Что такое ратрак? Смешной вопрос! - скажете вы. - Это прикольный трактор, которым укатывают трассы для катания! И будете не правы, потому что основное назначение чудо-машины - это перевозка людей и грузов по крутым склонам, покрытым многометровым слоем снега, спасательные работы, расчистка дорог и многое другое. А подготовка трасс – это так, побочное занятие, которое, как часто бывает, стало основным (и лучше всего оплачиваемым).
В других странах таких машин не было. В СССР их использование не имело особого смысла: горные районы составляют у нас очень незначительную часть территории, а с равнинным бездорожьем справится и трактор. К тому же расстояния наши столь велики, что даже для снабжения геологических партий нужны не вездеходы, а самолеты. Ну а в Европе на снежных машинах просто некуда ездить. Правда, и там в конце 30-х появилось что-то подобное. Например, гусеничными легковушками занимался гениальный Фердинанд Порше, отец «Фольксвагена» и танка «Тигр». Но это были не ратраки и даже не вездеходы - так, баловство.
А на лыжных курортах, между тем, кипела работа - ведь склоны начали специально обслуживать еще в 20 годы, и делали это в точности так, как предписывается в методичке, изданной Госкомспортом 40 лет назад: «сверху спускаются, взявшись за руки, 2-3 шеренги по 50-60 чел. и пробивают ногами снежный покров на глубину 50-80 см. Затем такое же количество лыжников шагом спускаются и рубят снег лыжами, затем 50-60 лыжников юзят вниз, заглаживая неровности…» и далее: «бригада рабочих, обязательно на лыжах, вооруженная лопатами, граблями и движками (?), спускаясь по склону…»
Хотя, конечно, случались и усовершенствования. Например, на французском сайте www.skistory.com можно увидеть более продвинутые средства, чем загадочные «движки». Кстати, все, кто бывал в Кировске, наверняка видели у подножья трамплина устройство, сходное по конструкции, но значительно большее по размерам. Оно исправно укатывает снег уже 30 лет, не нуждаясь ни в горючем, ни в ремонте.
В начале 50-х Эмиль Аллэ (тот самый, знаменитый довоенный чемпион), посетил США и увидел там «Sno-Cat», возивший грузы на горном курорте. Великий лыжник оценил истинные возможности машины, а вернувшись во Францию, начал активно пропагандировать американское новшество. И добился своего - Франция оказалась первой европейской страной, где «Sno-Cat» стали использовать для подготовки трасс.
До европейских инженеров дошло, что они чуть было не упустили шанс. Вся тракторная Европа взялась за ратраки - одни копировали Такера, другие изобретали оригинальные конструкции, потребитель же был строг и требовал дешевой, надежной и универсальной машины, предназначенной не только для укатывания трасс, но и для тяжелой работы. Вот тут-то и появился первый настоящий ратрак - горный вездеход австро-швейцарской фирмы «RaTrac», а модель «S», выпущенная в начале 60-х, стала прототипом всех современных машин этого класса.
Наши тоже не остались в стороне. Еще 5-6 лет назад в польском Закопане работал очень старый ратрак, на радиаторе которого красовалась эмблема с надписью «Алатау» - по-видимому, эту штуку выпускали в Казахстане, но никто не знает, где и когда. Говорят, что ратраками занимались Владимирский тракторный завод, НАТИ и ЗИЛ; сейчас их, вроде, делает Онежский тракторный завод и даже какое-то электронное предприятие в Челябинске, но с их продукцией я пока не встречался.
Зато я видел очень поучительный ратрак, детище знаменитого Челябинского тракторного. Вообще-то, это был никакой не ратрак, а обычный бульдозер ЧТЗ в так называемом «болотном исполнении», но у него было все, что нужно: гусеницы метровой ширины, низкий центр тяжести, мощный дизель и главное - гениальный тракторист. Эта машина на рубеже 80-90-х готовила к соревнованиям трассы в Междуреченске, обычно она величественно выползала откуда-то со стороны угольного разреза и перла вверх, волоча на тросе жестяной стартовый домик. Потом аппарат неспешно катался вверх-вниз, а на лице пилота ясно читалось превосходство нашей технической мысли над ихней.
Использованы материалы с сайтов www.nesm.org, www.skistory.com, www.sno-cat.com, www.pistenraupe.de, www.timwafer.com
Другие статьи автора на сайте:
Адреналин
Живописцы, окуните ваши кисти
Как помочь коленям?
Откуда берутся травмы?
Главный лыжный вопрос
Автор: Skipper |