
Начну с парадокса: в мире есть множество методик обучения в общеобразовательных школах. Но в итоге как бы школьника не учили арифметике итог один: 2Х2=4. А если получается другой результат, то значит ученик ленивый или паталогически тупой.
Мне кажется этой фразой тема новых горнолыжных школ и методик раскрыта полностью и интрига убита.
Но! Есть нюансы…
Результат обучения, когда горнолыжник едет красиво, управляемо (безопасно) и при этом получает удовольствие, достигается всеми школами. И только несколько специалистов в мире могут увидеть «почерк» той или иной школы в его катании. Цель всех горнолыжных школ сократить период обучения и научить кататься правильно. И нужный результат получается путем заучивания нужных движений многократным повторением до подсознательного уровня, до мышечной памяти. То есть то, что называется «накатом». Процесс похож на то как малыш начинает ходить.

- на 50-70 % от способностей человека к обучению, его координированности, скорости реакции, гибкости, физической подготовки и других индивидуальных особенностей организма и психики;
- 40 - 60% дает мотивация. Даже самый неспособный ученик может достигнуть приличного уровня если это цель номер 1 или 2 в жизни. Очень верна фраза: «Терпенье и труд – все перетрут». И я видел примеры этому неоднократно.
- И может быть 10 – 15 % конечного итога зависит от применяемой методики, а скорей всего даже не от нее, а от инструктора, его педагогического таланта.
Это касается обучения в любой сфере.

Меня улыбает, когда я слушаю или читаю споры про «что или кто учит быстрее, лучше». Но в этих разговорах есть очень много ценного, которое я сам использую в тренинге собственной тушки.
Сама тема методики обучения катанию подобна увлекательной story. Там столько интриги, борьбы и интересных личностей, что «Война и мир»…
История о школах и методиках. Горнолыжная story
Первые лыжи были замечены на Ноевом ковчеге, до этого на скальных петроглифах снаряды на ногах только с большой долей воображения можно назвать лыжами.
Новейшая история горных лыж началась только в середине 19 века
«Дрова» трехметровой длинны, на которых катались в 19 веке вообще не нуждались ни в какой технике. Стайл катания был близок к нынешнему «Мочить и спрямлять!». Но необходимость объезжать деревья родила повороты, поскольку лург в густом подлеске больше мешал, чем помогал. И началось!
Норхейм Сондре (талантливый чел – талантлив во всем, Сондре был изобретателем-универсалом, даже зубодером мог при случае), норг из провинции Телемарк – первый креативный вождь норвежской школы научил мир повороту на лыжах названный христиания (кстати, с использованием элементов карвинга) и остановке без шеста. А другие норвежцы для облегчения этих элементов придумали лыжам «талию». Они же и создали первую горнолыжную школу. Стайл «Телемарк» правил миром. История говорит, что в это время ими же был рожден и спидскиинг и рекорд на 3,5 метровых «longboard» зашкаливал за 140 км/ч. Интересно: как замеряли? Ни гаишников, ни радаров тогда не было.
Но восхитительные бриты придумали не только футбол. Они придумали… «плуг»! Вернее, его изобрел дедушка - австриец Матиас Здарски. Озарило его, как и всех нынешних креативных основателей newschool в процессе самостоятельного обучения. Я так думаю, что дедушка не смог осилить телемарк или у него уже здоровья не было и пришлось лепить «импортозамещающий» суррогат.
Шустрый пенс «рубил бабло» на эксклюзиве, собирая в свои воскресные школы до сотни богатеньких буратин. И пока телемарки порхали как бабочки и мчались как орлы, Матиас учил «чайников» утюжить целину – медленно, зато не страшно. И только британцы, поняв потенциал глобализации этого стайла сделали его распространение повсеместным, загнав скандидавов с их высокохудежественным телемарком в резервацию c лопарями. Они раскрутили горные лыжи как элитный вид отдыха, в отличии от Норвегии, где лыжи были забавой гопоты и люмпенов. Англичане же выпустили первый учебник по горным лыжам. В общем маркетинг и реклама сделали горные лыжи мейнстримом.
А токркнул Матиаса на креатив, как ни странно телемарк-норвежец Фритьоф Нансен. Его считают изобретателем «альпайна» (стиль на котором сейчас катает весь мир – с фиксированной пяткой ботинка). Хотя и сам Сондре что-то мутил с фиксацией «free hill». Короче, норги сами вырыли могилу телемарку)
Тем временем «плуг» и «упор» без особых новаций «правили» балом монопольно. Мало того они стали национальной идеей Австрии: горцы–крестьяне быстро сообразили, что стричь богатеньких горнолыжников гораздо доходнее, чем баранту. А значит надо разводить, плодить горнолыжников. И Шнейдер, горнолыжный тренер, основатель Австрийской горнолыжной школы – стал национальным героем. Он же открыл первую школу инструкторов и унифицировал обучение на основании единой методики. Опять же он 1920-х годах инициировал съемки первых «ски-порно-вуми».
Все было зашибись кроме одного – ленивых «чайников» напрягали пешие подъемы и сокращали аудиторию «поставщиков бабла». «Подъемники!» - вскричали владельцы курортов, подражая Архимеду.
Буржуа выдохнуло – Альпы становились сплошным «куршавелем». Наверное, в 30-х и изобрели апре-ски. Девочки, рябчики, ананасы в шампанском, коктельные лыжи, скифейшен – это не Прохорова идея.

Во всех альпийских странах появились национальные школы. Они не основывались на революционных прорывах в методике обучения. Тот же упор и плуг преподавались согласно национальному менталитету, но в рамках глобализированного базового курса. При этом шло нешуточное соперничество! Примерно так описал это Всем Известный Свиссмейкер:
«Французы считали австрийскую технику примитивной. А австрийцев - деревенщиной, лишенными чувства прекрасного. Австрийцы же считали французскую технику пустым петушиным пижонством (Петух есть на эмблеме французской сборной)»

С 50-х годов локомотивом методик обучения стал спорт и прогресс в конструкции лыжи. Именно они дали «авальман», «годиль», «конек», «карвинг». Последний мог появиться еще в конце 40-х, но до них еще не доросла конструкция лыж. «И Федя (автор прорывной лыжи чемпион США Джерри Хиатт) его снова закопал» (С). Но в основе всех новых элементов лежит старая добрая «христиания», адаптированная и осовремененная.
А школы для любителей оставались консервативными и отставали на 3-5 лет от техники чемпионов, неспешно придумывая методику обучения новшествам.

Последний бунтарь
Мало кто знает, что последнюю революцию в обучении катания сделал Хед Хорвад. До него не было различия между спортивным катанием и любительским. И лыжи, и стили, и метода обучения были одинаковы. Только любителям в силу объективных причин никогда не дано достигнуть уровня спортсмена.И вот Хорвад, «обуяный жаждой наживы», в погоне за увеличением объема продаж лыж делает конгениальный ход! Он выпускает (барабанный бой, томительная пуза и голос конферансье): Лыжи Для Любителей! Именно таков был маркетинговый план выхода на рынок с новой моделью «Standart» (1950 г). Мало того, эта лыжа привлекла в катание такую многочисленную аудиторию как девушки и женщины. И в течении почти десятилетия он монопольно делал лыжи для любителей все более и более адаптируя их под «чайников». Причем лыжа стоила в два раза дороже чем стандартные горные лыжи, но ее магия быстрого обучения сделала ей безумный блицкриг.
Следствие: школы недолго были в ступоре. Инструктора, обучавшие горнолыжника до верхнего уровня около 5 лет, адаптировали свои методики под лайтовые лыжи и сократили сроки обучения вдвое.
Этот процесс продолжается и сегодня. Лыжи становятся все мягче и легче. Все быстрее проходятся начальные уровни. Но все больше на склонах становится плохо катающихся. Почему?

Финиш
Виноваты ли в этом школы? Да!Причины?
- Все школы естественным образом нацелены на финансовый результат. Основная выручка делается на новичках, групповых занятиях. И прибыль зависит не от конечного результата, а от количества пропущенных через «конвейер» лыжебордеров. Это вам не олимпийских чемпионов выращивать. В итоге количество «цешников» (инструкторы категории «С», низшей) достигает 70-90%. Парадокс: школам экономически не выгодно растить уровень катающихся индивидуальными занятиями. Отсюда и все «новые школы», «революционные методики» и тд и тп. По сути - маркетинговые ходы, направленные на увеличение дохода инструктора или школы. Если ты знаешь, как учить быстро и качественно, почему бы на применить это в спортивной школе, где тебя объективно оценят по результату?
- Взрывной рост в России горнолыжников. Но готовых заплатить за обучение среди них подавляющее меньшинство. Самоучки не только плохо катаются, но и опасны для окружающих в неуправляемом спуск.
Горнолыжное будущее формируют не школы, а производители лыж
Появление карвинга вызвало у меня прилив энтузиазма в отличии от большинства ностальгирующих старперов. Мне реально нравились новые ощущения, новые возможности. Но теперь, смотря на новые конструктивные тенденции в лыжах, я оказываюсь на месте «тех» старперов.Вытеснение лыжами для начального обучения верхних линеек огорчает. Ведь только хорошие лыжи открывают путь к совершенству, только они дают возможность «почувствовать склон». Лыжи для начинающих нужны на пару-тройку занятий, далее прогресс на них невозможен, а люди покупают их на годы(
Понятно, что количество мотивированных хорошо катающихся лыжников будет размываться в растущем числе катальщиков для которых гора это релакс и апре-ски. Нам будут ограничивать скорость, запрещать катать многолюдные трассы в режиме сафари, отбирать скипассы за длинные лыжи. В общем выпихивать с курортов в бэккантри.
А что для других?
Финтнестизация лыж.Тренировочный снаряд на свежем воздухе. Уже сейчас многие считают, что пары – тройки часов катания в день достаточно. Что зеленых трасс тоже достаточно, круче не нужно, что лыжи — это не главное развлечение при поездке в горы.
Адаптация лыж. Деградация продолжиться в двух направлениях – лыжи становятся короче и мягче, теряют свой характер и практически отличаются раскраской (посмотрите на авто). Но все больше наворотов, не влияющих на основные функции (поворотники, стоп-сигналы, псевдо хайтек, функция зарядки девайсов и прочая дребедень).
Миниатюризация носимых размеров и веса.
Да-да-да! Все будет надувное и складывающееся. Или графеновое – скатал все в трубку, положил в тубус и поехал. А на горе обрызгал ноги из баллона – ботинки готовы, приклеил к лыжам клеем, регулирующим усилие отрыва и погнал. А «лыжи – умницы» еще и по ходу спуска делаются то шире, то короче в зависимости от степени опьянения, уровня катания и красоты девушек вокруг. Накатался – смыл в ванне и из лыж скрутил трубочку для коктейля.
Третье – атракциононизация.
Чела помещают в экзоскелет с лыжами. Спрашивают: «Чего изволите? Хорошилова? Линдси Вонг? Ваню Малахова?» включают программу и толкают с горы. Волшебная умница везет тушку по заданному стайлу. Юзер визжит и тащится.

Во фрирайде – хуверборд! Вместо воды – снег.
В общем весело будет!
Вот тут-то и появятся революционные методики обучения))) Время востребует новую революцию!
Боюсь, что будут учебные шлемы - одел, 1,5 часа, снял и ты уже Линдси Вонг)
Саня.
Я бы с титульной фотки, убрал одно изображение