День первый
Регулярный рейс Аэрофлота приземлился в Цюрихе около 9.30 утра и в начале 11-го мы уже грузили вещи в арендованный Форд Фокус вэгон. Планов на предстоящие девять дней у нас было громадье - собственно, покатать на основных курортах швейцарского кантона Граунбюндена, таких как Давос, Ароза, Ленцерхайде, Андерматт (который не совсем на территории кантона, но на границе), Флимс / Лаакс. Последний был выбран основной базой для проживания по двум-трем причинам: легкодоступность как самого курорта, так и остальных курортов от него, наличие большой собственной зоны катания и, наконец, слабораскрученность этого курорта в России. Как альтернатива, рассматривался Ленцерхайде, но он по ряду причин отпал. Прямо на сайте были забронированы и оплачены по карточке апартаменты, на распродаже куплены билеты - и вот мы уже в Швейцарии.
«Пьяный воздух свободы сыграл плохую шутку с профессором Плейшнером». Как-то так было у Семенова. Совершенно выпало из головы, что Е41 может иметь два направления. Дальше было круче. Даже не те названия населенных пунктов не убавили у нас уверенности, что «правильной дорогой идете, товарищи». Бело-красный круг с надписью Zoll тоже не навел на размышления. Правда, показалось, что откуда-то слишком много полицейских, ну да мало ли что. Остановились у какой-то будки, как впереди идущая машина, открыли окно, товарищ в будке махнул рукой - проезжайте, мол, и мы поехали.
Еще через километров 40 стали замечаться некоторые странности - пропали малейшие намеки на горы, все указатели указывали на немецкие города. В голове появились подозрения: а туда ли, мы, собственно говоря, едем. На очередной парковке был выловлен местный абориген, которому с помощью английского, жестов и дорожной карты Швейцарии задался напрашивающийся вопрос: собственно, где мы? На что тот, с трудом подбирая англицкие слова, сообщил, что наша карта маловата, и мы находимся где-то тут - и он показал слегка за пределы карты, на территорию Германии. Приехали. Мало того, что километров сто проехали в противоположном направлении, так еще и без визы въехали на территорию Шенгена. В общем, в машину и быстрее обратно, в Швейцарию, благо швейцарские визы нынче мульти. В этот раз нас на въезде остановили и проверили, но пропустили и ничего не сказали. Правда, время уже было потеряно и добраться до дальних курортов так, чтобы еще и покатать, уже было невозможно, но мы все-таки решили доехать до Давоса, посмотреть, куда там на форум бизнесмены и политики ездят.
При практически полном отсутствии снега на ближайших «низких» курортах (Флумс, Пицол), Давос порадовал не только наличием снега, но и катанием (визуально) до низу как минимум на Якобсхорне. Наземная часть делится на Давос Дорф и Давос Плац. Дорф, мне показалось, удобнее для катания и демократичнее, Плац пафоснее, вдоль улицы крутые магазины (не Ст Мориц, но все же). Походили, поглазели, пообедали - и поехали в Кур. Там у нас был забронирован отель на первую ночь. По приезду созвонились с Петей Che, договорились на следующий день покатать вместе, сходили в Гигер Бар (Гигер - художник-дизайнер, создатель Чужих в соответствующих фильмах). Бар был АБСОЛЮТНО пустым в пятницу вечером и ничего сверхестественного из себя не представлял. Не всегда нужно верить всему, что пишут в путеводителях. Закончили вечер празднованием 23 февраля посредством распития дути-фришного коньяка под шоколад. Начало поездки не радовало.
День второй. Ленцерхайде
Поднялись раненько, позавтракали. В холле отеля уже ждал Петя. Покидали вещи в машину и поехали в близлежащую зону катания Ленцерхайде-Валбелла. Расположена она в примерно двадцати километрах от Кура. Зона катания достаточно обширная, но малоизвестная в России. Сама зона состоит из 2-х частей, лежащих по разные стороны долины. Мы обкатали только зону Ротхорна - самую высокую часть долины (другую половину оставили на «другой раз», но не срослось). Подъемники в массе достаточно старые - швейцарский принцип - не зачем менять то, что и так работает.
Снега было немного - трассы жесткие, вне трасс - старый, раскатанный снег. Потенциальные возможности фрирайда хорошие, трасс мало - пространства большие, с удобными выкатами. Но на этот раз занимались трассовым катанием.
Что интересно – остановившись пообедать в ресторанчике, с удивлением обнаружили русскоговорящего официанта в этом совершенно «безроссийском» месте. Ближе к вечеру отвезли Петю в Кур, там же затарились продуктами (в субботу в Швейцарии практически все работает до 17.00, в воскресенье же не работает вообще) и направились в Лаакс - место нашего основного проживания.
Сайт курорта
И статья Бугельского.
День третий. И до последнего
Дальше наша идея поездить не прошла - с воскресенья начались снегопады, и, как говорится, - от добра добра не ищут. Внизу, как правило, за ночь насыпало примерно 7-10 см, которые к вечеру таяли. Наверху - больше. Часто вторая часть дня была уже с переменной облачностью и солнцем, а ночью снегопад начинался опять. В общем, если бы еще снег был сухой - практически идеальный вариант для отличного катания.
Альпенарена - большая, по швейцарским меркам, зона катания. Подняться в нее можно из 3-х городков - Флимс Дорф, Лаакс и Фалера. Самый большой и интересный городок для проживания - Флимс Дорф и, в принципе, если все открыто, то из него самый удобный доступ ко всей зоне катания. Лаакс меньше и проще, так же и Фалера. Мы жили в Лааксе.
Из Лаакса на верх ведут два пути - можно подняться сразу на 120-ти местном вагоне, или сначала на «яйцах», а потом на креселке. Второй путь дольше, но «яйца», во-первых, позволяют в дороге подогнать снарягу (затянуть боты, намазаться кремом и т.п.), ну и, во-вторых, сделать разминочный спуск под ними - там неплохая красная трасса, а также, параллельно, вне трасс под канаткой. Но низко. Нормальной кондиции снег там был где-то на второй день снегопада, дальше был с утра переизбыток сырого, тяжелого, снега, после обеда - каша конкретная.
Не новая 4-х местка идет от «яиц» вверх, на Crap Sogn Gion. Под креселкой - парк, хафпайп, квотер, несколько трампов. Через парк идут выезды вне-трасс - не только на обозначенную 80-ю трассу, но и вообще на поле между 60-й, 64-й и 65-й трассами. Кстати, о 65-й - вполне приличная черная трасса, к вечеру разбитая, внизу долгий выкат, но с уклоном - можно разогнаться до приличной скорости. Слева от нее, в верхней части, тоже есть внетрассовый маршрут, но местный, показавший его, пояснил, что с определенного уровня надо забирать правее, чтобы не оказаться, типа в ущелье (на карте можно его заметить), иначе обратно будет долго выбираться.
Раз уж пошли влево. Слева находится шестиместка, обслуживающая (на схеме) 66-ю и 67-ю трассы. На самом деле она обслуживает одну из самых популярных трасс региона - красную 66-ю-широкую, но многолюдную, для карвинга - только раннее (совсем) утро, парк со всевозможными боксами, перилами, столами и парой трамплинов и большой кусок внетрассового катания, а именно зону, ограниченную 66-й, 40-й и 42-й трассами. Сверху это - поле, ниже - лес с «краснополянским» уклоном, но поплотнее.
Под вагоном от Crap Sogn Gion до Crap Masegn находится учебная зона, оборудованная тремя бугелями. В любой другой альпийской стране вместо длинного бугеля Alp Dado стояла бы креселка. Но не в Швейцарии - зачем менять то, что работает. С верхушки Crap Masegn идет неинтересная 40-я, с большим количеством выкатов и контруклонов. Креселка из Alp Ruschein и «яйца» из Fuorcla были закрыты почти постоянно и оценить возможности катания вокруг них нам не удалось.
Отступление. Вообще, хоть мы и укатались в хлам, но за все время поездки было открыто максимум 50% трасс, а если судить по катальной территории, то, в лучшем случае, 30%.
«Яйца» из Флимса приходят в местечко под названием Plaun, и оттуда можно подняться на другую сторону, в Nagens и, далее, в Mitta Rodunda. Здесь поположе в целом, чем на склонах напротив, но трассы получше, и разбиваются меньше. Для карвинга хороша связка 23-й с 24-й и красная часть 16-й. Верх же, от 23-й до, наверно, 12-й очень ничего в смысле фрирайда. Есть много возможностей так называемого околотрассового фрирайда, но в нижней части в ситуации большого количества снега можно не доехать. 12-я ниже Nagens обычно забита народом.
Склоны в Mitta Rodunda и Crap Sogn Gion имеют разную ориентацию (первый - южную, второй - условно, северную) и разные ветровые условия (на первом очень часто сильный ветер, на втором - только со стороны креселки из Curnius'а. Личные же наблюдения: на Crap Sogn Gion снега больше, но в тех катальных условиях день на 3-4-й снегопада кататься было уже очень тяжело, поскольку снег был плотный, влажный и тяжелый. Высокие требования к снаряге - первый раз не хватало стандартной доски, хотелось пошире, подлиннее и помягче, поскольку даже на достаточно крутых участках приходилось ехать просто по прямой на задней ноге. Поэтому вторую половину недели больше катались на Mitta Rodunda, где снега было поменьше, и он был полегче.
Вне-трасса 75 требует знания выхода на нее (или хорошую видимость) - выйти можно не везде, можно уткнуться в скальные сбросы.
Обо всем
Подготовка трасс во Флимс/Лаакс хуже, чем в остальных альпийских странах. То ли это связано с недостаточным количеством ратраков, то ли еще с чем, но факт.
Еще раз убедился в том, что качество апартаментов в Швейцарии на порядок превосходит французские.
В Альпенарене очень немного соотечественников (за все время пересеклись только с одной компанией), и отношение к русским очень доброжелательное. Фразы на русском мы слышали в самых неожиданных местах - например, в мясном отделе супермаркета COOP.
Цены на снаряжение реально высокие, дороже московских, почти на все. Исключения могут составлять «зажравшиеся» в Москве бренды типа Unity, но в целом, на покупку снаряги «там» лучше не рассчитывать. Прокат дороже австрийского процентов на сорок.
Ссылки
Cайт региона.
Очень хорошая статья Ю.Бугельского.
Контора, в которой бралась машина.
Автор: Густь |