Начнем с самого важного - с лыж. Принято считать, что весовой прогиб лыжи определяет 60% скользящих свойств лыж, 20% определяются материалом, состоянием и структурой скользящей поверхности лыж и лишь последние 20% определяются смазкой лыж. Итак, самое важное в хорошей паре лыж - весовой прогиб.
Коньковые лыжи должны обладать весовым прогибом, как можно равномернее распределяющим вес лыжника по лыжне. При этом давление лыжи на лыжню от носка должно нарастать плавно - это залог хорошего скольжения. Коньковая лыжа при отталкивании ногой не должна полностью задавливаться - это тормозит. Хочется отметить, что распространенное мнение, что лыжа "катапультирует" лыжника после толчка, является заблуждением. Любому, знающему школьную физику, понятно, что чрезмерно жесткая лыжа скорее будет "катапультировать" более легкий снег под лыжей, нежели лыжника. При этом жесткая лыжа гораздо хуже скользит на зачастую нежесткой российской трассе.
При тестировании лыж вышеописанное означает, что, когда вы сжимаете и отпускаете пару лыж обоими руками в середине (вертикально расположенные лыжи обхватываются кистью примерно в 3 см к пятке за центром тяжести) и при этом смотрите между лыжами в носковой части, сжатие передней части лыжи от носка происходит постепенно, вы наблюдаете, что зазор между лыжами закрывается. Прежде чем приобретать новые лыжи, выработайте у себя "ощущение хорошей пары" - посжимайте лыжи, которые у вас "катят", пощупайте лыжи друзей, на которых они вас "накатывали". Во многих магазинах (например, московский "Олимп") стали появляться флекстестеры - приборы для определения жесткости лыж.
Типичные случаи не очень хороших лыж:
- Лыжа сжимается с заметным усилием с самого начала.
- Лыжа сначала сжимается очень легко, а потом наступает "стоп", у такой лыжи при многократном частом сжатии можно услышать стук в передней части колодки.
- При сжатии носки лыж расходятся.
- При сильном сжатии владельцем лыжи соприкасаются под колодкой.
- При сильном сжатии владельцем под колодкой остается зазор более 2 мм (кроме лыж на лед).
Весовой прогиб классических лыж. В плане скользящих качеств все аналогично коньковым лыжам. При этом очень важно подобрать лыжи с правильной колодкой. Колодка должно быть достаточной длины, чтобы обеспечить сцепление лыжи со снегом при толчке, и оптимальной жесткости, чтобы, с одной стороны, при скольжении на двух лыжах держащая мазь не тормозила бы о снег, с другой стороны, чтобы лыжник смог без труда задавить лыжу при толчке и добиться сцепления держащей мази со снегом.
Не приобретайте ребенку жестких классических лыж! Ом не сможет нормально толкнуться, лыжи будут проскальзывать, и это отобьет у него всякую охоту к лыжному спорту.
По характеру колодки и весового прогиба классические лыжи принято делить на три типа:
- на мягкий мелкозернистый сухой снег
- на переходную погоду в районе нуля
- на плюс и жесткую лыжню
Лыжи на мелкозернистый снег обычно нежесткие с длинной колодкой 45-60 см и эластичной носковой частью. Лыжи на плюс и жесткую лыжню - жесткие, с короткой колодкой 35-50 см и с меньшой площадью контакта скользящей поверхности лыжи со снегом. Лыжи на переходную погоду являют собой нечто среднее между двумя вышеописанными типами. Итак, мы с вами теперь знаем, как "нащупать" правильную лыжу.
Следующий вопрос - сколько пар иметь и каких. Желательно иметь как минимум две пары на конек - одну тренировочную и одну гоночную. Если вы можете себе позволить только одну гоночную пару, предпочтение лучше отдать паре лыж на сухой снег, нежестким (при сильном сжатии под колодкой остается зазор 0,5 - 1,5 мм). Важен равномерный эластичный передний хлыст лыжи. Если появится возможность купить вторую гоночную пару - купите лыжи пожестче, они хорошо подойдут на гонки по жесткой лыжне и фирну. Классика - желательно хотя бы две пары гоночных лыж - одна пара на мягкий мелкозернистый сухой снег, другая пара на плюс и жесткую лыжню, при необходимости эта пара пойдет и на переходную погоду с несколько скорректированной зоной смазки. При передвижении классикой шанс попортить лыжи меньше, чем при передвижении коньком, поэтому тренировочные лыжи не так важны, разве что на вкатывание.
Скользящая поверхность лыжи
В данный момент все производители гоночных лыж пользуются скользящими поверхностями из высокомолекулярного полиэтилена с различными добавками от весьма ограниченного количества поставщиков, гарантирующих высокое качество. Не рекомендуются скользящие поверхности с различными разноцветными включениями в виде гранул, ворсинок и т.п. Лыжи поступают в продажу с поверхностью, шлифованной наждачным камнем (по-немецки "штайн-шлифт"). Из-за хранения на складе поверхность лыж окисляется, поэтому соревнующимся гонщикам рекомендуется лыжи аккуратно проциклевать и пройти бронзовой щеткой раз 50-70. Иногда от шлифовки наждачным камнем на скользящей поверхности появляется "волна". Не покупайте такие лыжи - "волну" будет очень трудно сциклить. Очень важно, чтобы в процессе эксплуатации лыж скользящая поверхность не была окислена, для этого надо регулярно порафинить лыжи, пусть даже недорогим нежестким парафином (типа Свикс СН7).
Ростовки лыж
Не покупайте слишком короткие лыжи! Конек - рост спортсмена плюс 10-15 см. Классика - взрослый мужчина - 205-210 см, женщина 195-200 см. Подростковые классические лыжи - рост плюс 20-25 см. Помните, что на коротких классических лыжах негде будет разместить зону смазки держащей мазью, а короткие коньковые лыжи хуже скользят и не позволяют реализовать полноценную технику хода.
Какие лыжи покупать?
При ограниченных финансах отличным решением является покупка у спонсируемого гонщика элиты подержанных лыж с креплениями по цене 70-150$. Другой вариант - лыжи выпусков прошлых лет, они как правило продаются по цене ниже 200$, а от "последних" лыж зачастую отличаются незначительно или только косметически. Еще одна возможность - купить лыжи не самой "верхней" модели, а модели следующей за ней. Во всем мире основной объем продаж как раз падает на модели этого класса. Эти лыжи обладают той же геометрией, у них такая же скользящая поверхность, как и у "верхней" модели, основное отличие в том, что в конструкции этих лыж используются не столь дорогие материалы. Например, вместо акрилового пенопласта используется полиуретановый, или вместо углеволокна используется стекловолокно. Обычно такие модели весят на 150-200 гр. больше, но стоят на 80-100$ меньше. Марка лыж не имеет значения, важно, чтобы лыжи обладали хорошими скользящими качествами и подходили под вес лыжника. Другое дело, что среди лыж определенных марок хорошие лыжи встречаются чаще, среди других - реже.
Статья опубликована в журнале "Лыжный спорт"
Автор: Иван Кузьмин, заслуженный мастер спорта России, чемпион мира по лыжному ориентированию Источник: skisport.narod.ru |