Повелась нынче на курорте Горки Город новая забава: охота на ведьм и ведьмаков, одетых во фрирайдерские одежды заморские, да на широких лыжах с загнутыми носами. Испокон веку на Руси с кем-то борются: то с печенегами-половцами, то с джазменами-рокнролльщиками. Вот и до фрирайдеров очередь дошла. "Сегодня он фрирайд катал, а завтра Родину продал!".
За спуски вне трасс таперича со ски-пассом сезонным легко можно распрощаться, а он, к слову сказать, 36 500 рубликов деревянных стоит. Однако, деньги уже. А блюдят за всем этим процессом недобры молодцы из ски-патруля, которые самодовольно ухмыляясь, трактуют любые отклонения от трасс как повод для лишения абонемента на катание. Таким макаром наряду с "черными инструкторами" скоро появится термин "черный катальщик", а наряду с "серой зарплатой" будут и "серые спуски".
И вот стало мне интересно, как практикующему юристу, и, в какой-то мере, фрирайдеру, насколько все эти акции от Сбербанка имеют под собой правовое основание и так ли уж они эффективны.
Ну, во-первых, покупая ски-пасс, мы заключаем с курортом гражданско-правовой договор, который я бы отнес к сфере оказания услуг. Существенными условиями такого договора, без соблюдения которых он не считается заключенным, является предмет договора и порядок оплаты. Предметом договора в данном случае мне видится скорее работа подъемников, функционирование и подготовка трасс, обеспечение безопасности на трассах. Причем все это должно иметь письменную форму сделки дабы избежать разногласий. Мы же имеем на руках только пластиковую карту и кассовый чек. Знаю, что у администрации ГЛК популярна фраза: "покупая ски-пасс, вы автоматически соглашаетесь с правилами, установленными на курорте". Вот я не уверен, что это правильно, когда тебе втюхивают товар с ограничением в его использовании. По-большому счету, я плачу за подъемники, почему мне должны указывать каким путем я должен спускаться?
В любом случае, блокировка ски-пасса не что иное, как односторонний отказ от исполнения обязательств, который по общему правилу гражданского закона допустим лишь в исключительных случаях.
Самое удивительное, что такие меры исходят от людей, которые ни черта не смыслят в этом самом фрирайде. Сомневаюсь, что они хоть раз посетили лекции по лавинной безопасности или катали в группе с гидом. Более того, хочется задать им вопрос: и как же это во времена Ж.-К. Килли и ранее склоны обходились без ратраков и газексов?
Если внимательно изучить статистику несчастных случаев в горнолыжной отрасли, то, уверен, что смертей и травм в пределах оборудованных трасс в разы больше, чем за их пределами. Давайте введем горнолыжное ГИБДД (тем более, что нынешние держиморды из ски-патрулей очень их напоминают). Кстати, наличие гаишных архангелов на автодорогах не ликвидирует страшнейшие ДТП, в которых гибнут люди.
Также мне ооочень интересно, почему на рекламных баннерах ГГ красуются спортсмены-фрирайдеры, взрывающие пухляк? Если бороться со "злом", так до конца: разместите на своей рекламе чайников, соскребающихся по серпантину в плуге, люди сразу поймут, что у вас безопасно.
Если мы говорим о возможной ответственности должностных лиц ГЛК за гибель людей, катающихся вне трасс, то мне, опять же как юристу, непонятно за что их могут наказать, если люди ушли за ленточку добровольно, на свой страх и риск? Надо бы тогда и грибников-ягодников не пущать за волчатник, пусть вдоль дорог собирают, потом суп наваристее будет и варенье торкнет.
Мне видится, что причина подобных запретов не меры по безопасности катающихся (хотя и последовали они после гибели в лавине в начале года двух ребят), а некомпетентность принимающих такие решения и отсутствие четкого правового регулирования в данной сфере. Именно в таких условиях и рождаются подобные "перлы", в принципе нарушающие конституционные права и свободы граждан. И эти самые граждане уже голосуют рублем, в том числе и автор этих строк. Буквально на днях вернулся из Красной Поляны, и, будучи вооруженным и предупрежденным (спасибо друзьям из фейсбука), предпочел кататься на Альпике (ни разу не пожалел). Насколько мне известно, под эту раздачу уже попали достаточно авторитетные в российской фрирайд-тусовке люди.
Считаю, что такие запреты не помогут ибо умеющие и знающие могут и объехать патрули, только рисковать придется больше. А не столь искушенные райдеры просто уйдут с курорта. Осталось это как-то донести до руководства курорта. Будем надеяться, что они прочтут этот материал.
Как выход вижу установление судебной практики по данным правоотношениям. Хотя это достаточно трудоемкий процесс. Как говорится, кто был в суде над цирком не смеется. Но за сезонник я бы посудился.
Причастных и неравнодушных прошу высказаться по этой теме, интересно ваше мнение.
С уважением, Юрий Зайцев