Предисловие RASC-team.
Автор статьи - Игорь Комаров, ведущий инженер Эльбрусского военизированного противолавинного отряда.
18-летний опыт борьбы с лавинами позволяют автору говорить о лавинах с высочайшей компетентностью.
Знание особенностей снега в Приэльбрусье, многолетние эмпирические данные по сошедшим лавинам
делают советы автора незаменимыми для любителей внетрассовго катания. Разработанная автором
методика лавинной подготовки позволяет туристам, прошедшим курс, существенно снизить риск попадания
в лавину при свободном катании. Общий курс лавинной безопасности читается автором в рамках
программы
"Фрирайд с гидами".
Вопрос о том, как обеспечивать безопасность высокогорных комплексов, их работников и отдыхающих в течение многих десятилетий решался однозначно: "тащить и не пущать". Ответственные за безопасность (обычно альпинистские КСП, туристские КСС) определяли степень лавинной опасности исключительно благодаря интуитивному опыту |
Срез линии отрыва доски XI-Б на Югах Чегета. Фото Е.Лисичкина. |
Военные действия в Афганистане, строительство БАМ, Транскавказской магистрали потребовали экстренной разработки методов противолавинной защиты. В 1983 году появляется первый противолавинный отряд Госкомгидромета СССР в ущелье Аксаут (Западный Кавказ) для защиты геологоразведочного комплекса. Ведутся опытные работы на Сахалине, ТрансКАМе, в Приэльбрусье.
С внедрением в жизнь хозрасчетных отношений необходимость эффективной противолавинной защиты, обеспечивающей "незамковое" решение вопроса безопасности горнолыжных комплексов положило начало организации таких подразделений в Приэльбрусье, с 1987 года - в Домбае. Правда, на горнолыжных трассах по-прежнему процветала игра "казаки" (спасатели) - "разбойники" ("старая гвардия" горнолыжников). Возможно, это было оправдано. На существовавшем в то время инвентаре любое внетрассовое катание можно было отнести к "экстриму".
Появление же на Российской сцене сноуборда, дававшего возможность неофиту на второй-третий день катания становиться поперек склона и боковым соскальзыванием спускаться по снежному покрову любого строения; революция в самой системе "лыжестроения", вызванной оттоком клиентуры на сноуборд, отодвинули "Extreme" на склоны "No fall zone" и открыли необозримые технические возможности для свободного катания. А рыночная экономика утвердила: клиент всегда прав (за свои деньги). "Казаки-разбойники" ушли в легенду.
Но склоны остались такими же, как и были 1000 лет назад. Стал вопрос о правильном поведении на не отутюженной ратраками и тысячами лыж горе не только для спасателей и силовых спецподразделений в зонах военных конфликтов. Теория, проверенная успешной практикой последних, показала, что умелый выбор маршрута спуска (подъемом издавна занимались в альпинизме) более чем вдвое сокращает риск попадания в лавину. Лучшие профессионалы - гиды скирайдинга Н.Веселовский, В.Ильиных, К.Анисимов, С.Рунич, работающие в районе Центрального Кавказа, тому свидетели.
Тренинговые курсы, в течение многих лет проводящиеся автором на базе Эльбрусского противолавинного отряда (п.Терскол), охватывают весь спектр отношений "склон - райдер". Каждый интересующийся может найти в одном из блоков курса нужное ему знание. И умение.
Основные навыки получаются на курсах. Далее коснемся общих правил и советов.
А) Глобальной стратегии:
- Не имея очень большого опыта, не выезжайте на "дикие" склоны без гида
- Убедитесь в его опыте через рекомендодателей и фирмы-организаторы туров
- Предпочтение отдавайте гиду с наибольшим опытом работы в данном районе, на данных трассах и с наименьшим аварийным списком.
Б) Стратегические:
- Зона старого хвойного леса предпочтительнее лиственной, лиственная - криволесью, криволесье (березовое) - мелкому кустарнику и т.д.
- Слой, под которым видно тело старой лавины - устойчив.
- Старые трещины просадок - относительно безопасная зона.
- Если при движении есть просадки слоев (появление трещин, звуки просадки) - общая повышенная опасность для склона (кроме уже просевшего участка) - возвращайтесь в исходную точку маршрута или лезьте на скалы немедленно!
В) Тактические:
- В 80% несчастных случаев при внетрассовом катании их причиной является незнание маршрута спуска. Никогда не спускайтесь по неизвестному склону. Предварительно изучите его на фото и визуально. Наметьте путь движения.
- Выявите рельеф особого риска: воронки над входами в кулуары; положительные формы рельефа, покрытые снегом; крутые поляны под границей скал и леса; узости в кулуарах и между отдельно стоящими скалами.
- Наметьте безопасные точки сбора группы.
- Исходя из этого - лучшую точку начала и окончания маршрута.
Г) Оперативные:
- Преодолевайте зоны повышенной опасности одной дугой. Не перегружайте склон!
- Траектория такой дуги должна выводить к безопасной "точке сбора".
- Избегайте, кроме безвыходных положений, прыжков - они действуют на склон, как разрыв небольшого снаряда.
- Зоны риска преодолевайте по одному.
- Помните, что след благополучно съехавшего первого - гарантия стабильности только верхнего слоя и то, если он состоит из мягкого снега. Каждый ведет себя, как первый.
В течение более 10 лет автором проводятся семинары и тренинговые курсы по теме "Пилотирование потенциально лавиноопасных склонов":
1. Общий курс, подразумевающий 2-4 часа лекций, сопровождающиеся демонстрацией фактического материала, направленный на формирование понимания причин возникновения лавин и общих представлений о стратегии и тактике внетрассового катания, резко снижающих риск попадания в лавину. Рассчитан на аудиторию, предпринимающую такой вид катания, в основном, в сопровождении гидов; помогает соотнести свои возможности с вероятной сложностью и опасностью маршрута, сделать оптимальный выбор последнего.
2. Пилотный, т.е. курс пользователя, предполагает серию теоретических и практических занятий по 2-3 часа в день, в течение не менее 5 дней. Ставит своей целью, на основе работы с большим количеством фактического материала, макетных тактических игр, работы на натуральном горном рельефе выработку устойчивых представлений и рефлексов для самостоятельного передвижения по рельефу, заключающему определенную степень возможной лавинной опасности. Дается практический материал по экспресс-тестам состояния лавинообразующих слоев.
3. Специальный, штурманский курс. Занимает не менее 7 дней по 3 часа в день теоретических практических занятий на стендах, рельефе, в т.ч. включает более полный объем по стратиграфии снежных пластов, диагностике их состояний. Предназначен для организаторов программ внетрассового катания, в т.ч. хели-ски, ски-альпинизма, ски-туризма (горного), руководителей и ответственных лиц, ведущих оценочные работы для выбора мест развертывания всевозможных высокогорных комплексов.
Вышеуказанные курсы успешно проводятся автором на Всероссийских сборах МЧС, школах гидов хели и ски-туринга, уникальный используемый материал собран на основе трудов Высокогорного геофизического института, восемнадцатилетнего опыта успешной борьбы с лавинами в Приэльбрусье, подготовке противолавинной защиты в качестве советника - в Домбае, Крестовом перевале; в качестве инструктора по подготовке командного состава оперативных противолавинных подразделений Домбая, Южного и Северного портала Рокского перевала, Ванзобского перевала (Средняя Азия), непосредственного участия в искусственном спуске более полутора тысяч и освидетельствовании сходов более трех тысяч лавин.
"Общий курс" (1) проводится в любое время по желанию аудитории, "Пилотный" (2) - с минимальной (2-4 часа) обязательной работой на склоне (один полный день катания либо 2 дня по 2 часа). "Специальный" (3) - помимо свободного от катания времени занимает не менее 2-х дней катания. Занятия проводятся на базе Эльбрусского военизированного противолавинного отряда (пос.Терскол)
Связаться с автором можно по телефону (8-86639) 7-12-87, либо через Кирилла Анисимова: (8-86639) 7-11-48, E-mail: [email protected]
Линия отрыва доски VII между ВЛ-600 и верхней станцией однокресельного подъемника "Чегет-I". Фото автора.
Сошедшая доска XI (Юг Чегета). Фото автора.
Схема снежных досок на трассах г.Чегет
Автор: Игорь Комаров Источник: RASC |