А вот о скользящей поверхности (базе) - мы постараемся рассказать вам все, что знаем, а что не знаем – будем спрашивать у профессионалов.
Структура:
Весь на свете скользяк делают из полиэтилена, притом на четырех заводах в Европе. Считается, что если скользяк черный – то он графитовый. Вранье, он полиэтиленовый, такой же, как белый или красный, только черный.
Графитовый скользяк "видно" на ощупь, он явно плотнее и "более скользкий". Графитовый он потому, что в кастрюлю с расплавленным полиэтиленом добавили 4% или больше графитового порошка. Пэ для прозрачного (белого) или цветного скользяка тоже умеют делать жестким и скоростным без добавления графита.
Просто делают пэ более плотным, и у нас плотный скользяк называют спеченный под давлением, в каталогах это называется sintered. Такой скользяк на заводе шлифуется специальным способом для нанесения микро насечек и его уже можно смело называть структурированной базой.
Более простой и, соответственно, дешевый скользяк у нас никак не называют, а в каталогах ищите слово extruded. Часто плотность скользяка маркируют цифрами 1000, 2000 и т.д. Очевидно, что чем больше число, тем плотнее скользяк.
Чем плохо? А ничем. Мягкий скользяк подойдет райдеру, который не хочет лететь по склону быстрее собственного визга. Короче, не скоростной он. И прочность средненькая, зато ремонтный полиэтилен (о нем позже) для таких баз есть в каждой захудалой мастерской.
Графит может добавляться и в sintered, и в extruded, не принципиально, молекулы графита, проникая между длинными молекулами полиэтилена, выполняют свою волшебную функцию чудесным образом, и доска летит, как сокол, и лучше держит удар (подробно см. молекулярную физику – наука такая). Но если подходить к вопросу скорости серьезно, то хорошо напарафиненый мягкий скользяк летит лучше, чем "сухой" графит.
Ремонт такой базы - тоже не проблема, только должен быть специальный ремонтный пэ с графитом, а не просто черный. Ремонтный полиэтилен производится разными фирмами, для специальных приборов (пистолеты или утюги), электрических или газовых, неважно. Для каждого вида скользяка ремонтный, конечно, не делают, но основные параметры состав-плотность сохранены. Легенда о ремонтопригодности скользяков – легендой и остается, если ремонтировать в нормальной мастерской проблем не будет, какой бы скользяк не был на вашей доске. (о проблемном ремонте дальше)
Выбор
Важный показатель при выборе доски – толщина базы. У досок одной и тойже модели, совершенно одинаковых, толщина может быть разная. Не склеились на спичечной фабрике слои – шлифуют базу, выравнивая скользяк - истончают его и, следовательно уменьшается высота канта. Поэтому по высоте канта можно с высокой степенью точности узнать толщину скользяка. Здесь будьте внимательны, начинаются цифры!
Рассмотрим условно-стандартный пример.. Высота канта ~ 2.0 мм, а толщина лепестка ( бортик, лента которой кант клеится к сердечнику ) ~ 0.3-0.5 мм. Плюс подложка под скользяком – 0.3 мм. Соответственно, максимальная толщина самой базы ~ 1.3 мм (есть исключения у некоторых производителей, у спортивных, рейсенговых лыж или у некоторых бордекроссных досок толщина скользяка минимальна, и высота-ширина канта тоже. Но это тема отдельного анализа)
Если видимая толщина канта приближается к указанным параметрам – можно покупать, доска соответсвует стандартам качества. Если нет – повнимательней, возможно, это класс В, стандарту не соответствует, скользяк на ней тонкий, а может быть, и другие характеристики ниже заявленных.
Катать такая доска будет, но для ремонта и продолжительности жизни все же чем толще, тем лучше!
Итак, доску вы купили и стоите в магазине, думая, что еще нужно? Сноубординг – серьезный спорт и уход за снарягой – это уже вопрос самоуважения.
Обработка
Обработка скользящей поверхности необходима не только для улучшения скольжения, но и для сохранения скользяка. Пропитанный парафином скользяк более эластичен, лучше противостоит механическим воздействиям, не окисляется. Узнать окисленный скользяк очень просто – он становится белесым, "седым" и хрупким. Поэтому в межсезонье хранить доски или лыжи надо в сухом месте, вдали от нагревательных приборов, просушенными и обработанным толстым слоем парафина (консервантом).
Нельзя хранить в гараже, на балконе, в туалете между труб под унитазом. Не допускайте ржавления кантов, протирайте снарягу и высушивайте ее. Имейте и используете чехол. Берегите своего друга или хотя бы вложенные деньги!
На скользящую поверхность обязательно наносится грунтовый (базовый) парафин. Импортные имеют маркировку base, наш ВИСТИ – желтенький пластилинчик. Такой парафин имеет мягкую формулу, и его молекулы лучше остальных проникают между молекулами полиэтилена, пропитывая последний.
Наносить грунтовый (как и любой последующий) парафин лучше в мастерской.
В домашних условиях можно сделать так:
Возьмите старый мамин утюг без дырок. Поставьте крутилку на минимум, скользяк нельзя перегревать, он отслоится! Расплавить парафин утюгом на весу и обильно накапать его змейкой по всей длине. Равномерно распределить утюгом по всей поверхности. Теперь самое интересное. Движения должны быть дробными, давайте скользяку остывать, после этого выравнять парафин, ведя утюг медленно и без рывков таким образом, чтобы за утюгом оставалась дорожка жидкого парафина длиной 6-7 см.
Внимание!! Не перегрейте скользяк! После остывания всей поверхности отциклевать лишнее спецциклей или новой ученической линейкой. Не удивляйтесь, циклевать придется много и тщательно. После – отполировать фибертексом (мочалкой для посуды, не путать с капроном)
После базы можно наносить любые мази скольжения, как холодным, так и горячим способом, но лучше все-таки горячим.
Предварительное нанесение структуры (микро насечек) на скользяк дело сложное и многоступенчатое, лучше доверить это skiservis.
Консервантный парафин перед сезоном лучше снять циклей и нанести свежий грунт.
И помните! Все операции с базой производить только на хорошо согретой и высушенной
доске, на это иногда требуется потратить до 2-х дней! На холодную, мокрую доску
парафин горячим способом не наносить!
Переходим к проблемам
Trubl ремонт
Если вы налетели на камень на Чегете или пивную пробку на склонах в "Канте",
то у вас на скользяке появилась царапина.
Если камень или пробка были большими, то и царапины получились большими. Что
же делать??
Лечить!! Как?
Хвать пробку от шампанского и давай заплавлять! Это лучший способ испортить жизнь мастерам в мастерских. Самодельный ремонт с помощью паяльника оставляет неисправляемые
рубцы на базе, пробочный пэ имеет не подходящую плотность и не дружит с базой.
Паяльник плавит не с той скоростью и не равномерно, оставляя пузырьки воздуха
в царапине. При последующем профессиональном ремонте эти пузырьки мешают ремонтному
пэ сплавится с базой, приходиться все вычищать, углубляя царапины.
Ремонтный пэ наносится специальными утюгами, тщательно циклюется и шлифуется,
а уж про заплатки в домашних условиях вообще речи быть не может.
Важно! Скользяк после ремонта обязательно циклюется и шлифуется, следовательно
стачивается и кант. Доска обычно живет 3-4 серьезных ремонта, после этого база
так истончается, что даже не глубокие царапины ложаться на сердечник. Учитесь
управлять и направлять!
Повреждения канта
При столкновении с искусственными препятствиями или элементами ландшафта наступает трабл под названием "выбитый кант". Чаше всего кант страдает в зоне крепежей, и у досок, и у лыж. Здесь снаряд испытывает наибольшие нагрузки, надо это знать и учитывать, особенно актуально для прыжков. На носу травмы тоже встречаются, но редко бывают фатальными, так как часть не ходовая. Не надо склеивать расслоившиеся доски первой попавшейся эпоксидкой!! Для этого есть специальные температурные клеи. Основной враг тот же, что и при самодельном ремонте скользяка – воздух. Не правильно высушенная и не правильно вскрытая доска при самостоятельной склейке чем попало, застывает в таких позах и с такими пузырями внутри, что частенько оживить ее бывает невозможно.
Расслоение клина – полный пинцет. Стоимость и сложность ремонта зависит от длинны повреждения и конструкции доски. Пенные доски практически не лечатся, а если лечатся, то с трудом.
Закладные. Вырываются крайне редко, почти никогда, если по завернутому в них болту не ударить молотком. Рассмотрению не подлежат. Но если все-таки случилось, имейте в виду, что существуют специальные ремонтные закладные.
Остальные ужасы, подстерегающие простых наивных сноубордеров на склонах нашей (и не нашей) необъятной Родины, мы будем вывешивать в следующих сериях.
Автор: Сергей Полукаров ака boarder |