+7

Слепому Горы безразличны или Как мы защищаем свои глаза

MaxL Лента автора 22 Мая 2012 (18:10) Просмотров: 6119 4


Начиная серьезно заниматься спортивной оптикой, я обратил внимание на один неоспоримый и потрясающий факт. Многие продавцы и владельцы спортивных магазинов весьма  пренебрежительно относились к такому простому и необходимому девайсу как спортивные очки. Ну, подумаешь — стоит стойка, места не занимает, каши не просит. Что-то показывать, рассказывать клиенту весьма накладно. Каждую оправу достань, дай примерить, объясни, что и для чего, а потом еще и оттирай от следов.  Одним словом — мелочевка.

Это отношение к спортивной оптике так и оставалось мелочным, пока мы рассказывали продавцам о технологии изготовления  оправ, материалов применяемых в линзах и прочих  маркетинговых и околонаучных мифах.

Ситуация кардинально поменялась лишь тогда, когда мы подошли к изучению другой, более насущной проблемы. А именно — стали рассказывать о том, для чего именно нужны те или иные спортивные очки, в независимости от производителя или бренда.

Поговорим об этом. Ибо  зрение — это именно то, что отделяет нас от темноты, в прямом и переносном смысле.
 
Известно, что рынок оптики в целом делится на три основных направления.

Первое и основное направление: корректирующая оптика, проще говоря — оптика для людей с дефектами зрения.

Второе – повседневные солнечные очки, и третье — спортивная оптика.

Уже сейчас смело можно объединить два последних направления воедино, поскольку именно производители оптики не разделяют очки солнцезащитные и очки спортивные. Они попросту производят разные модели.

Рассматривая рынок,  мы видим, что массовым является сегмент корректирующей оптики, а вот спортивные и солнцезащитные очки — это узкоспециализированное направление. И тут мы сталкиваемся с первым парадоксом оптического  рынка.

Как правило, на рынке большинства товаров массовый означает дешевый. В нашем случае все с точностью до наоборот. Именно массовый сегмент корректирующей оптики содержит в себе дорогой и очень дорогой сегмент, поскольку корректирующие очки подбираются индивидуально, по принципу – каждому глазу своя линза. В отличие от них спортивные очки и линзы являют собой обычную штамповку, как бы дорого они не выглядели и какой бы лейбак не содержали.

Подобный глобальный перекос разделил покупателей на две, абсолютно разные категории.

Так называемые очкарики очень внимательно и бережно относятся к глазам и потому тщательно выбирают защиту своих глаз, владея определенными знаниями и навыками. Их не смущает цена, они знают, чего хотят и, как правило, их не «купить» на мишуру маркетинговых заманух.

В отличие от них те, кто покупает просто спортивные или солнцезащитные очки, попросту покупают «бренд», либо что неплохо сидит, либо то, что сидит плохо, брендом не является, но в прошлом сезоне было трендом в Милане или еще каком Париже.

Не в этом ли заключается некое пренебрежение к здоровью собственных глаз? Большая часть покупателей спортивного, в том числе горнолыжного инвентаря, часами может рассуждать о технологии изготовления лыж, защитных свойствах одежды, защите головы и защите копчика, но ничего толком не знает о том, как уберечь глаза. А ведь именно зрение и качество этого зрения является основным фактором восприятие и оценки окружающего. Особенно в горах, где мозг получает информацию не только от носа, ушей, а в большей степени от глаз. Так в чем дело? Может, технологии настолько сложны и нам лень вникать? Может, достаточно одного железного аргумента продавца — «Защита от ультрафиолета сто двадцать процентов»? А может, стоит купить Oakley  или Polaroid и все вопросы решены?

Спешу  уверить. От ультрафиолета ваши глаза защитит и целлофановый пакет, технологиям уже не менее полвека, а производство Oakley в целом ничем не отличается от Cebe, Bolle или Uvex. Однако не все так просто и однозначно. Первоначально, на стадии своего становления, спортивные очки выполняли одну единственную функцию — уберечь глаза от механического воздействия. Достаточно вспомнить тот факт, что первые спортивные очки французская компания CEBE изготовила для автогонщика. И именно этим автогонщиком был тогда еще мало известный Карл Бенц. Человек создавал спортивные автомобили, гонял на них и всячески популяризировал свое увлечение. Существует легенда, что помимо очков для Карла компания изготовила очки и для его собаки. Однако эта легенда так и не получила своего прямого доказательства.



Karl Benz и его Erstes Automobil

 

В те времена еще не использовалось остекление в спортивных машинах и основной защитой являлись именно очки. Никто и не думал о том, чтобы защитить глаза от солнечного воздействия. Их защищали от ветра, пыли, песка и т. д. Однако со временем человек столкнулся с явной проблемой. Весьма агрессивной для человеческого глаза средой явилось световое излучение. И не секрет, что эта проблема возникла вовсе не вчера. Просто до некоторого момента места, где возникают подобные, неблагоприятные для глаз человека условия, были  малодоступны. А это Горы, Большая  Вода, Огромные снежные просторы. Однако в Государственном хранилище Саха Якутия хранятся первые солнцезащитные очки, выполненные из двух сплошных серебряных дисков с узкой крестообразной прорезью.



Очки якутов 

Можно смело утверждать, что это и есть первый способ человека в борьбе с невидимой угрозой.

Чтобы понять, чем именно для зрения опасен световой спектр, разберем его на винтики. Разбирать будем незамысловато и доступно.

Представим себе прямую линию и разделим ее на три отрезка. Тот отрезок, что в центре, является видимой частью светового спектра. То, что попадает правее – невидимое красное и инфракрасное. Это «Опасно». То, что попадает левее – невидимое  фиолетовое и ультрафиолетовое. И это «Опасно». 


Спектр

В чем опасность теплового инфракрасного излучения? Прежде всего стоит заметить, что мы не в состоянии фиксировать и каким-то образом регистрировать инфракрасный спектр. И это в прямом смысле невидимая угроза. Как правило, в горах мы смотрим вдаль, и расслабленный хрусталик, подобно линзе преломляет инфракрасное излучение, концентрируя и тем самым  прожигая самое нежное место глазного дна — его центральную часть.
 
Инфракрасный, или тепловой ожог, не дает о себе знать сразу. Более того, мы можем и не заметить его, поскольку не испытываем при этом никаких болезненных чувств. Однако надо понимать, что, получив порцию инфракрасного излучения, мы уничтожили часть глазного яблока, а это со временем приведет к деградации функций зрения. 

Что же происходит с фиолетом и ультрафиолетом? А это именно то, чем больше всего пугают собравшихся в горы да покатать. Ведь самое распространенная пугалка — именно о том, что ультрафиолет к чертям выжигает сетчатку глаза. Скажу сразу — это миф.  И, чтобы доказать это, обратимся к науке.

Некоторые, делят  ультрафиолет на два типа. Говоря о «некоторых», я не имею в виду мифических «британских  ученых». Все зависит от того, кто рассматривает этот  ультрафиолет. Офтальмологи смотрят со своей колокольни, физики со своей, оптики с третьей. И все же все сходятся в одном — ультрафиолет можно разбить на три основные части.
  • Ультрафиолет (А) или близкий.
  • Ультрафиолет (В), дальний.
  • Ультрафиолет (С), очень дальний. 
В отличие от А и В, очень далекий ультрафиолет (С) останется  вне поля нашего внимания, поскольку мы вряд ли попадем в условия присутствия ультрафиолета (С), если, конечно, мы не космонавты и не собираемся в ближайшее время выходить  по делам открытый Космос. Благодаря озоновому слою и рассеиванию очень длинный ультрафиолет попросту не доходит до нас. Еще один аргумент в пользу защиты озонового слоя.

Какое негативное влияние оказывает близкий ультрафиолет? Да ровным счетом никакого. Дело в том, что Матушка Природа сама побеспокоилась на этот предмет и снабдила человеческий глаз такой штуковиной, как роговица.

Эта природная защита полностью поглощает ультрафиолет (А). Там, где горы повыше, и снега побольше, появляется возможность схватить дальний ультрафиолет. Однако и он не доходит до сетчатки глаза, и единственное, на что способна ультрафиолетовая часть светового спектра, так это на то, чтобы замутнить хрусталик нашего глаза. Скорее всего, за одну-две недели пребывания в горах, хрусталик не настолько замутнеет, чтобы бить тревогу. Другое дело — длительное воздействие  ультрафиолета (В) может привести к полному замутнению, потере зрения и, как итог, — хирургическому вмешательству с целью замены хрусталика на протез.  
 
В отличие от теплового ожога последствие ультрафиолетового воздействия на глаза сказываются весьма болезненно.

Несмотря на то, что ультрафиолет (А) не доходит до хрусталика, он подпаливает весьма нежные места — веки, уголки век.

Ультрафиолет (В) на много «злее».  Достаточно часа или пары часов прямого воздействия ультрафиолета (В), чтобы попросту «поджечь» свои глаза. Кто сталкивался с подобной проблемой,  наверняка помнят, насколько это болезненно и тяжело. Глаза как будто перетирают бесконечный песок. Ничто не помогает, и лишь мокрое полотенце слегка остужает воспаленную боль. И так часами, ни сна, ни отдыха.

Истории о том, что человек окончательно терял зрение, находясь в условиях Крайнего Севера или Горах без должной защиты, вовсе не являются вымыслом.

Что мы имеем в «сухом остатке»?

Вывод первый. Ультрафиолет, в любом его виде, не способен дойти до глазного дна.

Вывод второй и наиболее важный. Человеческий глаз — это конструкция, и любое нарушение детали этой конструкции по-своему драматично. И если в случае ультрафиолета мы можем  поменять замутненный хрусталик на протез, то в случае теплового ожога инфракрасным излучением  полный трындец.



 
Конструкция глаза

Казалось бы, все. Но не все.

Неожиданно в начале 60-х годов прошлого тысячелетия в Калифорнии участились случаи обращений к окулистам с жалобами на так называемые «красные пятна». Исследуя причину этого явления, врачи вывели одну закономерность. В большей степени к ним обращались серферы, и те, кто основную часть времени проводил на воде, либо близко к ней, а именно на взморье. Те, кто находился в подобных условиях более двух часов, жаловались на резкое ухудшение концентрации зрения. Странным было и то, что практически все они были в очках. В результате исследования выяснилось, что такое негативное влияние оказывал глубокий синий и, следовательно, видимый спектр. Он не только проходил сквозь применяемые в те времена линзы очков, но и роговицу глаза. А доходя до хрусталика, в отличие от инфракрасного, не концентрировался в одной точке, а рассеивался им по всей поверхности глазного дна. Люди, проведшие целый день на воде, приходя  вечером домой, ложились спать и, закрывая глаза, ощущали красные пятна. А это говорило о воспалении сетчатки. Проблема была бы не столь очевидна, если бы не тот факт, что именно серферы проводят весьма продолжительное время в подобных условиях.  А это — деградация глазного дна и, как итог, резкая  потеря зрения. Подобный эффект был назван «Синяя засветка».

В принципе человеческий глаз имеет естественную защиту от так называемой «синей засветки». Хрусталик глаза взрослого человека, благодаря меланину, прозрачно желтый. Однако меланин не способен обработать слишком концентрированное или длительное воздействие «синей засветки».

И самая основная проблема в том, что светловолосых людей меланина гораздо меньше, чем у «темных». Кроме того, у детей до 14 лет меланина в хрусталике вообще нет. Однако ребенок, как правило, не обратит внимание на «красные пятна». И тут я позволю первый совет. Находясь на взморье, либо на открытой воде, защитите глаза ребенка теплыми линзами. А именно коричневыми, желтыми, либо красно-коричневыми. Но ни в коем случае не серыми и не голубыми. То же касается и светловолосых людей. Блондинки не исключение, тем более натуральные.



К чему же мы пришли?  Мы пришли к тому, что спортивные очки не просто имеют разные оправы, формы и цвет линз. Любой уважающий себя производитель спортивной оптики имеет несколько линеек  очков. И деление их на городские, очки для воды, очки для гор, велосипедные очки  и т. д. возникло не просто ради пустого маркетингового хода. Возникло по необходимости и здоровья ради. И каждые из этих очков имеют свои особенности, технологии и детали, которые работают в одних условиях, но совершенно бесполезны в других. Вот об этом  мы и поговорим в продолжении. 

Алексей Руднев,
генеральный директор компании «SportCast» , эксклюзивный представителm CEBE в России.


+7
0  
ncknm    23 Мая 2012 (22:40)   #
а где продолжение-то?
  • 2
  • 2
  • 1
0  
MaxL    24 Мая 2012 (12:23)   #
Будет обязательно. Терпение. 
0  
Dmi2000    30 Мая 2012 (13:32)   #
спасибо за инфо, что-то новенькое да узнал! ждём-с продолжения.
0  
spy4ik    13 Февраля 2014 (18:24)   #
нету продолжения :(
вывод то какой? желтые линзы?