Ну, про шведскую семью, - это я так, для затравки. Просто поехали в Болгарию и жили в одном номере сразу три человека из нашей фирмы: я и две девушки (что и послужило причиной появления двусмысленного термина - :)), впрочем к нам присоединился и в соседнем номере жил еще один знакомый. В итоге получилось: три горнолыжника разного уровня и одна сноубордистка-полупрофессионал - :)!
Начнем с начала...
Первый раз из нашей компании в Банско был я - в марте 2003 года, тогда срочно хотелось поехать покататься на лыжах куда-нибудь за границу, так, чтоб совсем уж недорого. После быстрого обзора рассказов в инете выбор пал на Болгарию, а Банско уже подвернулось случайно. Удача была стопроцентной! Банско, это, похоже, самый быстро развивающийся горнолыжный курорт Болгарии. Здесь, в одном месте, вы получаете все сразу: катание, колорит македонской деревни (все же назвать Банско городком язык не поворачивается) с ее многочисленными механами (национальные кафе с камином) на узких улочках, экологический туризм. Другие места в Болгарии - Пампорово и Боровец, как я понял, все же чисто лыжные курорты - без душевности, что ли...Не так уж много в Москве фирм, напрямую работающих с Болгарией - Балкан, Солвекс, ну, может, еще кто (хотя ситуация улучшается с каждым годом). С учетом 5%-ной скидки путевка, купленная в питерско-московской т/ф "Нева" на троих обошлась нам в 804 евро (т.е. 268 с носа). Она включала в себя перелет до Пловдива, трансфер и проживание в гостинице "Олимп" 3-х звезд (это я не про нас, а про категорию отеля - :)) с завтраком. Виза и г/л-страховка - оплачивались отдельно.
Как сюда прилетают?
На самолете Ту-154 или Ил-86 в Софию или Пловдив. Ну, с Софией все понятно - нормальный международный аэропорт, а вот Пловдив - ... За 15 лет полетать пришлось много, но такого аэропорта вспомнить не могу. Собственно, здание - большой, я бы сказал, сарай, DUTY FREE - отсутствует, есть пара жалких кафе - в отстойнике отлета и перед зданием аэропорта. Из каких соображений в Банско едут через Пловдив, я не понял, может, не такой ранний вылет из Москвы, но уж точно дорога быстрее не получается.Кстати, уже в Пловдиве нас встречал представитель Солвекса, а не Невы - небось, совместно работают.
Размещение
Это, как и везде, зависит от толщины кошелька и запросов. Есть гостиницы подороже - "Глазне", "Пирин" и пр. Из дешевых вариантов, предлагаемых нашими агентсвами, можно отметить - "Олимп", "Еми", семейные пансионаты типа "Сема". Дешевые - не значит плохие. Сауна за символическую плату есть почти во всех отелях и пансионах. Естественно, есть комната хранения снаряжения. Завтрак - тоже включен везде, речь идет лишь о богатстве выбора. С утра автобус забирает вас к нижней станции гондолы, а вечером - обратно, это входило в стоимость проживания в нашем отеле. Но если опоздали, - обращайтесь на ресепшн, и вам и вашим лыжам через пять-десять минут за пару левов подадут машину!Погода
Вот здесь можно посмотреть архивы погоды - http://www.bulgariaski.com/snow.php?cmd=historyЯ понял так, что в начале января ехать туда все же рановато. В отличие от прошлогоднего марта (катание каждый день), сейчас нормальным катание было только в течении 3-х дней, остальные три "порадовали" отдыхающих мрачной погодой, на горе был дождь, часть склонов обледенела. В предпоследний день отратраченный лед превратился на красных трассах в толстый слой разнокалиберных кусков и кусочков льда - катание было незабываемым!
Подъемники
Как я сказал, я был в Банско и в прошлом году и могу сказать в том числе и на основании отзывов других людей - все меняется, и меняется быстро! Если прочитать отзывы о местных склонах и ориентироваться на них, то на месте у вас возникнет впечатление, что речь идет о чем-то другом.Теперь от многих гостиниц осуществляется автобусный трансфер не до плато Шилигарника где-то уже наверху в горах, а до нижней станции современного гондольного подъемника на выезде из города (максимум 10 минут!). Возле нижней станции - стоянка, прокат, медпункт, магазин, кафешки и т.п. У этого подъемника (время подъема - около 20 минут) всего три станции. Промежуточная устроена в том месте, где находятся две коротких красно-черных трассы - Чалин Валог. Хотя считалось, что в это время они не действовали (возможно, недостаточный снежный покров?), бугельные подъемники, обслуживающие трассы, работали, т.е. теоретически, при желании, можно было б и скатиться и подняться.
Для тех, кто был в Банско раньше, местность у верхней станции выглядит совершенно незнакомой. Здесь на полянке также имеются кафешки, но самое время одевать лыжи и садиться на новый четырехкресельный подъемник, который поднимается параллельно новой же красно-черной трассе. Трасса тянется с самого верха горы, а чтоб туда попасть, делаем пересадку на трехкресельный подъемник с ветрозащитными откидными колпаками. Вот теперь мы оказались на самой доступной вершине. Справа можно увидеть знакомые синие трассы, если ехать прямо, можно спуститься к верхней станции старого четырехкресельного подъемника.
Еще изменения: новый кресельный подъемник соединяет плато Шилигарник с нижними станциями двух параллельных бугельных подъемников на вершине.
Схема подъемников настолько продумана, что даже в случае выключения всех подъемников вы всегда сможете вернуться в город (к нижней станции гондолы) с любой точки, где б вы не находились.
Итого, имеются: один гондольный подъемник, четыре креселки (плюс одна на традиционно недоступной для всех трассе "Черная могила" - работает ли она вообще?) и пять бугелей. Если верить буклетам Солвекса и некоторых других фирм, в сезоне 2004-2005 года появятся еще две креселки...
Теперь про трассы
На тот момент, когда мы были, схема трасс выглядела так -http://www.solvex.ru/europe/Bulgaria/Bansko.Кстати, в интернете есть сайт, целиком посвященный Банско - http://www.banskoski.com/ - со схемами, веб-камерами и прочим. Еще одна полезная ссылка посвящена ситуации с погодой и снежным покровом на болгарских горнолыжных курортах - Банско, Пампорово, Боровец, Витоша, Чепеларе - http://www.bulgariaski.com/snow.php.
Итак, стало больше, как говорят опытные лыжники, трасс для ленивых - разветвляющихся и пересекающихся синих трасс с самого верха вправо, с обоих сторон двух бугелей и далее, в любом направлении, к плато Шилигарник, правда, они похожие, и понять, где находишься, не всегда просто. В среднем получается около трех километров с перепадом высот около 800 метров. Группа красных трасс вдоль четырехкреселки "Тодорка" изменилась за счет некоторого удлинения в верхней части. Ну а если вы уж совсем продвинуты, то к вашим услугам новая красно-черная трасса "Бундерица" - вы ехали вдоль нее, поднимаясь от верхней станции гондолы к вершине. Если верить описанию - 2600 метров с перепадом 925 метров.
А совсем прогулочная трасса вернет вас в город с верхней станции гондолы - минут 15-20 по-петляете по лесной очищенной дорожке. Хм, если, конечно, будет достаточно снега - :), ибо в марте прошлого года в самом городе снега уже не было!
Еще про цены
С путевкой и прочими начальными затратами уже определились. Далее - легкий обед в механе, в среднем, 5-10 долларов с вином. Если попробовать питаться в какой-нибудь пиццерии или другом фаст-фуде, то будет дешевле. Или дороже... Мы не пробовали, не знаем. Народ сидит по вечерам именно в механах. Продукты в магазинах - дешевы! Вот 5-литровая бутыль белого вина в магазине стоила 100 рублей (!), а красного - 120 рублей - ;).Но еда - это после катания. А подъемники стоили 93 евро за 6 дней, если проплачиваешь или заказываешь это удовольствие в Москве. На месте получается процентов на 30 дороже. Получается, что в Банско подъемники - дороже, если сравнивать с Пампорово и Боровцом. В этом сезоне - 2004/2005, если смотреть новые цены, абонемент будет стоить 127 евро за 6 дней, а прокат лыж и палок - около 30 евро за тот же срок. Для сравнения - в Боровце - соответственно 97 и 20 евро, в Пампорово - 93 и 31 евро (цены с каталога Солвекса) - вот и думайте!
Да, менять валюту лучше всего (если большая сумма) в банке, напоминающем стеклянное кафе возле гостиницы "Пирин" в центре.
Про здоровье
Мне "повезло" испытать страховку. За четыре дня перед поездкой меня угораздило навернуться на льду в Шуколово, мануальный терапевт и финалгон совместно поставили меня частично на ноги, так что в Болгарию я ехал прихрамывая. Там откатался пару дней и пара падений и сквозняк в сауне совместно сбили меня с ног - с утра не мог встать. Вызвал врача, он прибыл вместе со страховым агентом. Два укола и рекомендация покоя и никаких прогреваний! На следующий день - почти та же самая боль, но я сумел добраться до медпункта, где сделали еще два укола, и тоже без особого успеха. На третий день я решил наплевать на рекомендации и все время грел поясницу финалгоном и в сауне. В итоге в последний день я сумел встать опять на лыжи (некоторым утешением было то, что все эти три "лежачих" дня шел дождь). Уже в Москве мне объяснили, что на месте диагноз был поставлен неверно - здесь больше привыкли к травмам типа растяжений и переломов, а у меня было защемление нерва.Хочу отметить, что не раз наблюдали оперативную эвакуацию пострадавших со склонов ратраками.
Вечерами...
С горы вы возвращаетесь в гостиницу на своем автобусе часов в пять, кстати, и гондола примерно в это же время прекращает работу. Еще светло, и можно прогуляться по городку - оно того стоит! Даже отели построены так, что не портят общей картины. Обязательно зайдите в местную церковь - интересная архитектура! За еду рекомендую приниматься только когда уже стемнеет. Тогда можно засесть в механе, есть разные рекомендации, куда идти, думаю, лучше выбрать что-нибудь самим....Уезжая, мы бросили с моста в речушку Глазне монетки. Думаю, мы вернемся сюда...
Январь 2004 года
Автор: Куликов Сергей |