Каждый новый год мы с друзьями ходим в баню, ездим в Скандинавию. Что же мы, горнолыжники со стажем, забыли на этих сопках, которые и горами-то назвать язык не поворачивается?
Причина ясна, как божий день – дети и деньги. Когда отпрысков больше двух, вывезти их на Новый Год на пару недель в горы, способен не всякий. Что делают в Швеции-Норвегии люди, не имеющие детей, прилетающие туда на самолетах или москвичи – ума не приложу.
Итак, обо всем поподробнее.
Бюджет.
Главная прелесть мероприятия –ценник, который радует, потому что исключается самолет. На машине от Питера до Хельсинки , потом паром Хельсинки-Стокгольм, а потом от Стокгольма до “гор”. Бюджет поедки со скипасами, паромом, бензином, проживанием- 3000 евро на семью из шести человек. Минусы – 4 дня в дороге. Хотя, впрочем, при желании, дорогу можно развеселить и разнообразить.
Граница.
Ненавижу пересекать границу на машине, а в канун новогодних праздников –ненавижу вдвойне. Ад и ужос. Поэтому уезжаем, как правило, за неделю до Нового года. В результате, стоим на таможне не 6 часов, а часа 2. И все равно, ты не застрахован от проезжающих без очереди соотечественников. Я тут поинтересовалась – как они это делают. Мне сказали, что способа 2 – тысяча рублей в зубах или ребенок до года. Да, в мае я попробовала. Набравшись наглости, вооружившись тысячей и младенцем, мы обогнали всю очередь и гордо подъехали к таможеннику у шлагбаума. Не знаю, в чем дело, может у меня слишком строгое лицо, как у представителя правоохранительных органов, но мы были посланы им по всем пунктам и поехали в конец очереди под восторженное улюлюкание последней. Поэтому теперь я стою и не рыпаюсь тихо ненавидя всех меня обгоняющих. А ненависть, как известно, очень портит карму.
Паром.
Главное развлечение на пароме – шведский стол. О… Это воистину –настоящий шведский стол, по сравнению с которым, меркнут все мероприятия с подобным названием. Думаю, в 80-е годы, именно так моя бабушка представляла себя слово Изобилие. Есть все, и его много. Всегда видно тех, кто попал сюда впервые. Безумные глаза, с тарелки падают куски, руки дрожат от перевозбуждения. Да… Вспоминаю, прям, себя, 7 лет назад… Но-увы и ах. Креветки надоедают на сотой штуке, мидии – на тридцатой. Причем –навсегда. Половина оказывается не совсем съедобной синтеческой едой, как, кстати, большинство продуктов в магазинах, западнее матушки России. Что-то - вообще несъедобной подделкой типа гор черной или красной икры. В общем, в этот раз, я взяла 3 вареных картошки и кусок мяса. Все. За что 30 евро платила – непонятно…
Деньги.
Когда въезжаешь в Финляндию и видишь ценник на бензин, то понимаешь –все, халява кончилась, газовать надо меньше и стараться побольше спускаться с горок, а не забираться на них. Когда, после Финляндии въезжаешь в Швецию, то жалеешь о том, что не затарился продуктами на 2 недели в Финляндии. Шведы с Норвегами вообще молодцы – при вступлении в евросоюз, они мудро отказались от евро, поэтому каждый год курс SEKов или NOKов, неуклонно растет по отношению к евро, поэтому отдых становится все дороже и дороже. И вот, наконец, когда попадаешь в Норвегию, Швеция кажется тебе страной победившего социализма, что, кстати, является чистой правдой, и ты понимашь, что шоппинг, да и вообще покупки в Норвегии – дело совершенно утопическое, и даже скидки в 50 процентов не приближают цены к финским. Зато – на обратной дороге, каждая граница радует все больше и больше, и в Финляндии, гуляя по магазинам, чувствуешь себя Рокфеллером.
Осло
Прекрасный город, который, к сожалению, является задачкой похуже квеста для путешественника, потому как все развязки в нем расположены под землей. Его можно проехать или сразу, за 10 минут, это называется пруха, или увязнуть в нем на долгие часы. Въезжаешь так бодро по навигатору под землю, там навигатор сигнал благополучно теряет, и ты лихорадочно соображаешь, в какой из правых поворотов тебе направо. Выход только один – выключть навигатор и включить мозг, иначе –все, можно стать подземным призраком Осло.
Лоси
Когда едешь по Швеции, недоумевеаешь – кругом знаки “Осторожно – Лось”, а самих лосей я не видела ни разу за 7 лет. А вот норвеги – они не заморачиваются, зачем предупреждать? Норвегия – страна лосей, мать их. Лоси –везде. На магнитах, значках, шапках и даже лыжах.Удивительно, что у них на флаге лося нет. Но, все равно, проснувшись на дороге от экстренного торможения, я была удивлена. Вот, если кто думал, что лось – это такой северный олень, воспетый поэтами, то ничего подобного. Лось – это северный слон. Только с рогами и копытами. Огромное серое пятно в 30 метрах от машины. Визг тормозов. Какое счастье, что лось – быстрый зверь и убежал. Иначе – прощай Чебурашкинские вирши. Второй раз мы видели лосей на обратной дороге. Двоих. Прямо на пустынной в то раннее время трассе. В неоднозначной позе. Мы остановились метров за 20, благо они оглянулись на нас, и в темноте стали хорошо видны глаза. И вот смотрю я на этих лосей, которых не объехать и думаю – а нападают ли они на машины, ведь удар такого копыта по лобовому стеклу, да рогами по крыше – и трындец… Слава Богу, через 5 минут, лоси удалились в лес, а я обзавелась еще одной фобией. Теперь, кроме насекомых и самолетов, я панически еще боюсь лосей на дорогах.
Дети
Детей шведы-норвеги любят. Ставят на лыжи с двух лет, соответственно. Ты, искренне радуясь, что твой начал уверенно держаться на ногах, и года через 3 его можно ставить на лыжи, вдруг, видишь его скандинавских ровесников уже съезжающих с гор, комплексуешь и прешься в прокат за самыми маленьками лыжами и ботинками 15-го размера. В итоге, все мои дети поставлены на лыжи в 2 года, о чем сожалеть не могу, сейчас есть чему у них поучиться. В связи с таким маленьким возрастом горнолыжников, здесь для них придумано все, и детские парки с поющими фигурками, которые превращают катание в праздник, детские аниматоры, детские конкурсы и, конечно, “варместуги”, где можно поменять ребенку памперс, накормить сиськой – и снова поставив на лыжи, отпустить вниз с горы. В Альпах я не видела такого нигде. Кстати, скандинавы очень трепетноо относятся к детским горнолыжным травмам, и клянутся, что не берут денег за эвакуацию ребенка с горы и медицинское обслуживание –только за материалы. Вполне может быть, потому как детский перелом большой берцовой кости обошелся страховой в 150 евро, а растяжение лодыжки –в 70.
Каталка.
Ну тут и без меня можно в тырнетах посмотреть. Перепад высот от 1200 метров в Оре, Швеция, до 700 метров и меньше в Трюсиле и Хемседале, Норвегия. Финляндию не оцениваем, там даже сопок нет. Ничего интересного. Подъемники – довольно старые, с колпаками –только 2 на все 4 горнолыжных курорта Скандинавии, накоторых я побывала, кабина есть одна и только в Оре, популярностью не пользуется, потому что тащится медленно. Подготовлены трассы хорошо, указатели –как для идиотов, в пропасть не улетишь, в связи отсутствием пропастей, в общем – для детей самое то.
Холод.
На подъемниках я мерзну все время. Даже в этом году, при плюс 1. Не могу понять почему, потому как в Альпах при подобной температуре я уже делаю попытки позагорать. В Норвегии же в первый день, я выхожу на гору красоткой, а дальше с каждым днем начинаю утепляться. К заключительному дню я похожа на француза времен Бородино. Абсолютно неэротично, зато тепло. Всегда сожалею, что не поступила так на первый день, когда же меня жизнь отучит пижонствовать?
Апре-ски.
Так это называется, по-норвежски. В заключительный день нашей большой компанией сметаются все запасы алкоголя, заботливо купленного на пароме. В этот раз все началось с “Рыжей собаки”, состоящей из текилы,самбуки и тобаско, потом кончилась текила, и ее заменили водкой, коктейль стал называться “Дворняжка”, после кончилась самбука и тобаско, их заменили на шампанское со швепсом и стали пить “Белого пуделя”. Итог печален – обратно за рулем ехали одни девочки, никаких собак не пившие. Кортедж тащился медленно и печально, под женскую пилежку и мужской храп.
Вот так мы и отдыхаем. Все-таки, в Скандинавии есть своя прелесть, но я с нетерпением жду, когда подрастет мелкий, муж разбогатеет, я доделаю квартиру олигарха, и мы, наконец, сможем махнуть на Новый год в Альпы.