Я обычный любитель, который не зарабатывает деньги на фрирайде (скоро исправлюсь), но много где катал, много на чем. Мои советы бескорыстны, но не всегда подходят всем – все – таки это мой стайл, мой фрирайд.
По каждому разделу можно написать (и уже написано) десяток статей. Но при этом неофит тонет в деталях, не понимает главной сути написанного. Я постарался описать главные тренды современного состояния дел, которые прослеживаются на собственном опыте.
Снаряжение для фрирайда
проще рассматривать по категориям:
-
На чем катать (лыжи, камуса, крепеж, ботинки). Простите, мои друзья-бордеры – это не про вас.
- Одежда
- Дополнительно/обязательный минимум оборудования. Эту опцию еще любят называть «Что у фрирайдера в рюкзаке?»
Катальный стафф
Лыжи для фрирайда
Ширина лыжи подразумевает размер в талии.Почему-то у большинства горнолыжников лыжи для фрирайда ассоциируются с «фатами» (Fat - Жирные) - широченными лыжами. Бесспорно, на Аляске и еще в некоторых редких павдерных местах они уместны и необходимы. В не волшебном мире надобность в лыжах шириной более 110 -115 мм актуальна, только если ты оказался в нужном месте в нужное время. Либо это глубокая осень или начало зимы в Сибири, когда снег сыплет так часто и по многу, что не успевает оседать и смерзаться, либо сказочный февраль в Красной Поляне. Есть, конечно, подарки судьбы, которые природа выдает спонтанно в любое время и в любом месте, но это бонусы от Всевышнего, если он любит тебя. А если рассердился за грехи? А у кого их нет?)))
Есть одно верное средство для поиска павдера – хели-ски. Но и это не страховой полис против «бетона».
Мода на широкие лыжи спала, и сейчас талия моделей all mоuntain варьируется в пределах 110 – 120 мм. Все, что шире, выпускаются из престижных соображений (понты, по-нашему). Пацаны, что «строгают» лыжи в гаражах – у них свои «тараканы», у них жизнь – это гонка за павдером, чего мы себе позволить «можем, но не имеем возможности»(С).
Функционал лыж с шириной 110 – 115 мм безграничен и достаточен для всего. И их «правило Паретто» говорит, что они покрывают 80% состояний целины.
Длина лыжи для фрирайда — это скорей вопрос состояния души. Можно говорить только о минимуме, на котором ты въедешь в 80%. Это рост +10 см. Далее настолько все индивидуально, что трудно советовать. Помню, как на тестах меня перло на ростовке 203 см (+31 см к росту), хотя позже мои «тараканы» нашуршали, что это не моё. Наличие в конструкции всяческих «архитектурных излишеств» (полезность которых я не отрицаю) – кемберов, рокеров, шейпов носка, антивибраторов, 3D канта – только усложняет выбор.
Единственный способ разобраться со всеми премудростями – это
Фрирайдовые крепления для лыж
Наступил момент, когда доступный с подъемников фрирайд превратился в спринтерские гонки. Пара-тройка спусков (максимум 1-2 дня) – и все очевидные места раскатаны в хлам. Чтобы постоять, «вкурить» целину – речи нет. Пока «фтыкаешь» – целину рвут более шустрые. А потом опять жди снегопада, неизвестно сколько.Поэтому все актуальней становится ски-тур.
Скитурные крепления здорово эволюционировали за последнее время. Здорово подорожав при этом.(( Они стали легче и прочнее. Они вполне позволяют прыгать с естественного рельефа. Дропить даже на пиновых крепах – это нормально. В плане безопасности – надежность срабатывания растет, многие модели имеют полный функционал фрирайдовых креплений.
Крепления делятся (условно) на 2 группы
- «крепления с возможностью ходьбы на лыжах». Обычно рамные крепления под обычный ботинок с регулируемой высотой передней головки под пиновый ботинок. Срабатывают как обычные крепления пятка/носок. Основной недостаток – вес. Некоторые склонны считать недостатком высоту этих креплений, но на широких лыжах высокие крепы облегчают управление. Из-за веса неудобны для полноценного бэккантри – по правилу «Лишний килограмм на ногах – как 5 лишних килограмм в рюкзаке».
- скитурные крепления с пиновой* системой крепежа ботинка. Недостаток – затраты на пиновые ботинки и иногда не полный функционал срабатывания – носок может срабатывать непредсказуемо. Ски-стопы на этих креплениях то же встречаются не часто.
Рекордсмены в гонке за минимальным весом – ски-альпинисткие (спортивные) модели весят менее 100 грамм! Но вот как раз эти модели не пригодны для фрирайда – даже и не думайте!
Сам я эволюционировал до пиновых креплений, но второй парой у меня остается комплект под обычный ботинок.
Советовать конкретную модель не берусь. Я сам ломал почти все крепы, которые у меня были (или ушатывал до состояния хлама) и видел и в реале, и в он-лайне кучу краша.
*пиновая система крепежа основана на захвате носка горнолыжного ботинка с помощью пинов - заостренных стерженьков.
Есть еще такое недоразумение, как скитурные адаптеры.
Я даже не понимаю идеологии этого девайса. Благородная идея использовать обычные крепления для хождения на лыжах напрочь разбивается из-за огромного веса (как у чугунного моста) и большие люфты, сильно влияющие на управление лыжей. Категорически не советую использовать – скорей всего, после нескольких раз будут валятся без дела или подарены по принципу «Возьми Боже, что мне негоже».
Самый простой и дешевый способ раздвинуть возможности фрирайда
– прикрутить на свои лыжи ски-турные крепления под обычный ботинок. Скорей всего 70-90 процентам фрирайдеров большего и не надо. Это даст возможность катать целину на курорте в местах, где нет подъемников: съехать вниз и выгрести вверх к месту старта или отойти немного по хребтикам, или взобраться на вершинку, или спуститься в долину по дикому склону и выйти к нижней станции подъемника – вариантов много. Так поступают очень многие.Покупка пинового комплекта (приобретение пиновых креплений и ботинок влечет разумное решение прикупить и легкие лыжи) – это осознанный, обдуманный путь к большим тратам. Это путь в бэккантри. Многие подсаживаются и не возвращаются оттуда)
До сих пор в сети попадается новый ски-турный крепеж прошлых времен (произведенный 5-7 лет назад) по цене ниже обычных креплений. Надо погуглить и если отзывы более ли менее нейтральные, то можно брать.
Обычные классические фрирайдные крепления я рассматривать не буду – они у популярных брендов доведены до совершенства и практически равнозначны.
Бэккантрийные палки
Спасибо Славе Руничу - напомнил о этом девайсе.Покупайте телескопические модели, даже если вы не ходите ски-туром. Палка, раздвинутая на максимальную длину, становится многофункциональным девайсом - от щупа для поиска лыж в глубоком снегу до удлинения рук (мало ли, что достать нужно вверх по слону, или длинная опора, или из медведа шашлык сделать) Однозначно советую двухколенные палки - запас прочности гораздо выше - я уже сломал три пары трехколенных, а вот с двухколенными справиться не могу. Фиксация колен палок - эксцентриком. Я не встречал достаточно благожелательных откликов о винтовых стоперах. Сейчас у меня палки с подпружиненным шариковым стопером - пока мало юзал, мнения не имею, хотя на вес - немного легче эксцентриковых аналогов и нет точек зацепов.
Кольца на палках - однозначно хипстерские начала 20 века.
Кошки для скитурных креплений
Они нужны относительно не часто, но пару раз я попадал в такое, что без них никак. Пришлось возвращаться. На Эльбрус без кошек восхождение вообще не реально. Если жаба не душит – прикупите.
Камуса
Основной критерий качества камусов – клейкость. Фрикционные свойства практически у всех одинаковы и понять различия может только профессионал.Хорошая новость – плохих камусов сейчас не делают. За 5 лет все фирмы более или менее выровняли качество. Но камуса лидеров индустрии – 3G и Coll Tex отлично работают в крайне экстремальных условиях – низкой температуре, большой влажности. Но ношение камусов под курткой или обмотанными на ноги под штанинами – никто не отменял. У этих фирм хорошая фурнитура. Есть у меня и формы - пасынки, но вслух о них не буду.
Если хорошо отряхивать клеевую сторону от снега, носить на спуске камуса под одеждой и греть/сушить на солнышке во время перекуса, то Coll Tex у меня выдерживал до десятка подъемов в день. Но иметь с собой волшебный серебристый скотч и бэккантрийную штрипсу (на случай «усталости» клея) – благо. Веревка в случае если камус «сдох» - нормальная альтернатива ему.
Мохер, микст, синтетика? По потребительскому качеству – конечно, мохер. По соотношению цена/качество – микст. Дешево и сердито – синтетика, но она у меня быстро «лысеет», особенно когда в экстренной ситуации спускался несколько раз, не снимая камусов по жесткому снегу.
Самый дешевый и практичный вариант - купить камуса нужной ширины на отрез и прикупить к ним хорошие зацепки. Обрезать камуса лучше получается ножом для гипсокартона, чем штатной обрезалкой.
Сам я последние пару-тройку комплектов обрезал хорошо заточенным охотничьим ножом – понравилось.
Перед обрезкой камусов – наточите канты, чтобы на них не было больших зазубрин. Процесс обрезки камусов многократно показан на мувиках.
Самая главная ошибка – покупка камуса уже нужной ширины. Гимор с проскальзыванием при жестком склоне вам гарантирован на 100%.
Новации с бесклеевыми камусами, пластиковыми и прочими еще не получили полного одобрения скитурной аудитории. И свой первый камус лучше покупать в классическом варианте.
Ботинки для фрирайда
Если я договорился до того, что ски-тур – будущее фрирайда, не буду останавливаться на классических фриботах.В скитурных ботинках бренд производителя не так уж важен. Но лучше брать из проверенных временем: они как правило не дешевы, но гарантированного качества. Если вы решили искать и покупать бюджетный вариант, обратите внимание на следующее:
- наличие не скользящей подошвы с протектором;
- внутренник желателен Intuition – улитка. Intuition с языком и шнуровкой мне понравился меньше, показалось, что коротко;
- идеальное количество клипс – три-четыре. Главное, чтобы средняя клипса обжимала не щиколотку или ступню, а акцентировано утягивала пятку.
Что касается фрирайдных ботинок имени Великого Фрирайдера. Они делались фирмой под конкретного человека, катающегося на уровне Бог. И что бы не пропали деньги, затраченные на создание модели, их запускают в серию под именем прорайдера. Я отношусь к таким ботам настороженно. Хоть в процессе серийного выпуска их адаптировали под офис-райдеров, но я самый обычный рядовой катальщик, я лучше возьму типовой скитурный бот, в который вложен коллективный разум и опыт, чем стайл героя-одиночки. И в общем-то я, кажется, прав – глядя на обладателей фулл-титов и прочих.
Жесткость фрирайдовых ботинок
Катать в ботах менее 100 некомфортно, а при жесткости 120 у меня начинают уставать ноги. В ботах 100-110 я могу катать сутки.Одежда для фрирайда
Я сторонник традиционной трехслойки: термобелье-флиска-куртка. В мороз надеваю дополнительную флиску. Ноги – термобелье + мембранный комбез. В мороз дополнительно флисовые штаники.Никаких курток и штанов с утеплителем!
Куртка из мембраны
Количество слоев не важно, в холод пот все равно буден намерзать изнутри, а в теплынь вы будете расстегивать вентиляцию. Так что пар в любом случае не будет тесниться через поры. Обратите лучше внимание на максимальную водонепроницаемость. Все новые куртки держат дождь, в лучшем случае, до часа, а дальше хоть гусиным жиром смазывай – течь начинают почти сразу. Так что при температуре около 0 градусов при снегопаде мокнуть вам в любой мембране.Лучше обратить внимание на крой и функционал. Юбка обязательна (некоторые производители ухитряются выпускать без нее), манжеты на руках обязательны (Ау! PATAGONIA!), карман под маску – нужен. Капюшон большой с утяжкой. Желательно, высокий ворот (можно до носа) чтобы избежать ношения балаклавы – почему-то не люблю ее. Карманчик для ски-пасса лучше на руке.
Брюки – комбинезон – самосброс или с «бомболюком» (отстегивающаяся по нужде задняя часть комбеза, ниже поясницы). Желательно защиту от порезов усилить сразу кордурой.
Комплект перчатки + варежки с внутренними тонкими перчатками. По весне – флисовые однослойные перчатки.
Шапка – по моде, но чтобы уши не отмерзали.
Рюкзак для фрирайда
Общие требования – достаточная емкость с небольшим запасом – типа у друга не все поместилось.Однодневный фрирайд. Емкость рюкзака 18-25 литров.
Обязательные элементы:
- верхняя разгрузка
- нижний пояс
- система крепления для переноски лыж по бокам или диогональная. Лучше, чтобы была и та, и другая.
Дополнительные, но не обязательные мелочи:
- органайзер для лавинного стаффа – обычно в заднем отделе;
- отделение для гидратора и вывод питьевой трубки, если вы водохлеб;
- дополнительные входы;
- отдельный карман для запасной маски – так она лучше сохраняется;
- защита спины? Если есть возможность ее вытащить – я вытаскивал. Лопата – ничуть не худшая защита. Но чтобы стафф не прилетал в спину, нужно прокладывать запасной пуховкой, жилетом со стороны спины.
Желательные свойства:
- дополнительный задний вход, особенно для фотографов;
- отсутствие верхнего кармана – загораживает обзор при оглядывании назад;
- непромокаемый карманчик для девайсов и рации;
- ручка для переноски – часто цепляю за нее карабин, чтобы повесить куда-нибудь.
Если средства позволяют курить рюкзак с аэрбэгом – покупайте. Но помните, что это не билет в вечную жизнь. Помогает он в половине лавинных случаев.
Бэккантрийный рюкзак
Не надо оутдорных монстров в 60-80 литров! Ацки неудобны при ски-туре и вообще по жизни. Концепция переноски снаряжения внешним навесом – рулит! Зато для фрирайдной программы не нужен отдельный рюкзак.Мне хватает 35-45 литров. Спальник, палатка, каремат и барахло в герме на подвесе. Но нужен обязательно наружный чехол больше, чем штатный, чтобы избежать зацепов. Дополнительно еще креплю его веревкой снаружи. В него, в чехол, можно на ходу что-то класть-брать маршрутное, не останавливаясь.
И фрирайдовую однодневку, и бэккантрийный рюкзаки не сложно найти - их достаточно много в магазинах. Надо просто основательно покопаться в них, чтобы подобрать под свои потребности.
Учтите – чрезмерная функциональность и множество опций влекут за собой дополнительный вес, иногда значительный. Соблюдайте принцип минимальной достаточности!
Предостережение
Не ведитесь на легкоходные рюкзаки – вес-весом, но живут они мало. Могут порваться от любого зацепа. Я уж не говорю, что канты для них – верная костлявая. Старая добрая кондура – друг фрирайдера!
Рация
Даже обсуждать не надо – нужна! Не обязательно дальнобойная, тяжелая. Сейчас много $50-х и дешевле китайских «пукалок». Нужна не с фиксированными каналами, а с настраиваемой частотой. На маршруте для связи с гидом незаменима. Людей без рации иногда просто не берешь с собой.И просто жизненна необходима: по вечерам для инфы по апрески, по утрам – место и время сбора.
Лавинное оборудование
Долго думал – нужно ли прописывать отдельной главой это снаряжение или включить его в раздел Содержимое фрирайдного рюкзака. Ведь без него катать фрирайд, как без лыж – невозможно.Триада «бипер-щуп-лопата» (БЩЛ) - это не только ваш шанс на спасение, но и судьба попутчиков в ваших руках. Это пропуск в спонтанные покатушки: когда вас спрашивают, есть ли БЩЛ – это не забота о вашей драгоценной жизни, а сугубо меркантильный интерес – будешь ли ты искать и откапывать меня в случае ЧП или стоять в сторонке и ковырять в носу.
Бипер (лавинный трансмиттер) – не обязательна последняя модель. Вполне достаточно трехантенника с функцией поиска группы. Но чем новее, тем лучше. И помните главное – бипер без умения им пользоваться ничем от булыжника не отличается. Продвинутое изучение инструкции и картинок никогда не заменит практических навыков. Даже летом игра в поиск бипера – увлекательное занятие, стоит привязать к нему, допустим, бутылку коньяка. Сейчас появились недорогие простенькие модели – можно начать с них.
Щуп – чем длиннее, тем лучше. Не менее 2,5 – 2.8. Не надо профессиональный, им не так-то легко пользоваться. Только не с веревкой в качестве натяжки, только тросик. Сейчас в продаже полно легких простеньких щупов. Вам еще им и лыжи свои искать придется)
Лопата – только вот не надо экономить на весе и брать пластиковую имитацию лопаты для ски-альпинизма. Возьмите нормальную средних размеров, металлическую. Ведь ею много чего можно сделать – от кикера и откапывания машины, до строительства снежного убежища и загона шатуна. Да! Еще можно откапывать из лавины! Не надо страдать членомеркой – чья лопата больше, средних размеров самое то.
Лавинные шнуры/шары, авалунги – вещи большей частью бесполезные. Ими просто не успеваешь воспользоваться.
Содержимое фрирайдного рюкзака
Глядя на частые картинки в инете с содержимым рюкзаков гида, хочется рыдать и вернуться на карвы.То ли гиды – прорайдеры каких-то брендов и заинтересованы в маркетинге, то ли у них комплекс членомерки… Но советовать все это таскать рядовому катальщику – циничный садизм.
Итак, у нас в рюкзаке уже лежит по умолчанию БЩЛ и гидратор для водохлебов. Далее:
Запаски, вторые комплекты:
- варежки с внутренними перчатками на случай резкого похолодания, длительной остановки или намокания перчаток (в перчатках обычно катаюсь);
- пуховка или жилет – утеплялка и как аварийный комплект для недвижимого;
- маска (индивидуально, мне, например, не нужна вообще, если нет ветра и снегопада);
Аварийное:
- волшебный армированный серебристый скотч;
- веревка 6-8 мм 10-20 метров, и еще парочка шнуров, метра по 2 – скальники, эвакуация, нарты;
- аварийное одеяло (два раза очень-очень пригодилось);
- аптечка (я обхожусь роликом лейкопластыря и бинтиком в пакете, для лангетки – скотч);
- пара беккантрийных штрипс;
- налобник;
Полезное:
- Мультитул.
Еда, питье:
- сникерс/марс;
- термос (я не беру – лишний вес, пластиковая бутылочка с водой 0,5 л, не водохлеб);
- иногда карманное питание из быстрых углеводов (курага, мексиканский орех, цукаты);
- бутеры в контейнере, редко-редко, когда идти далеко, возвращаться поздно.
В итоге вместе с рюкзаком вес 3-3,5 кг до 4-х. Если все сложено по уму, рюкзак утянут и подогнан, этот вес вообще не чувствуется, не отнимает силы, не гремит, не болтается, но ты готов ко всему.
Я буду рад, если что-то вам пригодится из моего опыта.
До встречи в паудере!