Берн отказал Северной Корее в лыжных подъемниках, затормозив тем самым стройку первого в стране горнолыжного курорта, начавшуюся по личному распоряжению Ким Чен Ына. Частная компания Bartholet Maschinenbau была вынуждена расторгнуть контракт на 7 млн швейцарских франков (около 249 млн рублей) после того, как Федеральный совет запретил ей поставить оборудование. Действия властей уже задним числом мотивировал Государственный секретариат по экономике (SECO), объявивший данную сделку подпадающей под международные санкции в отношении Пхеньяна.
— Швейцария действовала в согласии с запретом ООН на продажу предметов роскоши Северной Корее, — заявила в беседе с «Известиями» представитель SECO Мари Авет. — Каждая страна имеет право вносить самостоятельно те или иные наименования в список этих товаров. Мы расширили его, добавив туда спортивный инвентарь.
Кроме подъемников, в списке оказались снаряжение для гольфа, водных видов спорта, бильярда, верховой езды, а также знаменитые швейцарские часы класса «люкс», ювелирные украшения, духи. Попадание в такую компанию подъемников в SECO объяснили тем, что северокорейский горнолыжный комплекс был бы доступен исключительно местной элите и использовался бы лишь «в целях повышения престижа и пропаганды режима». Проект называют ответом Северной Кореи на зимнюю Олимпиаду в южнокорейском Пхенчхане в 2018 году. Кроме того, как считается, грандиозный проект родился именно в голове Ким Чен Ына. Есть данные, что он учился под вымышленным именем в средней школе в Швейцарии, где и полюбил горнолыжный спорт.
По задумке мечта национального лидера должна воплотиться в 110 км трасс на перевале Масик на востоке страны. Здесь должны расположиться гостиница и вертолетная площадка. Завершение строительства намечено на конец этого года. Однако нынешний отказ швейцарцев в подъемниках может всерьез затруднить выполнение поставленной задачи.
Это стало третьим «нет» северокорейцам со стороны европейцев. Ранее подъемники Пхеньяну не продали еще две компании — французская Pomagalski и австрийская Doppelmayr. Эксперты считают, что Берн готов расстаться с традиционным для себя нейтралитетом именно ради благосклонности своих европейских партнеров.
— На протяжении своей долгой истории Швейцария отказывалась участвовать в экономических санкциях, в том числе и ооновских, против иностранных государств, чтобы сохранить верность своей политике нейтралитета. Однако сейчас Берн не может себе этого больше позволить, — сказал специалист по внешней политике Швейцарии из Женевского университета Паскаль Сьярини. — Швейцарцы вынуждены идти на уступки, чтобы самим не оказаться по ту сторону от ЕС — среди государств, которые являются предметом осуждения Брюсселя.
В последнее время, по словам эксперта, репутация Берна страдает все больше. Несмотря на недовольство партнеров из ЕС, Швейцария не собирается отказываться от банковской тайны. А в начале лета она еще и ввела квоты на трудовых мигрантов из стран Евросоюза.
— В таких условиях Берн не может себе позволить вести сколько-нибудь независимую от ЕС политику в отношении Пхеньяна, — считает Сьярини. — И наоборот, продемонстрировав партнерам жест доброй воли, Швейцария показывает свою солидарность и защищает те же ценности, что и Брюссель.
Не остаются в стороне и вполне материальные расчеты Берна. Экономически Швейцария держится в основном за счет внешних рынков. И Евросоюз — ее партнер номер один. Так, доля экспортных поставок швейцарских компаний на европейский рынок составила в 2012 году около 57%.
Ну это зря. Бюрократия и формализм чинуш. Пастухи были бы против