Уже в четвертый раз едем на зимний отдых сами, без участия турфирм. То, что это четвертый раз уже показывает, что такой вид отдыха для нас более предпочтителен. Упомяну пару важных моментов: планируешь все сам, едешь туда, куда хочешь, не зависишь от трансферов, овербукингов, получаешь особенное удовольствие от контроля за всем процессом самостоятельно. Хотя, на самом деле, в Европе, кажется овербукингов не бывает. В итоге, получаешь эмоции, которые сам заслужил. Многие говорят – делаешь всё сам, жаловаться не на кого. Ну так, даже есть на кого – что толку-то?
Подготовка
Решение про курорт поездки было принято так: мы были в Норвегии и нам там очень понравилось: в Скандинавии очень красивая природа, уютные апартаменты, в которых обычно есть всё, что нужно, немаловажным фактором послужило наличие сауны в апартах, неплохие горки, интересный маршрут поездки. Август проходит в поиске апартаментов и шале на 10 взрослых и одного ребенка. Сайт Skistar.com дает много возможностей, но все же мало больших апартаментов. Бронируем апартаменты с 4 по 11 января 2009 года: Raven 4a в Are Bjornen, с 11 по 15 января: Liengarden 503 в Are By. Необходимость аренды 2-х апартаментов вызвана тем, что Raven 4a уже был забронирован с 11 числа, а другого жилья мы не нашли на тот момент.
Сразу оговорюсь, что тот кто ищет, тот всегда найдёт – при дальнейшем поиске, уже после резервирования, обнаружилось много частных домов, готовых к сдаче, которые не продавались на сайте Skistar. В сентябре к нам присоединяются ещё 4 человека, и мы бронируем апартаменты на 4-рых в тех же поселках, недалеко от нас. Одна из важных идей нашего отдыха – собираться в одном шале и куролесить вместе. Другая идея – стараться ездить на собственном авто. Поэтому собираем 3 автомобиля (нас едет 10 человек на авто, а 4-ро с ребенком – летят на самолете): Hyundai Santa Fe, Suzuki Grand Vitara, Honda Stream.
Планируем маршрут поездки на сайте viamichelin.com. Через Финляндию мы уже ездили, поэтому решили ехать через Латвию, потом на паром до Стокгольма, оттуда в Are. В Риге и Стокгольме бронируем отели на booking.com, паром бронируем у Tallink Silja (бывшая Silja Line).
Надо сказать, что путешествие на пароме – это очень интересный момент поездки. Паром представляет из себя огромную посудину, которая размещает пару палуб автомобилей (нижний – фуры и автобусы, верхний – легковые), имеет ещё 6 жилых палуб и пару палуб развлекательного характера, ну и ещё пару служебных палуб.
Т.е. всего получается около 10 палуб, так, что без лифта не обойтись. На верхних палубах – развлекаловка в виде баров, ресторанов, джаз-клуб, дискотека, дьюти фри, что-то типа мини-казино. В общем – очень интересно. Цена вопроса туда и обратно в 4-х местной каюте с душем и гальюном – 4050 рублей на человека.
В процессе подготовки к поездке из команды выпадают 2 человека, но, вместо них, появляется один человек. Итого, на автомобилях получается 9 человек. Не слишком экономно в смысле бензина, но вдевятером на 2-х машинах с грузом не уедешь. Поэтому принимаем решение – Honda Stream будет грузовиком, куда загрузим всякий негабарит. Машина в этом смысле очень удобная – минивэн, складываем два ряда задних сидений и почти вся снаряга с вещами умещается там. На Hyundai Santa Fe вешаем багажник типа Thule, туда помещается три сноуборда и всяких вещей много.
Документы – всё стандартно: получаем приглашение из Are, на всякий случай получаем приглашение из Риги и Стокгольма (это для того, чтобы даты въезда и выезда поставили именно такие, как нам нужно, а не только на даты резервирования Are), покупаем страховку путешественника, грин-карту (ещё Болгарскую), каско на авто (это для себя, не для посольства), составляем план маршрута, заполняем анкеты, делаем копии прав, паспортов, св-ва о регистрации авто и несем в посольство Швеции, поскольку основное время пребывания будет именно там. Через неделю получаем паспорта с визами – это хорошая новость, теперь почти ничто нас не остановит от путешествия. «Почти» остается на непредвиденные обстоятельства.
Дорога на отдых
Итак, 30 декабря, 4 часа утра, собираемся на юге Москвы и отправляемся. В 2-х машинах разные навигаторы, едем по ним и по карте, которую посчитал viamichelin, хотя дорога до Риги в общем-то тривиальна – Новорижское шоссе через Псковскую область и до упора. В Псковской области очень плохие дороги. Конечно, они не сравнятся с шоссе между Питером и Москвой – там гораздо хуже, но все же. Забегая вперед, скажу что обратно мы объезжали Псковскую область по Минской трассе. Где-то в середине дня оказываемся на границе и теряем в очереди 3 часа. Все бы неплохо, но вот латвийский пограничник оказался негодяем и хотел последнюю нашу машину задержать на еще более длительный срок. На вопрос: «почему», был ответ: «я так хочу». Осадок остался, но путь продолжается.
Едем по Латвии по дорогам качества «выше среднего», но соблюдаем скорость, а населенных пунктов много, потому средняя скорость 60 км/ч. Еще на границе поговорили с русским парнем, который поведал о том, что работа полицейского в Латвии ценится очень – госработа, стабильный достаток на фоне тяжелого экономического положения. Потому взятки не берут, а засады устраивают и снимают большие штрафы. Кроме того, ездят навстречу на машинах без полицейской разметки, с приборами, которые регистрируют твою скорость, потом штрафуют. Слава Богу, в Латвии с полицейскими не общались, приехали в отель в 22:30, еле успели к закрытию Макдональдса – очень поужинать хотелось.
Дальше – проще, как у всех, ну или почти: заселились на 3 ночи (2-го января паром), раскочегарили дьютифришный алкоголь, закусили гамбургерами и бутерами с икрой (одна девушка была из «Русского моря»). Три дня – куролесили по Риге, интересный город только в центре, по окраинам не особо. Очень много контрастов – в центре встречается и деревянные полуразваленные или просто заброшенные дома, по соседству современные отели, типа нашего.
Новый год отмечали в ресторане Rosengrals – очень колоритное место, стилизованное под древний монастырь. Вообще нет электрических светильников, только свечи, официанты наряжены монахами.
Блюда соответствующие – дикий голубь, прожаренный с черносливом, тушеный кролик, ну и прочая дичь. Пиво, само собой, своё, вкусное. Заказывали не особо много, мы с женой съели одно блюдо на двоих – очень большие порции, пили вино, пиво, водку и прочее. Расплатились кредиткой, обошлось 17500 рублей на десятерых.
Новый год в Риге оказался скучен, совсем не как в Праге. Несколько сотен человек на улице, никаких салютов, концертов и прочее. Мы погуляли немного по ночному городу и поехали в отель.
Ещё одно место, которое стоит отметить в Риге – это ресторан Lido, вернее это целый семейный ресторанный комплекс.
Есть такая ветка развития ресторанов free floor, типа «Му-Му», когда ты берешь поднос, идешь вдоль стойки и набираешь нормальной еды: котлетки, курочки, отбивные, тортики, гарниры, первые блюда и прочее. Так вот – Lido один из лучших ресторанов такого формата, где я был. Это три этажа огромного здания, сделанного под деревянную избу, огромный выбор вкусной еды, собственная пивоварня и за довольно приемлемые деньги – в среднем, 300-400 рублей с человека, включая пиво.
Помимо еды, там можно покататься на катке, купить сувениров. Короче говоря – очень приятное место из серии «must have to go to».
[page]2-го января около 15 часов погрузились на паром, предварительно получив посадочные талоны в порту. На пароме жили в трех каютах: две каюты четырехместные, одна двуместная. По размеру каюты абсолютно одинаковые, стоят тоже одинаково. В каютах электронные замки, открывающиеся карточкой, которую берешь здесь же в каюте, все как в обычном отеле.
После отплытия из порта открылись дьюти фри, мы пошли затариваться. Магазин не плохой, но подороже аэропортовских. Кстати, здесь не принимают карты Visa Electron и MasterCard Electronic. Полагаю это как-то связано с авторизацией карт, которая проходит в оффлайне на следующий день в порту. Вечер и ночь прошли весело – играла какая-то местная группа, потанцевали, попили. Пошли спать. Одно плохо – стенки тонкие, все слышно, что рядом: подростки музыку включают громко, орут всю ночь. С утра встали по прибытию, поели в на палубе-ресторане и поехали в Стокгольм. Надо сказать, что порт высадки в Стокгольме – очень, должно быть, прибыльное место для местных полицаев – половина машин была с похмелья. Нам даже рассказывали потом, что полицейские устраивали проверки на трезвость при выезде с парома, и для многих это было неприятным сюрпризом. Нам повезло – никто не проверял, мы спокойно поехали в Connect Hotel в Стокгольме. Отель находится на окраине города, вполне себе ничего, все чисто и опрятно. План был такой – познакомиться с городом, переночевать и со спокойной душой и свежей головой ехать в Оре (это 600 км от Стокгольма). Что, в общем, так и получилось. Походили по старому городу, купили сувенирчиков, поели в китайском ресторане.
Город чистый, местами интересный, но, все же, Питер поинтереснее будет. Одно но: дороги идеальные. Что ещё стоит сказать про Стокгольм, да и про Швецию: очень строгие правила парковки. Около отеля мы хотели сэкономить на плате за парковку – с 21 часа начинается ночная стоянка, которая стоит не особо много – около 100 рублей за ночь. Однако ребята из службы парковок выписали нам штраф за парковку аж на 500 крон (это около 2000 рублей) в 20:30. Вот так вот – скупой платит дважды. После этого, мы парковались более внимательно и всегда платили, где это надо было.
4-е января застало нас морозным ранним утром. Собрались и поехали на север, вдоль моря, через Upssala и Gavle. Дорога баловала нас изменениями температуры – выезжали при минус 10, в середине добрались до минус 28, приехали в минус 10. Но дорога была очень красива, просто невероятно. Это одна из тех вещей, почему стоит ездить на машине.
Незадолго до прибытия заехали в супермаркет – накупили продукты. Мой племянник – Саша пересел в этот момент в другую машину, дабы расслабиться в компании коньяка и веселой женской компании. Первый раз видел, что человек может напиться за 15 км. Когда мы приехали в Are Bjornen Reception, первым впечатлением было – мы не выезжали из России. Единственными, кто говорил не по-русски оказались девушки с Reception, остальные – наши. В основном из Питера. Получили свои ключи и карту и поехали, сначала завезли и разгрузили ребят, которые жили в отдельном доме, потом поехали к себе, где нас уже ждали ребята, прибывшие на самолете. Уфф, оказалось, что наши апарты находятся на 3-м этаже, куда надо подниматься по очень узкой винтовой лестницей.
Совсем расстроились, когда увидели, что две комнаты из пяти находятся под скосом крыши, в полный рост там можно было встать только около двери. Ладно, особо расстраиваться не стоило, мы приехали кататься. Зато была огромная гостиная с высоченным потолком, камином, кухней.
Тут же и ванная комната с санузлом и сауной, рядом ещё один санузел со стиралкой. На кухне было все, что нужно, из посуды, были даже какие-то продукты от прежних постояльцев, типа приправ, макарон, риса.
[page]Склоны
Основная гора курорта Areskutan высотой около 1400 метров над уровнем моря. Высота поверхности земли у подножия горы около 370 метров, максимальный теоретический перепад высот составляет 1000 метров. На практике, самый высокий подъемник Kabinabanan не заработал с 4 по 15 января ни разу. Разок работал подъемник Gondolen, который поднимался почти на вершину.
Основное впечатление – неплохая каталка, но становится скучновато для искушенного человека, если проводишь на курорте много времени. В основном катались в Are Center. Небольшие зарисовки с места событий:
Добирались до Central Areи по трассам через Sadeln или на машине. Стоит отметить, что при переходе из Are Bjornen до Center по трассам приходилось шагать пешком для перехода между некоторыми трассами, поскольку я – бордер, а склон был просто горизонтальным. В центре курорта или в зонах катания Bjornen, Tegefjall этого делать было не надо, если не переезжаешь в соседний регион катания. Трассы на любой вкус – от очень веселых черных трасс типа Stortlopett до синих типа Brackevagen, где можно попрыгать на кочках или просто пофинтить на доске. Вообще сами трассы очень разнообразны, они могут переходить из красных в черные, из синих в красные и наоборот. Это очень радовало, поскольку можно было и отдохнуть и повеселиться на более крутом склоне, не съезжая с трассы. Есть аж 3 сноупарка – черный – с большими кикерами, красный – соответственно поменьше и зеленый – для новичков.
Есть халфпайп, вполне неплохой. Местные ребята выдавали головокружительные трюки на халфпайпе, аж дух захватывало от их полетов. Кстати, в основном на курорте катаются лыжники, впрочем, как и во всей Европе, по моим впечатлениям. Кол-во народа на склонах – среднее. Особо никто не мешал. Интересная особенность – на синих трассах народу меньше, чем на красных и черных, уровень катания в основном средний или выше. Уровень подготовки склонов в целом неплохой. Вспоминая сейчас свои впечатления, я не вспомню чтобы мне откровенно не нравились какие-то трассы, как например 16-я в Майрхофене. Практически все трассы неплохо отратрачены, довольно ровные, на большинстве красных и черных трасс можно развить неплохую скорость.
Трассы под подъемником VM:8 освещались вечером, можно было кататься с 18 до 21 часа, если мне не изменяет память.
Впрочем, накатавшись за день, у меня уже не было желания и силы для вечерних спусков. Но народ катался, наши ребята тоже.
Температура воздуха и погода в это время года очень различны: от сильных морозов (в основном были они), до некоторой оттепели в конце поездки, когда температура поднялась до 0 градусов, все начал подтаивать. Частенько был снег. В целом – погода такая же, как и в Альпах в начале января – очень разная.
[page]Развлечения и жизнь
Развлекались, в основном, дома, с нами было полно креативного народу. Играли в Activity, в покер, в PlayStation2, лепили пельмени (первый раз за 15 лет), читали книги (наконец-то!), готовили коктейли – кто мудрёней и позаковыристее. Когда встретились все вместе 4-го января, устроили друг другу новогодние подарки. Потом отмечали (как и пол поселка) православное Рождество. Соседи запускали фейерверки и пели песни.
Надо отметить, что в Швеции сухой закон. Это означает, что в супермаркетах продают пиво максимум 3,5 градуса, вино 2,8 градуса. Но, есть специальные магазины SystemBolaget, которые работают по особому графику, там продают нормальный алкоголь без каких-либо ограничений. Цены на вино – такие же как в Москве, т.е.: дорого (в Австрии и Франции мы пили вино по 1 евро за бутылку), крепким алкоголем не увлекались, допивали остатки с парома. Единственный крепкий напиток которым очень дорожили – коньяк. Его разливали только во флягу – греться на горе. Так и не удалось сходить в какой-нить ресторан, да и особого желания не было, только на горе. Еду готовили дома, это было не особо сложно – было много народу, кто-то делал салат, моя жена готовила превосходные супы, даже как-то сделали стейк из семги на решетке. Ездили на водопад Tannforsen. Интересное зрелище, must see. В местной сувенирной лавке купили оленью шкуру за 750 крон (3000 рублей).
Впечатления и рекомендации
Главное впечатление: очень красивая природа, вид из окна - обалденный, заснеженные ели, сосны, замерзшее озеро.
Хорошая каталка. Если у вас было несколько сезонов катания в горах, езжайте в Оре на неделю, не более. Езжайте в феврале-марте, все подъемники будут открыты. Закрытые главные подъемники не то, чтобы расстраивают, но хочется попробовать всё.
Швеция показалась дорогой страной, однозначно дороже, чем Австрия и Франция.
Цены на продукты высокие, рестораны на горе – дорогие (например, цена стакана глинтвейна около 7 евро, тогда как в Австрии мы пили его за 3 евро). Но, если едем командой – все дешевле, поскольку раскидывается на всех.
Не покупайте маринованную селедку – мерзость.
Ехать нужно командой не более 8 человек в одном шале, лучше 6. Слишком много различных интересов.
Как правильно расходовать деньги на всех? Т.е. общие расходы на отели, продукты, ресторан, бензин и прочее. Бесплатный совет: делаете пластиковую карту Visa Classic или Mastercard до поездки. Все кидают туда по некоторой сумме, скажем, по 10 тыр на человека, потом все общие траты осуществляете с этой карты. Личные траты – сувениры, скипассы, аренда оборудования осуществляете самостоятельно. Таким образом избавляетесь от необходимости потом пересчитывать долги, возвращать деньги. Если на карте после поездки остаются деньги – распределяете их между собой или оставляете на следующий сезон.
Как сделать подарки на НГ всем, но так, чтобы каждый не покупал подарки каждому? Очень просто: каждый пишет на бумажке свое имя, кладет его в шапку. Перемешиваем, потом каждый достает по одной бумажке и дарит подарок тому, чье имя на бумажке написано. Таким образом – каждый получит нужный подарок, и вы не обанкротитесь на покупках.
Посоветую ли я съездить в Швецию? Однозначно «ДА»! Внимательно выбирайте апартаменты и рассчитывайте маршрут, даты, деньги.
Цены
29158 рублей (около 750 евро, если иметь ввиду средний курс 40 рублей за евро) на человека обошлись все общие расходы, не включая личных – скипассы, сувениры, одежда, выпивка, аренда оборудования. Ещё – около 14 000 рублей (это уже по курсу 45 рублей было, т.е. около 310 евро) на человека обошлись все личные расходы.
Итого, около 44 000 рублей на человека за весь отдых. Как распределяется 29158 рублей:
- 3950 рублей – аренда апартаментов без белья в Are (это за оба апартамента с 4 по 15 января);
- 3850 рублей – страховка Каско для зарубежной поездки, грин-карта, страховка путешественника, сбор за визу;
- 4050 рублей – паром туда и обратно, включая машиноместо;
- 3940 рублей – отель в Риге (3 ночи), отель в Стокгольме (1 ночь);
- 6440 рублей – бензин туда и обратно;
- 7000 рублей или около того на еду (здесь мы себе ни в чем не отказывали).
Даты поездки: 30.12.08-17.01.09
Автор: Андрей И.
Шейпер в 2001 году был в самом деле ничего. Лес малопроезжий в центральном оре. Наверху много камней и мало горы. Яйца не до верху. Чтоб добраться на макушку нужно платить за снегоход. Ну или пешком. Впечатление, что много снега быть вообще не должно.Маршруты за веревку не очевидны. То, что сбоку от трассы внимания не стоят. Те, что на обратную сторону- с геморными выездами. Пара трасс с ощутимым уклоном (впрочем не по всей длине).Вопщем место для карверов.
На своей машине получается довольно бюджетно. Но 2хдневная дорога в один конец-это жесть.
В общем не горы это. Но в компании малокатающихся друзей можно съездить, чтоб убить отпуск. Ну или детей на лыжи поставить. Хотя Леви-Юлляс ближе.