Предыстория.
Можно сказать, что я совершенно не знал Швейцарию до этого сезона, да и теперь еще многого не знаю...Не буду считать ценным свой опыт транзитов через Женеву во французские Альпы, но трансфериться во Францию мне не очень нравится, особенно когда не предполагается брать машину или если речь идет не о пакетном туре от турператора. Да и выезд на катание в Швецарию одним днем из Шамони тоже не особо может рассказать о ней.
К слову - удобство трансферов в Морзин и Шамони из Женевы и было в свое время решающим аргументом в их пользу.
Нельзя сказать, что страна, обладающая уникальным рельефом и 34 четырехтысячниками никогда не интересовала меня, но мифы, возникшие вокруг нее, давали о себе знать.
Огромное количество противоречий, связанных с информацией о Швейцарии, напрягало и не давало сосредоточиться на мыслях о ее посещении, но, как всегда, вмешались случайности.
Когда-то я подавал заявку на участие в INFERNO RACE 2014 и, получив самым случайным образом за неделю до начала соревнований сообщение от организаторов о том, что за мной закреплен стартовый номер какого-то отказника, понял, что пришла пора узнать Швейцарию поглубже.
А спустя пару месяцев, практически спонтанно, получив возможность и решив встретить очередной день рождения в горах, сопоставил стоимость обязательных затрат (перелет, проживание, трансфер) и был удивлен их примерно одинаковой стоимостью для Италии, Австрии, Франции и Швейцарии, если говорить о поездке на 3-4 дня. В итоге, билет в Цюрих был куплен за 12 часов до вылета.
В общем, побывав в Швейцарии дважды за сезон и при этом практически впервые, кое-чем проникся.
Попробую рассказать о ключевых моментах Швейцарии для путешественника-новичка.
Прозой о поисках билета и бронировании проживания увлекаться не буду - это достаточно обыденно для любого путешественника, владеющего навыками самохода и имеющего открытый шенген.
Транспорт.
Реальное непонимание возможностей транспортной системы страны было ликвидировано посещением офиса "Швейцарского дома" на Профсоюзной.Приобретя свисс трансфертикет и получив выданную по моей просьбе распечатку пересадок с указанием платформ, времени прибытия-отправления, начинаешь понимать, что 4-5 пересадок - это не так уж и страшно.
Основной вид транспорта - это, конечно же, железная дорога.
Все поезда ходят с тактовыми интервалами - каждые полчаса или час. Это достаточно удобно, особенно, если понимаешь, что если вдруг по каким-то причинам не успеваешь на нужный поезд (я был свидетелем того, что скоростной поезд задержался на 15 минут), то все равно доберешься без особых проблем. В Швейцарии обязательно проводится контроль билетов в процессе движения, так что вариант чисто по-русски, зайцем, не прокатит. Существует целая система разнообразных штрафов, в том числе и за поездку в вагоне 1 класса с билетом 2 класса, и напоминание о необходимости оплатить штраф или купить билет, и имеющийся, но забытый билет. Персональные данные зайца хранятся в течении 2 лет, поэтому лучше все-таки билет приобрести до поездки и не терять его.
Скоростные поезда (IC, ICN, EC, IR) ходят между основными городами, в том числе и за пределы Швейцарии. Это шикарные двухэтажные поезда с мягкими креслами, туалетом, рестораном, информационными табло. Интересно, что после остановки на некоторых станциях, поезд меняет направление движения. Пейзажи, мелькающие за окном, по-европейски красивые и абсолютно не зимние - зеленые поля и леса, бесснежный камень и асфальт городов. Периодически поезд ныряет в тоннели, прорубленные сквозь горы.
Местные поезда (R, RX, SN, S, RE) попроще, но все равно очень комфортны. Именно здесь и началось мое понимание как самой Швейцарии, так и ее транспортной системы.
Время пересадок сведено до минимума, но этого не стоит бояться - все продумано до мелочей. Сама пересадка осуществляется без особой спешки либо на той же платформе, либо ориентируясь по указателям. Забота о маломобильных группах населения, да и вообще о туристах, вызывает восхищение: удобные пандусы для перемещения багажа на колесиках, лифты, эскалаторы, низкие бордюры переходов, подножки поездов, автоматически опускающиеся на уровень платформы.
Виды за окном кардинально меняются и завораживают своей сказочностью. Ветки дорог местных поездов разбегаются по всей стране и часто проложены вдоль красивейших озер, а за окном наконец-то начинают появляться белоснежные вершины.
При передвижении на автобусах работают те же самые организационные принципы - цикличность расписания, информативность в салоне и на остановках, пунктуальность.
Интересно, что кое-где в качестве транспорта используются подъемники, и вид туриста с чемоданом в кабине подъемника в окружении лыжников казался немного странным только поначалу.
Питание.
Ну, тут, как говорится, о вкусах не спорят, да и вообще гастрономическая тема есть в каждой ветке на форуме.Скажу только, что поужинав в своем отеле 4*, на следующий день был приятно удивлен стоимостью чека в ресторане отеля 3*.
Собственно, каталка.
Стоимость ски-пассов мне показалась более дорогой, чем в соседних странах, но это легко мониторится на сайтах курортов, поэтому заострять внимание на них не буду.Поразила немногочисленность катающихся. Сложно сказать почему именно, но по этому фактору сравнение с альпийскими соседями явно в пользу Швейцарии. Для любителей погонять на скорости здесь настоящее раздолье. Вероятность встретить летающего лома, конечно же, есть, но плотность лыжников на любую единицу измерения склонов - это нечто, особенно учитывая тот факт, что на многих зонах катания есть свои ледники. Сами трассы, как и во всех Альпах, хорошо подготовлены и обозначены, схемы склонов и трасс понятны даже для новичков. И хотя маркировка австрийских трасс более информативна и педантична, здесь абсолютно не возникает проблем с ориентацией. Диких туристов я не видел вообще, на склонах, в основном, европейцы, и лично мне показалось, что культура катающихся в Швецарии все-таки будет повыше, чем в остальных Альпах.
Прокат лыж.
Прокатных контор много, как сетевых, так и местного розлива. Для меня было откровением, что в 3-х разных конторах на одном из курортов тот же Intersport предлагает совершенно разный ассортимент стаффа. И если в одном из них Stockli относятся к категории Premium, в другой их нет вообще, то в третьей я их взял по категории Economy.
Шопинг.
Он меня интересовал мало, но поскольку товарно-денежные отношения присутствуют везде и всегда, о своих наблюдениях тоже расскажу.Это вам хоть и Европа, но не та - здесь ходят франки.
Практически везде можно расплатиться картой.
Непосредственно кэш можно снять без проблем в любом банкомате, в том числе и с рублевой карты.
Наличные евро ходят не везде, но тем не менее, это практикуется - их принимают к оплате, при этом сдачу, как правило, дадут франками.
При оплате рублевой картой я просил принять оплату в евро или долларах, т.к. знал о том, что российские банки грешат двойной конвертацией рубль-евро-франк, но об этом лучше поинтересоваться непосредственно в своем банке. Для эксперимента в один и тот же день в разных местах расчеты производил в разных валютах. Возьму выписку из банка, проверю - самому интересен механизм конвертации.
Нюансы.
В общем, как-то вот так...
Не судите строго - это мой первый блог и я надеюсь, что кому-то он поможет сориентироваться.
До встречи на склонах Швейцарии! :)
Ну нет это не так