Под едва слышимый перестук колес поезд несет меня вдаль по швейцарским рельсам. Куда? В Венген! Крошечную деревеньку, затерянную в Бернских Альпах.
В представлении варвара кажется невероятным одновременное существование такой красоты и цивилизации. Очаровав, долина растворяется в облаках. Мы едем дальше – и выше.
Венген впервые упоминается в официальных документах в 1268 году как горная крестьянская община. Сотни лет жители этих мест жили прежде всего сельским хозяйством. В начале 19 века в регион начали прибывать первые туристы, вдохновленные книгами "История шестинедельного путешествия" Мэри и Перси Шелли, а также "Манфредом" Байрона, в которых в самых драматичных красках описывались эти чудесные места.
Первый отель, Launerhaus, был построен в Венгене в 1859 году. Строительство железной дороги Wengernalpbahn (1890 г.), ведущей из долины Лаутербруннен в Венген и выше, к станции Клайне-Шайдегг, значительно увеличило турпоток. Еще бы, ведь прежде гостям приходилось подниматься в Венген пешком по горной тропе!
В начале 20 века в Венгене началось развитие горнолыжного спорта - во многом благодаря английским туристам, раньше прочих увлекшихся этой новомодной забавой.
Чем Венген отличается от большинства альпийских городков Европы? Сюда нет автомобильных дорог – только «железка». Вся провизия и техника доставляется специальных железнодорожных платформах, в крайнем случае – вертолетом.
Автомобили в Венгене под запретом. На окраине ездит парочка микро-автомобилей, принадлежащих местным фермерам. Но на этом – все! Клиентов многочисленных отелей развозят со станции электрокары. Много ли в мире подобных мест?
Официально в деревне проживает не более 1300 человек, однако зимой население увеличивается до 10 000 человек за счет туристов. Летом их тоже немало.
Венген – главный населенный пункт горнолыжного региона Юнгфрау, который знаменит не только своими высокогорными «черными» трассами, но и как место проведение одного из самых зрелищных этапов Кубка Мира по горнолыжному спорту. Трасса скоростного спуска «Лауберхорн» по праву считается одной из самых скоростных и опасных трасс даунхилла в мире, равно как и самой длинной. Максимальная скорость, которую развивают тут лыжники – невероятные 158 километров в час.
Тем, кому спорт не интересен, есть чем заняться в Венгене, помимо посещения ресторанов и прогулок по окрестностям. Любимое развлечение среди туристов – это эпический подъем на железной дороге «Юнгфраубан» на самую высокую в Европе железнодорожную станцию «Юнгфрауйох», расположенную на высоте 3454 м. Эта станция еще называется «Вершиной Европы».
Венген – это разбросанные по склонам гор альпийские шале и отели, а также одна центральная улица, пестрящая витринами сувенирных магазинов и горящая огнями ресторанов.
Среди отелей есть и вполне недорогие, чего совсем не ждешь от такого красивого и уединенного места в Бернских Альпах.
Прекрасный номер с балконом с видом на горы в уютном трехзвездочном отеле JUNGFRAUBLICK обойдется летом не более чем в 80 евро (а можно найти отель попроще - за 50 евро).
Нам повезло: мы оказались в Венгене 1 августа, в день Национального Праздника Швейцарии, т.е. Дня основания Швейцарской конфедерации (1291 г). К отмечанию этого дня швейцарцы подходят со всей душой.
Серьезные дяди и тети переодеваются в национальные наряды и выходят на улицы – чтобы сыграть друг для друга и для туристов традиционные мелодии на народных духовых инструментах.
В давние времена альпийский рог предупреждал соседей об опасности, и с тех пор глубокий и протяжный звук альпхорна стал неотъемлемой частью любого значимого события в жизни местных жителей.
Один альпхорн – хорошо, а девять – еще лучше. Мощная музыка подхватывает тебя и уносит куда-то вверх, к заснеженным пикам Эйгера, Менха и Юнгфрау.
На выступлениях музыкантов праздник не заканчивается – все самое интересное впереди! В сумерках весь город собирается на центральной площади, чтобы принять участие в торжественном шествии.
Спички-детям не игрушка! Швейцарские дети об этом не слышали. Каждый из них держит в руках светящийся фонарик или факел. Никаких светодиодов и лампочек – только живой, все очищающий огонь!
Эти игрушки сделаны своими руками – не потому, что швейцарцы такие экономные. Сделать фонарик в честь дня объединения нации для них совершенно естественное дело. В ход идут свечки, бумага, картон и даже яичные упаковки – в общем все, что есть под рукой.
Во главе колонны идет оркестр, одетый в парадные синие мундиры. Толпа следует за оркестром, как гигантский шлейф за кометой Галлея, под энергичные звуки музыки обходя центр Венгена.
Притворившись фото-корреспондентом стенгазеты «Венгенский Комсомолец», я затесался где-то между барабанщиком и парнем с фаготом.
Я старался не выдать себя, но пройдя всего метров 500, оркестр внезапно остановился. Я испугался, что сейчас меня раскроют и депортируют, но не тут-то было. Оказывается, остановка – это часть программы. А именно – торжественная процедура угощения музыкантов оркестра киршем – крепким вишневым самогоном местного производства.
Выпив по стаканчику, повеселевшие музыканты продолжили движение.
Под непрекращающуюся музыку, которая стала еще более бравой и громкой, хвост кометы обошел весь центр Венгена и устремился в гигантский шатер, оборудованный на спортивной площадке рядом со станцией канатной дороги.
Официальная часть праздника была короткой. Глава местного муниципалитета выступил с короткой речью, завершившейся фразой в духе: «В мире сейчас и так много страданий, так что давайте отметим этот день мирно и с уважением друг к другу». Пожалуй, он мог бы этого не говорить – ни до, ни после я ни разу не видел в Швейцарии пьяных или агрессивных людей.
Перезвон колокольчиков под названием «трыхлы», которые вешают на шею коровам, постоянно сопровождает тебя во время горных прогулок. Сельское хозяйство – визитная карточка этой горной страны, поэтому выступление музыкантов с гигантскими колокольчиками является неотъемлемой частью празднества.
Небольшое видео празднования:
https://www.youtube.com/embed/TqaJEIc4KKU?
Финальная часть праздника – фейерверк. Пить вино на балконе и смотреть на разлетающиеся по ночному небу огненные кляксы, сверкающие всеми цветами на фоне заснеженных горных пиков – невероятное удовольствие, которое невозможно описать словами.
Впрочем, в Венген мы ехали не только за этим, точнее, совсем не за этим. Нашей главной целью был подъем высоко в горы, к печально знаменитому пику Эйгер. Но об этом – в следующий раз.
Браво! Ждем продолжения про "Людоеда"