Ski-альпинизм, как вершина эволюции skitour? Проверено Алтаем
Шаг, ещё один, главное не останавливаться, левая лыжа соскальзывает с пробитой тропы, вытягиваю её обратно, ещё шаг, пот щиплет глаза, дыхание опять сбилось, скорость движения совсем никакая, сейчас вот лягу прямо здесь – сил нет вообще! Мысли скачут, в такт пульсу: какая тут высота… отчего так тяжело дышать, шаг, ещё один… до конца траверса больше половины склона… шаг, скорость ещё меньше, шаг… дошёл. И как меня только сюда занесло?!!!
«Лужба, это детсад, тут как в бассейне с водой по пояс плавать», - сказал Алексей, подкидывая в печь очередное полено. «Настоящий скитур и фрирайд, это большие горы! Высоты другие, кондиции снега…», - продолжил он, вороша угли. Так посреди сибирской тайги под треск горящей в печи лиственницы я решил попробовать, тот самый «настоящий фрирайд». Разговор этот состоялся в феврале 2022 года, когда наша «бригада» в очередной раз вместе с компанией Altaiski раскатывали лужбинский пухляк.
На улице конец апреля, в центральной России жители уже посадили картошку и достали летнюю обувь, а мы навьюченные рюкзаками и чехлами с лыжами стремимся в зиму, первые приметы которой мелькают за окном поезда в виде грязноватого снега в оврагах, кусков льда кое-где на реках…
Бийск встретил +27 градусами Цельсия и солнцем. Выезжаем - выезд назначен на утро: на привокзальной площади нас ждёт «буханка» и УАЗ Патриот с нашими друзьями и по совместительству хозяевами проекта AltaiSky: Алексеем, Олегом и Александром. Кроме организаторов в этот раз состав такой: трое из Брянска - Я, моя жена Аня и наш друг Иван, Миша из Еката и Маша из Красноярска. Все раньше уже катались с оргами и не раз, все знаем друг друга. Алексей раздаёт фирменные толстовки с символикой компании, грузимся и вперёд к вершинам Южно-Чуйского хребта.
Забив под крышу машины, рассаживаемся с комфортом советского автопрома, до места катания – долины реки Елангаш у нас ещё почти суточный автопробег по Чуйскому тракту.
Первые 500 км.– сплошное разочарование: вдоль дороги плотными рядами стоят деревянные домики, размером с небольшой сарайчик. Их так много, что кажется будто едешь по бесконечной улице, это всё базы отдыха вдоль р.Чуи. Что за радость отдыхать, глядя на стену соседского бунгало, мне неведомо. Видимо спрос есть, потому как количество машин с местными номерами, примерно равно количеству домов.
Чем дальше в сторону Монголии, тем людей и кемпингов меньше, вот уже на горизонте появляются снежные вершины, а на склонах гор табуны лошадей и отары овец. Всё больше дикости и меньше цивилизации, я смотрю по сторонам и пытаюсь настроится на предстоящие приключение… Снега всё больше, реки помельче ещё скованы льдом, весна здесь явно в самом начале.
На ночёвку остановились в пос. Чиган Узун. Из местных тут осталось 2-3 дома, остальные постройки опять же для туристов и альпинистов. Нам на компанию достался уютный (тёплый) дом, но в стадии незавершённого строительства – туалет и душ не рабочие.
Утро встретило морозом и снегом, за ночь он укрыл всю землю, засыпал все признаки весны, климатическая машина времени переносит нас в зиму! Спешно грузим вещи в автомобили и стартуем, впереди самая сложная часть дороги, вернее её отсутствие.
Вильнув на прощанье поворотом Чуйский тракт раскрутил ленту асфальта в сторону Монголии, а мы уходим на грунтовку, которая быстро перешла просто в засыпанные снегом просторы каменистой степи.
Натужно гудя мотором наш «головастик» карабкается на холмы и ныряет с них, как пловец с вышки. Дорога здесь - это пространство, где камни меньше. Вдруг на фоне серых камней и белого снега – человек одетый в ярко жёлтую куртку с неоновым рюкзаком. Подъезжаем: «Привет, помощь нужна?», спрашивает Алексей. Жёлтый человек от помощи отказывается, говорит, что идёт из альплагеря, пытался пойти на восхождение, но газ замёрз и он замёрз. Решил идти обратно в цивилизацию!
Дальше опять белые поля и снежные вершины на горизонте, монотонный гул мотора и любопытные суслики, стоящие столбиками возле своих нор. По дороге заехали на просмотр петроглифов: небольшой холм разрисован от подножья до вершинки, если судить по информационной табличке рисунков около 15000. Верблюды, кони, люди с копьями и без просто выбитые на камне, в разных позах, где-то целые картины, где-то по одному персонажу. Ночной снег растаял, камни мокрые и рисунки видны отчётливо. Портит картину только «новодел» - то тут, то там современные надписи, иногда прямо по рисункам и попытки нарисовать что-то своё! Ну зачем?!!! Мало заборов в городе?
Немного отдохнув, двигаемся дальше, примерно через 3 преодолев 30 километров, мы наконец-то у цели: долина реки Елангаш, здесь нам предстоит прожить неделю, раскатывая вершины Южно-Чуйского хребта.
Весна в этом году поздняя, Елангаш ещё не растаял, по долине кое-где лежит снег, но на солнце тепло. Быстро ставим лагерь на 5 человек у нас 2 соединённых тамбуром палатки высотой потолков около 2 м. с печками и раскладушками.
Алексей на буханке уезжает, оставив нас на Олега и Александра. В эту экспедицию Олег будет гидовать, Саша выполнять обязанности начпрода, службы спасения, снабжения и т.п.
Солнце ещё высоко и Олег предлагает, по лайту раскатать ближний кулуар для акклиматизации. Для подтверждения лёгкости задуманного он даже не переодевается, а идёт катать в спортивном костюме. Для тренировки на подъёме крепим к сплитам кошки и штурмуем кулуар в лоб, снег – бетон, организм – в панике. Минут через 40 добираемся до замёрзшего озера, собираем доски и катим к лагерю. Кондиции снега меняются от мягкого до твёрдого постоянно, в основном все кроме Миши (он на лыжах) и Олега (он привычный) скребут на заднем канте, необходимо войти в рабочий режим.
Спустились почти до палаток, «дома» ждал борщ и альпинисты-соседи. Борщ разошёлся на «ура», альпинисты разошлись только когда кончился алкоголь, при этом всё восторгались комфортом нашего проживания и теплом в палатках.
День 1. Выход назначен на 9, к этому времени солнце переваливает через вершины и в долине становится тепло, ну так относительно – минус по цельсию есть, но на солнечных участках, если выключили ветер – вполне сносно.
Строимся возле палатки в одну шеренгу, Олег проверяет наше альпснаряжение, выдаёт недостающее, подгоняет имеющееся.
Катаем сегодня ближнюю вершину, надо набрать всего 400 метров высоты, нам нужна акклиматизация. Тропят по очереди Олег и Михаил. Примерно на 2/3 подъёма снег превратился в супербетон, Олег решает на вершину идти с Михаилом и Иваном, а мы оставляем собранные доски на гребне и поднимаемся за ними в кошках. Подъём без лишнего веса за плечами дался легко.
Вот и первая вершина в этой поездке: высота 2900. Наверху традиционно ветер, быстро фотографируемся и вниз.
После спуска по плану тренировка. Рядом с подножьем нашлась задутая снегом стенка на которой мы часа 2 отрабатывали спуск по верёвкам, подъём на жумаре, устройство станции. После «уроков» немного набрали высоты и доехали почти до лагеря. Развесив вещи на просушку, идём за водой. Из-за поздней весны, текущая в долине река, скована льдом и добыть воду рядом с лагерем не удаётся. Надо идти выше по течению, долбить лунку, черпать воду кружкой. Толщина льда приличная, каскадные водопады стоят замёрзшие, ходить по ним можно не боясь провалиться.
На ужин был шашлык, альпинисты (меньше, чем вчера) и ягермейстер (значительно меньше, чем вчера).
День 2. За ночь температура упала, термометр в УАЗе показывает -17, небо затянуло и стал подсыпать снег. Ради озорства я написал на капоте «переpowder», пока чистил зубы надпись засыпало и снег пошёл гуще, нельзя шутить с местными духами!
По плану сегодня штурм Джаниикту (высота 3922 м.) Медленно ползём вверх, растягиваясь на подъёме и собираясь вместе на точках отдыха. Видимость средняя, снег всё идёт без остановки. Ближе к половине подъёма снег пошёл сильнее, видимость значительно ухудшилась, приходится всё время оглядываться на идущих позади и держать в видимости идущих впереди. Ходьба в гору сродни медитации, ты один на один с собой, монотонность движения подкрепляется обрывками мыслей в голове, бегающими как по кругу, к тому же визуальная составляющая сильно ограничена – вокруг молоко.
Считаю шаги, на каждом десятом останавливаюсь отдышаться. Олег, как опытный в восхождениях советовал значительно снижать темп, идти так, что бы не сбивалось дыхание, но мне проще отрезками: цикл – остановка, восстановить дыхание – цикл…
Ближе к часу дня вышли на гребень, вершину решили не штурмовать метеоусловия нам не способствуют. Готовим снаряжение, встаём на доски (лыжи). Ниже нас сплошной «whiteout» - молоко, склон не читается. Нужно ждать окно, стоим 10 минут, 15 – без изменений. Постепенно всё тепло, которого было так много на подъёме покидает одежду и тело, становится холодно, а окна всё нет.
Но вот вроде что-то похожее на просвет появилось, гид командует спуск. Уходим с интервалом в 2 секунды. Внутри небольшой мандраж и азарт, как при прыжке с парашютом, предвкушение полёта.
Смотрю, как стартуют товарищи и сам себе даю отсчёт: 501,502 – Миша пошёл! 501,502 – Олег! 501,502 – Маша! 501,502 – Иван! Вот и моя очередь: 501,502 – пошёёёёёл!
Прямо с гребня ныряю в белое ничто, уехавших вперёд не видно, даже силуэтов, следы на склоне не читаются. Глаза не может зацепиться за ориентиры, их просто нет! Еду в прямом смысле на ощупь, первые пара-тройка дуг корявые, но потом как будто в голове переключился тумблер: поворот, поворот, прыжок – опора ушла из под доски, не беда - снега столько, что встреча с землёй проходит, как в перину.
Нет необходимости читать склон – ты просто скользишь вниз, главное не мешать доске – вывезет сама! Спуск занимает мгновенья и вот уже тяжело дыша мы сбиваемся в кучу. Уклон закончился и лыжник Михаил толкаясь палками уходит вперёд, мы за ним «самокатной» техникой проходим пологий участок.
За перегибом уклон резко возрастает, снег здесь не валит и склон видно хорошо, но есть и минусы – камин, их много, приходится лавировать между ними, объехать получается не всегда. Выкатываемся на озеро, то, что оно под ногами понятно только по рельефу, лёд укрыт слоем снега.
После озера снова уклон на этот раз узкий кулуар в виде halfpipe и тоже с камнями и местами с «бетоном», но катится легко.
После кулуара снова собираемся в «стаю», спуск почти закончен - долину не узнать – завалило снегом, ни палаток ни машины не видно, а снег всё идёт, вот, что значит одно неаккуратно написанное слово!
В лагерь приползли насквозь мокрые, развешиваем вещи под потолком палатки и начинаем уничтожать штурмовой рацион, на горе есть не хотелось, а сейчас в тепле и комфорте все понимают, что голодные.
На ужин стейки (стейки, бл@ в палатке на высоте 2500 м.!).
День 3. Утро ещё холоднее, УАЗик показал -19, в палатке не смотря на печку -2. Сегодня день отдыха, катаем вершину 1-го дня. Подъём идёт легче – снег плотно укрыл весь бетон, получилась мягкая кондиция на жёстком основании – подниматься легко. Быстро съехали с вершины, Олег предлагает пойти в лагерь, но мы ведёмся на предложение Михаила по быстрому катнуть «вон тот вон кулуарчик», в итоге до «вон того кулуарчика», топали 2 часа и набрали 600 метров по вертикали, в кулуар не попали, зато раскатали знатное поле, ширина позволили каждому нарисовать свою линию и не ехать по чужим следам.
Вернулись в лагерь и пока Олег с Александром занимались обедом, посетили замёрзшие водопады с эстетической (красиво) и гигиенической (обмыться водой) целью.
К нашему возвращению ждал ужин – сегодня это снова стейки, ни из тунца…занавес.
День 4. Солнечно, морозно (-20). Стартуем рано, по плану – восхождение на вершину «Воинов-инструкторов Великой отечественной войны». Название это не встретить на картах, но Алексей. побывавший на вершине раньше, находил там тетрадку с названием и именами альпинистов.
Первая часть проходит в тени, солнце ещё не перевалило за горную гряду и поэтому морозно. После привала подъём идёт по солнечной стороне и вместо холода наваливается жара – постепенно снимаю всё лишнее, остаюсь в одной термухе. Сначала идём длинным (нудным) траверсом, меня спасает только волнистый кант на левой части сплита, им я зарубаюсь в снег. В итоге верхняя «лыжа» держит, нижняя постоянно соскакивает с тропы – бесит и напрягает, успокаивают только виды вокруг. Сегодня солнечно и все окружающие горы видны на сколько хватает глаз.
После затяжного траверса характер подъёма меняется, ведущий – Олег начинает нарезать склон на дольки, рисуя ёлочку. Углы у долек небольшие, но даются непросто, сам по себе уклон большой. Ещё раз останавливаемся для отдыха, пьём чай, любуемся видами и продолжаем ползти вверх. Глядя на конечную цель становится тоскливо от объёма предстоящей работы, но шаг за шагом мы всё ближе к финалу.
Уклон становится круче и камус даже с кошками больше не держит. Вяжем половинки сплита к рюкзакам, дальше они поедут на наших спинах. Такого в программе пока не было: центр тяжести сместился за спину, и так и тянет опрокинуться, последние десятки метров выползаю буквально на «зубах», весь мокрый и на трясущихся ногах. На гребне, насколько это возможно, с комфортом расположились: Олег, Иван и Аня. Аня как всегда – стартует последней, но благодаря своей тактике медленного, но неуклонного движения вперёд (вверх), приходит в первых рядах.
Топчу себе площадку для отдыха и размещения снаряжения, выходит квадратик метр на метр – маловато, но отдохнуть можно. Следом за нами поднимаются Маша и Михаил. На сегодня подъём закончен – пьём чай, отдыхаем, наслаждаемся видами. Видимость, как говорят лётчики: «миллион на миллион».
Олег смотрит на часы и даёт команду собираться, солнце уходит и мягкий снег, подтопленный им, может начать прихватывать. Аккуратно переводим сплиты в режим катания, пакуем рюкзаки и тут мимо весело помахивая открывшейся крышкой катится сумка с коптером Олега!
По закону подлости коптер укатился на обратную (не катабельную) сторону склона. Пздц… Глазастый Иван с гребня рассмотрел, что коптер вывалился из сумки и лежит не так уж и далеко, Олег решает спасать агрегат. Быстро ставит станцию вяжет верёвку и начинает спуск, мы ждём. На первый взгляд кажущаяся простой операция затянулась почти на полтора часа! Одной верёвки не хватило, ему пришлось городить промежуточную станцию, но по факту коптер и пульт спасены, аккумуляторы и мелочи ушли как жертва духам. Даём Олегу немного отдохнуть, по нему видно, что операция далась не просто, готовимся к спуску.
Поделили склон на части: Михаил с Машей едут левее и уходят в кулуар, который приметили на подъёме, Олег с Ваней катают правую часть, а нам с Аней достаётся середина.
Кондиция снега – супер: не пухляк, но и не бетон. В верхней части, которую тропили со сплитами за спиной – уклон лютый, но участок это небольшой, а дальше начинается огромная «лопата». Спуск по сравнению с подъёмом длится мгновенья, дорожишь каждым метром. Упасть, значит запороть часы подъёма и литры пролитого пота. Сознание отключается, ты и доска теперь одно целое, просто лети вниз. Быстро? Заложи дугу, медленно – дай прямого. Поворот, ещё один – снег из под канта забивает маску, но убирать некогда – вниззззз!!!!
Подъезжаю к Ивану с Олегом и замечаю, что дышу как будто пробежал стометровку. На подъезде они что-то кричат мне, но я не понимаю слов, в голове шумит адреналин, настоящий, не тот из жестяных банок, что пью «городские экстремалы». Отдышался, уловил и осознал текст – ребята хвалятся следами – от них две почти прямых линии от нас с Аней ровные дуги, склон расписан «под хохлому»!
Снова разбиваемся на пары и катим дальше, снег здесь больше похож на целину и скорости меньше. Через пару минут выкатываемся на злополучный траверс, который задолбал на подъёме, больше половины удаётся проехать, но потом уклон пропадает, выстёгиваемся, дальше пешком.
Ждём Машу с Михаилом, и стартуем дальше: по замёрзшему ручью, между скал спускаемся в каньон и дальше к лагерю. Пока нас не было солнышко активно топило снег и долина пестрит жёлтыми проплешинами травы, лавируя между ними пробираемся ближе к палаткам. На сегодня лыжные приключения закончены.
В награду за взятие вершины сегодня банный день! Палатку Александр поставил ещё вчера, осталось её натопить, нагреть воды. Пока остальная часть команды занимается ужином, иду в истопники. Полчаса и баня готова – вода тёплая, сидеть в палатке невозможно. Делимся на группы: первыми идут девушки, потом Михаил с Александром, замыкают я с Олегом и Иван. Нам досталась самая горячая пора – печь раскалилась до красна и мы с удовольствием делаем 3 захода с вениками. Фото на память: высота 2500, баня, веники – красота!
День 5. Заключительный. Сегодня штурмуем левую часть долины, тот кулуар, который мы пытались раскатать в «день отдыха». Сперва подъём кажется совсем простым, меня даже посещают мысли о том, что организм привык и т.п и т.д Кулуар в нижней части узкий, снег там плотный, а уклон средний – идти относительно легко, хотя более опытный, чем мы Олег, глядя на склон прорицает нам за@б больше, чем на воинов-инструкторов! Предположения Олега довольно быстро оправдываются – уклон становится больше, траверсы круче, но пока терпимо. Отдыхаем возле каменной осыпи примерно на середине склона, все раздеваются – солнце жарит, а от ветра закрывают стены кулуара.
После отдыха ведущий даёт команду на увеличение интервала, снег не очень стабилен, есть небольшая вероятность схода, каждый из группы идёт только по одной линии.
После очередного поворота Олег делает экспресс-тест на снега и даёт команду «Дальше пойдём по одному человеку, на траверсе не останавливаться. Один дошёл до поворота, другой сразу стартует. Склон может «поехать»! Вот я и вернулся к тому с чего начал этот отчёт – сил нет, ноги еле шаркают по тропе, а впереди ещё как минимум треть подъёма! Кик-тёрны это вообще каторга, снег словно песок струится из под половинок сплита, утягивая меня со всем снаряжением вниз с тропы.
Камус больше не держит, надеваем кошки, вяжем сплиты к рюкзакам, «ледорубы к бою». Скорость подъёма становится ещё меньше. Олег с Мишей по очереди топчут ступени, у меня даже нет силы догнать их, или предложить помощь. Шаг, второй – отдышаться, по факту отдых занимает времени больше, чем подъём. В таком темпе мы бредём к вершине.
Тело работает как автомат: удар левой ногой – удар правой – шаг – воткнуть ледоруб – отдых – удар левой – удар правой… пот заливает глаза, но вытереть его нет возможности – страшно отпустить ледоруб, так и кажется, что только он и держит меня за склон.
Сколько длится подъём я не знаю – часы 3-й день висят в лагере, как и навигатор и стальные карабины и goopro – всё лишний вес.
Наконец-то показался гребень, буквально выползаю на него. Олег уже тут, достаёт из рюкзака дрон. Откуда у него силы?!!! Тропить всю дорогу, тащить рюкзак с допами весом 15 килограмм?И ещё снимать контент? Просто лось!
Мой хилый организм, который ещё 10 минут назад пытался «умереть не встать», довольно быстро приходит в норму, а пока я на автомате собираю сплит, достаю пуховку – на гребне ветер, выдувающий все собранное за подъём тепло.
Пока возился со снаряжением остальная часть команды ушла пешком на вершину, догоняю их, проклиная за любознательность. Возле самой вершины Аня находит следы снежного барса, след старый и немного оплыл, но всё равно больше ладони взрослого человека!
По очереди залезаем на самый верх, высота 3660 м., фото на память и вниз к сплитам, пора спускаться – много потратили времени на подъём, солнце уходит.
Стартуем по тройкам – первым уходит Олег с Михаилом и Машей, мы с Иваном и Аней закрываем. Наверное на фоне усталости первая часть спуска идёт без особого азарта, к тому же снег не стабилен, если берёшь крутую дугу – вниз уходит целый пласт, до лавины далеко, но катанию не способствует.
Ухожу траверсом на боковую часть кулуара, снег волнами меняется с жёсткого на мягкий, но моему ультракрафту это по фигу, отпускаю его вниз. Как по заказу – склон расписан дугами по бокам, а середина целая: «спасибо друзья!»Ближе к середине склона кондиция становится самая катабельная, но уклон уменьшается, кажется, что стоишь на месте, хотя стучащая по шлему стропа рюкзака, свидетельствует, что скорость о-го-го! «Еххуууууу!!!!!»
Вижу внизу стартовавшей первой группу, Миша стоит на одной ноге отдельно от лыж! Сбрасываю скорость, подъезжаю. Оказывается его размотало на спуске при переходе на корку, лыжи выстегнулись, а он словил «головонога»
Дальше ехать на лыжах он не может – болит нога, подразумеваем травму, поэтому мы забираем его лыжи и едем с ними вниз, он будет пробовать спускаться без них под контролем Олега, пока позволит адреналин в крови. Вызываем нашу службу спасения – Александра на «Патриоте», снег и рельеф не дают ему близко подъехать, придётся справляться самим.
Миша сперва упорствует, но метров через 300 идти дальше не может, сажаем его на доску и как на надье везём к УАЗику.
В лагере оказываем первую помощь: шина на голеностоп, лёд на место травмы, больше ни чего не сделаешь, машина с Алексеем будет только завтра.
День 6. Лагерь собран, мешки и баулы плотно утрамбованы в 2 УАЗика, «ключ на старт». Я отхожу в сторону от нашей компании и становлюсь лицом к реке, подставляя лицо ветру, он убирает все звуки, унося их за спину.
Предо мной пустая долина, альпинисты съехали вчера и сейчас земля такая же как была здесь 100, 200, 300 лет назад: жёлтые пучки травы, замёрзшее русло ручья и горы в снежных шапках. Просто смотрю, чувствуя как постепенно растворяюсь в окружающем мире, на мгновение становлюсь просто частью пейзажа, осторожно, стараясь не хрустеть остатками снега и не спугнуть ощущения я бреду навстречу ветру вверх по руслу реки…прощай Елагаш и до новой встречи!
Потом ещё было 3 часа болтанки до асфальта, поиски медпомощи и костылей для Михаила, великолепный весенний Чуйский тракт в цветущем моральнике, ночёвка и баня в Чиган Узуне и 4 дня в поезде…
Подводя итог, я могу сказать, что слова Алексея, сказанные в Лужбинской глуши, оправдались на 146% - скитур в больших горах это совсем другие ощущения. Да, вложить нужно больше, да, то что я считал хорошей формой – не более чем воля и «заработать» спуск гораздо сложнее, но именно в этой экспедиции помимо привычных чувств полёта (сёрфа, скольжения) вниз по склону я два раза ловил трудноописуемое почти прозрачное чувство сопричастности к окружающему миру: первый «приход» настиг меня на пути туда, когда мы вырвались из сонма убогих построек вдоль Чуи и через лобовое стекло буханки прямо в душу вошла серая лента тракта и голубые вершины гор на горизонте, тогда где-то внутри на грани слышимости запела струна «ожидания чуда», второй раз что-то похожее только на минорный лад я испытал при отъезде…Наверное здесь сложилось всё, что пережил, выходил, что ждал – не знаю… но за этим стоит ехать, поэтому мы продолжим!
Брянск-Москва-Барнаул-Бийск-Чиган-Узун-Елангаш-Бийск-Москва-Брянск
Скорее всего просто психология))) хочется поглубже вдолбить их
- 2
У вертикального (почти вертикального) склона, лежащий снег ближе к верхам как правило переходит в задутый бетон. Не совсем ясно как вы в нём будет прорубать ступень что бы пройти.... но мы как бы используем кошки, что бы был зацеп. Потому, движение по вертикали с лыжами на рюкзаке, начинают в кошках (если по этой линии предполагается выход к вершине или на перегиб), что бы при наступление жесткого участка/выхода на линзу/задутый склон и т д. не заниматься съемом-одеванием кошек.
В кошках просто шёл вперёд по льду.По льду не лазил, но зачем в кошках пинать склон? Мне всегда казалось что даже на самом жёстком снегу, где ещё можно хоть как то съехать на лыжах бородах, у них смысл в том что бы продолжать просто шагать вверх, а не пинать каждую ступень.
Скорее всего просто психология))) хочется поглубже вдолбить их
Бывало только она передних зубах, тк ступню поставить было больно.
если не сложно, расскажите пжлст:Ботинки - не всегда, увы... хоть в палатке стояли печки и внутренники вынимали.
Ничего не поломалось? Что брали с собой про запас?
Как обсуждали маршрут и принимали решения, лавинку оценивал гид? Как подстраховали на спуске пострадавшего, как разместили на доске?
- 2
Можно пять копеек вставлю как участник сие события :)
1. Ничего не поломалось, кроме голеностопа одного из участников (слава горным духам). Про запас брали следующее:
- комплект палок.
- комплект крючков и замков для сплитов.
- комплект болтов.
- два доп комплекта альп снаряжения.
- один запасной сплит и ботинки
- ремнабор полезных мелочей.
- доп бипер, рации и электроника.
- плюс индивидуальные наборы "под себя" брал каждый участник.
Учитывая наш опыт катания по ледникам, всё вышеперечисленное может пригодится.
2. Маршруты нам известны были заранее (так как уже несколько лет подряд там бываем). Но было две горы в программе новых для нас.
Проработку делали за ранее по картам, fatmap и фото из предыдущих поездок. Так же часть разветки выполняли коптером, для оценки не очевидных участков. Отчетов альпинистов по этим горам (2е что новые для нас) - нет. Ну и не популярны они для них, так как есть две основные преобладающие вершины, остальные второстепенные они не ходят. Более того, на скитуре как правило ходим своей линией, отличной от альпиниской тропы.
3. лавинку оценивал гид. (Т.е. я )
4. Опыт транспортировки пострадавшего имеется в подобных условиях. Посодили на сплит (я катаюсь в харбутах, потому площадки под ботинки ровные и удобно сажать человека). К креплениям сплита впереди и сзади по два карабина, к ним по лыжной палке за темляки (итого их 4).
Двое подстраховывают через лыжные палки с верху, один снизу. Так и тянули вниз по склону. После поменялись что бы тянуть по положняку.
Ногу не фигсировали, поскольку перелом был голеностопа и с этим прекрасно справлялся лыжный ботинок пострадавшего. А так обычно фиксацицию деалали щупами, лопатами и стрепами. (как уже сказал, опыт был).
Так вы со страховкой поднимались?У вертикального (почти вертикального) склона, лежащий снег ближе к верхам как правило переходит в задутый бетон. Не совсем ясно как вы в нём будет прорубать ступень что бы пройти.... но мы как бы используем кошки, что бы был зацеп. Потому, движение по вертикали с лыжами на рюкзаке, начинают в кошках (если по этой линии предполагается выход к вершине или на перегиб), что бы при наступление жесткого участка/выхода на линзу/задутый склон и т д. не заниматься съемом-одеванием кошек.
Или склон был не сильно вертикальный?
Расскажите про альпинистскую часть? Кроме спасательной операции дрона я так понял даже в связках не ходили? Или я проморгал? Интересно было бы услышать как спускались за дроном. Из чего и как делали вторую станцию? Как забирались обратно?
- 2
Связки не делали, так как участков с трещенами на маршрутах не было.
Лезьт в лоб в связках, так же спорное занятие без промежуточных станций.
Но на маршрут всегда брали одну 30ку, для внештатных ситуаций или прохождение сложного участка (один человек был без альп подготовки, и к тому же девочка, была подстраховка на случай что возможно где то её придётся поднимать или подтягивать/страховать).
В день падения сумки с дроном, брали две 30ки, так как шли на маршрут ранее нами не хожанный, и по лавинке там ясности не было ничего не было, пока не подойдем. В случае если бы склон был заряжен, пришлось бы идти по скалистому гребню - а там однозначно нужно две вервки с собой для промежуточных станций (скальники там не приятные).
Спуск за дроном делал по 8ке динмике 30м, вторую такую же брал с собой в рюкзак (на случай если вдруг не хватит). . Станцию делал через лыжную палку утрамбованную в снег на вершине. Спускался по скальнику. В момент окончания первых 30, участок был с "живыми" камнями, и точку страховки через них сделать вариантов не было. Свзяал веревки, сделал перестежку, спустился ниже.
наверх жумарил тиблоком. Времени заняло много по причине травмы колена, ввиду чего жумарил в основном за счет рук, из за чего подустал к момету вылаза.
Собственно вот :)
Можно пять копеек вставлю как участник сие события
1. Ничего не поломалось, кроме голеностопа одного из участников (слава горным духам). Про запас брали следующее:
- комплект палок.
- комплект крючков и замков для сплитов.
- комплект болтов.
- два доп комплекта альп снаряжения.
- один запасной сплит и ботинки
- ремнабор полезных мелочей.
- доп бипер, рации и электроника.
- плюс индивидуальные наборы "под себя" брал каждый участник.
Учитывая наш опыт катания по ледникам, всё вышеперечисленное может пригодится.
2. Маршруты нам известны были заранее (так как уже несколько лет подряд там бываем). Но было две горы в программе новых для нас.
Проработку делали за ранее по картам, fatmap и фото из предыдущих поездок. Так же часть разветки выполняли коптером, для оценки не очевидных участков. Отчетов альпинистов по этим горам (2е что новые для нас) - нет. Ну и не популярны они для них, так как есть две основные преобладающие вершины, остальные второстепенные они не ходят. Более того, на скитуре как правило ходим своей линией, отличной от альпиниской тропы.
3. лавинку оценивал гид. (Т.е. я )
4. Опыт транспортировки пострадавшего имеется в подобных условиях. Посодили на сплит (я катаюсь в харбутах, потому площадки под ботинки ровные и удобно сажать человека). К креплениям сплита впереди и сзади по два карабина, к ним по лыжной палке за темляки (итого их 4).
Двое подстраховывают через лыжные палки с верху, один снизу. Так и тянули вниз по склону. После поменялись что бы тянуть по положняку.
Ногу не фигсировали, поскольку перелом был голеностопа и с этим прекрасно справлялся лыжный ботинок пострадавшего. А так обычно фиксацицию деалали щупами, лопатами и стрепами. (как уже сказал, опыт был).
А расскажите про оценку лавинки, жутко интересно, как вы это делали?
- 2
Оценка экспозиции склона, история изменения температуры и ветра в пределах последних 5 дней, кол-во выпавшего снега и на сколько он слежался. И естественно шурф.
Плюсом опыт наблюдения прошлых лет, за лавинной обставкой в районе и её изменения при различных температурных режимах.
мы так делаем.
Про кошки я и говорил что странно, идти в них и долбить ступени. Если в них по любому задутому снегу как в кроссовках
- 2
- 2
При увеличение угла, и низкой цепкости снега со склоном, движение в скитуре возможно до определнного уровня, пока снег из под лыжи не сползает. После в момент трапежки, можно внешней лыжой продавить снег, который в последствие просто срывается вниз и нога в след за ним. (Если под снегом лед) Потому уклоны выше 40 градусов , не безопсано идти в скитуре.
Буквально неделю назад вернулся с очердного ледника, где тропил на уклоне 40-45. По итогу внешней лыжой спустил мокрую лавину и пополз вниз за ней. Успел зарубится (палка у меня кллюво BD).
Год назад аналогичная проблема на подходе к вершине Джаниикту. Так же сорвался, но палки были обычные. Катился метром 50 вниз, пока кантами не смог остановить себя. После ждал напарника, пока спустится.
Движение на сплитах по тропе/тропежка, отличается от лыж, за счет ширины половинок. Сплитбордистам более рисковоно идти уклоны 40+ из за большей площади давления на снег.
Ну и взаключение - с дивана коннчно виднее, по какому снегу как надо было идти ;).
Приезжайте к нам в гости, сходим вместе, покажите мастер класс. А вось и правда мы чего то незнаем/не понимаем ;)
Сплитбордистам более рисковоно идти уклоны 40+ из за большей площади давления на снег.
Я бы закончил предложение на слове "идти" :) Сплит во всем уступает лыжам что касается идти вверх. И длина и ширина и канты... все против сплита. Но вниз по хорошему снегу наверно кайф!
По моей практике 40 градусов - это уже предел для скитура. Много конечно зависит от снега и его состояния. Но в целом все что больше 40 надо пехать ножками, будет безопасней и быстрее.
Вот наверно самый крутой склон на котором я был, по фэтмэпу всего 35-40гр с короткими участками до 45гр. Именно склон, с перепадом метров 100.
- 3
Друзья! Я рад, что мой отчёт вызывал такое обсуждение. И, да - мне нравиться преодолевать себя, снег, сколн и т.д. Если я написал, что было сложно это не значит, что было плохо! На вопрос зачем он идёт на Эверест, Меллори ответил: "потому, что он есть!" Алатай это не Эверест, но у каждого он свой :)
Я реально получаю удовольствие от такого рода поездок, поэтому и езжу (хожу, летаю, гоняю) уже много лет, и надеюсь на продожение.
Всем спасибо за отзывы.
P.S: Олег, извини, что втянул тебя в обсуждение. Экспетов много - не учёл
- 2
Уверен у Вас есть чему поучиться ;)
Приезжайте к нам на Алтай следующей весной - возьмем с собой в экспедицию совершенно бесплатно. Думаю Ваш бессценный опыт, для нас будет лучшей наградой.
И на уклонах мастер класс продемонстрируете, и про темп и про маршрут.
Пишите в лс, о дате договоримся;)
- 3
- 2
- 3
Правильнаяя одежда, темп, равномерность движения. Если сбивается дыхание, то это совсем плохо.Как можно не вспотеть если идешь вверх?На скитуре главное не вспотеть.
Автор текста вон по готовой тропе шёл обливаясь потом и боясь упасть от усталости на галсе, да ещё на лавиноопасном склоне... ну куда это годится?
Обливаться конечно не надо. Но что бы совсем не потеть при подъеме — это уже какой то старперско-созерцательный в-носу-ковырятельный скитур.Правильнаяя одежда, темп, равномерность движения. Если сбивается дыхание, то это совсем плохо.
Автор текста вон по готовой тропе шёл обливаясь потом
- 38
- 11
- 4
Насчет вспотеть. Ходил лайтовый скитур в Альпах с группой из скандинавии, они вот тоже постоянно повторяли, если вспотеешь то умрешь. Наверное это больше относится к многодневному скитуру по плоскачу. Мы кстати тогда набрали вертикальных метров от силы 100, это был скитур с заброской на подъёмниках, по красивой высокогорной долине.
Здесь же походу другая история. С таким вертикальным набором как не вспотеть. Кстати еще с акклиматизацией тут может быть проблемка, только недельку надо бы для акклиматизации.
- 3
- 2
- 3
Спасибо за приглашение, но весной я Кавказ ни на что не променяю.Уверен у Вас есть чему поучиться
Приезжайте к нам на Алтай следующей весной - возьмем с собой в экспедицию совершенно бесплатно. Думаю Ваш бессценный опыт, для нас будет лучшей наградой.
И на уклонах мастер класс продемонстрируете, и про темп и про маршрут.
Пишите в лс, о дате договоримся
Не хотел Вас обидеть. Будете на Кавказе - можем вместе походить.
Есть лайтовый вариант скиальпинизма. Выходить надо пораньше. когда склон свачен жесткой коркой. Идется прекрасно в кроссовках типа саломон спидкросс3. Боты и доска в рюкзаке, Это конечно не для 45 градусов. Зато не надо никакой доп. снаряги и жуткой физухи. К примеру, в Мае так ходил на Софийский перевал в Архызе.
- 1
Да
Я ходил уже в жёстких крепления ВЦСПС под рант крепление.
В "шестерке" у нас был один парень, у которого были "жесткие" кошки с 14 кажется зубьями.
То ли из-за бугра привезенные, то ли сделанные народными умельцами. Он первым шел крутые снежно-ледовые склоны.
У меня были "мягкие" ВЦСПС, но передние зубья были разогнуты вперед, а под них подварены еще по зубу.
Я совсем не приверженец скитура, даже наоборот. Но прочитал с огромным интерсом, автору РЕСПЕКТ!!!