Начну с парадокса: в мире есть множество методик обучения в общеобразовательных школах. Но в итоге как бы школьника не учили арифметике итог один: 2Х2=4. А если получается другой результат, то значит ученик ленивый или паталогически тупой.
Мне кажется этой фразой тема новых горнолыжных школ и методик раскрыта полностью и интрига убита.
Но! Есть нюансы…
Результат обучения, когда горнолыжник едет красиво, управляемо (безопасно) и при этом получает удовольствие, достигается всеми школами. И только несколько специалистов в мире могут увидеть «почерк» той или иной школы в его катании. Цель всех горнолыжных школ сократить период обучения и научить кататься правильно. И нужный результат получается путем заучивания нужных движений многократным повторением до подсознательного уровня, до мышечной памяти. То есть то, что называется «накатом». Процесс похож на то как малыш начинает ходить.
Но, качество, быстрота достижения результата зависит не от методики, а других факторов:
- на 50-70 % от способностей человека к обучению, его координированности, скорости реакции, гибкости, физической подготовки и других индивидуальных особенностей организма и психики;
- 40 - 60% дает мотивация. Даже самый неспособный ученик может достигнуть приличного уровня если это цель номер 1 или 2 в жизни. Очень верна фраза: «Терпенье и труд – все перетрут». И я видел примеры этому неоднократно.
- И может быть 10 – 15 % конечного итога зависит от применяемой методики, а скорей всего даже не от нее, а от инструктора, его педагогического таланта.
Это касается обучения в любой сфере.
Меня улыбает, когда я слушаю или читаю споры про «что или кто учит быстрее, лучше». Но в этих разговорах есть очень много ценного, которое я сам использую в тренинге собственной тушки.
Сама тема методики обучения катанию подобна увлекательной story. Там столько интриги, борьбы и интересных личностей, что «Война и мир»…
История о школах и методиках. Горнолыжная story
Первые лыжи были замечены на Ноевом ковчеге, до этого на скальных петроглифах снаряды на ногах только с большой долей воображения можно назвать лыжами.Новейшая история горных лыж началась только в середине 19 века
«Дрова» трехметровой длинны, на которых катались в 19 веке вообще не нуждались ни в какой технике. Стайл катания был близок к нынешнему «Мочить и спрямлять!». Но необходимость объезжать деревья родила повороты, поскольку лург в густом подлеске больше мешал, чем помогал. И началось!
Норхейм Сондре (талантливый чел – талантлив во всем, Сондре был изобретателем-универсалом, даже зубодером мог при случае), норг из провинции Телемарк – первый креативный вождь норвежской школы научил мир повороту на лыжах названный христиания (кстати, с использованием элементов карвинга) и остановке без шеста. А другие норвежцы для облегчения этих элементов придумали лыжам «талию». Они же и создали первую горнолыжную школу. Стайл «Телемарк» правил миром. История говорит, что в это время ими же был рожден и спидскиинг и рекорд на 3,5 метровых «longboard» зашкаливал за 140 км/ч. Интересно: как замеряли? Ни гаишников, ни радаров тогда не было.
Но восхитительные бриты придумали не только футбол. Они придумали… «плуг»! Вернее, его изобрел дедушка - австриец Матиас Здарски. Озарило его, как и всех нынешних креативных основателей newschool в процессе самостоятельного обучения. Я так думаю, что дедушка не смог осилить телемарк или у него уже здоровья не было и пришлось лепить «импортозамещающий» суррогат.
Шустрый пенс «рубил бабло» на эксклюзиве, собирая в свои воскресные школы до сотни богатеньких буратин. И пока телемарки порхали как бабочки и мчались как орлы, Матиас учил «чайников» утюжить целину – медленно, зато не страшно. И только британцы, поняв потенциал глобализации этого стайла сделали его распространение повсеместным, загнав скандидавов с их высокохудежественным телемарком в резервацию c лопарями. Они раскрутили горные лыжи как элитный вид отдыха, в отличии от Норвегии, где лыжи были забавой гопоты и люмпенов. Англичане же выпустили первый учебник по горным лыжам. В общем маркетинг и реклама сделали горные лыжи мейнстримом.
А токркнул Матиаса на креатив, как ни странно телемарк-норвежец Фритьоф Нансен. Его считают изобретателем «альпайна» (стиль на котором сейчас катает весь мир – с фиксированной пяткой ботинка). Хотя и сам Сондре что-то мутил с фиксацией «free hill». Короче, норги сами вырыли могилу телемарку)
Тем временем «плуг» и «упор» без особых новаций «правили» балом монопольно. Мало того они стали национальной идеей Австрии: горцы–крестьяне быстро сообразили, что стричь богатеньких горнолыжников гораздо доходнее, чем баранту. А значит надо разводить, плодить горнолыжников. И Шнейдер, горнолыжный тренер, основатель Австрийской горнолыжной школы – стал национальным героем. Он же открыл первую школу инструкторов и унифицировал обучение на основании единой методики. Опять же он 1920-х годах инициировал съемки первых «ски-порно-вуми».
Все было зашибись кроме одного – ленивых «чайников» напрягали пешие подъемы и сокращали аудиторию «поставщиков бабла». «Подъемники!» - вскричали владельцы курортов, подражая Архимеду.
Буржуа выдохнуло – Альпы становились сплошным «куршавелем». Наверное, в 30-х и изобрели апре-ски. Девочки, рябчики, ананасы в шампанском, коктельные лыжи, скифейшен – это не Прохорова идея.
Во всех альпийских странах появились национальные школы. Они не основывались на революционных прорывах в методике обучения. Тот же упор и плуг преподавались согласно национальному менталитету, но в рамках глобализированного базового курса. При этом шло нешуточное соперничество! Примерно так описал это Всем Известный Свиссмейкер:
«Французы считали австрийскую технику примитивной. А австрийцев - деревенщиной, лишенными чувства прекрасного. Австрийцы же считали французскую технику пустым петушиным пижонством (Петух есть на эмблеме французской сборной)»
С 50-х годов локомотивом методик обучения стал спорт и прогресс в конструкции лыжи. Именно они дали «авальман», «годиль», «конек», «карвинг». Последний мог появиться еще в конце 40-х, но до них еще не доросла конструкция лыж. «И Федя (автор прорывной лыжи чемпион США Джерри Хиатт) его снова закопал» (С). Но в основе всех новых элементов лежит старая добрая «христиания», адаптированная и осовремененная.
А школы для любителей оставались консервативными и отставали на 3-5 лет от техники чемпионов, неспешно придумывая методику обучения новшествам.
Последний бунтарь
Мало кто знает, что последнюю революцию в обучении катания сделал Хед Хорвад. До него не было различия между спортивным катанием и любительским. И лыжи, и стили, и метода обучения были одинаковы. Только любителям в силу объективных причин никогда не дано достигнуть уровня спортсмена.И вот Хорвад, «обуяный жаждой наживы», в погоне за увеличением объема продаж лыж делает конгениальный ход! Он выпускает (барабанный бой, томительная пуза и голос конферансье): Лыжи Для Любителей! Именно таков был маркетинговый план выхода на рынок с новой моделью «Standart» (1950 г). Мало того, эта лыжа привлекла в катание такую многочисленную аудиторию как девушки и женщины. И в течении почти десятилетия он монопольно делал лыжи для любителей все более и более адаптируя их под «чайников». Причем лыжа стоила в два раза дороже чем стандартные горные лыжи, но ее магия быстрого обучения сделала ей безумный блицкриг.
Следствие: школы недолго были в ступоре. Инструктора, обучавшие горнолыжника до верхнего уровня около 5 лет, адаптировали свои методики под лайтовые лыжи и сократили сроки обучения вдвое.
Этот процесс продолжается и сегодня. Лыжи становятся все мягче и легче. Все быстрее проходятся начальные уровни. Но все больше на склонах становится плохо катающихся. Почему?
Финиш
Виноваты ли в этом школы? Да!Причины?
- Все школы естественным образом нацелены на финансовый результат. Основная выручка делается на новичках, групповых занятиях. И прибыль зависит не от конечного результата, а от количества пропущенных через «конвейер» лыжебордеров. Это вам не олимпийских чемпионов выращивать. В итоге количество «цешников» (инструкторы категории «С», низшей) достигает 70-90%. Парадокс: школам экономически не выгодно растить уровень катающихся индивидуальными занятиями. Отсюда и все «новые школы», «революционные методики» и тд и тп. По сути - маркетинговые ходы, направленные на увеличение дохода инструктора или школы. Если ты знаешь, как учить быстро и качественно, почему бы на применить это в спортивной школе, где тебя объективно оценят по результату?
- Взрывной рост в России горнолыжников. Но готовых заплатить за обучение среди них подавляющее меньшинство. Самоучки не только плохо катаются, но и опасны для окружающих в неуправляемом спуск.
Горнолыжное будущее формируют не школы, а производители лыж
Появление карвинга вызвало у меня прилив энтузиазма в отличии от большинства ностальгирующих старперов. Мне реально нравились новые ощущения, новые возможности. Но теперь, смотря на новые конструктивные тенденции в лыжах, я оказываюсь на месте «тех» старперов.Вытеснение лыжами для начального обучения верхних линеек огорчает. Ведь только хорошие лыжи открывают путь к совершенству, только они дают возможность «почувствовать склон». Лыжи для начинающих нужны на пару-тройку занятий, далее прогресс на них невозможен, а люди покупают их на годы(
Понятно, что количество мотивированных хорошо катающихся лыжников будет размываться в растущем числе катальщиков для которых гора это релакс и апре-ски. Нам будут ограничивать скорость, запрещать катать многолюдные трассы в режиме сафари, отбирать скипассы за длинные лыжи. В общем выпихивать с курортов в бэккантри.
А что для других?
Финтнестизация лыж.Тренировочный снаряд на свежем воздухе. Уже сейчас многие считают, что пары – тройки часов катания в день достаточно. Что зеленых трасс тоже достаточно, круче не нужно, что лыжи — это не главное развлечение при поездке в горы.
Адаптация лыж. Деградация продолжиться в двух направлениях – лыжи становятся короче и мягче, теряют свой характер и практически отличаются раскраской (посмотрите на авто). Но все больше наворотов, не влияющих на основные функции (поворотники, стоп-сигналы, псевдо хайтек, функция зарядки девайсов и прочая дребедень).
Миниатюризация носимых размеров и веса.
Да-да-да! Все будет надувное и складывающееся. Или графеновое – скатал все в трубку, положил в тубус и поехал. А на горе обрызгал ноги из баллона – ботинки готовы, приклеил к лыжам клеем, регулирующим усилие отрыва и погнал. А «лыжи – умницы» еще и по ходу спуска делаются то шире, то короче в зависимости от степени опьянения, уровня катания и красоты девушек вокруг. Накатался – смыл в ванне и из лыж скрутил трубочку для коктейля.
Третье – атракциононизация.
Чела помещают в экзоскелет с лыжами. Спрашивают: «Чего изволите? Хорошилова? Линдси Вонг? Ваню Малахова?» включают программу и толкают с горы. Волшебная умница везет тушку по заданному стайлу. Юзер визжит и тащится.
Во фрирайде – хуверборд! Вместо воды – снег.
В общем весело будет!
Вот тут-то и появятся революционные методики обучения))) Время востребует новую революцию!
Боюсь, что будут учебные шлемы - одел, 1,5 часа, снял и ты уже Линдси Вонг)
Саня.
Я бы с титульной фотки, убрал одно изображение