Скажу прямо, весь предыдущий год я внушала себе практически насильно, что хочу на Иссык-Куль. И правильно делала, в чем потом и убедилась. И началось это с поверхностного разговора на Байкале, мол, ну что, куда в следующем году рванем?… Рванули мы - таки на Иссык-Куль, за что нам надо поставить памятники, объявить благодарности и выплатить премии, потому как предательские мыслишки бросить эту трудновыполнимую затею и рвануть в какую-нибудь легкодоступную Карелию имели свойство всплывать то тут, то там в самый неподходящий момент. Потому как Карелией пестрит весь Интернет, а вот гидов по Иссык-Кулю надо еще поискать. А мы не ищем легких путей, понимать надо!
Началось все прям с самого начала. Встретились в аэропорту Домодедово, познакомились с Сашей (остальные трое имели счастье быть знакомыми еще со времен Байкала). И почапали в неизвестность. Для начала опоздали на последний автобус к самолету, за что были немилосердно отруганы большой женщиной с рацией. Ну и в довершение всего перемудрили с пересаживаниями и оказались с Таней в самом хвосте самолета, куда даже горячее не доезжает. Зато доезжает вино любого цвета и в любом количестве!
В Бишкеке в 22 часа (плюс 2 часа к московскому) были встречены табличкою Арлан, уверенно крепившейся к руке Ольги, и отвезены в душную 45-градусную столичную квартиру спать. Изъерзавши простыни и подушки, в душе проклиная тщедушный вентилятор, который даже собственную решетку не мог обдуть, дождались утра, солнечного, сразу шокировавшего видом с балкона - обычная хрущевская пятиэтажка на фоне снежных верхушек Тянь-Шаня! Для нас, измученных равнинными пейзажами обывателей - шок. Начало неплохое...
Как водится, закупились в местном супермаркете (вроде нашего Ашана) провиантом, и помчались преодолевать 400 км к востоку от Бишкека, через Чуйскую долину, к озеру, к горам, к свободе.. Когда часа через 3-4 пути мы въехали в заповедную зону, отмеченную красивыми вратами, практически в эту же минуту стал виден из самой глубины земли смотрящий на въезжающего своим пронизывающим иссиня-синим глазом красавец Иссык-Куль. Тут я окончательно поняла, что ХОЧУ НА ИССЫК-КУЛЬ.
Надо сказать, водитель нам попался тот еще козе.. сво… редиска. Причем должен был нас везти тот самый Арлан, чье имя навеки запечатлелось на табличке в аэропорту, и с кем собственно я переписывалась относительно организации похода довольно длительное время (и кто подкупил меня своим грамотным русским языком, даже с соблюдением правил пунктуации!). Но, видать, грамотные водители там у них нарасхват - нам не досталось.
Дорога, вьющаяся вокруг озера, то приближалась, то удалялась от него. И вот, когда надежда на то, чтобы искупаться в этой синей прозрачной спасительной прохладе, стала безудержно покидать нас, подобно тому, как и машина покидала околоозерную зону, все начали понемногу ерзать в креслах, и бровки все больше сдвигались в состояние «домиком». Мы чувствовали себя как детишки, которым показали вожделенную конфетку и спрятали. На недоуменные вопросы, когда же мы остановимся, водитель безапелляционно ответил: «А мне некогда останавливаться, мне надо вас поскорей довезти». И это с учетом того, что сегодняшний день у нас был полностью свободен, так как трек начинался с завтрашнего утра! Я уж не говорю о том, что этот наглый извозчик итак не завез нас в исторические места под Бишкеком, о которых договаривались изначально. Ну, хвала небесам, они через час нас услышали (видать, нашему хмырю тоже стало жарко) и мы подъехали к Иссык-Кулю с целью познакомиться очень и очень близко. Это был кааайф! Он (Иссык-Куль, не хмырь) оказался такой чистый, такой синий, такой солоноватый на вкус, такой нежный и ласковый на ощупь и такой искрящийся на солнышке! (чего он о нас вряд ли мог сказать). Водичка - не сказать, чтобы была очень теплой, немного нужно было попривыкнуть, но это даже лучше после такой жары.
Далее была семья того самого призрачного Арлана (которого и дома не было), приютившая нас на ночлег, а также испекшая незабываемые лепешки. Надо сказать, быт у дунган (это отдельная нация) незатейлив. Особо впечатлили размеры двора, расположенного покоем, и кроватей, встроенных видать прямо в стены дома, и спать на которых можно человек по пять, хоть вдоль, хоть поперек, хоть наискось. Наутро после завтрака мы покинули этот замечательный дом и ни разу не пожалели об этом, надо сказать, поскольку увиденное в дальнейшем, оставило глубокие следы на наших неокрепших разумах. Природа Тянь-Шаня свела с ума своей неповторимостью, великолепием и разноцветностью.
Хотя, в этот день случилось одно неприятное событие - наш Игорь занемог идти дальше по причине разбушевавшейся температуры, и мы отправили его в санаторий Джеты-Огуз (в переводе с киргизского - Семь Быков), который славен своими горячими радоновыми и серо-водородными источниками, а так же отмечен красными скалами причудливой формы, когда-то изображавшимися на почтовых марках и являвшимися визитной карточкой Киргизии.
В течение следующих двух дней нам нужно было запланированным путем пробраться в итоге в Джеты – Огуз и воссоединиться с Игорем, который должен был по плану уже поправиться. Самое интересное, что пока Игоря грузили в машину, все высказали вслух много умных мыслей по поводу того, что ненужные вещи и еду надо сбагрить ему, а у него забрать супы, колбасу, сахар, лимоны и сгущенку. Ненужные вещи и еда были успешно сбагрены, однако и все нужные вещи и еда отправились туда же, поскольку все оказались неплохими теоретиками и только. Ну что ж, зато у нас полны рюкзаки крупы! В конце второго дня пшенная каша перестала лезть в горло, поэтому мы решили вывалить ее на гору с целью прикормить рыбешки немного. Нашему гиду Максиму посоветовали в следующем году брать снасти, когда пойдет по этому маршруту.
Двинулись дальше. Добравшись до каких-то одиноких палаток посреди леса, мы, не найдя никого, кроме грустной коровы, побросали неподалеку вещи, и Макс повел нас к горному озеру, средь скал, образованному таянием ледников, и вообще некислой красоты, со слов Макса. Ползли часа два-два с половиной по дикой жаре на высоту 4200 метров (учитывая, что путь начали с уровня Иссык-Куля, который находится на высоте 1610 метров) и в результате приползли к высохшей яме… Положение спасло то, что окрестности этой ямы представляли собой довольно живописные места с лежащими ледниками, впечатляющими валунами и растущими эдельвейсами, которые никто из нас никогда в глаза не видывал и Макс, будучи настоящим рыцарем, преподнес нам с Таней это чудо природы, оказавшееся не на шутку невзрачным. На этом мы, естественно, не успокоились - спустились по крутому спуску в долину, где блюдцем раскинулось нисколько не уступающее описаниям Макса еще одно ледниковое озеро, дающее начало одной из многочисленных горных речушек. Оно было чрезвычайно красивым - к цвету лазури почему-то примешивался оттенок как бы известки, что особенно сказочно смотрелось сверху, и глубиной порядка 15 метров (ну, тоже со слов Макса, конечно). Тут мы балдели часа два, не в силах оторваться от сказочной красоты и умиротворения.
После был неимоверно длинный спуск в долину Джеты – Огуз, с заплетающимися ногами, быстро настигшей темнотой, посланной небесами кобылкой, тащившей повозку с киргизами и подкинувшей нас на километр-полтора, и Игорь, выздоровевший и соскучившийся.
На следующий день, в полном составе, выспавшиеся и искупавшиеся в радоновых ваннах (кстати, о комфорте в санатории Джеты-Огуз Игорь отозвался кратко и доходчиво: «В палатке лучше!»), потопали в направлении ФГС (физико-геологическая станция). Это было по плану последнее пристанище в горах перед началом спуска к Иссык-Кулю. В планы на тот день входило не спеша добраться до полу-дико-курортной зоны в преддверии перевала, там переночевать и утром перевалить через последний. Сразу после обретения энергии и недюжей прыти, Игорь, взяв под мышку Сашу, ломанулся навстречу приключениям. Они ушли раньше нас минут на сорок, но видать переусердствовали. Чем ближе мы подходили к месту назначения, тем явственней читалось напряжение на беспечном до того челе нашего Макса. А когда мы добрались до места и не встретили наших скакальцев, ой, то есть, скитальцев, Максово лицо стало длинней сантиметров на восемь. Ну конечно, ему же совсем не улыбалось идти обратно вниз и искать этих шалунов! Однако, делать нечего, ибо он отвечает за них головой - оставил нас с вещами, а сам поплелся. Мы же, нисколько не сомневаясь в успехе сего мероприятия, а потому не сильно заморачиваясь, оставили рюкзаки у местного лесника в огороде, а сами понеслись смотреть водопад, а то за те полчаса, что мы тут находились, нам все уши прожужжали про него. Через полчаса пути вверх-вниз мы услышали-таки шум этого гиганта. А уж когда увидели, восторгов было уйма, так что мы даже временно забыли про все трабблы, случившиеся с нами накануне (да простят нас утраченные товарищи). По возвращении в курортную зону (штук шесть-семь юрт, где можно попить кумыса (на мой вкус -редкостная гадость), айрана, пожевать лепешек, а может и чего посерьезней), мы начали неприкаянно скитаться в поисках чего бы схавать. Но, видимо, общепит уже был прикрыт, поскольку никто с распростертыми объятиями и дымящимися кастрюлями нас не ждал. Однако, небо опять услышало нас! Мы встретили заезжего хохла, гостившего у владельцев одной из юрт, и варившего украинский борщ. При этом хохол этот всячески приглашал за стол и, как потом оказалось, совершенно безвозмездно! О, как! Ну мы, как подобает приличным девушкам, поломались немного, а потом охотно согласились разделить трапезу имени киргизско-украинско-российской дружбы, за которую было опрокинуто по 50 грамм под горячий борщик и хорошую компанию. Тут мы, однако, не забыли предупредить, что, кормя нас, кормящий рискует быть объеден, поскольку с нами еще три колхозника, которые временно отсутствуют. Позже, когда сытое тепло разлилось по всему телу и тьма, сошедшая со Средиземного моря, накрыла... ой, это про другое... В общем, тьму прорезали пронзительный свист и дерзкие фонарики наших колхозников, коим мы были несказанно рады, несмотря шо они бакланы!
Наутро, отблагодарив поллитрой чистого спирта наших благодетелей (здесь уже несказанно была рада Таня, ведь рюкзак стал легче на 500 грамм!!), мы взяли напрокат лошадь (300 сом) с целью обвешать ее скарбом и переползти через перевал, не загнувшись. Бедная лошадь чуть сама не загнулась, увидав четыре здоровенных рюкзака, и попыталась даже прикинуться немощной, но чабан раскусил ее малодушные намерения и накрепко привязал ее к ноше.
Далее по плану было чесать вверх-вниз, вверх-вниз через многочисленные хребты, продвигаясь все ближе и ближе к заветной ФГС, но сначала добраться до горячих ключей и принять ванну. Тут Игорь, видимо подуставший от шума посторонних (то есть нас), решил снова испариться в лесистых горах Тянь-Шаня. На сей раз, потерялись мы основательно. А уж про длину лица Максима я вообще молчу!
Самое смешное, что и на этот раз все самое вкусное и более- менее съедобное осталось в рюкзаке у Игоря. О, эта заветная сгущенка, как сверкали глаза Саши при упоминании о ней!! О, супчики быстрого приготовления, никогда еще о вас никто не говорил с таким вожделением!! Сахар! Как сладок этот миг, когда делаешь глоток чая с этим божественным продуктом!! Но, забегая вперед, успокою вас, мои дорогие читатели, понервничали мы только до следующего утра. Наутро Макс снова пошел вниз, чтобы взять лошадь у местных и продолжить поиски этого хренова диетолога, вечно отбивающегося от стада, и ограничивающего наш рацион до четырех видов крупы! Мы, проснувшись с кислыми минами, не успели позавтракать и сложить вещи, как тишину нарушил рев мотора проезжающего грузовика, в кузове которого стоял в брежневской позе Игорь! Ну, надо ли рассказывать, что мы хотели с ним сделать… но не стали.
Спустя еще некоторое время, мы добрались до горячих ключей, от которых до ФГС по утверждениям Макса оставалось 4 км. Эти было два сероводородных источника, один из которых был накрыт деревянным сарайчиком, другой - каменным недостроенным домом. После купания мы долго и муторно делали вид, что складываем вещи, поскольку одна мысль о том, чтобы ИДТИ, навевала ужас на наши расслабленные и распаренные тела.
Ближе к вечеру мы добрались-таки до ФГС – это оказалось небольшое живописное ущелье на берегу неистово бурлящей реки, с длинным деревянным домом, баней, несколькими сараями и юртой посреди поляны. Ночь в доме стоила 100 сом, в юрте-150. Мы с Танькой атаковали юрту, а как жеж - экзотика! Но, кроме каких-то неимоверно здоровых комаров и сырости в юрте ничего интересного не нашлось.
Следующий день был посвящен радиальному выходу на ледниковое озеро, над которым, по мнению Макса, висит ледник. Все бы хорошо, если бы мы не сделали два крюка - сначала обходя горную речку и для этого пробираясь непролазными кустарниками, вверх по склону, а потом, возвращаясь к исходной дороге забрались выше положенного и наткнулись на скалистый обрыв, откуда опять же пришлось спускаться через колючие и сросшиеся намертво кусты. В общем, к озеру мы добрались с исцарапанными ногами, с кровавыми зайчиками перед глазами, и поначалу даже любоваться не могли, но потом вроде бы отпустило. Ледник, конечно, там присутствовал, но вовсе не нависал над озером (как утверждал Макс), а возлежал неподалеку, как преданный пес, охранявший дело рук (или лап) своих. Ну и ладно, все равно очень красиво и чрезвычайно круто!
Самым непостижимым и бессмысленным нашим поступком стал спуск в долину Кызыл-Суу (?). Уж не знаю, что двигало нами, но мы решили почему-то не останавливаться на ночлег, как сделали бы все здравомыслящие люди, а идти в темноте, без единой капли воды, на уже не сгибающихся ногах, куда-то вперед, где еще неизвестно, через сколько километров должна была замаячить Покровка (место жительства нашего Макса). Как посуда в сказке К. Чуковского «Федорино горе», честное слово!! И ведь все равно не дошли! Макс по дороге поймал машину, молча сел в нее и уехал. Мы, конечно, удивились такому его безмолвию, но нас грела надежда на то, что он вернется за нами на своей машине. Не прошло и года, как мы совершенно выбились из сил, сели в куче какого-то песка в поселке Чон-Кызыл-Суу, купили через забор пива у местных предпринимателей, открыли сыр Чечил, заготовленный Таней в подарок Игорю на день рождения, и стали ждать Макса, опьянев от радости сидения. Было очень весело и вкусно. На исходе второй бутылки, замаячили долгожданные фары и, таким образом, приключение закончилось. Вот, ради такого яркого воспоминания все и было задумано, видимо…
Проснувшись, как белые люди, в кроватях у Макса дома, мы позавтракали, и почесали в самый лучший ресторан Покровки отмечать день рождения Игоря. Репутация этого ресторана, надо сказать, та еще. Говорят, ночью он превращается в самый настоящий бордель! Зато мы его еще днем превратили в дискотеку под незыблемую «Чудную долину» и популярную летом в Азии «Arash». Бармен запомнил на всю жизнь и нас, и эти две песни, это точно!
Ну вот, собственно самое трудное позади. Теперь впереди три ночи и два дня на Иссык-Куле с целью прийти в себя, отдохнуть, исправить загар и накупаться вдоволь. На следующий день вся мужская часть нас покинула на берегу, и мы балдели вдвоем, треская арбузы с дынями и огурцы с помидорами. А хлопцы наши поехали на Мертвое озеро, дабы зачем-то залечиться заживо.
Вот собственно и весь рассказ о поездке на Иссык-Куль. Было еще, конечно, много разного, и дикорастущая марихуана на дороге, и случайная встреча с Мариной и Гришей, и облепиха, облепившая весь берег, и сероводородный источник, используемый в качестве прачечной и бани, но все невозможно упомнить и рассказать. Спасибо за внимание, мои маленькие любители путешествий.
Автор: FaNatik
Люблю эти края!