Австрийские горнолыжники Марсель Хиршер и Анна Феннингер заработали в минувшем сезоне соответственно 283 000 и 268 000 евро призовых - больше, чем кто-либо еще в зимних Кубках мира. REUTERS
В прошедшие выходные завершились розыгрыши зимних Кубков мира. В нынешнем сезоне эти старты остались в тени Олимпиады, однако для многих спортсменов именно выступления на этапах Кубках мира и «Гран-при» остаются основным содержанием карьеры и главным источником заработка.
Ведь Кубки мира изначально задумывались не как второстепенные разминки перед Олимпиадами или чемпионатами мира, а как полноценные коммерческие старты.
Дополнительные призовые в биатлоне получает также лучшая десятка общего зачета Кубка мира по итогам сезона. Первое место приносит 25 000 евро. Лидирование в общем зачете или в одном из четырех личных зачетов по дисциплинам в течение сезона также дает биатлонистам бонусы. Участие в гонке в желтой или красной майке позволяет заработать дополнительные 500 евро, ну а в желто-красной – 1000 евро. Свои призовые есть и в Кубке IBU, а успешное выступление в зачете Кубка наций приносит деньги федерациям.
В лыжах система распределения денег в зависимости от старта более сложна. Так, на этапах, входящих в тур открытия сезона в Куусамо, «Тур де ски» или тур закрытия в Фалуне, призовые выплачиваются только первым трем участникам. А вот деньги по итогам соревнований распределяются среди первой десятки. Победитель этапа в Куусамо зарабатывает 33 500 швейцарских франков, в Фалуне – 33 750, а в «Тур де ски» – 90 000.
По итогам Кубка мира призовые за лучшие места в общем зачете получает только первая шестерка, а победителю достаются дополнительные 25 375 франков. Также в лыжах существуют бонусы за место в тройке спринтерского зачета «Тур де ски» и звание лучшего спортсмена в возрасте до 23 лет по итогам сезона. В целом заработки лучших лыжников планеты оказываются чуть выше, чем у лучших биатлонистов, хотя разница невелика.
Алексис Пинтуро
В горных лыжах количество призовых на разных этапах может отличаться и зависит от призового фонда. Подробной раскладки FIS не дает, но известно, что призовой минимум для каждого старта в одной из дисциплин Кубка мира составляет 100 000 швейцарских франков на десятерых. Обладатели Больших хрустальных глобусов австрийцы Анна Феннингер и Марсель Хиршер в минувшем сезоне пополнили свой счет на более чем 268 000 и 283 000 евро соответственно. Это наибольшие доходы во всех зимних видах спорта.
Сложная система применяется FIS при распределении призовых в мужских прыжках с трамплина. В каждом личном старте на кону стоит 71 800 швейцарских франков (больше эта сумма только в горных лыжах). Однако распределяются эти деньги равномернее – среди всех 30 спортсменов, набравших очки. Поэтому лучшие по итогам сезона зарабатывают меньше, чем в лыжах и биатлоне. Существует, однако, еще «Турне четырех трамплинов», где организаторы выплачивают дополнительные призовые. Кстати, в женских прыжках с трамплина доходы в сравнении с мужскими пока несопоставимы.
Конькобежцы получают призовые только в случае попадания в тройку по итогам отдельного старта. Главным источником дохода здесь служит место в десятке лучших в личном виде по итогам сезона (для масс-старта – в пятерке). Победа на своей дистанции в Кубке мира приносит 15 000 долларов. Кроме того, победитель общего зачета Кубка мира получает дополнительный бонус в 20 000 долларов.
В шорт-треке призовые выплачиваются лишь по итогам всего Кубка мира. Победа в зачете на одной из дистанций приносит 5000 долларов. Похожая система – в бобслее и скелетоне.
Неплохие призовые разыгрываются на этапах «Гран-при» фигуристов. Деньги приносит как попадание в пятерку лучших на одном из этапов (18 000 долларов за победу), так и участие в финале серии (25 000 за победу). Но поскольку принять участие можно лишь в двух этапах, более 61 000 долларов заработать здесь по-любому не получится. В этом сезоне это удалось Мао Асаде, Алене Савченко/Робину Шелковы и Мерил Дэвис/Чарли Уайту. Пары, разумеется, делят доходы на двоих.
Татьяна ИВАНОВА, сани:
– За победу на этапе Кубка мира нам полагается денежное поощрение в 1000 евро (с учетом налогов). За второе место – 900 евро, за третье – 800 и так далее, примерно по этой же схеме. За командные гонки сумма, естественно, больше, но ее нужно делить на четверых. С учетом деления получается чуть меньше, чем за личные старты. Это нормально, но ведь бонусы нужно еще заработать! Для примера, разберем этот сезон. Из девяти этапов два мы пропустили. Четыре из семи оставшихся проходили на треках наших главных конкурентов – немцев. И что получается?
Все заработанное за сезон международная федерация присылает где-то в марте в закрытых конвертах в национальные федерации, которые, в свою очередь, передают их нам. Тренеров международная федерация никак не поощряет. Зато у нас есть ежегодная национальная премия «Золотые сани», на которой президент ФССР Наталия Гарт сама премирует тренеров и специалистов в команде.
Каких-то личных трат у нас практически нет. Федерация содержит всех полностью – сюда входят перелеты, проживание, питание, экипировка и все прочее. Твоя задача – купить себе носки и термобелье. Питание у нас централизованное. Если что-то сильно не устраивает – говорим начальнику команды. Обычно этого достаточно, но если поделать ничего нельзя, можем купить себе что-то в магазинчике – никаких проблем. Голодными мы точно не ходим! Так что, подводя итог, могу сказать: мы ни на что не жалуемся, но о миллионных заработках, как думают некоторые, речи, конечно, не идет.
Николай ОЛЮНИН, сноуборд:
– У нас есть определенная зарплата. Сумму называть не буду, но, когда проходит недели три после того, как ее заплатили, я начинаю считать дни, когда мне придут следующие деньги – они реально небольшие. При этом машины я не покупаю. Просто как любой обычный человек хожу в кино и кафешки. На большее не хватает.
Но вот если ты выигрываешь этапы Кубка мира – ситуация сразу меняется. За победу на этапе полагается 7-8 тысяч долларов. Есть, конечно, налоги, но все равно сумма получается приличная. Правда, поскольку мы выигрываем редко, нам пока особо нечему радоваться. В этом сезоне, например, мне лишь однажды удалось попасть в «призы». На заключительном этапе я стал вторым – это 3500 долларов.
Конверты дают сразу после этапа. Я выигранные деньги делю на всю мою команду. Общих правил тут нет, но мне так проще. Ведь это же общая победа и тренеров, и сервисеров. Кстати, в Испании, где я стал вторым, у организаторов возникли какие-то проблемы с наличными. Я отправил им реквизиты карточки, но пока ничего не пришло. А еще федерация выплачивает определенную премию за медальные успехи.
Александр ЗУБКОВ, бобслей:
– У нас в сезоне восемь этапов Кубка мира. В случае завоевания первого места по итогам сезона награда – 20 000 евро на экипаж. Второе место – 17 000, третье —14 000 и так далее по убыванию до десятого места. При этом в четверке мы делим эту сумму на четыре равные части. Плюс, если по ходу сезона менялись разгоняющие, каждый получает свою долю. В моей команде так принято. Разумеется, если кто-то отработал два этапа, а кто-то шесть, суммы меняются, но оценивается вклад каждого спортсмена.
За победу на отдельно взятом этапе призовых не полагается. Так что наша основная зарплата идет от государства. Скажу честно: бобслей очень трудоемкий, но малооплачиваемый вид спорта. Хотя усилий, работы и дисциплины здесь требуется не меньше, чем где-то еще. За успешный сезон можно заработать только 5000 евро, но при этом-то еще нужно победить!
Нередко приходится слышать, что спортсмены сейчас едва не поголовно миллионеры. Если бы! Кстати, через вашу газету попросил бы опровергнуть информацию о том, будто я получил квартиру в Саранске. Ни о чем подобном и речи не шло.
Елена НИКИТИНА, скелетон:
– Мне за этапы Кубка мира ничего не платят. Попадаешь в «призы», тебе говорят: «Молодец, удачи в дальнейшем». В Кубке мира разве что за попадание в десятку по итогам сезона можно заработать символическую сумму. Нас поощряют только за официальные старты: чемпионаты Европы, мира, Олимпийские игры. Но будем надеяться, и у нас все впереди!
Источник
Демченко, Плющенко, Зубков, Воевода совсем не торопятся уходить из спорта - их "и здесь не плохо кормят".