Возможно, все прошлые годы срабатывал стереотип излишней «крутости» местных горнолыжных курортов, возможно, было просто неохота выбирать место вдали от такого знакомого аэропорта в Мюнхене, а может, существовала какая-то третья причина – вроде высокого курса швейцарского франка. Короче говоря, на днях представилась возможность съездить в «terra incognita», да сразу на два курорта с именем, более того – из списка Best of the Alps: в Давос и Церматт.
Началось все с сюрпризов: аэропорт города Цюриха встретил белым снегом – знающие люди объяснили, что даже для середины декабря это большая редкость. Значит, уже повезло. Дальше весь путь – только по железным дорогам. Вокзал в аэропорту находится буквально в двух или трех эскалаторах вниз – все очень просто и быстро. Впечатлила конструкция тележек для багажа – она позволяет передвигаться с ними на обычных эскалаторах со ступеньками, тележки вниз не падают. Еще один приятный момент – здесь есть магазин Duty Free на выходе из аэропорта. Если что забыл купить – вэлкам!
В 15 минутах пути – Центральный железнодорожный вокзал Цюриха. Отсюда, только с другой платформы, отходит поезд до Ландкварта (Landquart), где нужно сделать еще одну пересадку – уже до Давоса. В Цюрихе до поезда на Ландкварт было примерно 40 минут времени – достаточно, чтобы, во-первых, осмотреться, а во-вторых – снять денег в банкомате: в Швейцарии до сих пор в ходу местная валюта (если кто не в курсе – швейцарский франк).
От вокзала, где уже открылись рождественские рынки, и во всей красе стоит ёлка с игрушками от Swarowski, ведет Вокзальная улица (Bahnhofstrasse) – с магазинами на каждом шагу, но вот насчет банков и банкоматов было что-то негусто. Может, не туда смотрел, поэтому в поисках денег добрался до Линденхофа – холма на берегу речки Лиммат, откуда видна центральная часть города.
Красиво, по речке плавают лебеди, но и здесь банкомата не было… Отправился обратно к вокзалу, так как время уже «поджимало», и на Ураниаштрассе все-таки обнаружил нужный мне дивайс. Дальнейший путь до Давоса пролетел довольно быстро – во многом благодаря «бару на колесах».
Что можно сказать о городе с населением в 14.000 человек, куда регулярно съезжается хозяйственная элита ведущих стран мира? Давосский экономический форму накладывает свой «отпечаток» — здесь все очень солидно. Есть даже казино – недалеко от Конгресс-отеля, а бутиков с дорогими швейцарскими часами, которые, кстати, во всем остальном мире стоят еще дороже, просто не перечесть.

Архитектура Давоса ведет свое начало от санаторно-климатического курорта – в XIX веке сюда съезжались больные туберкулезом. Санатории строили с плоскими крышами (для дополнительной инсоляции) и обширными балконами – считалось, что больные должны принимать воздушные и солнечные ванны, расположившись в шезлонгах. Конечно, и в Давосе есть обычные альпийские шале, но бетонных коробок с плоскими крышами гораздо больше. Многоэтажные — по альпийским меркам, — здания 5-звездочного Belvedere, 4-звездочных Seehof, Waldhotel Davos, Sunstar Parkhotel и других монстров гостиничного бизнеса возвышаются в центральной части Давоса и на окрестных склонах.



Неподалеку от Давосского озера строится отель Intercontinental, высота которого составит без малого 40 метров – открытие состоится в 2013 году. Наверное, для тех, кого не слишком волнуют спуски на лыжах, жизнь в большом альпийском городе будет несомненным плюсом. Здесь есть что посмотреть и куда сходить: музеи, магазины, концертные залы и большой спортивный центр, включая ледовую арену, на которой ежегодно проводится хоккейный Кубок Шпенглера (Spengler Cup Davos), названный в честь Карла Шпенглера – врача, посвятившего жизнь борьбе с туберкулезом. Это старейший международный хоккейный турнир, который впервые был проведен в 1923 году. В соревнованиях традиционно принимают участие сильнейшие клубы Европы, в том числе и из России (ранее из СССР). В последний раз российские хоккеисты становились обладателем Кубка в 2010 году – турнир выиграла команда СКА из Санкт-Петербурга. Так что даже те, кто приехал в Давос, но вообще не планирует становиться на горные лыжи или сноуборд (а таких, по статистике, здесь 25%) не почувствуют себя ущемленными в своих «правах».


Не менее интересна история канатных дорог Давоса, ведь именно здесь был построен первый в мире подъемник, предназначенный для транспортировки исключительно лыжников – бугельный. История создания «бугеля» (не путать с мэтром отечественной горнолыжной журналистики!) ведет свое начало с 1930 года, когда инструктор местной горнолыжной школы подсчитал, что обычный среднестатистический ученик может спуститься с горки только 6 раз за день – все остальное время он топает вверх. Задачу взялся решить инженер Эрнст Констам (Ernst Constam), который разработал и построил в Давосе первый в мире подъемник длиной 260 метров для транспортировки лыжников. Первый бугель Констама имел форму буквы J и в сезоне 1934/35 годов им воспользовалось 70.000 человек – успех был полный. Через год еще один горнолыжный инструктор, Як Эттингер (Jack Ettinger), выдвинул идею транспортировки сразу двух человек – так был создан бугель в виде буквы Т (T-Lift). Именно этот бугель, с некоторыми модификациями, дожил до наших дней и продолжает поднимать горнолыжников.

В настоящее время зону катания в Давосе составляют 5 основных центров – Парсенн (Parsenn), Якобсхорн (Jakobshorn), Мадриза (Madrisa), Пишча (Pischa) и Ринерхорн (Rinerhorn), а также Шатцальп (Schatzalp) – самый первый в Давосе район катания, куда сейчас приезжают в основном покататься на санках по 2,8-километровой трассе.

Всего в регионе официально заявлено 320 километров подготовленных трасс, но за два дня, 12 и 13 декабря, удалось покататься только по незначительной их части: на Якобсхорне по большому счету были открыты лишь три трассы, на Парсенне – раза в два больше, но самая-самая, 12-километровая трасса с вершины Вайссфлугипфель (Weissfluhgipfel) в сторону Клостерса была закрыта, к ее подготовке только-только приступили. Было тоскливо наблюдать, как ратраки ползают по двум верхним крутякам и осознавать, что откроют спуск уже завтра, но меня здесь уже не будет.


Парсенн понравился гораздо больше Якобсхорна – во-первых, сам по себе регион повыше (верхняя точка, доступная с помощью подъемника, находится на высоте 2850 метров), во-вторых, отсюда открываются захватывающие виды на окрестные горы, в том числе ледник Сильвретта, а в третьих, какой же швейцарский курорт без железной дороги?

Две очереди железнодорожного фуникулера Parsennbahn оставили очень приятное впечатление: везет быстро, виды красивые, только, как это обычно бывает с подъемниками подобного типа, всю дорогу едешь стоя.
По мнению нашего гида-инструктора по имени Курт, в районе Парсенна действительно лучшие трассы всего региона.


Однако Курт советует не замыкаться на подготовленных склонах – по его словам, в регионе есть замечательные маршруты для ски-тура. К примеру, уйти на лыжах можно в сторону Арозы, по прямой до которой отсюда совсем близко. Кстати, маршрут официально тематический, «По следам сэра Артура Конан Дойла» — знаменитый писатель часто приезжал в Давос. Из Арозы можно перевалить через Вайссхорн и спуститься в Парпан (Parpan) – зону катания Ленцерхайде (Lenzerheide). Обратно в Давос придется добираться на автобусе. Курт знает, о чем говорит – он обошел все окрестные горы, как никак, бывший чемпион Швейцарии по ВОДНЫМ лыжам. Ну, а зимой работает инструктором в местной давосской горнолыжной школе, где, кроме него, в зимний сезон трудятся еще 180 человек.


Возможности для офф-писта есть на каждом из пяти центров в регионе Давос/Клостерс. Причем в отличие от некоторых европейских горнолыжных курортов, здесь никто не будет штрафовать фрирайдеров за выход с трассы. Например, небольшой регион Пишча, помимо комфортного семейного отдыха (здесь всего три подъемника, зато есть большой детский сад) также вполне пригоден для фрирайда: вдоль длинного бугеля Флюэламэдер (Fluelamaeder) есть маркированный спуск, который не укатывается ратраками.

Если с погодой на Якобсхорне не повезло — там было туманно, ветрено и холодно, то на следующий день на Парсенне было великолепно! Правда, мороз никто не отменял, поэтому отогреваться приходилось «подручными средствами» — егерьским чаем и глювайном. :))
Несмотря на всю серьезность и представительность Давоса и окрестностей, поселиться здесь можно, что называется, на любой кошелек. Вполне бюджетным вариантом могут стать однокомнатные апартаменты, скажем, в Клостерсе по цене от 60 до 80 шв. франков — в зависимости от сезона. Что касается цен на скипасс, то они также не заоблачные. К тому же во многих отелях и апартаментах вы получите «карту гостя», по которой, помимо бесплатного перемещения на региональных автобусах и поезде Клостерс-Давос-Филизур можно получить и весьма приятные скидки. Например, на бесплатный напиток при покупке жетона стоимостью не ниже 30 шв. франков в Казино Давос. Главное, вовремя остановиться :))

Автор выражает благодарность за помощь в организации поездки российскому Представительству Switzerland Tourism Russia и лично Марии Макаровой, а также представителю офиса по туризму Davos/Klosters Аурелии Шмид (Aurelia Schmid).
Продолжение следует.