24 декабря мы вылетели из Москвы во Франкфурт. Так как отпуск предполагал не только лыжи, но и поездку по Германии и Голландии, во Франкфурте взяли в прокат автомобиль А4 Avant 1.9TD.
Дорога от Франкфурта до границы со Швейцарией заняла примерно 4 часа. На границе выяснилось, что полученные с большими мучениями швейцарские визы не пригодились. Не мудрено: арендованная машина имела немецкие номера. Сразу замечу, что время нашего лыжного отпуска совпало с рождественскими каникулами в Европе. А горные лыжи народ в Европе уважает, и казалось, пол Европы катит в Швейцарию. Пробок не было, но движение было очень интенсивным. Особенно в районе Берна. Примерно в 50 км к югу от Берна перед нами выросли Альпы. Нам предстояло на железнодорожной платформе пересечь туннель Лёчберг длиной 15 км.
Затем часа два по горным серпантинам, и мы в деревне Саас-Грунд. Должен сразу оговориться: описывать горную Швейцарию словами - дело бесполезное и неблагодарное. Это надо видеть. Пока мы ехали в машине, тишина прерывалась возгласами типа: «не может быть», «не мог(ла) себе представить», «неужели это не сон»... Да, это сон, сказка, фантастика.
В Саас-Грунд, где мы жили, наша компания арендовала дом. Большая компания – большой дом. Возможности для размещения в Саас - на любой вкус и кошелёк. Гостиницы, апартаменты, шале, дома. Мы жили в 4-х этажном доме большим коллективом (около 40 человек – семьи учёных, работающих в Европе, и эмигранты из России). Подобное размещение предполагало высокую экономичность. В нашем распоряжении была комната примерно 14 кв. м с раковиной. В комнату мы приходили только спать. На этаже четыре такие комнаты. Удобства и душ – коллективные, но в достаточном количестве, чтобы избежать очередей, ругани, одним словом, коммуналки. В доме большая кухня со всей необходимой кухонной техникой и большая столовая. Еду также готовили коллективно. В итоге мы заплатили за проживание (7 ночей) на семью из троих взрослых 400 евро (!), за питание 70 евро (!) на троих, так как готовили сами из своих продуктов, которые привезли из Германии, а стоят они там дешевле, чем в Ашане. Больше ушло на вино, пиво, snacks из соседнего магазина.
Теперь к главному. Рядом с домом был прокат. Прокатов много и, пожалуй, не стоит ломиться в самый близкий к подъёмнику, ибо, как показал опыт, снаряжение там было самое пользованое. Я брал с собой только ботинки, о чём пожалел. Надо брать и лыжи. Пусть морока везти, но лыжи подобрать я себе там так и не смог, т.е. не мог нормально кантоваться на прокатных лыжах, даже валился с непривычки. Может, канты были плохо заточены. Сын однозначно выступил за доску.
Прокат трёх комплектов на 7 дней стоил 700 евро. «Обулись». Для жены и сына взяли школу на 3 дня. Стоило это около 150 евро. В группе было 8 человек. Чтобы закончить материальные выкладки, озвучу цену на ski-pass – 40 евро с человека с 9.00 до 16.00 без ограничения подъёмов. Подешевле, чем в Сорочанах, будет. Была там одна интересная возможность. Положим, днем вы катаетесь на беговых лыжах или на коньках, гуляете по округе. В 15.45 за 5 евро приобретаете ski-pass и поднимаетесь на самую верхнюю точку. Оттуда спускаетесь вниз минут за 20-25, преодолевая расстояние в 17-18 км.
Склонов много разных. От «синих» для начинающих до экстримальных «чёрных» на ледниках. Большинство склонов «красные». Есть проще, есть сложнее. Одним словом, на любой вкус и цвет.
Склоны в идеальном состоянии. Всю ночь с фарами ходили ратраки. При необходимости они выходили и днём. Конечно, как и везде, сноубордисты портили склоны, сгребая вельветку на крутых участках. Дискуссиям и взаимным обвинениям между лыжниками и сноубордистами нет конца. Молодёжь катается, в основном, на досках.
Были случаи, когда сноубордисты сшибали лыжников. Сразу скажу тем, кто едет в горы: покупайте горнолыжную медицинскую страховку. Она стоит ненамного дороже. Но по ней вам оплатят и эвакуацию со склона на вертолёте в ближайшую больницу, что стоит порядка 1 000 евро.
Наш дом находился на высоте 1 500 м над уровнем моря. Воздух разряженный, мало кислорода. Постоянно одышка. Я по совету бывалых взял с собой литр VSOP. Не помогало, но всё равно выпил не без удовольствия. Более того, советую на время катания в горах вообще отказаться от алкоголя. Разве что немного глинтвейна.
Верхняя точка Hoch Saas находится на высоте 3 500 м. Оттуда самые классные спуски. Там бывало холодно – до -20 и ветер. Но при очень низкой влажности холод воспринимается не так критично.
Стандартная экипировка – термобельё и флисовая куртка - обеспечивали комфортное катание. Маска была обязательным компонентом. Маску лучше иметь с двойным стеклом. При долгом подъёме обычная маска запотевает или её приходится снимать, а солнце очень яркое.
С погодой сюрпризов не было. Почти все дни светило солнце. Бывало, неожиданно спускался туман или начинал валить снежок.
Saas знаменит тем, что в конце декабря всегда есть снег. Декабрь 2004 г. выдался в Европе очень малоснежным и тёплым. Многие лыжники, отправившиеся во Францию, Германию, Австрию, не смогли покататься из-за отсутствия снега. В Saas такой ситуации не помнят вообще.
Самый короткий склон для начинающих - около километра. Он совсем пологий с незначительными уклонами и идеально подходит для новичков. На нем проходят занятия горнолыжных школ. Инструкторы говорят на немецком, английском и французском. Русскоязычных инструкторов не видели. Считаю Saas идеальным местом для начала горнолыжной практики.
Если спускаться с самой верхней точки, длина трассы составит примерно 17 км. Есть и крутые склоны, которые можно объезжать по пологим – альтернативным, и склоны-тихоходы. Едешь расслабленно и любуешься видами и красотами Альп.
Мы катались только в Саас-Грунд, так как эти склоны проще и больше рассчитаны на начинающих. Между Саас-Грунд и Саас-Фэ очень часто ходят автобусы. Ski-pass, купленный в Саас-Грунд, действителен и в Саас-Фэ. Можно за один день покататься и там, и там. На автобусе минут 15. Обычный транспорт в Саас-Фэ не допускается. Экология. Жить дешевле в Саас-Грунд. Кататься интереснее в Саас-Фэ, но нам и в Саас-Грунд очень понравилось. В Саас-Фэ намного больше склонов. Плюс горное метро, горный ресторан на высоте около 4 000 метров.
Инфраструктура развита везде очень хорошо. Кафе и рестораны есть на склонах даже на высоких отметках, так что поесть или просто попить глинтвейна - проблем нет. Инфраструктура идеально разработана для лыжного отдыха. Даже автобусы ходят с прицепами, в которые можно ставить лыжи и доски.
Apre-ski. Вечером мы обычно собирались компанией в нашем доме. Вино, гитары, водка под борщ. Не было проблем сходить в сауну или в бассейн в гостиницах рядом. Много баров и ресторанов. Кроме того, есть катки, трассы для беговых лыж, склоны для тьюбинга – молодёжи нравилось. В доме был настольный теннис, бильярд - в соседнем баре. Булочная, продуктовые магазины – всё рядом. Молодёжь жаловалась на отсутствие дискотеки. Мы охотно гуляли по округе, заходили в бары выпить пива или глинтвейна. Даже слушали камерную музыку в деревенской кирхе.
Утром первого января совершили пешую прогулку из Саас-Грунд в Саас-Фэ. В этот день, после новогодней ночи, мы не катались. Думаю, меня поймут. А дети посмотрели на нас с непониманием, пожали плечами, взяли доски и пошли в горы. Несмотря на выходной день, прокаты и подъёмники работали, как обычно.
Русских в этом месте мы не видели. Встречали только одну семью, которая выделялась тем, что на подъёмник постоянно пытались влезть без очереди. Выглядело это так. Женщина, расталкивая других в очереди, втискивалась в кабинку и истошным голосом начинала вопить: «Ребята, давайте сюда! Я вам тут места заняла!».
Второго января мы разьезжались. И не только мы. Рождественские каникулы закончились, народ возвращался домой. Горнолыжные курорты опустели. Из этого я сделал вывод, что оптимально встретить Новый Год дома в России, а второго января ехать в горы.
По пути заехали в Берн. Погуляли пару часов. Потом была поездка в Кёльн к друзьям и оттуда в Амстердам. Вернулись во Франкфурт 6 января, проехав в общей сложности 2 500 км. Машину отдали в аэропорту перед вылетом.
В принципе, до Саас можно легко добраться и без машины. Самолётом до Цюриха или Женевы. Дальше часа три на поезде с одной пересадкой и в заключении час на автобусе. Даже наличие большого количества вещей дискомфорта не создаст, так как в Швейцарии в этом плане всё продумано. Страна живёт лыжами и лыжным бизнесом.
В этом году мы планируем ехать в Австрию. Не потому, что Саас чем-то не понравился. Просто имеем привычку: не ездить дважды в одно и то же место. К тому же в Венской опере ещё не были. Поедем так же, без турагентств и посредников. Сейчас занимаемся поиском вариантов размещения, так как это уже пора делать.
Автор: Игорь Селиванов. Москва |
"Должен сразу оговориться: описывать горную Швейцарию словами - дело бесполезное и неблагодарное. Это надо видеть. Пока мы ехали в машине, тишина прерывалась возгласами типа: «не может быть», «не мог(ла) себе представить», «неужели это не сон»... Да, это сон, сказка, фантастика"
У Вас очень даже объективно получилось описать :!:
А нашим форумчанам, кот интересуются поездками без турагентств, должно понравится вот это:
"В итоге мы заплатили за проживание (7 ночей) на семью из троих взрослых 400 евро (!), за питание 70 евро (!) на троих"