Наша страна всегда идет своим путем. Только в нашей стране предсказуемость - это отрицательная характеристика. Такова уж главная особенность русской души - загадочность. За это ее и не любят все остальные страны, возможно, просто завидуют ))
Поэтому сказать заранее: откроются подъемники предстоящей зимой или нет не смогла бы вам даже бабушка Ванга. А пропускать сезон ой как неохота. Особенно нам, старперцам, у которых каждый день на вес золота. Чтобы летать на хели-ски или кататься на сноукэтах надо иметь большую тумбочку, и чтобы туда кто-нибудь деньги почаще клал.
Посему самое время задуматься о вступлении в секту ски-туристов, чтобы всегда можно было показать какой-нибудь палец решениям любимой власти. У всех присутствующих на сайте лыжи, разумеется, есть (ну разве что кроме сноубордистов). Давайте вместе рассмотрим виды скитурных креплений, чтобы при выборе оных знать предмет изнутри. Про лето и сани уж не буду говорить. Сразу оговорюсь, данный пост не претендует на роль проф.обзора, это всего лишь мысли вслух. Буду рад советам.
Как мы видим, фрирайдеров с каждым годом становится больше – и хороших, и разных. Многие из них предпочитают найти свой кусок паудера дешево и сердито – т.е. пешкодралом. Как сказал старик Кейнс: «Спрос рождает предложение», поэтому производители стаффа не остались в стороне, и выдали на-гора горы же скитурной экипировки. В том числе и креплений, что повлекло некоторые сложности в их выборе для начинающих.
Вообще, что это за зверь такой: ски-тур? Как его правильно готовить и с чем есть?
Я бы назвал это явление разновидностью дзен-буддизма, позволяющей неплохо подтянуть свое немощное тело и слабый дух. Причем вся эта гимнастика проходит на фоне красивейших пейзажей, а в качестве бонуса вы получаете феерический спуск. Прожженые маньяки скитура умеют получать удовольствие от подъема, сопоставимое с кайфом от спуска.
Протяженность и сложность путей захода и спуска при этом могут сильно отличаться — одни райдеры (назовем их ленивыми, к которым относится и автор материала) предпочитают, отшагав час-другой от верхних станций подъёмников, мчать вниз, чтобы скорее все это повторить. А есть и совсем улетевшие по теме ски-тура, которые ради одного спуска по нетронутому склону готовы весь день пилить вверх, старательно обходя берлоги дабы не разбудить медведА, где-нибудь в глухой тайге.
Все придуманные на сегодняшний день горнолыжные крепления, приспособленные для ходьбы, можно поделить на две самостоятельные группы по их техническому устройству:
1. Рамные скитур-крепления: или как их еще именуют английские ученые «alpine touring frame bindings». По своей конструкции — это классические горнолыжные крепления с головкой и пяткой, закрепленными на жёсткой раме. Рама снабжена шарниром и переключателем «ходьба-катание» — т.е. пятка крепления закрепляется при спуске и освобождается для пешего подъёма.
Этот тип креплений, как и обычные, позволяет ботинку при падении лыжника выстёгиваться из головки или пятки вверх или в сторону, освобождая ногу и помогая избежать травм. Поэтому все рамные модели полностью соответствуют принятым стандартам безопасности и позволяют встегнуть в них практически любой горнолыжный ботинок. Первые и классические представители данной разновидности креплений - это Marker Duke 2007 г.в. Наиболее известные: Marker Baron, Salomon Guardian (они же Atomic Tracker) и Tyrolia Adrenalin.
Несмотря на все положительные моменты, рамные крепы обладают и рядом недостатков, значительно сужающих сферу их применения:
-перво-наперво – это большой вес. Все они достаточно тяжёлые: 1,2-1,6 килограмм, что намного тяжелее т.н. «пиновых» креплений (500-600г, но о них чуть позже).
С таким весом креплений на подъеме быстрее забиваются ноги (особенно при ошибках в технике шага), ходок быстрее выдыхается.
- рамные крепы сильнее забивается снегом и льдом, особенно в таких влагоснежных местах как Красная Поляна. Их надо регулярно чистить, иначе не избежать поломки.
-в рамных моделях вследствие их конструкции техника шага менее плавная и естественная. Поэтому ноги быстрее устают, что особенно актуально при затяжных подъемах.
2. «Пиновые» крепления: или «pin-tech» ( «tech bindings»).
Это детище компании Dynafit, начавшей их выпуск еще в далеком 1990 году. Характерной особенностью данного типа конструкции являются специальные металлические стержни в головке и пятке креплений, которые при встёгивании вставляются в соответствующие части в рантах ботинок. Поэтому обычные горнолыжные ботинки в них неприменимы.
Пиновые крепления переводятся в режим «Ходьба» поворотом пятки, а вертикальная работа идет от переднего ранта ботинок (у рамных эта ось смещена вперед). Данный принцип действия делает конструкцию креплений очень простой, лёгкой и удобной для пешего перемещения на лыжах. Роль жёсткой рамы при этом выполняет непосредственно ботинок.
Это всё плюсы. Однако и у пиновых крепов есть свои недостатки:
-цена данных креплений (от 25 т.р., хотя есть варианты по 40-60 т.р.) существенно выше стоимости рамного варианта (в среднем около 16 т.р.),
-простая конструкция и малый вес хороши на восхождении, но грозят проблемами на спуске — безопасность и точность передачи усилий у пиновых крепов уступают их рамным собратьям, и особенно классическим горнолыжным креплениям.
-пиновые крепы могут не всегда корректно срабатывать при падениях ибо механизм выстегивания, как правило, расположен только на пятке .
-наиболее уязвимым местом всех пиновых креплений (не удержусь и скажу: ахиллесовой пятой) является головка — она подвергается наиболее значительным нагрузкам на подъёмах и спусках, что может привести к серьезным поломкам. Если вы предпочитаете агрессивный стиль катания с прыжками и большими скоростями, а также любите походить на лыжах по е….по жопеням, то лучше купите более тяжёлые, но и более надёжные, неубиваемые модели на раме.
Так что, друзья, выбирайте. Но осторожно. Но выбирайте. Либо по 5, но пиновые, либо по 3, но рамные!))
Тут более опытные коллеги подсказали, что есть ещё гибридные крепления серии shift, но их пока не рассматривал ввиду дороговизны.
Спасибо всем за прочтение материала, его оценку и обсуждение. Крепкого всем здоровья, чтобы встретить сезон во всеоружии, а не в моностационаре.
До встречи на склонах, с уважением, Юрий Зайцев.
Фото взяты из открытых источников (Яндекс картинки)
После первых трех абзацев думал, ты сейчас расскажешь, как себе крепления выбирал. А это оказывается обзор :)