В этом году сложилось так, что я работал не в основной «школе фрирайда» Snow Sense, а провёл свои пилотные программы по скитуру в Хибинах. О том, что из этого получилось, я и расскажу.
Можно не интересоваться политикой, но невозможно от неё не зависеть. Кто бы подумал, что мои планы на Грузию свернёт кризис. Итак, за неделю до вылета в Тбилиси, мне пришлось развернуться на 180 и алга!
– У вас есть план, мистер Фикс?
– Г-но вопрос!
Концепция скитур-программы сложилась, исходя из собственного эгоизма и гедонизма, уж извините, люблю работать с удовольствием:
1. Небольшая и бодрая группа, способная хорошо ходить и кататься. Это позволяет собрать группу, «умещающуюся за одним столом». Довольно ровную по уровню, мобильную и, как говорится, «на одной волне». Кроме того, спуски нам предстояли преимущественно по крутому и узкому, где после пятого уже ловить нечего.
2. Гибкость и «план Б». Сезон в этом году не даёт расслабиться. Погода в апреле очень переменчива, а с ней стремительно меняется и состояние снега. Поэтому на каждый день мне нужно было придумать запасной вариант.
С первым пунктом мне повезло. Обе группы подобрались отличные, настоящие команды. В первой, преимущественно, лыжники, во второй – сноубордисты. Так что пришлось быть гибким на все 100%, чтобы выполнять второй пункт.
Собственно, со многими участниками я был так или иначе знаком. Более того, первая группа начала набираться ещё в баре и на канатке в ходе случайных разговоров «ну ты зови, если что».
Погода сначала неохотно пускала нас гулять. Пришлось освоить траверс Юкспорра наощупь и старт на Обратку из тучи. Но потом наше упорство и тайный амулет Лёхи сделали своё дело, мы заслужили погоду. Осознав хорошие шансы, рванули до интересных склонов, убедив Алексея амулет не снимать и не стирать до конца программы.
Кроме хождения и катания, были запланированы практические занятия. Их мы постарались органично вписать в программу, не обламывая катания в хорошую погоду. Ну а лекции я разбил на короткие беседы на склоне или в «штабе» за чаем. Всё-таки, после интенсивного дня тяжело час сосредоточенно слушать новую информацию.
Ночевку в снежных укрытиях я решил сделать на плато у метеостанции. Это очень удобно. Снега наверху много и, несмотря на апрель, он там в зимней кондиции. Логистика позволила забросить лишние вещи и кататься налегке. В доступности – три цирка с классным рельефом и разной экспозицией. Ну и немаловажный «вариант Б».
Забросив с утра бивачные вещи, пошли в южный цирк. Солнце светило, и мы смогли проехать большие линии, ради которых, собственно, и сколотили банду.
На вечер – небольшая экскурсия по метеостанции. Лавинщик Владимир Иванович рассказал, как ведутся наблюдения и составляется лавинный прогноз. Мне очень хотелось познакомить нашу группу с работой Лавинной службы, показать другой профессиональный взгляд на лавинную опасность.
А потом, три часа, под светом заходящего солнца, мы копали и строили. Каждый смог сделать своё укрытие из снега, пройдя все этапы строительства и получая практический опыт. После ужина на метеостанции мы разошлись спать по берлогам и склепам. На случай, если кто будет подмерзать ночью, был «план Б» – слинять в тепло заснеженного бункера лавинной службы.
Утро встретило нас классной погодой, солнцем и искрящимся снегом на плато. Стараясь не терять времени, сходили и раскатали линии в восточном и южном цирках.
Снег разный. От свежего, собранного локально ветром в кулуары, до плотного фирна. Так что на спусках – контроль и гибкость. В чашах каров, на выкате, солнце палит, жара. Но день стремительно пролетает, возвращаемся на станцию, собираем вещи и скитурим в Кировск. Очень вовремя – погода портится, небо затягивает тучами.
На следующий день снова отличная погода, а у нас выход в кар Ганешина. На плато ветер, за Рамзаем – стена облаков. Но мы успеваем добраться до Лавинного кулуара и проехать его при хорошей погоде. Люблю такие места, где пересекаются маршруты райдеров и альпинистов.
Вообще, по программе был запланирован один день отдыха, но мы его не использовали. Каждый день старались подстроиться под погоду и что-то делать, а не закисать в перерывах. Провели один день без скитура, катаясь на 25-м и отрабатывая элементы альпинизма во фрирайде. На маршрутах может понадобиться спуск по верёвке к точке старта, его мы и отрабатывали. Сначала в тёплом баре, потом в реальных условиях, делая свои точки страховки. Конечно, удобно, когда есть подходящий для петли скальный выступ, но у нас на плато зимой чаще одни снежные заструги. Оставлять на дюльфере лыжи, лопаты или ледорубы в качестве снежного якоря – не наш метод, всё-таки покататься приходим, а не раздать снарягу. Поэтому – снежные якоря из подручных средств, с девизом «просто, дёшево, надёжно».
В целом, всё прошло отлично. Программу выполнили, зря времени не теряли. Команды собрались позитивные и воспринимали сложности с погодой или снегом как полезную тренировку. Прокачивали уровни и морально, и физически. Надеюсь, что это оказалось интересным и полезным. До встречи в следующем сезоне!
Большое спасибо:
- Всем участникам программ за боевой настрой и отличную атмосферу!
- ГК «Кукисвумчорр» за помещение для лекции!
- Специалистам Лавинной службы за гостеприимство и содействие!
- Моим спонсорам MARMOT за надёжную и удобную одежду и снаряжение!
- Представителям Fischer за отличный комплект тестовых лыж!
А про мешок можно поподробнее ? Обычный стоительный набили снегом и прикопали?