Волей случая пишу небольшой обзор о некоторых аспектах снаряжения для скитура.
Правда, мое убеждение, что публикации по скитуру надо начинать не со снаряжения, а введения в безопасность оного мероприятия. Тема о том, что в головах и рюкзаках лыжников, требует отдельной статьи, и возможно, не одной. К тому же, их уже написана масса. Главное, надо ясно отдавать себе отчет в том, что зайдя за угол на любом горнолыжном курорте, можно «попасть». И «сыпануть» может уже на ближайшем склоне. Не говоря уже о далеких походах, собственно скитуре, а не о бэккантри (backcountry).
И еще один момент, на котором хотелось бы остановиться. Скитур это не подъем в гору ради спуска. Человек, который пашет только ради того, чтобы потом «катнуть целяк», наверное, никогда не познает радости истинного скитура. Скитур, прежде всего небольшое путешествие в горах, по возможности вдали от цивилизации, в идеале своими собственными маршрутами. И удовольствие от подъема логичным путем никак не меньшее, чем спуск красивой линией. Замечательно, когда одно дополняет другое, и получается превосходный скитурный день.
Скитур в ущелье Ак-Айры (Архыз, 2019)
Итак, плавно переходим к снаряжению. По сути, это та же «горнолыжка», только со своей спецификой. И? как современное горнолыжное снаряжение, снаряжение для скитура развивается семимильными шагами. То, что было востребовано и актуально еще пару-тройку лет назад, сегодня у некоторых может вызывать кривую усмешку. Идея написать обзор родилась из одного, невзначай брошенного ответа на тему креплений для скитура. Увы, крепления, не номер первый, и даже не второй в списке приоритетов выбора снаряжения. Хотя, если честно, я бы скитурный комплект вообще не делил бы на части, а рассматривал как некое единое целое. Но тогда нарушится традиционный систематический подход к снаряжению, и тяжело будет написать сам обзор. Будем придерживаться традиций.
Номером первым будут ботинки для скитура. Часто слышишь фразы типа «да я в своих обычных алпайновых ботах ходил по 18 км, и ничего». Ради бога, бог в помощь. Никаких системных ограничений на этот счет нет, и если у вас ноги Маресьева, вам точно ничего не страшно. Но я бы не рекомендовал следовать подобному выбору. Для скитура желательно иметь отдельные скитурные ботинки, тем более что в настоящее время выпускаются весьма жесткие модели с полноценной функцией ходьбы (не путать с режимом ходьба-катание в традиционных горнолыжных ботинках). Кроме того, я частенько наблюдаю тенденцию к переходу на современные скитурные ботинки вообще в качестве основной катальной обуви (не среди спортсменов, разумеется). Объяснение простое – они комфортнее и легче. А современные модели обеспечивают необходимый большинству уровень жесткости. Для адептов повышенной жесткости выпускаются ботинки типа «фрирайд-скитур», опять же с полноценной функцией хождения. На мой взгляд, последние уже переживают свой закат, ибо тяжелы и все же недостаточно комфортны для хождения.
Какие же основные характеристики современного скитурного ботинка?
- Наличие отверстий для креплений типа TLT
- Вес 2.5 – 3.5 кг за пару
- Ход голенища в режиме ходьбы не менее 45о
- Подметка типа «вибрам», позволяющая уверенно передвигаться без лыж по каменистому рельефу
- Жесткость 100-130 (последнее весьма условно)
Разумеется, какие-то модели могут иметь другие показатели или быль лишены части опций. Это не означает, что ботинки не пригодны для скитура. Здесь речь идет о современных тенденциях. Однако есть и свои подводные камни. Чрезмерное облегчение ботинка (достигаемое, прежде всего за счет облегчения внутреннего ботинка) ведет к ухудшению его теплоизоляционных качеств. Что существенно для сибирского скитура, скитура в высокогорье, да и в холодные месяцы зимы вообще. Многие новые модели Dynafit не имеют переднего ранта от слова совсем, соответственно не подходят для стандартных креплений и использования с жесткими альпинистскими «кошками». В современной гонке снаряжения, в погоне за легкостью, новизной и прибылью, частенько на рынок выходят сырые модели с откровенными или не очевидными «багами».
Я пока сознательно не привожу конкретные модели различных производителей, чтобы не сбивать никого с толку. Как в случае с обувью вообще, у всех ноги разные. И у каждого будет свой, комфортный, прежде всего ему? ботинок. Далее, соображение по жесткости. Бытует мнение, что жесткие ботинки для «профессионалов», в худшем случае для экспертов и продвинутых, а мягкие для начинающих. В случае скитура, это не так. Чем мягче ботинок, тем комфортнее в нем ходить, но сложнее катать. Жесткость, так сказать, компенсирует недостаток техники в мягком и аккуратном ведении лыж по переменному снегу и рельефу. Поэтому реальные «профи» (некоторые гиды, скажем так) предпочитают комфортный, не жесткий ботинок, в котором можно далеко и в хорошем темпе уйти, а техники катнуть у них хватает.
Ну и напоследок, мой (личный) выбор ботинок. Для моих ног лучше всего подошла Скарпа (Scarpa). Ну, или так мне, по крайней мере, казалось.
Что пробовал (раздел можно пропустить). Первыми ботинками от Scarpa была модель Tornado (середина нулевых). Они, скорее всего, были первыми фрирайдными ботинками от Скарпы, до этого фирма ограничивалась обувью для телемарка. Та модель поразила меня своей легкостью и комфортом. Однако оказалось сырой, треснула скорлупа через пару лет. Заменил, по совету одного англичанина из “Foot works” в Шамони, на Scarpa Typhoon.
Модель Scarpa Typhoon
Он мне и указал на ошибку в выборе размера, и заодно ботинки сделал. Замечательная модель, одна из последних катальных от Скарпы с центральным языком. Но недостаток – несовместимость с креплениями TLT, не было соответствующих отверстий, хотя замена подметки на туринговую предусматривалась. Обе модели, несмотря на малый вес, позиционировались как фрирайдные в то время. Первые мои чисто скитурные ботинки были Scarpa Laser, также замечательная модель. Модели от Koflach я за скитурные не считаю вообще, использовал их в «доскарповский» период.
Модель Scarpa Laser
Пришедшая на замену Laser модель Scarpa Matrix имела дурацкий переключатель режима ходьба-катание, имевший способность самопроизвольно мигрировать в процессе эксплуатации. Обе модели уже имели все необходимое для использования с пиновыми (TLT) креплениями. Все вышеописанные изделия можно найти на просторах И-нета, но не уверен, что есть смысл. Первыми, по-настоящему хорошими, и не теряющими своей актуальности и по сей день были Scarpa Maestrale RS (или просто Maestrale, мягче). Очень продуманная и качественная модель, модель, в которой я никогда не пользовался пластырем. Я и по сей день ее использую. Пришедшая ей на замену Scarpa Maestrale RS2 была (и есть) чуть лучше с точки зрения катания, более упругая, отзывчивая, что ли, но конструкционно менее удобная. Вытаскивать и запихивать обратно внутренник из «мыльницы» было целым мучением. Да и людям с высоким подъемом тяжело его надевать из-за никак не откидывающегося языка. Впрочем, Скарпа вообще не для людей с высоким подъемом.
Следует также упомянуть фрирайдные модели Freedom SL и Freedom RS, также совместимые с пиновыми креплениями. Я бы не рекомендовал эти модели исключительно для скитура, разве что недалеко подойти. Первая модель очень комфортная и весьма мягкая для катания, при этом ход голенища у нее небольшой, да и тяжеловата, на мой взгляд. Вторая, реально жестче, еще тяжелее, это чисто катальный ботинок с функцией ходьбы. И с очень низким подъемом. Даже мне, с моим средне - низким подъемом, в нем некомфортно. Крайнюю на сегодняшний день гибридную модель, прошлогоднюю Maestrale XT? я не пробовал.
Выше я упомянул, что современная тенденция идет в сторону облегчения моделей и повышения их комфорта в процессе ходьбы. По вполне понятным причинам, я не буду здесь рассматривать ультралегкие модели, предназначенные для ски-альпинизма и всякого рода гонок и соревнований по оному. Но хотел бы остановиться на одной, на мой взгляд, пограничной между скитуром и ски-альпинизмом модели, Scarpa F1. Вообще модель выпущена на рынок уже много лет назад, и систематически пересматривалась и дорабатывалась. Для меня она стала своеобразным открытием в минувшем сезоне. Точнее, я пробовал ее и раньше, но не попал в размер. Модель F1 имеет существенно меньший внутренний объем, по сравнению с традиционными моделями и, как следствие, укороченную на 1 шаг (10 mm) базу. И если мой любимый 26 размер Скарпы имеет базу 297 мм, то тот же размер F1 имеет базу 287 мм, да и на ноге сидел безумно тесно. Иными словами, меняя ботинок, надо регулировать крепления, а самые облегченные версии креплений порой не имеют такой возможности. Поэтому взял + один размер, 26.5 и 27 размеры у Скарпы имеют одинаковую базу.
Модель Scarpa F1 2017
Хочу сказать, что от ботинка в восторге, для скитура оказалось самое то. Застежка ВОА не напрягает, одна клипса очень удобна в эксплуатации, большой ход голенища, больше 60о. При этом расклипсованный ботинок совсем не болтается на ноге, скорее сидит, как беголыжный. В нынешнем сезоне они что-то еще модифицировали, типа улучшили, перекрасили, плюс сделали дополнительную облегченную (куда уж дальше!) версию.
Подытоживая написанное выше, считаю одной из наиболее универсальных, модель Maestrale RS. Это рабочая лошадка, которая не подвела ни разу. Все занятия и экзамены на канадских курсах лыжных гидов я проходил именно в них. Модель, максимально ориентированная на скитур и удовольствие на сегодняшний день, в моем понимании, это Scarpa F1. Разумеется, для подобных оценок в качестве основного репера я использовал собственные ноги.
Какие еще, выражаясь современным языком, есть лайф-хаки? Есть модели со съемными языками, которые надевают только на спусках, вверх идут без них. Типа, идешь с комфортом, а на спуске можно «зажечь» по-полной. Из минусов, возможность эти самые языки где-то потерять, забыть внизу и т. д. Некоторые особо продвинутые комбинируют различные «мыльницы» и внутренники, порой даже от разных производителей. Здесь уже все индивидуально.
Вторым номером по значимости пойдут, как ни странно, лыжи. Советовать лыжи, занятие еще более неблагодарное, чем советовать ботинки. Ибо в лыжах все эксперты. Но я буду рассматривать этот снаряд исключительно с точки зрения применимости в скитуре. Можно с высокой долей уверенности сказать, что чем легче лыжи, тем легче (физически менее затратно) подниматься на них в гору и, естественно, тащить на себе при необходимости. Но, при этом, как правило, тяжелее спускаться. Ибо, на полноразмерных фрирайдных лыжах и ленивый спустится, а вот ты на «спичках» попробуй. Поэтому, как и в случае ботинок, чем уже и легче лыжа будет, тем более экспертный уровень катания потребуется. Я бы не рекомендовал выбирать облегченные, карбоновые лыжи с талией менее 80 мм. Оставим их для спортсменов ски-альпинистов. Тем более что иногда приходится тропить (прокладывать след в глубоком снегу), и здесь ширина лыжи сыграет на руку/на ногу. Собственно поэтому линейка лыж для скитура у многих фирм-производителей формируется как облегченные версии их же фрирайдных моделей.
Универсальных на 100 % моделей не будет. Естественно, будет разница в выборе, скитурите ли вы преимущественно по январскому глубокому рыхлому снегу, или же по апрельскому фирну. Но, тем не менее, в качестве основной пары, я бы предложил облегченную версию среднеширокой фрирайдной модели. В той же Сибири я встречал людей со скитурными креплениями на самых широких фрирайдных лыжах (Nocta от Black Crows, например). Возможно, там это даже оправдано. Но опять же, как основной комплект, я бы такой не рекомендовал. Для скитура я предпочитаю версии с талией 100-110, достаточно мягкие, адекватные снежному покрытию, которое всяко мягче, чем на трассе. Ну, и как обычно балансируем между легкостью и «катабельностью» (ski ability) лыжи. Далее, выбор за вами, методом проб и ошибок. Для простоты можно начать вообще со своей любимой фрирайдной модели, только не самой длинной. Ворочать на склоне лыжами 190 то еще удовольствие. Скажем, при моей любимой катальной ростовке 183-186, для скитура я беру лыжи 175-177. Надо отдавать себе отчет, что в группе, где у людей лыжи преимущественно 3-3.5 кг за пару, вы с 5-ю кг лыжами будете отставать, особенно, если подъем длится не 1.5-2 ч, а 5-6 ч. И, возможно, в конце дня не сможете в полной мере оценить то преимущество, какое дают на спуске «заряженные» лыжи. Я бы ориентировался на вес лыж в пределах 3.2 – 3.6 кг за пару без креплений. Это уже облегченные версии, но сохраняющие практически все ходовые качества полноразмерных лыж. Версии легче 3 кг начинает «колбасить» на склоне не по-детски.
Ну, и напоследок, мой выбор. Как и в случае ботинок, у меня есть свои предпочтения. Подо мной лучше всего едут Black Crows из скитурной серии Freebird. Причем я выбираю наиболее широкие модели, самая узкая из которых была Navis Freebird (102 мм талия), она же была и самая строгая, как мне показалось. Самая широкая была Anima Freebird, классная мягкая лыжа (115 мм, сейчас снятая с производства). Рабочая лошадка на все случаи жизни Corvus Freebird (108 мм), 175. В ростовке 183 можно рассматривать как универсальную модель для Европы, курорт + скитур в окрестностях. И очень порадовала прошлогодняя модель Ferox Freebird (110 мм), кстати, не имеющая полновесного аналога в модельном ряду Black Crows. В ростовке 176 бесподобная скитурная лыжа. Пробовал и другие модели, Armada Kufo 176, Faction Prime 3 177, White Dot Ranger 169 и Ranger Carbonlight 178. Последняя (самая дорогая, между прочим) оставила весьма невысокое впечатление. Считается, задний рокер для скитура ни к чему. По мне так важнее хвост лыжи, заточенный на закрепление камуса. Но, если вы не можете отказаться от своих любимых «твин типов», не страшно, камус и на них закрепляется. Главное, чтобы последний имел не убитый клей, а то в один прекрасный момент камус останется лежать на лыжне.
Мой выбор лыж обусловлен отчасти моей сезонностью, я скитурю в Сибири (ноябрь), в Европе (Январь-Февраль) и на Западном Кавказе (конец Февраля – начало Марта).
Ну и наконец, о креплениях, возможно, наиболее характерном элементе снаряжения скитура. Поскольку именно крепления превращают горные лыжи в скитур и дают возможность подниматься в гору, не снимая лыж с ног. Горнолыжные крепления вообще относятся к наиболее консервативному элементу снаряжения, ибо отвечают за безопасность. Смелые эксперименты здесь чреваты травмами и судебными издержками. Однако в случае скитура дело обстояло не так, ибо скитурные крепления не обладали всеми теми сертификатами безопасности, которые требовались для традиционных горнолыжных, используемых по умолчанию на трассах курортов. Ниже мы увидим почему, и отсутствие необходимости полной сертификации в некоторой степени развязывало руки производителям с точки зрения экспериментов по выпуску новых моделей. Одновременно с этим шла и борьба за получение полных горнолыжных сертификатов безопасности.
Традиционно, крепления для скитура делят на рамные (платформенные) и пиновые (TLT). Считается, опять же традиционно, что рамные крепления универсальнее – в них можно катать/ходить в любых ботинках (что почти правда), безопаснее (спорно), надежнее (весьма спорно), бюджетнее (возможно, правда). При этом существенно тяжелее, в разы. Если честно, я бы рамные крепления не рассматривал вообще и никому бы не рекомендовал. Просто потому, что они тяжелые и неудобные. Однако закон жанра все же требует их упомянуть, тем более что они продолжают поступать в продажу.
Старые добрые рамные крепления Silvretta я бы отнес скорее к туристическим, чем к горнолыжным. Впрочем, я давно не слежу за развитием этого бренда. Полноценным простейшим креплением с рамной конструкцией принято считать Fritchi Diamir во всех модификациях (Tour, Freeride, Explorer, Scout и т. д.). Они не самые тяжелые (1.8- 2.2 кг за пару), у них вменяемая голова, полноценная пятка. Из явных недостатков, высокая фиксация ботинка над лыжей, хлипкий пластик (это черта всех моделей от Fritchi), максимальная затяжка до 12, и то не у всех моделей, зачастую до 10. Но даже когда они пришли на замену Silveretta 401/404, разница была ощутимой. Рамные крепления от Marker (Tour10/12, Baron13, Duke16), Salomon (Guardian 13/16), Fisher/Tyrolia (Adrenalin etc), появившиеся позже были существенно тяжелее, до 3 кг за пару у самых тяжелых моделей. По сути это базовые крепления производителей, поставленные на шарнирную раму. У Salomon она металлическая, у остальных пластиковая, однако на прочность рамы это сильно не влияет. Я лично видел три раза процесс поломки металлической рамы у «Гардианов».
Сломанная рама у модели Guardian 16 (Salomon)
При мне один из гидов, сдав успешно экзамен, отправил в ведро педальное пару рамных «фишеров», обе пластиковые рамы были сломаны пополам. По слухам, возврат в магазины поломанных Маркеров был также существенен. Понятно, что рано или поздно ломается все, но неубиваемость рамных креплений – это миф. Один из первых моих фрирайд-скитурных комплектов был как раз Black Crows Navis 175 + Salomon Guardian 16. Тяжесть безумная, около 7.5 кг, после одного сезона я от них избавился. Тем не менее, сходил на этом комплекте на Монблан весной 2012 и поскитурил в Архызе в январе 2013 г.
Комплект фрирайд-скитур Black Crows Navis + Salomon Guardian (Архыз, январь, 2013)
Мой вывод, рамные крепления даже не вчерашний, а позавчерашний день.
А какой же сегодняшний? А на сегодняшний день есть масса вариаций пиновых креплений, т. н. TLT (Tech Light Tour). Своим появлением они обязаны фирме Dynafit, которая разработала и запатентовала эту систему. Судя по всему, вместе с ботинками, имеющими соответствующие креплениям металлические вставки по рантам. Поэтому долгое время на рынке были представлены лишь изделия фирмы Dynafit, ботинки же последней были далеки от идеала и подходили далеко не всем. Но рано или поздно любой монополии приходит конец, срок действия патента закончился, и на рынок креплений для скитура хлынули алчные конкуренты. Здоровая конкуренция пошла явно на пользу обществу. Недавно фирма Dynafit отметила свой юбилей, точнее юбилей выпущенных ими 30 лет назад креплений, даже соответствующее изделие с шильдиком "30" сделали. Судя по картинке, за 30 лет принципиально ничего не поменялось (шучу, конечно, не так). А вот конкуренты не спали, и появились модели одна краше другой.
Чем же так хороши пиновые крепления? Они легкие, и это главное, как правило, около 1 кг за пару, а сейчас и легче. И при этом они отлично выполняют свою основную функцию, передачу усилия на лыжу при катании. А вот дальше начинаются нюансы, и в этих нюансах жизнь. Разумеется, встегиваясь в эти крепления, не следует очищать подметку ботинка от снега ударами о голову крепления (да и о пятку тоже), как это частенько делают перед встегиванием в обычные крепления. Да и сам процесс встегивания требует небольшого навыка. Главный же нюанс состоит в том, что у большинства пиновых креплений (не у всех) отсутствует регулировка усилия выстегивания в передней части. Как правило, крепежные пружины (или пластины) в голове крепления, рассчитаны на некоторую фиксированную нагрузку, при этом не запредельную. Что может приводить к преждевременному выстегиванию ботинка в процессе агрессивного катания. Это одно из основных нареканий на данный тип крепления. Что же делать агрессивным райдерам или просто тяжеловесным? Следует выбирать верхние модели с максимальным усилием срабатывания (до 13/16), усилие срабатывания головы обычно коррелирует с максимальным. Ну, или катать спокойнее в скитурных вылазках, что существенно повысит безопасность мероприятия. Ибо получить травму в 15 км или где-нибудь за хребтом от ближайшей базы превратит скитур в небольшие «спасы». И не надо уподобляться лихачам, которые намертво фиксируют ботинок при спуске, пользуясь соответствующей опцией пиновых креплений, созданной исключительно для хождения. Надеюсь, не надо объяснять, почему. Традиционно, пиновые крепления имели усилие срабатывания до 12, у верхних моделей. Например, культовое крепление «всех времен и народов» Dynafit radical FT12.
Модель Dynafit Radical FT12
Для любителей погорячее в последнее десятилетие были созданы модели Dynafit Beast 14 и 16. Я в свое время не заметил ажиотажного спроса на эти модели, на мой взгляд (и не только мой), они зарубали основную идею крепления, его легкость.
Модель Dynafit Beast 16
К слову, сейчас Dynafit основной упор делает на легкие и ультралегкие крепления, модели TLT Speed, TLT Speedfit, TLT Superlight, зачастую с усилиями срабатывания до 10, и даже до 7. Для возможного предупреждения преждевременного выщелкивания ботинка из головы крепления та же фирма Dynafit пару-тройку лет назад предложила опцию «плавающей» головы, например у моделей Dynafit Rotation ST/FT 10-12. Не знаю, насколько они преуспели с данным начинанием, но каждое крепление стало грамм на 100 тяжелее и на 100 евро дороже.
Еще один нюанс, связанный с использованием пиновых креплений, заключается в том, что упомянутые пружины в голове к концу дня забиваются льдом, что также негативно сказывается на работе. А именно, приводит к преждевременному выщелкиванию, поскольку замерзшее крепление в очередной раз не до конца закрылось, и соответственно риску потерять лыжу на ровном месте.
Случай, имевший место в личной практике. На финише скитурного дня, выехав на заснеженную дорогу, идущую по долине над глубоким каньоном, моя спутница чуть не потеряла лыжу. Совсем. Лыжа выщелкнулась на ровном месте, после того, как лыжи пришлось снять/надеть после 20 м пешеходного участка по тоннелю. Крепление Dynafit Radical FT, очевидно, защелкнулось не до конца, и через несколько метров по дороге, отвалившаяся лыжа чуть не улетела в каньон. По счастью она застряла в кустах метрах в 10 ниже по крутому склону. Типичная ситуация для конца дня, когда вы спешите на последний автобус, до него 4 км по дороге и 15 мин времени до отправления.
Об этом нюансе всегда следует помнить, при необходимости вычистить набившийся лед, или просто щелкнуть 2-3 раза креплением вхолостую. Ски-стоп в данном случае не выручит (не успеет), спасет только страховочный тросик (leash, о нем отдельно, ниже). Для удобства выковыривания льда из-под пружин, у креплений фирмы G3, например, (заокеанский конкурент Dynafit), сделаны специальные отверстия.
Вообще крепления G3 заслуживают внимания, модели Ion 10/12 (1150 г) и Ion LT 12 (900 г) выпускаются без существенных доработок уже несколько лет, я лично использовал обе модели, нареканий не было. Модель Ion LT конструкционно лишена ски-стопов, необходимо пользоваться страховочными тросиками. Если вы совмещаете скитур и курорт, это может быть не очень удобно. Последняя модель G3 ZED 9/12 легче предыдущих (700 г), имеет возможность поставить ски-стопы. Кроме привлекательного дизайна, есть еще одно отличие моделей G3 от моделей Dynafit, по крайней мере, до недавнего времени. Пятка у моделей G3 снабжена демпфером, которого не было у Dynafit.
Модель G3 Ion12
Поэтому у последних не рекомендовалось пяточную часть придвигать вплотную к ботинку при регулировке в целях корректной работы крепления, даже специальный пластиковый ограничитель прилагался. Пяточная часть G3 напротив, снабжена демпфером, и пятку можно двигать практически вплотную к ботинку. Интересно решена проблема обмерзания головы крепления у фирмы ATK Race (Италия), они вместо традиционных пружин используют пластину и утверждают, что снегу и льду просто негде скапливаться. По собственным ощущениям, крепления ATK в этом плане действительно работали четче (модели Crest 10, FR14). Лично мне, крепления ATK по исполнению напоминают швейцарские часы.
Что на данном этапе можно подытожить? На мой взгляд, полноценные современные скитурные крепления могут весить в пределах 600-700 г за пару, и это со ски-стопами. Модели, вес которых будет в районе 300 г за пару, будут лишены ски-стопов, как правило, возможности регулировки под различные ботинки, иногда с фиксированным усилием срабатывания (например, модели ATK Trofeo 6/8/10).
С другой стороны, если вы ставите конкретное крепление только под себя, зачем вам вообще регулировки? Такой подход не лишен здравого смысла. Отдельный вопрос про ски-стопы, далеко не все модели комплектуются ими по умолчанию, хотя современная тенденция все же позволяет иметь эту опцию, причем традиционно в пятке. Естественно, катая скитур вокруг курортов (что очень распространено в Европе, например), весьма нелишне иметь ски-стопы, в противном случае, выезжая на трассы в концу тура (или вообще в нескитурный день), необходимо пользоваться страховочными тросиками. Наконец, страховочные тросики не зря придуманы, и позволяют избежать проблем, связанных с нежелательной потерей снаряжения на маршруте.
Модель ATK Race Trofeo со страховочными тросиками.
Впрочем, у них есть и противники, считающие, что привязывать к себе снаряжение также небезопасно. Однозначного ответа здесь нет.
Еще пару слов о ски-стопах. Далеко не у всех креплений они находятся под пяткой, как мы привыкли.
Модель ATK Race Freeraider 14 2.0
Например, модели ATK Race FR14 и R12 сезона18/19 и старше имеют ски-стоп под носком ботинки, у данных моделей он активен и в положении катания, и в положении ходьбы. К слову, я пользовался пару сезонов этой моделью, нареканий у меня не было. Традиционные пяточные ски-стопы не активны в положении ходьбы. Начиная с прошлого года (сезон 19/20), ATK переместила ски-стоп под пятку, но его фиксация в режиме ходьбы стала менее удобная. У старых моделей Plum (французский производитель пиновых креплений) ски-стоп, находившийся под носком, вообще был направлен вперед рогами, что вызывало некоторый ментальный дискомфорт. Вроде как они это изменили.
Как уже отмечалось выше, традиционные пиновые крепления не соответствуют полным стандартам безопасности, предъявляемым к обычным горнолыжным креплениям. Однако прогресс на поприще сертификации идет, и связан он, в том числе, с появлением своеобразных гибридных креплений, сохраняющих концепцию пинового крепления носка, но с введением в конструкцию традиционной горнолыжной пятки. Так, на свет в 2015 г появилась модель Marker Kingpin 10/13.
Модель Marker Kingpin 13
Пилотная модель была доступна избранным уже осенью 2014, однако введение крепления в серию дало сбой, и первые партии были отозваны. Это только подогрело ажиотаж, и к сезону 15/16 за ними выстроилась очередь. Вроде как крепление даже получило все сертификаты (здесь, правда, я не уверен). Голова при этом у него осталась с традиционными нерегулируемыми пружинами, вместо двух пружин поставили три (маркетинговый ход, по аналогии с многолезвийными бритвенными станками), зато пятка напоминала пятку от рамной модели Marker Tour F10/12. Крепление получилось, разумеется, существенно тяжелее, около 1.5 кг за пару. Многие катальщики отмечали хорошую работу пяточной части, достаточную эластичность при катании. Наверное, с точки зрения фрирайда подобная пятка ведет себя лучше пиновой. Однако у меня есть знакомые, которые получили травму ноги именно на креплениях Marker Kingpin, из-за отказа пятки при падении. К слову, пятки Маркеров и раньше славились не четкой работой. Дополнительные «фишки» в виде упоров-ограничителей для ранта ботинка при встегивании на деле оказались не так существенны. Встегивание в передние пины крепления просто требует некоторого навыка у всех креплений этого типа, особенно на сложном рельефе. Хотя факт, что некоторые крепления работают очень четко (ATK Race, например), а некоторые не очень.
Я откатал на Кингпинах 2-3 сезона и не нашел в них ничего особенного. Крепления хорошие, особенно для желающих «зажечь по полной», но для адептов чистого скитура я бы их не рекомендовал. Из недостатков (кроме веса) отмечу хлипкий переключатель ходьба-катание в передней части (его легко выломать), отъезжающая назад пятка в режиме ходьбы создает дополнительный дисбаланс в хвост лыжи, что неудобно при хождении. Кроме этого, сама пятка может работать как снегосборник в режиме ходьбы, особенно если вы идете первым и тропите по влажному свежему снегу. В результате под пяткой через несколько шагов набивается снег, уплотняется, и идти становится очень неудобно. В прошлом сезоне появилась облегченная на 250 г за пару модель Kingpin M-Werk. Судя по фото, три пружины в голове заменили одной, максимальное усилие срабатывания сократили до 12-ти. При этом Marker пару лет назад выпустил и аналоги традиционных пиновых креплений, модели Alpinist 7/9/12, по полкило весом за пару без ски-стопов.
И еще два гибридных крепления, о которых просто невозможно не упомянуть. Первые, это серия пиновых версий от Fritchi Diamir, тех самых, кто выпускал и выпускает простейший рамные крепления. Это последние модели Tecton 12 с традиционной пяткой и Vipec Evo 12 с пиновой пяткой (до этого выпускались еще варианты). Компания с самого начала заточилась под конструкцию с регулировкой усилия не только в пятке, но и в голове. В результате, скорее всего, получили соответствующие сертификаты безопасности. Конструкция получилась не самая легкая, 1.1/1.0 кг за пару Tecton/Vipec. У Fritchi Diamir по-прежнему напрягает большое количество пластика в креплении.
И второе гибридное крепление, по сути, явилось своеобразным прорывом пару лет назад. Это также полностью сертифицированные Shift 13 от Salomon/Atomic. И если модели от Fritchi вы встретите на ногах лыжников не часто, то «шифты» поставил себе чуть ли не каждый второй. Я не буду сравнивать, поскольку я катал только на «шифтах». Последние приближены к полноценному горнолыжному креплению, с полностью регулируемой головой, с традиционным закреплением ботинка спереди и сзади. В них можно катать даже не в скитурных ботинках, пины необходимы только при хождении. Естественный и вполне прогнозируемый недостаток, это вес, 1.7 кг. Единственное, что не так очевидно в регулировке данных креплений, это подгонка под разный тип ботинка, "алпайновый" или "туринговый".
Для желающих почитать поподробнее про две последних модели, есть американский обзор https://www.newschoolers.com/news/read/Aggressive-Touring-bindings-Fritschi-Tecton-Salomon-Atomic-Shift, посвященный выбору агрессивных скитурных креплений. Пересказывать первоисточник нет смысла.
Модель Salomon Shift MNC 13
Ну и наконец, для любителей креплений-монстров компания Marker запускает в этом году модель Duke PT12/16. Модель еще не известна широкому пользователю, но как следует из названия и анонса, это своеобразный ответ Маркера на крепления Shift Salomon. С долгожданным максимальным усилием до 16-ти. При этом крепления в режиме ходьбы весят 2.1 кг, в режиме спуска 2.7 кг (1350 г одно крепление!), разница за счет съемной детали головы, которая носится отдельно. Та еще идея, если честно. Впрочем, поживем - увидим. Возможно, именно эта модель найдет своего покупателя среди габаритных райдеров, желающих «сходить за угол». Но, в данном случае, я бы не торопился. Всегда есть отличная от нуля вероятность, что новое изделие будет «сырым», как было в случае Kingpin от того же Marker. Лучше выждать сезон.
Модель Marker Duke PT16 (20/21)
Что еще хотелось бы добавить про функции скитурных креплений? Это наличие своего рода «подпятников», полочек-ступенек, поднимающих пятку ботинка при движении в крутой подъем. Некоторые гуру скитура считают, что если вы используете эту опцию, то выбрали неправильную линию подъема. Возможно это и так, но иногда «подпятники» действительно выручают, если приходится идти уже проложенным следом. И след этот проложен весьма спортивно настроенными лыжниками. Лично я «подпятники» использую и всем рекомендую. Некоторые модели предлагают аж до 4-х различных позиций этих самых «подпятников» (ATK FR 14, например), чаще две позиции (большинство остальных креплений), иногда одну (Shift Salomon/Atomic). Но главное, опция есть всегда. Она бывает поворотной, совмещенной с поворотом пяточной части (преимущественно у древних моделей), но, на мой взгляд, удобнее современные откидывающиеся полочки.
Таким образом, мы видим, что выбор среди креплений есть, и этот выбор достаточно велик. Определятся он будет, в первую очередь, соотношением времени, планируемым на ходьбу и на катание. Если планировать длительные скитурные вылазки/поездки, то лучше стремиться к креплениям полегче. Если планируется катание в районе курорта, но с небольшими пешими переходами для достижения целинных участков, или наоборот, возврата на курорт, можно остановиться на более «катальных» моделях. На сегодняшний день, для себя я сделал выбор в пользу ATK Race FR14 для чистого скитура. Как универсальное крепление на все случаи жизни нахожу Salomon Shift 13.
Еще одна крайне полезная опция снаряжения для скитура, связанная конструкционно с креплением, это лыжные кошки. Увы, как правило, у креплений каждой фирмы свои кошки, порой даже не одни. Правда есть исключения по взаимозаменяемости. Кошки системы Dynafit подходят к креплениям Marker Kingpin и, скорее всего, к креплениям ATK Race. Там используется одна идея, и диаметр оси кошки, похоже, тоже совпадает. У G3 своя, к слову, очень хорошая и оригинальная система креплений кошек, у Salomon Shift свои кошки, у всех рамных креплений также свои кошки для каждой фирмы. Повторюсь, опция, реально облегчающая жизнь на скитуре.
И напоследок, еще один элемент снаряжения, который я рассмотрю здесь – это камус. Без него вы далеко на лыжах не уйдете. Они бывают синтетические, шерстяные (мохеровые), смешанные. Если честно, принципиальной разницы в использовании я не увидел. На что обращать внимание в первую очередь? Для начала, на способ крепления камуса к лыже.
Некоторые фирмы (Volkl, например) производят камуса, которые крепятся исключительно к отверстиям лыж собственного производства. Крепление за носок лыжи с помощью скобы/тросика (как правило) или крючков (фирма G3) обычно проблем не доставляет, а вот крепление за хвост лыжи с помощью эластичного ремешка может слетать. Мало того, этот ремешок может самопроизвольно «ползти» в фиксирующей пряжке. Желательно, чтобы хвост лыжи имел соответствующий паз для закрепления ремешка камуса. Далее, следует обратить внимание на клеевую поверхность. Если камус новый, то проблем быть не должно. Однако если камус вам достался б/у, с рук, то клей может быть «убитый». Есть умельцы наносить новый клей на камус, предварительно счистив старый, но это отдельная работа. Не весь клей хорошо держит на сильном морозе, также после нескольких переклеек камуса в течение дня. В любом случае в процессе эксплуатации надо стараться, чтобы снег не попадал на клеевую поверхность. Тип клея также различается у различных производителей, однозначных рекомендаций что лучше, нет.
Кроме этого встречаются безклеевые камуса, с силиконом на фиксирующей поверхности. Также не надо забывать о гидрофобной обработке ворса камуса. Причем ее может не быть даже на новом камусе. Выручает кусочек лыжного парафина или специальный гидрофобный спрей. Без обработки на ворс камуса может налипать мокрый снег в таких количествах, что движение станет очень трудозатратным. Я всегда обрабатываю камуса дома перед поездкой в горы. Камуса на лыжах это тоже вес, грамм 600-800 за пару, и на нем можно экономить, выбирая камуса полегче. Мне в свое время понравился камус Pomoca Typon, безклеевой, легкий и компактный. Однако не самый долговечный.
Чтобы обзор не превратился в небольшую книгу, в какой-то момент надо остановиться. Что я и сделаю. Все (ну или почти все) написанное выше, в той или иной степени основано на собственном опыте, опробовано собственными ногами. Поскольку у всех они, ноги, разные, то и изложенное не претендует ни на универсальность, ни на истину в последней инстанции, а лишь показывает возможные варианты, да и то далеко не все. До встречи на скитурных просторах.
Заметил, что в Европе скитурщики стали подниматься не ради спуска, а ради подъема
UPD сначал откомментил, потом прочитал первую часть статьи, остальное не осилил, но видно что обзор хороший. "Не читал, но одобряю" )))