Дэррен Виссер (Darren Visser) — самодельщик и бизнесмен из крошечного городка Линдхёрст (Lyndhurst), что расположен близ Мельбурна. Сноубордом он увлёкся ещё в середине 1980-х, когда произошёл резкий взлёт популярности относительно молодого тогда снаряда и такое катание официально признали видом спорта.
Помимо этого чисто зимнего, по идее, увлечения Виссер нашёл для себя не менее захватывающие развлечения для лета: мотоциклы — водный и обычный. Но сноуборд, очевидно, больше запал в душу Дэррену, иначе как объяснить, что он придумал способ, как кататься на "снежной доске" круглогодично и практически в любом месте.
Называется эта занятная штуковина "Снежный туннель" (Snowtunnel, www.thesnowtunnel.com/) — цилиндр из гофрированной стали 7 метров в длину и диаметром 4,8 м. Он установлен на роликах, так что может легко крутиться под действием электромотора. Внутри же этой бочки всегда царит зима.
Всё, что нужно для тренировки или даже начального обучения сноуборду, – взять в руки доску, выбрать на пульте управления желаемую скорость вращения и вперёд – скользить и кувыркаться в облаке снежных кристалликов.
Управление доской внутри "туннеля" похоже на взаимодействие с ней в настоящих условиях, на склоне. Только вы практически никуда не движетесь. Однако бочка всё время норовит поднять вас повыше на свою стенку, так что в арсенале "туннелелаза" могут появиться и прыжки, и слалом.
Автор устройства говорит, что в нём можно использовать самый обычный сноуборд, но с учётом кривизны поверхности бочки лучше подойдёт укороченный с практически прямой боковой линией.
На переднем крае туннеля установлен рельс с покрытием из тефлона. Это сделано для того, чтобы самые смелые пробовали как можно дольше проехать по самому "обрыву", балансируя на грани падения. В общем, несмотря на кажущуюся простоту, катание внутри бочки не столь уж примитивно и скучно.
Чтобы изобрести "Снежный туннель", нужно быть фанатом зимних видов спорта и думать о них даже летом. Идея установки пришла в голову Дэррену после того, как он увидел на игровой площадке детскую вращающуюся трубу, приводимую силами самих играющих. В этот момент он и подумал, что если труба будет двигаться за счёт электромотора, а внутри будет достаточно скользко — получится бесконечная горка для сноуборда.
На разработку и постройку первого работающего прототипа Виссер и собранная им команда инженеров и спортсменов потратили 10 лет. Наконец, появилась конструкция, обладающая всеми свойствами, о которых мечтал австралиец.
А в следующем году Дэррен принял участие в проекте Tail End Charlie – многодневном вояже на нескольких точно так же отреставрированных тракторах и их современных репликах вокруг всей Австралии. Он был посвящён 50-летию трансавстралийского ралли на тракторах, проведённого в 1957-м (фотографии Darren Visser). |
Бочка состоит из трёх слоев. Внешний несущий – сталь. Затем идёт вспененный полистирол для теплоизоляции, а уже поверх него уложено три километра 20-миллиметровых оцинкованных стальных труб, отстоящих на 7,5 сантиметра друг от друга.
Через них прокачивается гликоль при температуре минус 10 градусов Цельсия. После того как туннель достаточно промёрз, в него заводят семиметровую трубу, тонко распыляющую воду. Бочка при этом вращается. Через 10 часов изнутри намерзает ледяная корка, а на ней и снежная шубка, примерно так, как это происходит в морозильнике у вас дома.
Ещё некоторое время "на подсушку" – и обращённый к спортсмену слой туннеля покрывается прекрасными снежными кристалликами. Они не слишком важны для скольжения, но зато во время быстрого вращения бочки создают под ногами маленькие вихри, напоминающие снег, летящий из-под сноуборда при спуске по настоящему склону.
Для создания первоначального снежного одеяла используются 8000 литров воды. Далее для поддержания надлежащей поверхности рекомендуется распылять дополнительные слои один раз в 1-2 дня.
И что важно – большая часть этой воды после завершения работы установки не пропадает зря. Когда Snowtunnel выключают, растаявшая вода откачивается в резервуар, в котором и ждёт следующего запуска машины.
Аппарат может транспортироваться на полуприцепе. И это делает его выгодной заменой колоссальным комплексам с искусственным снегом. Бочку можно притащить на любую выставку или шоу, а потом без проблем увезти в новое место.
Да и затраты на постройку "туннеля" несравнимы с возведением "зимнего курорта" в какой-нибудь жаркой стране. Кроме того, аппарат может быть масштабирован в зависимости от пожеланий заказчика.
Интересно было бы посмотреть, как в действительно огромной трубе будут крутиться сразу несколько человек. Увы, для реализации такого расширенного проекта команда Дэррена ещё только ищет инвесторов. Так что о массовом выпуске "Снежного туннеля" речи пока не идёт.
Сейчас в Австралии на носу – наиболее жаркий сезон. Самое время антиподам подумать о зимних развлечениях. Или не время? Запутал, пленил и увлёк нас Виссер своими мечтами. И не только нас.
18 ноября 2009 года в австралийской телепрограмме The New Inventors вышло несколько сюжетов, рассказывающих о новых изобретениях и их авторах. И Дэррен со своим "туннелем" оказался победителем в голосовании зрителей, выбиравших лучшую идею.
Очевидно, это были люди с родственной Виссеру душой. Люди, которым "всегда чего-то не хватает: зимою — лета, зимою — лета, зимою — лета, осенью – весны".