Ищу попутчиков в Архыз с 17 по 22.02... 16 Февраля 2025 - 22 Февраля 2025 Россия, Архыз
За Снегом из Москвы на авто конец... Февраль 2025 - Март 2025 Россия, Домбай, Приэльбрусье, Архыз
Трансфер Минводы-Терскол 27.02.25 г. 27 Января 2025 - 7 Марта 2025 Россия, Приэльбрусье
0

Снежные люди

Reports Лента автора 1 Августа 2006 (09:22) Просмотров: 454 0

В милом мультике из детства смешные грузовики везли снег африканским детям. А теперь вдруг оказалось, что снег, вернее, установки для его производства, готовы покупать и в России. Даже зимой.

С первыми теплыми лучами столь долгожданного весеннего солнышка, пока еще нерешительно пробивающегося сквозь серые мрачные тучи, вдруг ловишь себя на странном желании сохранить в себе, или хотя бы где–то рядом кусочек зимы. Весна — это хорошо. Но вот парадокс: чем теплее, тем сильнее тянет еще раз прокатиться на лыжах. Прыгнуть после русской бани в пушистый сугроб. В конце концов, назло всем сезонам нежно запустить снежком в любимую девушку. Баловство, ребячество? А может быть, неявно выраженный, но вполне массовый спрос?

Кое–кто из предприимчивых людей не поленился додумать эту мысль до конца. Действительно, почему бы не предложить всем нуждающимся возможность покупать снег — белый, чистый и пушистый? Ну, положим, торговать прямо–таки снегом в чистом виде — идея и впрямь утопическая. Не самосвалами же его возить, в самом деле. Другое дело — оборудование для производства искусственного снега. Довольно неожиданная для России рыночная ниша. Однако, как выясняется, весьма перспективная.

Оговоримся: производить снег из ничего при температуре плюс двадцать вряд ли получится. Но вот при небольшом «минусе» или даже при нулевой температуре — вполне.


Вот кто–то с горочки спустился

Александр Рагозин признает: российские поставщики генераторов снега действительно приобретают пушки за рубежом для перепродажи, однако за качество такого оборудования сам же продавец и несет ответственность.
Основной доход российские производители снега получают, обслуживая горнолыжные склоны, которых в России становится с каждым годом все больше. Мода на горные лыжи в стране не проходит. Кроме того, теперь у нас что ни зима, то новое развлечение. В прошлом году народ до умопомрачения катался на горных велосипедах, укомплектованных самой настоящей зимней резиной, а в этом сезоне на пике популярности оказались сноуборды. Владельцы склонов для лыжников и прочих рекреационных бизнесов утверждают: поток клиентов растет из года в год.

Зачем искусственный снег в России, традиционно славящейся своими суровыми, снежными и затяжными зимами? Однако естественный снежный покров далеко не всегда подходит для горнолыжников: менее плотный, чем искусственный, он требует значительных усилий по утрамбовке «до кондиции». Применение искусственного снега позволяет продлить сезон — как поздней осенью, когда уже достаточно холодно, но снег еще не выпал или лег неравномерно, так и ранней весной, когда снег начинает таять, появляются первые проталины, а популярный у лыжников склон наперекор погоде остается пригодным для скоростного спуска. Наконец, даже в холодную погоду сильный ветер может сдувать со склона снег: трасса становится неоднородной, а этого горнолыжники очень не любят: для нормального функционирования склона толщина снежного покрова должна составлять не менее 30 см. И, в конце концов, полагаться на волю случая в бизнесе крайне рискованно.

Использование искусственного снега позволяет владельцам склонов гарантировать бесперебойное обеспечение своего продукта «сырьем» и повышает его привлекательность для отдыхающих. Результат — рост доходов и готовность управляющих зимними парками, владельцев горнолыжных трасс и других рекреационных заведений платить за оборудование по производству искусственного снега.


«Снежные пушки» в цифрах

  • 2,3–3 миллиона рублей — стоимость оснащения одного среднего склона российскими пушками, зарубежными — в два раза дороже
  • 20% — маржа производителей
  • 20–25 тысяч долларов — именно столько составляют стартовые затраты на запуск производства
  • 20–25% — такова рентабельность данного бизнеса.
  • 3–4 заказа в год — необходимый минимум, при котором вложения окупаются.
  • 2–3 звонка в неделю раздаются в офисе производителей от потенциальных клиентов.
  • 150 тысяч евро — стоимость производства одной снежной комнаты
  • 3–4 месяца — время, необходимое на производство пушек для одного среднего склона

Пушки к бою

Системы снегообразования принято делить на два класса — «снежные пушки» (на языке науки — «вентиляторные снегогенераторы») и «снежные ружья». Первые, и правда, похожи на пушки, превращающие воду в снег при помощи вентиляторов и системы охлаждения. А «ружья» распыляют через форсунки поступающую под высоким давлением воду так, что на склон она выпадает уже в виде снега. У каждой из систем есть и свои недостатки, и свои достоинства.

Александр Рагозин, руководитель проекта искусственного климата компании «Экосистема», занимающейся производством, поставкой из–за рубежа и сервисным обслуживанием оборудования для выработки искусственного снега, утверждает, что «снежные ружья» обходятся покупателю дешевле, если иметь в виду цену покупки, однако снежные пушки куда более экономны в эксплуатации. Проблема лишь в том, что до сих пор на рынке производства и продажи такого оборудования в России царит полная неразбериха.


Снежные пушки, и правда, похожи на крупнокалиберные мортиры, превращающие воду в снег при помощи вентиляторов и системы охлаждения.

Собственно, российские компании, производящие снежные пушки и ружья, можно пересчитать по пальцам, тогда как за рубежом это развитая, мощная и весьма успешно функционирующая индустрия со стажем более 30 лет и огромными оборотами. В России этот бизнес, по сути, только вышел на старт. Но разве это не лучшее время для того, чтобы оценить начальные затраты и возможные доходы?

Так, Александр Рагозин задумал начать производство снежных пушек в начале 2000–х годов. Сначала были неоформленные идеи, которые со временем претворились в жизнь. Помогло то, что ранее он работал в сфере высоких технологий и имел высшее инженерное образование. Начинал разработки Рагозин в другой компании, затем пришел в «Экосистему», где уже было всерьез запущено производство снегогенераторов.

В принципе, если не вдаваться в тонкости процесса, производство довольно стандартное. Главное — начать. Разработать систему, закупить необходимое оборудование. Затем договориться о поставках комплектующих и приступать к производству. Причем, как говорит Александр Рагозин, «Экосистема» старается по максимуму использовать российские комплектующие, так как они значительно дешевле западных, но совсем без применения западных составляющих обойтись все равно не удается. Особых проблем с поставками не возникает, основное — связи наладить. В зависимости от пожеланий клиента можно сделать пушку у нас, но из западных комплектующих — все равно получится дешевле, чем закупать за рубежом уже готовую продукцию. В общем, нишу по производству оборудования для создания искусственного снега «Экосистема» постепенно начала осваивать. Не за горами и выход конкурентов!

Итак, российские «пушки» и «ружья» только–только начали появляться на рынке. Впрочем, получается это пока не у всех. Рагозин уверяет, что у его компании — получается. Однако владельцы и управляющие горнолыжных склонов до сих пор куда более лояльны к оборудованию, произведенному за рубежом. «Уж они–то давно научились его делать», — не сговариваясь, заявили «Бизнес–журналу» менеджеры нескольких российских горнолыжных склонов. Привозное оборудование дороже. Но те, кому нужен снег, хотят получить гарантированный результат, а не экономить ради экономии.

— У нас установлены «пушки» западных производителей, — говорит заместитель управляющего по эксплуатации парка «Яхрома» Сергей Белов. — В России сегодня не выпускают оборудование, которое по качеству соответствовало бы мировому уровню. Поэтому и эффективность его использования оказывается под вопросом.

Однако российские производители уверены, что уже способны предложить рынку снежные «снаряды» достойного качества, да к тому же и намного дешевле — разница между отечественными и импортными «одноклассниками» порой достигает 50%.

— Да знаю я, как все они «налаживают производство», — напрямик заявил «Бизнес–журналу» совладелец одного из горнолыжных склонов в Подмосковье. — Покупают за границей бывшую в употреблении, практически негодную «пушку», привозят по «липовым» документам, берут ее «за основу», а через некоторое время начинают выпускать суррогатные копии. Или, что еще хуже, могут подкрасить это старье, налепить свою «торговую марку» и попытаться нам продать. О качестве такой «продукции» я промолчу. Уверен, что копия просто несопоставима с оригиналом!

Александр Рагозин признает: российские поставщики генераторов снега действительно приобретают пушки за рубежом для перепродажи, однако за качество такого оборудования сам же продавец и несет ответственность. «Мы тоже покупаем за границей бывшие в употреблении снежные пушки, привозим их, делаем капитальный ремонт и только после этого продаем клиенту. И гарантию на них даем — как на новые».

Кроме того, с точки зрения обеспечения горнолыжных комплексов снегом странно отделять поставку «пушек» от дополнительных услуг, которые оказывают поставщики. Ведь к каждому агрегату нужно подвести инженерные коммуникации, наладить подачу воды и электричества, не говоря уже о регулярном сервисном обслуживании всего комплекса! И если пренебрегать последним пунктом, то из строя выйдет любая, даже самая качественная система! Вполне вероятно, что сохраняющееся недоверие менеджеров горнолыжных склонов к российским поставщикам — всего лишь попытка заставить последних еще больше «упасть» в цене. Однако, по оценкам Рагозина, даже в таких условиях «снежный» бизнес оказывается достаточно прибыльным.


Развитие производства, маркетинг, организация сбыта и сервисной базы, подготовка специалистов требуют существенных финансовых вливаний. Но ведь и рынок сбыта растет!

Для того, чтобы оборудовать один склон снежными «пушками» отечественного производства, клиенту придется выложить от 2,5 до 3 миллионов рублей, причем маржа производителя составит 20%. Это означает, что, выполнив всего три–четыре заказа в год, уже можно завершить сезон с приличным «плюсом». А учитывая, что на производство одного снегогенерирующего комплекса необходимо не менее трех месяцев, «снеговики» заняты делом круглый год.

Пики продаж приходятся на осень и позднюю весну — раннее лето. Осенние заказы чаще всего связаны с заменой имеющегося оборудования перед началом нового сезона или оснащением только что построенного склона, чтобы как можно быстрее ввести его в эксплуатацию. Но в таком случае есть риск не успеть. Вы можете разместить заказ в ноябре, а первые искусственные снежинки в лучшем случае лягут на склон не раньше середины, а то и конца декабря. Поздновато, ведь в большинстве российских регионов температура ниже нуля опускается уже в ноябре, что становится сигналом к открытию очередного горнолыжного сезона. Вот почему самые предусмотрительные владельцы склонов готовят сани летом, заказывая пушки в апреле-мае. Тогда и спешки не случится, и «горка» будет готова к приему лыжников с первым же похолоданием.


Наши

Преодолеют ли российские производители установок для производства искусственного снега недоверие владельцев горнолыжных склонов? Скорее всего. В конце концов, компьютеры российской сборки поначалу покупали вопреки неустойчивому качеству (которое, однако, быстро менялось к лучшему), но благодаря привлекательным ценам. К тому же наши «снеговики» явно способны реинвестировать часть прибыли в улучшение потребительских свойств своего оборудования: рентабельность в 20–25% позволяет. Другой разговор, что и стартовые вложения, которые инвесторы стремятся вернуть как можно быстрее, достаточно высоки. Технически стартовать можно, имея в кармане 20–25 тысяч долларов. Однако развитие производства, маркетинг, организация сбыта, сервисной базы потребуют куда больших финансовых вливаний. И это без учета тотального кадрового голода. Рынок молод, специалистов нет, а значит, их придется либо перекупать у конкурентов, либо готовить за свой счет.

Тем не менее, Александр Рагозин уверен, что все эти вложения довольно быстро окупятся. Даже при условии, что за год компания выполнит упомянутые «три–четыре заказа». «Два–три звонка в неделю у нас точно есть, так что живется нескучно», — говорит Рагозин. Разве что «интересующихся» все–таки намного больше, чем платежеспособных потенциальных заказчиков».


Белый и домашний

Искусственный снег нужен не только менеджерам горнолыжных склонов. Свой вклад в растущий спрос на эту «продукцию» вносят владельцы саун и бань, с удовольствием приобретающие такой экзотический продукт, как «снежные комнаты». Возможность вне зависимости от забортной температуры после бани сигануть в сугроб, пусть и не совсем натуральный, привлекает клиентов и позволяет банщикам устанавливать «эксклюзивные» цены.

Специалисты признают: да, искусственный снег, производимый в закрытых помещениях, «по мягкости и пушистости» уступает натуральному. Но, похоже, ценителей полного банного цикла «парилка — сугроб» это нисколько не смущает.

Сегодня за оборудование «снежных комнат» зарубежного производства под ключ поставщики просят не менее 150 000 евро. Российские клоны — вдвое меньше.



Статьи по теме:
Как сделать искусственный снег
Автор: Антон Белых
Источник: "Бизнес-журнал" №7 2006 год
0