Нового года, мы отметили, что улицы и здания практически не украшены. Это впервые за годы наших январских отпусков в Альпах. Мелочь, казалось бы, но на общий «отпускной» настрой влияет. Правда, и лужи на улицах оптимизма не прибавляли:
Получалось, как в известной юмореске Аркадия Райкина «Кто сшил костюм»: карманы на месте, к пуговицам претензий нет, а сидит хреново. Так же и здесь: в городке две весьма симпатичные церквушки, булочные-кондитерские, магазины и, вроде, многие другие прочие атрибуты альпийского курорта, а вот «атмосферности» не хватает. Мы такого поворота событий не ожидали, учитывая анонсы «Welcome-Show» (еженедельно по воскресеньям проводимого инструкторами местных горнолыжных и сноубордических школ на выкате к стадиону Планай (кстати, шоу достойное!), как раз и призванного на следующий день после заезда отдыхающих, настроить их на самый беззаботный и весёлый лад):
А также учитывая рекламу «самого большого в Европе apres-ski-заведения» – Haus Tenne (о нём – чуть ниже).
При этом практически уверена, что в отдельно взятом отеле хозяева вполне способны создать своим клиентам ту самую «атмосферу», которой с лихвой будет хватать для «компенсации» недостатка «атмосферы» на курорте. Но мы в этот раз, в разгар кризиса, решили сэкономить на проживании и жили в апартаментах (зато в 100 м от главного подъемника), поэтому оказались особенно чувствительными к атмосфере непосредственно на курорте.
Ночное фото из окна апартаментов:
Катание
Основная зона катания состоит из 4 гор, расположенных «в ряд», т.е. по одной стороне долины. Перечисляю, слева направо по карте: Hauser Kaibling (2015 м), Planai (1894 м), Hochwurzen (1850 м), Reiteralm (1860 м). Ориентация склонов – преимущественно, северная. Большая часть склонов проложена в живописном хвойном лесу. Но! Связность всего региона катания оставляет желать лучшего: переезды между четырьмя горами только на лыжах – невозможны в принципе: например, чтобы переехать с Планая на Хохвюрцен, нужно сначала воспользоваться гондольным подъемником (для спуска с горы Планай), а затем – подняться на допотопном, длинном и медленном, парнокресельном подъемнике.
Но самым обескураживающим моментом в катании здесь для нас стали скучные переезды между нормальными склонами, даже в границах отдельно взятой горы. Этих, абсолютно неинтересных, «транспортных» трасс здесь множество, и через пару дней они по-настоящему надоедают. На третий день мы решили, что рациональнее (и намного приятнее) кататься целый день на одной горе, чем перемещаться при помощи этих, узких и совершенно без уклона, переездов. А когда в один из дней перед нами встал выбор, ехать до находящегося прямо под нами, метрах в 400, подъемника долго и нудно по такой «транспортной» трассе, «змейкой» петляющей по окрестным склонам, или поехать «напрямую», но по чёрному, к тому же изрядно обледенелому, склону, – мы выбрали второе.
Теперь о катании – по порядку, на каждой их четырёх гор.
Катание здесь приятное. Широкие и ухоженные трассы любого уровня. Проложены так, что те, кому актуально, почти везде могут объехать крутые участки по синим склонам. Подъемники, правда, могли бы быть и поновее (сильно поновее могли бы быть здесь подъёмники!), но эта мелочь впечатления от катания не испортила. Сильных морозов и снегопадов, от которых приходилось бы укрываться колпаками, в «наши» две недели не наблюдалось.
Пожалуй, единственным мало-мальски серьёзным минусом, который здесь можно отметить, является не очень продуманная навигация на склонах: ориентируясь по здешним указателям, дважды мы уезжали не туда. Пришлось делать ещё по кругу.
Даже в самые тёплые дни склоны были во вполне сносном состоянии. (Не считая трассы 2а до низа, которая в любую погоду была в мерзкой крупной ледяной крошке. Причём «оправдание» относительно высоты и ориентации трассы здесь не проходит: с другой стороны от главного гондольного подъемника, ровно к этой же точке спускается чёрная трасса 1а, имеющая такую же ориентацию, – вот на ней покрытие в те же самые дни было практически идеальным).
Planai
Весьма достойное катание (при наличии катальной погоды). Имеются широченные красные склоны с интересным рельефом:
Катание с видом на освещённый ярким солнцем ледник Дахштайн:
Склоны имеют в основном северную ориентацию, что явилось настоящим спасением в условиях температуры, постоянно скачущей вокруг «нуля»:
Виды на окружающие пики и на сноу-парк:
Вот такой, навевающий приятные грёзы, указатель рядом с одним из кафе:
Это, – чтобы немного помечтать, доедая свой штрудель: Санкт-Антон, Санкт-Мориц, Валь-Гардена, Вэйл… В другой раз, непременно!
Из «минусов» катания на Планае могу отметить:
- высокую загруженность подъёмников в «пиковые» часы;
- в любую погоду и в любое время дня – абсолютно ледяные (в смысле, без снега совсем, только лёд) склоны в верхней части горы;
- запутанная навигация: в какую сторону двигаться, чтобы достичь точки B, понятно, но вот что вас ожидает в пути – пологий траверс или «головоломная» чёрная трасса – из указателей абсолютно не следует:
Hochwurzen
Здесь – настоящий рай для новичков (в средне-нижней части горы)
и экспертов (верхние склоны):
Вечером здесь, в деревушке Rohrmoos – тишина и умиротворение. Несколько весьма удачно расположенных прямо на склонах 3-4-звёздочных отелей, горнолыжный детский сад, кафешки на склонах, несколько оборудованных мест для отдыха «горнопляжников». Место, приятное во всех отношениях:
И подъемники не подкачали: либо гондолы, либо кресельные с подогревом и колпаками. За исключением одного, на котором нужно подниматься сюда из долины – парнокресельного, скрипучего и медленного. Но он не напрягает, т.к. им приходится пользоваться только однажды за день, – утром, когда заезжаешь на гору.
Одна неприятная особенность, характерная, к сожалению, не только для этого подъёмника или горы Хохвюрцен, но и для всего региона катания в целом: автомобильные дороги проложены прямо в зонах катания, на них то и дело натыкаешься взглядом, поднимаясь на подъёмниках, а кое-где приходится даже переезжать через них, т.к. они пересекают склоны. Для кого-то – мелочь, но нам, измученным мегаполисом и предновогодними пробками, такое – совсем не по душе:
С точки зрения кафе и мест для отдыха на Хохвюрцене – пожалуй, разнообразнее и приятнее, чем на остальных трёх горах:
Подготовка склонов – безупречная:
Особенно здесь удобно то, что сразу несколько подъёмников стартуют наверх с середины горы. В условиях тёплой погоды это оказалось очень полезно: не приходилось спускаться каждый раз в долину. Для сравнения, на соседнюю гору Планай ведут 2 очереди гондолы Planai, подсесть на этот подъёмник со средней станции в «пиковые» часы – практически нереально.
Пожалуй, катание на горе Hochwurzen нам понравилось больше всего. На втором месте – Planai.
Гениальнейшее, на наш взгляд, изобретение – клеить карту со склонами этой зоны прямо на окно кабины:
Ну почему до этого до сих пор не додумались в других местах? Даже на других гондольных подъемниках в этом же регионе катания? Загадка…
Пока поднимались на гондоле наверх, – наблюдали стадо лесных оленей:
Гондольных подъёмников – два, зато рекордное в регионе количество бугелей.
Катание здесь – совершенно не впечатлило. Апофеозом стал спуск в конце катания вниз, в долину, по трассам 2b и 2а. Впервые показалось, что «красный» статус этим трассам присвоен только потому, что по каким-нибудь правилам должен быть хоть один «не-чёрный» спуск до низа. При этом специалисту, который их готовил, за качество подготовки можно ставить жирную «двойку»: высокие борозды от ратрака на крутом обледенелом склоне, местами усыпанном крупной ледяной крошкой – удовольствие ТО ещё. Сейчас жалею, что не сфотографировала это безобразие, поверьте на слово, – не до того было!
Единственные плюсы, которые смогли здесь подметить:
- цены в кафе на этой горе, самой отдалённой от местного «центра цивилизации» (т.е. от Шладминга), – серьёзно ниже, чем на остальных (навскидку, показалось, – процентов на 30).
- навигация на склонах – весьма доходчиво, в отличие от навигации на Planai:
Apres-ski
В Шладминге имеются несколько ночных клубов, которые открываются с 23-24 часов. Не были, оценить не могу.
В ”самом большом в Европе, четырёхэтажном apres-ski–заведении” Haus Tenne практически каждый вечер – концерты популярных исполнителей. Пару раз пытались туда попасть, всё как обычно в Австрии в заведениях подобного типа: накурено, стоит чудовищный гвалт, и ещё – показалось, что, чтобы занять хотя бы какой-нибудь «стоячий» столик, приходить нужно часа за полтора до начала.
В итоге нам приходилось ретироваться в ближайший бар с заводной музыкой и столиками на уличной террасе.
Публика
Много отдыхающих из стран бывшего соцлагеря – словаки, болгары, чехи и т.д. Основная масса – унылые какие-то… То ли кризис сказывается, – решили мы, – то ли не улыбаться слишком много («как бы чего не вышло!») у них вошло в привычку, как и у нас в стране. Немного наших соотечественников и украинцев, тоже не слишком радостных. Но подавляющий контингент – развесёлые баварцы: до Мюнхена – рукой подать.
При этом большинство здесь отдыхают суровыми мужскими компаниями. (Так и не поняли, для кого в местные магазины завезены гламурные итальянские сумки по €1000 за штуку…).
Нам даже показалось сначала, что сюда приезжают с одной лишь утилитарной целью – покататься. И никакая «атмосфера», и прочие «глупости», их не волнуют. Самым прозорливым в нашей компании оказался мой муж: он сходу наотрез отказался заходить внутрь апре-ски-бара и участвовать в здешнем веселье, мотивируя это тем, что ему совсем «не улыбается» отбивать девушек у толпы пьяных двухметровых немецких «гренадеров». Мы, конечно, сразу обозвали его «занудой» и «перестраховщиком», и уже практически успели поверить в справедливость своих оценок... Пока в один из вечеров мы с Яной не решили прогуляться с уличной террасы бара, где до этого расслабленно попивали глинтвейн, внутрь, помыть руки. Внутри градус веселья был уже на отметке «пляски на столах». Идти от входа до лестницы к туалетам – метров 8, не больше. Но пока мы преодолевали эти метры, – к нам тянулись руки,… десятки мужских рук… Мы были в горнолыжных костюмах, но всё равно почувствовали реальную опасность остаться без некоторых предметов одежды! Это был культурный шок: не ожидали встретить толпу дикарей в центре Европы. Странный контингент… Поспешили ретироваться. Хорошо ещё, что Валера остался ждать нас на террасе и всего этого не видел.
После этого эпизода впечатление от курорта стало ещё более противоречивым: единая «картинка» в голове никак не складывалась… Как ни пыталась я перебирать в памяти все «плюсы» и положительные моменты, которые удалось испытать на отдыхе, всё равно, получалось ощущение, которое принято называть «ни уму, ни сердцу». Для полноценного курортного города здесь слишком слабо развита инфраструктура, а для идиллической альпийской деревушки – слишком интенсивное автомобильное движение, вдобавок ещё и публика какая-то дикая…
И в целом, после поездки от курорта остались весьма противоречивые чувства: с одной стороны, катание, если повезёт с погодой, здесь бывает вполне приятным. Имеются по-настоящему интересные и качественные, – широкие, подолгу не разбиваемые в морозную погоду, склоны. (Вот только погода здесь, как минимум до февраля, – фактор риска…)
С другой стороны, – не «заточен» этот город под туризм. Он будто не готов дарить людям праздник: впервые в Альпах появилось ощущение, что люди здесь живут своей жизнью, – будничной и рутинной, иногда до тошноты скучной, жизнью маленького городка, затерянного в Альпах. И туристов, которые привозят им деньги, они воспринимают как какую-то обыденность, кажется, и не считая, что нам (туристам), кроме гор, подавай что-то ещё. Вообще, здесь впервые испытали ощущение, что маркетологи и пиарщики курорта поработали на славу для его «раскрутки», а вот воплощение этого рекламного мифа в реальность «на местах» – подкачало.
Если попытаться передать моё субъективное впечатление от этого места при помощи художественной аллегории – оно будет примерно таким (этот арт-объект встречает всех на шоссе, на въезде в Шладминг):
Справедливости ради, стоит отметить, что остальные члены нашей компании (особенно та её часть, кто прибыл на курорт не 2 января, как мы с мужем, а на неделю позже, когда погода более-менее наладилась) оценили отдых (и особенно катание) в Шладминге позитивнее, чем я.
Едва ли вернёмся в эти края: известно много мест, где катание – не хуже, а отдых в целом – намного приятнее. Главными итогами катания в этот раз в Шладминге для себя считаю:
- Ура, я больше совсем не боюсь чёрных трасс! Пока без желаемого «блеска», но теперь я в состоянии съехать по подготовленному склону любой крутизны. И осознание этого придаёт уверенности: больше не нужно выбирать на карте маршруты по принципу «всё, что угодно, только не на чёрную».
- Ценой собственной ошибки приобретён полезный опыт: на будущее буду ещё внимательнее изучать описания регионов катания и отзывы о курортах на всех доступных мне языках, и больше не поведусь на рекламные ролики и субъективное впечатление, сформированное у меня только яркими буклетами и ТВ-картинкой.
Чего и вам искренне желаю. Спасибо за внимание!