Десять - пятнадцать лет назад сложилось впечатление, что эволюция горных лыж остановилась - все уже придумано и трудно в чем-то усовершенствовать давно изобретенный «велосипед».
Горные лыжи, как спорт и шоу, помимо «классических» видов - слалома, гиганта, скоростного спуска - породили еще ряд подвидов – фристайл, могул, акробатику, балет, фрирайд, фристайл новой школы (new school), ски-кросс. Последние три появились вдогонку распространенному, в основном, в молодежной среде сноуборду, который стал неким стимулом и для развития горных лыж.
Падение объемов продаж лыж из-за оттока лыжников в сноубординг и сокращения числа новичков, которые в качестве снаряда для обучения выбирали лыжи, заставило лыжных производителей задуматься над созданием конкурентного товара. Поэтому надо благодарить сноуборд, подтолкнувший конструкторов к генерации принципиально нового в конструкции и геометрии горных лыж: разработке карвинговых лыж. Карвинг позволил начинающим и опытным лыжникам увереннее справляться с лыжами. Более широкие карвы – для фрирайда – позволили устойчивее чувствовать себя на целинном снегу, затрачивая теперь намного меньше физических сил при спусках и получая несравненно большее удовольствие.
Теперь модельный ряд лыж, а также ботинок и даже палок намного расширился. Многие начинающие любители горных лыж и даже бывалые райдеры испытывают затруднения при покупке новых лыж, т.к. выбор очень большой, а объективно разобраться в рекламных буклетах и рекомендация продавцов не так-то просто.
Если Вы хотите купить лыжи для горок мегаполиса, число которых в последнее время значительно увеличилось, то в этом случае почти все ясно. Любителям «ходить по вешкам» нужны спортивные лыжи, для тех, кто предпочитает ложиться на склон в глубоких поворотах фан-карвинга, идеальным выбором явятся радикальные карвы или мягкие слаломные лыжи, а твинтипы для фристайла подойдут тем, кто предпочитает попрыгать с трамплинов и поездить по буграм.
А какие же лыжи нужны для катания в высоких горах? Все-таки в идеале я бы порекомендовал иметь две пары лыж. Одну – «специализированную» - под тот вид снегового покрытия, по которому вы предпочитаете кататься, находясь на курорте, и вторую - более универсальную, чтобы кататься по склонам различной сложности и по различному состоянию снега - от бугров и укатанных подготовленных жестких трасс до пушистой, мокрой или разбитой целины вне трасс.
К сожалению, далеко не все обладают возможностью иметь две пары лыж, да и не очень удобно такой груз брать в дальние путешествия, доплачивая за перевес. Можно, конечно, в случае необходимости взять лыжи напрокат. Например, выпал глубокий снег, и вы, находясь на курорте, на пару дней берете лыжи для целины с широкой талией. Но не на всех курортах есть достаточное количество таких лыж, а в прокатах российских регионов их вообще почти не сыскать. Вдобавок, всегда хочется иметь свою, «родную» и только вашу собственную пару лыж.
Так есть ли компромисс!? Да, есть! Он в лыжах для фрирайда, т.к. они сочетают в себе качества, характерные для различных групп лыж:
- хорошее виброгашение и жесткую пятку лыжи для фрирайда взяли от лыж для слалома-гиганта и супергиганта, позволяющих стабильно держать скорость
- мягкий носок для легкого всплытия в целине и обработки бугров получен от лыж для прыжков и могула
- достаточную ширину и большой радиус бокового выреза для стабильного ведения дуги на максимальных скоростях взят от лыж для целины.
Трехлетний опыт обучения катанию людей с разным уровнем технической подготовки по различному состоянию снега, который был получен в ходе программы «Фрирайд с гидами», позволяет составить некоторые рекомендации по выбору модели в зависимости от технического и физического уровня лыжника, условий катания и сложности спусков. Для простоты восприятия выразим это в виде таблицы, где в качестве оценки для выбора оптимальной модели лыж, с определенной талией взята условная величина - степень универсальности, оценивающаяся в баллах от 0 до 5.
Уровень лыжника | Большие горы, сложные спуски, разнообразный рельеф |
Малые горы, преимущественно пологие и укатанные cклоны |
Сумма | |||||||||
Талия в мм | 60-70 | 70-80 | 80-90 | >90 | 60-70 | 70-80 | 80-90 | >90 | 60-70 | 70-80 | 80-90 | >90 |
Продвинутый | - | * | **** | ** | ** | *** | * | - | ** | **** | ***** | ** |
Средний | ** | *** | ** | - | *** | ** | * | - | **** | ***** | *** | - |
Начинающий | *** | ** | * | - | ** | * | - | - | ***** | *** | * | - |
На основе данных таблицы можно сделать вывод, что наиболее опытным лыжникам рекомендуется выбирать модели с талией 80 - 90 мм, для «середнячков» лучшим выбором явятся лыжи с шириной талии 70 - 80 мм и для начинающих хорошо подойдут самые узкие лыжи, у которых талия «всего» 60 – 70 мм. Помимо ширины талии, при выборе конкретной модели нужно учитывать особенности конструкции и характеристики лыж различных производителей, особенно такие как жесткость, эффективность системы виброгашения и прочность лыжи, что очень трудно проверить, не прокатавшись на них хотя бы несколько недель. Так же надо учитывать, что лыжи с талией, близкой к 90 мм, рекомендуются для не раскатанных и целинных склонов, а с талией около 70 мм - для укатанных и подготовленных склонов с более плотным снегом.
Что же касается подбора ботинок, то для свободного катания (фрирайда) хорошим выбором являются ботинки с жесткостью 65 … 80 единиц, в зависимости от физической подготовленности и только для наиболее агрессивных и атлетичных лыжников с жесткостью более 85. Желательно, чтобы клипсы ботинок были металлическими и допускали возможность микрорегулировки усилия застегивания. Отрегулируйте усилие так, что бы у вас после спуска не немели ноги, и вы не расстегивали ботинки перед подъемом на канатной дороге. Угол наклона ботика выставьте максимально вперед, что бы колени были принудительно согнуты и не позволяли садиться в утрированную заднюю стойку.
В последние годы стали выпускать специальные палки для фрирайда. Рекомендуется выбирать модели, имеющие отстегивающийся темляк, а также возможность замены колец больших на малые. Если вы предпочитаете палки с регулировкой длины палки, выбирайте модели с фиксацией на защелке, а не на резьбе, как у палок для треккинга.
В заключение - несколько слов о подборе рюкзака и шлема, которые необходимы в качестве защиты. Спинка рюкзака должна быть плотной и одновременно достаточно гибкой. Конструкция рюкзака должна предусматривать удобное крепление лыж, что необходимо при восхождении на гору с последующим спуском, т.е. для back country. Объем рюкзака должен позволять свободно размещать горнолыжные ботинки, чтобы можно было переодеть обувь после спуска. Шлем должен иметь ушные отверстия, позволяющие слышать происходящее вокруг.
Дополнив свою экипировку лавинным датчиком, лопатой и щупом, а так же средствами связи, можно начинать осваивать внетрассовые спуски. Но … вы должны быть абсолютно уверены, что подготовлены к этому технически.
Автор: С. Рунич, руководитель программы «Фрирайд с гидами».
Статья опубликована в журнале "Горные лыжи" №1 2004 г
Источник: SKIS/Ru |
И последнее. Эти лыжи любят скорость. Хотя кто из фрирайдеров не любит скорости? =)